Из опыта работы по теме самообразования: «Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения младших школьников учебной дискуссии»
статья
Представлены сообщение, презентация по теме «Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения младших школьников учебной дискуссии» и памятка «Союзы и речевые конструкции, используемые во время дискуссии».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie.docx | 67.81 КБ |
samoobrazovanie.pptx | 794.57 КБ |
pamyatka_diskussiya.docx | 14.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы по теме самообразования «Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения младших школьников учебной дискуссии»
Актуальность темы
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания ЗУНов, как основных итогов образования, произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни.
Формирование коммуникативных УУД, определенных в ФГОС начального общего образования, направлены на воспитание нравственного человека, готового к активному взаимодействию с окружающим миром.
С сентября 2012 года я начала работать в 1 «А» классе. Проведенная педагогическая диагностика по определению готовности к школьному обучению показала, что только у 20% первоклассников уровень сформированности коммуникативной компетентности достаточен для их адаптации в классном коллективе. У остальных же наблюдаются проблемы коммуникативного характера, особенно в построении эффективного сотрудничества со сверстниками.
Цель работы состоит в выявлении условий, при которых формирование коммуникативных УУД у младших школьников в процессе обучения учебной дискуссии будет наиболее эффективным.
Определение цели позволило сформулировать следующие основные задачи:
- выявить исходный уровень сформированности коммуникативных умений учащихся 1 "А" класса.
- разработать и апробировать программу формирования коммуникативных УУД при обучении ведению учебной дискуссии, программу по этике;
- провести повторную диагностику, сравнить полученные результаты, сформулировать выводы о результативности проведенного исследования.
I этап работы. Комплексная оценка и выявление уровня сформированности коммуникативных УУД ребят. Для этого были выбраны следующие методики: наблюдение, разработана анкета: "Потребность в общении"; метод социометрии "Выявление межличностных отношений в классе" (Л.И. Ларионова).
Рассмотрим результаты некоторых методик.
- "Потребность в общении".
Цель. Выявить у учащихся уровень потребности в общении.
Ход эксперимента. Учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты.
Уровни потребности в общении
Вывод. Таким образом, как показали результаты анкеты, у большинства учащихся была низкая потребность в общении.
2."Выявление межличностных отношений в классе".
Цель. Выявить социометрический статус ученика в классе, взаимность выбора, степень удовлетворенности межличностных отношений в группе.
Ход эксперимента. В беседе с учащимся задавались следующие вопросы: «Представь, что ваш класс племя индейцев. Кто бы стал вождем? Кого бы хотели бы видеть вождем в первую очередь, кого, если бы не удалось выбрать вождем первого. Кого бы ты ещё не возражали видеть в роли вождя?»
Анализ метода социометрии показал, что в классе
По значению статуса взаимных выборов я ранжировала учащихся по 4 группам, исходя из этих групп, выделили уровни межличностных отношений в группе. Критерии ранжирования и уровни отношений в группе представлены в таблице.
Ранжирование учащихся по группам
Группа | % | Уровни взаимности межличностных отношений |
Первая | 75-100% | благополучный |
Вторая | 50-75% | |
Третья | 25-50% | неблагополучный |
Четвертая | 0-25% |
Ранжирование учащихся по группам в 1 «Б» классе
Из анализа выше изложенной социометрической методики следует, что в классе был неблагополучный уровень взаимности межличностных отношений, т.к. в классе присутствовал большой процент «пренебрегаемых» детей, были «изолированные». Также подтверждением является то, что в классе преобладали третья и четвертая группы, по ранжированию учащихся.
Таким образом, на основе всех полученных данных я сделала вывод, что у учащихся низкая потребность группового общения в учебно-воспитательном процессе, не достаточно сформирован уровень коммуникативных УУД.
IIэтап. Разработка и апробирование программы формирования коммуникативных УУД при обучении ведению учебной дискуссии.
Работу по формированию у младших школьников коммуникативных УУД я разделила на 2 программы.
