Отчёт на МО по самообразованию: «Обучение младших школьников навыкам самообслуживания».
методическая разработка (4 класс)

Амерханова Елена Николаевна

Цели: формирование умений и навыков по самостоятельному обслуживанию своих потребностей у детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умственную отсталость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Вознесенская школа – интернат для обучающихся, воспитанников с  ограниченными

возможностями здоровья   Венгеровского района Новосибирской области

Отчёт на МО по самообразованию:

«Обучение младших школьников навыкам самообслуживания».

Амерхановой Елены Николаевны

Вознесенка, 2021г.

   

Значительное место в общей системе коррекционно-воспитательной работы с детьми занимает обучение их навыкам самообслуживания. «Самообслуживание» для детей с умственной отсталостью является средством формирования умений и навыков по самостоятельному обслуживанию своих потребностей. В процессе занятий у них вырабатываются практические умения и навыки, необходимые для их повседневной жизни.

Самообслуживание является средством активного познания окружающей действительности. Практическая деятельность, будучи весьма конкретной и простой по содержанию, является наиболее понятной и доступной воспитанникам. Разнообразие видов труда становится источником приобретения новых знаний и представлений.

Цели: формирование умений и навыков по самостоятельному обслуживанию своих потребностей у детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умственную отсталость.

Задачи:

Формирование положительного отношения и интереса к бытовому труду, выработка привычки к личной гигиене, чистоте и аккуратности, привитие навыков культуры поведения, воспитание уважения к труду взрослых, привитие детям навыков самостоятельности, искоренение тенденции к иждивенчеству в посильных для детей задачах по самообслуживанию.

  Одной из важнейших задач воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта является формирование навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков. Навыки, связанные с гигиеной тела.

Научить детей показывать и называть правую и левую руку, правую и левую ногу, части тела: лоб, подбородок, затылок, щеки, губы. Уметь пользоваться носовым платком. Уметь причесываться и следить за аккуратностью волос. Закрепление умения показывать и называть части тела. Уметь показывать и называть пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец).            Прививать детям основные гигиенические правила в отношении зубов и полости рта. Навыки и правила утренней зарядки. Уметь следить за чистотой рук; мыть руки без напоминания после пользования уборной и всякого загрязнения. Уметь чистить зубы, полоскать рот.

Уметь самостоятельно, без помощи взрослого выполнить в нужной последовательности все этапы утреннего и вечернего туалета (умывание, причесывание, чистка зубов).

Навыки одевания и раздевания.

Закрепление ранее приобретенных навыков. Уметь следить за своим внешним видом: заправлять рубашку в штаны, застегивать рубашку и штаны на все пуговицы, натягивать колготки, расправлять складки воротничка. Знать, в каком порядке надевать разные части одежды. Учить различать лицевую сторону от изнанки, застегивать и расстегивать пуговицы, различать обувь для правой и левой ноги. Уметь шнуровать ботинки. Аккуратно, без напоминания взрослого складывать и убирать, снятые с себя предметы одежды.

Навыки, связанные с приемом пищи.

Закрепление ранее приобретенных навыков. Помощь в сервировке стола, его уборка после еды. Уметь различать и называть основные продукты питания (суп, каша, мясо, котлеты, картофель, рыба, яйцо, масло, сахар и т.д.). Без напоминания мыть руки перед едой.

Навыки, связанные с уходом за одеждой, обувью, постелью.

Вытирать ноги, входя в помещение со двора, стряхивать снег с одежды. Уметь следить за чистотой своей одежды и обуви, чистить загрязнившиеся вещи щеткой. Уметь различать, все ли пуговицы на месте. Уметь выстирать мелкие вещи: воротники, платки, носки и т.д.

Навыки поведения и самообслуживания.

Уметь содержать в чистоте и опрятном порядке свои вещи, рабочее место (парту), школьные принадлежности. Участвовать в линейке. Уметь накрывать на стол, прибирать посуду после еды, вытереть клеенку, накрывать стол скатертью. Без напоминания прибирать за собой после еды, занятий. Помогать младшим детям при совершении туалета.

Большую работу в этом плане учителю необходимо проводить с родителями учащихся. Воспитание навыков личной гигиены и самообслуживания необходимо наладить в семье. Все виды работ по обслуживающему труду должны осуществляться в соответствии с правилами санитарии и техники безопасности. При проведении уроков необходимо следить за состоянием одежды воспитанников.