Программа «Учебная дискуссия»
Подготовительная ступень
Количество часов | Тема урока | Образовательные цели |
4 | Речевая ситуация. Ориентировка в речевой ситуации. | Формировать представление о речевой ситуации, умение ориентироваться в речевой ситуации. |
4 | Дискуссия. Стратегии дискуссии. Составляющие части дискуссии. | Формировать понятие дискуссия. Учить определять компоненты дискуссии. |
2 | Правила ведения дискуссии. | Формировать знания о правилах ведения дискуссии. |
2 | Обоснованные доказательства. Виды доказательств. Структуры доказательств | Формировать умение строить обоснованные доказательства. Формировать знание о видах доказательств. |
4 | Такие разные предложения в нашей дискуссии | Формировать умение конструировать разные виды предложений. |
2 | Фразы при разных вариантах доказательств. | Формировать умение использовать соответствующую лексику при разных вариантах доказательств. |
Основной ступени
Образовательный предмет | Тема урока | Речевая ситуация |
Математика | Можно ли разбить подкову на 6 частей двумя ударами топора? | Докажите друг другу можно ли разбить подкову на 6 частей двумя ударами топора. |
Русский язык | Сколько антонимов у слова «свежий»? | Докажите друг другу, что можно подобрать больше пяти антонимов к слову «свежий». |
Окружающий мир | Кит-это рыба? | Докажите друг другу, что кит – это рыба. |
Чтение | Может ли Незнайка стать вежливым? | Докажите друг другу, что Незнайка сможет стать вежливым. |
Продуктом данной программы стала брошюра, в которой есть все вышеуказанные занятия.
Все мы используем в своей работе дискуссию. Вашему вниманию предлагаю памятки, в которых отражены союзы и речевые конструкции, которые могут использовать учащиеся во время ведения дискуссии.
Также была разработана авторская программа «Веселые уроки этикета», по которой мы с ребятами занимались во время внеурочной деятельности по ФГОС. Вашему вниманию я представляю только содержание данной программы.
Содержание программы
I Модуль. «Этика отношения к окружающим» (12 ч.)
Сказка об этике и этикете. Знакомство с правилами школьной страны: города Полезных Игр, междугородних дорог. Знакомство с правилами города Подкрепления. Знакомство с правилами и путешествие в город Хранитель Знаний. Культура поведения во время игры. Этикет застолья. Правила поведения на улице. Можно ли дома забывать об этикете? Веселые правила хорошего тона в гостях. Нормы поведения в магазине. Как правильно себя вести в культурных зрелищных заведениях? Закрепление. Составляем этический кодекс Игра «Кто хочет стать миллионером?»
II Модуль. «Культура речевого общения» (13 ч.)
Речевой этикет. Дружим с добрыми словами. Юмор нас выручает. Алло, слушаю вас! Подстригите меня, пожалуйста. Поздравляю с днем рождения! Выздоравливай поскорее. Коллектив начинается с тебя! Учимся мириться. Как участвовать в дискуссии и что это такое? Секретные советы девочкам. Секретные советы мальчикам. Наши помощницы – Мимика и Пантомимика. Составляем (дополняем) этический кодекс.
III Модуль. «Культура внешности» (4 ч.)
Разрешите представиться – Гигиена. Встречают по одежке… Культура движений. Посоветуемся с зеркалом. Составляем (дополняем) этический кодекс. Выпуск газеты «Калейдоскоп этикета».
IV Модуль. «Систематизация и закрепление пройденного материала» (3 ч.)
Составляем, разгадываем кроссворды, шарады, посвященные этике. Проект «Азбука поведения». Праздник веселого этикета.
На данном этапе детьми были реализованы разные виды работ:
ролевая игра;
дискуссия;
заседание экспертной группы
III этап. Диагностический этап.
На диагностическом этапе были проведены следующие диагностики
Потребность в общении
Динамика межличностных отношений в классе
Статус учащихся
Из диаграмм мы видим, что у большинства учащихся во 2 классе вырос уровень потребности в общении. Снизился процент пренебрегаемых учащихся, не стало изолированных детей.
Группы ранжирования учащихся
Динамика сформированности диалогических умений
Условные обозначения.
По оси х расположены умения:
1.С точки зрения логичности и последовательности речи.
2.С точки зрения лексического строя речи.
3.С точки зрения синтаксической структуры.
4.С точки зрения контроля эффективность собственных высказываний.
Стала преобладать благополучная группа по ранжированию учащихся. Произошла положительная динамика сформированности диалогических умений.
Я считаю, что таких результатов удалось достичь благодаря тому, что ребята занимались по программе «Учебная дискуссия» и «Веселые уроки этиета».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность темы Изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От ЗУНов , как основных итогов образования, произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни. Формирование коммуникативных УУД, определенных в ФГОС начального общего образования, направлены на воспитание нравственного человека, готового к активному взаимодействию с окружающим миром. Только у 20% первоклассников уровень сформированности коммуникативной компетентности достаточен для их адаптации в классном коллективе.