Прежде всего, учитывая беспомощность детей в быту, их необходимо обучать самообслуживанию: умыванию, одеванию и раздеванию, а также соблюдению других режимных моментов. Овладение детьми умыванием- длительный процесс, состоящий из ряда этапов. Прежде всего их следует приучать к воде, сначала к тёплой, а затем и к холодной. Для этого в группе проводятся разнообразные игры: мы вместе с ребёнком купаем куклу, пускаем лодочку, достаём со дна тазика затонувшие предметы и. т. п. Затем проводим подготовительные упражнения: потирание сухих рук, складывание ладоней таким образом, как это делается при умывании лица.       

Держа руки ребёнка в своих, мы проделываем нужные упражнения: потираем ладони друг о друга, проводим ими по лицу. Тёплая вода, спокойный темп водной процедуры, поощрение каждого самостоятельного движения ребёнка обязательно сделают умывание приятной для него процедурой. В процессе этого вида деятельности (как, впрочем, и в других случаях) следует обязательно разговаривать с детьми. Взрослый показывает и называет части тела, предметы туалета, а ребёнок повторяет за ним.

  Очень сложно научить ребёнка самостоятельно одеваться. Чтобы научить детей застёгивать и расстёгивать пуговицы, шнуровать ботинки, необходимы длительные тренировочные упражнения, которые проводятся на специальных пособиях. На жилете с пуговицами и петлями различной величины ребёнок учится застёгивать пуговицы, начиная с крупных и постепенно переходя к более мелким. Для тренировки в шнуровании ботинок используется дощечка, в которой проделывают два вертикальных ряда отверстий. На этом пособии, сделанном более крупно, чем соответствующая часть ботинок, ребёнок учится шнуровать и завязывать шнурки. Все операции (вдевание шнурка, шнуровка и завязывание) усваиваются поэтапно, а затем объединяются в единое целое, после чего ребёнок переходит к действиям с реальными предметами.

  Следует следить за активностью ребёнка, чтобы поощрять любую попытку самостоятельно выполнить то движение, которому его обучают. Не надо пропускать даже едва заметное продвижение, иначе самостоятельность может угаснуть и смениться полной пассивностью. Следует поощрять словами, жестами самые незначительные успехи детей. Необходимо постоянно следить за тем, как ребёнок одевает и снимает вещь, умеет ли складывать её и класть в определённое место. Этим создаётся привычка к аккуратности и формируются необходимые положительные установки поведения.

«Формирование бытовых навыков у детей с нарушением интеллекта необходимо для социальной адаптации в будущем. В норме маленькие дети часто пытаются принимать участие в домашней работе, стремятся помочь родителям на кухне или при уборке. Аномальных детей приходится специально обучать бытовым навыкам ,используя особые приёмы, учитывая интересы ребёнка, его возможности, возможности организации среды для обучения и возможности применения этого навыка в повседневной жизни.» (С. Морозова, с.140)

Накрывать на стол -  один из наиболее простых для обучения навыков. Можно учить ребёнка приносить посуду только для себя или для нескольких человек. (для всех детей в группе, для членов семьи) Обычно для детей, которые не умеют считать, используют какой-либо ориентир: это могут быть стулья, расставленные вокруг стола (напротив каждого стула ребёнок должен положить тарелку, чашку. столовые приборы, салфетку и т.п.). учить ребёнка убирать посуду после еды нужно, направляя его последовательно убрать тарелки, чашки, столовые приборы, собрать использованные бумажные салфетки и выбросить их в мусорное ведро. Как и при обучении другим навыкам, желательно избегать вербальных инструкций, помня о том, что сама ситуация со временем должна направлять ребёнка к выполнению действий, а не руководство со стороны взрослого.

При работе с родителями  советуем им привлекать детей к помощи во всех бытовых делах. Участие в совместной деятельности не менее важно, чем самостоятельная работа по дому. Фактически любого ребёнка можно научить выполнять простые действия, позволяющие ребёнку принять участие в работе по дому. Примеры таких действий: тереть на тёрке овощи, сложить грязное бельё из корзины в стиральную машину; переложить чистое бельё из машины в таз; сложить сухие полотенца, достать газету из почтового ящика и т. д. Обучение этим навыкам отвлекает родителей от собственных занятий, но следует помнить, что затраченные усилия обязательно окупятся в будущем. Известны случаи, когда подростки с умственной отсталостью, которых с детства обучали бытовым навыкам, выполняют значительную часть работы по дому, что значительно облегчает быт семьи.

Практика работы  показывает, что детям с ограниченными возможностями в психическом и физическом развитии доступно выполнение элементарных видов домашнего труда. В детском саду в младшем возрасте мы учим детей подметать пол, вытирать пыль, убирать со стола, мыть кукольную посуду. В старшем возрасте они овладевают стиркой кукольной одежды, платочков, ухаживают за растениями (поливают, рыхлят почву, вытирают пыль с листьев). Обучая детей несложным трудовым навыкам, следует многократно показывать всё, что они должны сделать, объясняя задание понятными, простыми словами и выражениями.

Одни и те же слова и фразы надо употреблять постоянно - ребёнку легче будет их усвоить. Зав. лабораторией клинико-генетического изучения аномальных детей Е. М. Мастюкова в статье «Воспитание аномального ребёнка в семье» отмечает, что «при обучении аномальных детей следует по возможности полнее использовать такую характерную для них черту, как склонность к подражанию. Повторяя за взрослым те или иные действия, ребёнок через некоторое время становится в состоянии справиться с заданием самостоятельно, но под обязательным контролем. Необходимо всячески поощрять стремление детей выполнять работу правильно. Нельзя упускать из виду крупицу положительного отношения к заданию: даже небольшие, подчас  малозаметные успехи ребёнка следует отметить и положительно оценить».

Очень важно воспитать у ребёнка навыки культурного поведения. Даже нормально развивающийся ребёнок, если он избалован, капризен и груб, производит неприятное впечатление. Воспитание же правильного поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья имеет огромное значение. Нельзя допускать, чтобы ребёнок хватал со стола, что ему хочется, разбрасывал игрушки по всей группе (комнате), брал вещи, принадлежащие взрослым. При этом бесполезно прибегать к длительным беседам, поучениям, так как он попросту не поймёт их. Нужно многократно показывать ему, как следует поступать в определённых случаях, каким образом выполнять необходимые действия. И только путём многих упражнений ребёнок приучается, например, мыть руки перед едой, благодарить за помощь, правильно вести себя в общественных местах. Систематически предъявляемые требования приводят к образованию положительных привычек, которые позволяют ребёнку с (ОВЗ) в определённой степени приспособиться к окружающей жизни. 

 В соответствии с характером трудовой деятельности и психологическими особенностями детей большая часть времени отводится на практическую работу.

Учебный материал распределяется по следующим разделам:

-технический труд;

-бытовой труд;

-основы художественной обработки различных материалов;

-сельскохозяйственный труд.

Работа с бумагой, картоном и комбинированные работы дают возможность продолжения формирования у младших школьников навыков по организации рабочего места, по владению такими материалами, как бумага, всевозможные по фактуре ткани, пластилин, глина и природные материалы. Выполнение трудовых заданий по изготовлению изделий с правильными геометрическими формами требует от ребёнка понимания необходимости точной исполнительской деятельности, неукоснительного следования поставленной цели, что и составляет основу труда. Так, разметка деталей по шаблону требует хороших исполнительских навыков. Работа по шаблону мобилизует волю ребёнка и его интеллектуальные способности. В этой деятельности ребёнок может соотнести результаты своих усилий с шаблоном и самостоятельно объективно оценить свою работу.

Конструктивная деятельность требует своих способов действия, своих приёмов обследования и построения конструкции.

Ребёнок должен освоить все типы конструирования:

-по образцу;

-по условиям;

-по замыслу.

По недельной циклограмме ,четверг- трудовое воспитание, предусматривается обучение школьника элементам самообслуживания (мелкий ремонт и уход за одеждой, обувью), формирование навыков безопасного труда и личной гигиены при работе с иглой и ножницами.

В итоге развития самообслуживания на начальной стадии организации воспитательного коллектива происходят следующие изменения: учащиеся научились производить простейшую уборку школы, для многих это стало привычным делом, у значительной части школьников развивается хозяйское, бережное отношение к школьному имуществу, соответственно сокращается и время обслуживающего труда.

Учащиеся своими силами оборудуют учебные кабинеты, мастерские, помещения для кружковой работы, изготавливают для этого необходимые пособия, инструменты, оформление. Самообслуживание смыкается здесь с производительным трудом: и дети мастерят игрушки и игры для групп продлённого дня, для воспитанников детского сада, создают декорации для школьного театра и т.д. Самообслуживание становится одной из развивающихся традиций воспитательного коллектива и нормой во всех видах её деятельности.