Цели и задачи работы Цель работы состоит в выявлении условий, при которых формирование коммуникативных УУД у младших школьников в процессе обучения учебной дискуссии будет наиболее эффективным. Задачи : выявить исходный уровень сформированности коммуникативных умений учащихся 1 “ А " класса. разработать и апробировать программу формирования коммуникативных УУД при обучении ведению учебной дискуссии, программу по этике; провести повторную диагностику, сравнить полученные результаты, сформулировать выводы о результативности проведенного исследования.
I этап. Комплексная оценка и выявление уровня сформированности коммуникативных УУД ребят. Методики диагностики: наблюдение; анкета: «Потребность в общении»; метод социометрии «Выявление межличностных отношений в классе» (Л.И. Ларионова)
Потребность в общении Цель. Выявить у учащихся уровень потребности в общении. Уровни потребности в общении
Выявление межличностных отношений в классе Цель. Выявить социометрический статус ученика в классе, взаимность выбора, степень удовлетворенности межличностных отношений в группе.
Ранжирование учащихся по группам Ранжирование учащихся по группам в 1 «Б» классе Группа % Уровни взаимности межличностных отношений Первая 75-100% благополучный Вторая 50-75% Третья 25-50% неблагополучный Четвертая 0-25%
II этап. Разработка и апробирование программы формирования коммуникативных УУД при обучении ведению учебной дискуссии Работа по формированию у младших школьников коммуникативных УУД разделена на 2 программы. Программа «Учебная дискуссия». Программа «Весёлые уроки этикета».
Программа «Учебная дискуссия» Подготовительная ступень Кол-во часов Тема урока Образовательные цели 4 Речевая ситуация. Ориентировка в речевой ситуации. Формировать представление о речевой ситуации, умение ориентироваться в речевой ситуации. 4 Дискуссия. Стратегии дискуссии. Составляющие части дискуссии. Формировать понятие дискуссия. Учить определять компоненты дискуссии. 2 Правила ведения дискуссии. Формировать знания о правилах ведения дискуссии. 2 Обоснованные доказательства. Виды доказательств. Структуры доказательств Формировать умение строить обоснованные доказательства. Формировать знание о видах доказательств. 4 Такие разные предложения в нашей дискуссии Формировать умение конструировать разные виды предложений. 2 Фразы при разных вариантах доказательств. Формировать умение использовать соответствующую лексику при разных вариантах доказательств.
Основной ступени Образовательный предмет Тема урока Речевая ситуация Математика Можно ли разбить подкову на 6 частей двумя ударами топора? Докажите друг другу, можно ли разбить подкову на 6 частей двумя ударами топора. Русский язык Сколько антонимов у слова «свежий»? Докажите друг другу, что можно подобрать больше пяти антонимов к слову «свежий». Окружающий мир Кит-это рыба? Докажите друг другу, что кит – это рыба. Чтение Может ли Незнайка стать вежливым? Докажите друг другу, что Незнайка сможет стать вежливым.
Программа «Веселые уроки этикета» Содержание программы I Модуль. «Этика отношения к окружающим» (12 ч.) Сказка об этике и этикете. Знакомство с правилами школьной страны: города Полезных Игр, междугородних дорог. Знакомство с правилами города Подкрепления. Знакомство с правилами и путешествие в город Хранитель Знаний. Культура поведения во время игры. Этикет застолья. Правила поведения на улице. Можно ли дома забывать об этикете? Веселые правила хорошего тона в гостях. Нормы поведения в магазине. Как правильно себя вести в культурных зрелищных заведениях? Закрепление. Составляем этический кодекс Игра «Кто хочет стать миллионером?» II Модуль. «Культура речевого общения» (13 ч.) Речевой этикет. Дружим с добрыми словами. Юмор нас выручает. Алло, слушаю вас! Подстригите меня, пожалуйста. Поздравляю с днем рождения! Выздоравливай поскорее. Коллектив начинается с тебя! Учимся мириться. Как участвовать в дискуссии и что это такое? Секретные советы девочкам. Секретные советы мальчикам. Наши помощницы – Мимика и Пантомимика. Составляем (дополняем) этический кодекс. III Модуль. «Культура внешности» (4 ч.) Разрешите представиться – Гигиена. Встречают по одежке… Культура движений. Посоветуемся с зеркалом. Составляем (дополняем) этический кодекс. Выпуск газеты «Калейдоскоп этикета». IV Модуль. «Систематизация и закрепление пройденного материала» (3 ч.) Составляем, разгадываем кроссворды, шарады, посвященные этике. Проект «Азбука поведения». Праздник веселого этикета.