Рассматривая задачи педагогов обеспечивающие развитие самообслуживания в школьном коллективе.

Первая задача – обучение детей умениям и навыкам обслуживающего труда, обращению с соответствующими инструментами, приборами, правильной организации труда.

Основной успех обслуживающего труда и отношение к этой деятельности учащихся, как показывает опыт, ближайшим образом зависят от того, насколько рационально и технически грамотно выполняют учащиеся отдельные операции и всю работу в целом даже в простейших видах этого труда.

К этой задаче вплотную примыкают ещё две: обобщение и распространение передового опыта обслуживающего труда школьников и забота о расширении применения и внедрения технических средств.

Не последней по важности задачей является разъяснение педагогами значения самообслуживания как средства создания лучших условий для коллективной работы и жизни и как непосредственно вклада школьного коллектива в сохранении и умножение  общественного достояния.

Ещё одним исключительно важным моментом педагогического руководства является учёт возрастных и физиологических возможностей детей, вовлекаемых в труд, и строгое соблюдение правил и норм школьной гигиены и техники безопасности при организации любого вида обслуживающего труда.

Эффективность воспитательной работы во многом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности с учётом возрастных особенностей школьников. Прежде всего труд учащихся должен быть осмысленным, посильным и по возможности разнообразным.

Младшим школьникам следует прививать навыки самообслуживания, приёмы ручной работы с различными материалами, умение ремонтировать различные предметы быта, учебные пособия, участвовать в благоустройстве школьников дворов, оздоровительных площадок и других общественно полезных делах.

     Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания. Цель самообслуживания – воспитать у учащихся хозяйскую заботу о нуждах коллектива, своей семьи, стремление поддержать чистоту, порядок в школе, классе, на учебно-опытном участке, школьном дворе. Учащихся приучают к удовлетворению, складываю своих вещей в определённом месте, пришивание пуговиц, чистке обуви и одежды и др. Их привлекают к выполнению различных поручений, связанных с дежурством по классу, в столовой, к уборке классных помещений, рабочей комнаты, коридоров, уходу за растениями в классах, на учебно-опытном участке школы. Учащиеся могут заниматься подготовкой оборудования, материалов для учебных занятий.

     В заключение отметим, что обучение навыкам самообслуживания и бытовым навыкам, несмотря на свою сложность и длительность, всегда даёт положительные результаты, что значительно облегчает жизнь семьи, в которой воспитывается аномальный ребёнок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по самообразованию"Формирование познавательной самостоятельности через обучение младших школьников рациональным приёмам работы с информацией на уроках русского языка"

В течение нескольких лет использовала опыт Т.Е. Соколовой по формированию у учащихся приёмов работы с информацией: использование кодирующих систем на уроках русского языка.Особенно помогли кодов...

Обобщение педагогического опыта (доклад) по теме "Формирование навыков самоконтроля как средства успешного обучения младших школьников"

Материал содержит краткое изложение моей работы по данной теме. Дынный опыт работы  был представлен в качестве конкурсного испытания "Методическое объединение" на областном конкурсе "Педагог года...

Доклад по самообразованию на тему "Схематическое моделирование как способ обучения младших школьников решению текстовых задач".

Автор: Пономаренко Л.Н. Описание: данный материал предназначен для учителей начальных классов....

Презентация по теме самообразования " Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников."

Презентация  по теме самообразования. В ней указаны факторы, влияющие на учебную мотивацию, причины спада,равитие  мотивации учащихся начальной школы....

Образовательная программа "Обучение младших школьников конструктивным навыкам разрешения споров и конфликтов (на основе восстановительной модели процесса медиации ШСП)"

Социально-психологическая направленность программы для начальной школы.Актуальность образовательной программы продиктована рядом факторов. Перемены в социально-экономической, социально-психологической...

Методическая работа по теме самообразования «Обучение младших школьников моделированию при решении текстовых задач».

Методическая работа по теме самообразования «Обучение младших школьников моделированию при решении текстовых задач»....

Из опыта работы по теме самообразования: «Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения младших школьников учебной дискуссии»

Представлены сообщение, презентация по теме «Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения младших школьников учебной дискуссии» и памятка «Союзы и речевые конструкц...