На данном этапе детьми были реализованы разные виды работ: ролевая игра; дискуссия; заседание экспертной группы.
III этап. Диагностический этап Потребность в общении Динамика межличностных отношений в классе Статус учащихся
Группы ранжирования учащихся Динамика сформированности диалогических умений Условные обозначения По оси х расположены умения: 1.С точки зрения логичности и последовательности речи. 2.С точки зрения лексического строя речи. 3.С точки зрения синтаксической структуры. 4.С точки зрения контроля эффективность собственных высказываний. 1 класс 2 класс
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Памятка «Союзы и речевые конструкции, используемые во время дискуссии»
Часть дискуссии | Союзы | Конструкции | Пример |
Выдвижение тезиса | что, чтобы | я считаю, что…, я уверен, что.., думаю (полагаю), что… | Я уверен, что завтра будет хорошая погода. |
что | Мне кажется ( полагаю), что. | Мне кажется, что пойдет дождь. | |
- | Я с ребятами согласна(не согласна):..., у меня другое мнение:…, | Я с ребятами согласна: ее сейчас нет | |
Доказательство истинности тезиса | - | Я узнал (прочитал) из…, так мне сказала… потому, что…;так как, во-первых, во-вторых…, например…. | Об этом я узнал из книги «Мы и окружающий мир». |
но | Извини, но я считаю по-другому: . | извини, но я считаю по-другому: Атлантида существовала. | |
потому что, оттого что, вследствие того что, благодаря тому, так как | Я согласен (не согласен, потому | Я согласен с ребятами, так как завтра по прогнозу погоды передавали дождь. | |
При использовании доказательств различных видов факты | как | как известно (из книги, жизни, факта..) | Автор не дописал книгу, как известно из его биографии. |
по данным…, | По данным синоптиков, завтра будет дождь. | ||
использовании ссылок на авторитеты | что | по словам, по мнению, из пословицы(поговорки) ясно, что… | Из пословицы ясно, что учиться никогда не поздно. |
ссылки на заведомо | что | всем известно, что.., как известно… | Всем известно, что гласит данное правило. |
Вывод | потому что, вот почему. | …,вот почему можно сделать вывод… | Атлантиды никогда не существовало, вот почему ее нет сейчас. |
поэтому, так что, итак, следовательно, | Итак, становится понятным, что.. | Атлантиду затопило водой, поэтому ее нет. | |
Принятие другой точки зрения | - | я поддерживаю твою точку зрения…; ничего подобного; да.., конечно…, | Да, конечно, ты прав. |
Потому что, так как, оттого что | Я полностью согласен с тобой, потому что, я разделяю Ваше мнение, т.к.…, | я разделяю твое мнение, т.к читал эти легенды. | |
Отрицание другой точки зрения | потому что, так как, оттого что | не совсем согласен с тобой, потому что; я не согласен, потому что у меня есть другое мнение на этот вопрос | Не совсем согласен с тобой, т.к. нужен талант, чтобы писать стихи. |
что | я думаю, что могут быть и другие мнения; | я думаю, что могут быть и другие мнения об этом вопросе. | |
Уточнение реплики собеседника | То, то есть | Если я правильно понял, то (то есть) ты | Если я правильно понял, то ты считаешь его невежливым. |
Уточни, пожалуйста, что ты имел ввиду… | Уточни, пожалуйста, что ты имел ввиду под этим определением. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на МО «Создание условий для формирования ключевых компетентностей в процессе обучения младших школьников»
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности.Компетенция в переводе с латинского означает круг ...
«ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УУД В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»
Указанные противоречия определяют проблему исследования, которая формулируется следующим образом: каковы психолого-педагогические и методические особенности формирования универсальных логических...
Развитие коммуникативной компетентности в процессе обучения младших школьников
Коммуникативная компетенция относится к группе ключевых, так как имеет особую значимость в жизни человека. Поэтому ее формированию следует уделять особое внимание....
Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников"
Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников...
Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС»
Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. С научной точки зрения, значимость процесса ч...
Блог учителя как инновационная мультимедийная коммуникативная технология в процессе обучения младших школьников
Данная статья рассматривает использование блога учителя как один из современных способов взаимодействия между учителем и учащимися на примере авторского блога классного руководителя начальной школы....