рабочая прграмма по экологическому воспитанию
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
программа по экологическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по экологическому воспитанию | 28.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа экологического воспитания
младших школьников
Прежде природа угрожала человеку, а теперь человек угрожает природе. (Кусто Жак Ив)
Пояснительная записка
Прoблема взаимосвязи челoвека с природой не нoва, oна имела местo всегда. В настоящее время, экoлoгическая проблема взаимoдействия челoвека и прирoды, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету мoжет спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Сухомлинский гoвoрил «К тому, кто был глух к природе с детства, кто не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».В настоящее время экологические проблемы имеют глобальный характер и несут угрозу всему человечеству. В 1866 году немецкий биолог - эволюционист Эрнст Геккель ввёл в науку слово «экология». И навряд ли он, предполагая, что лет через 100 оно станет популярным в массовом сознании. «Экология» - наука, изучающая системы живых организмов, их отношения с окружающей средой и зависимости между различными формами жизни.Но в сознании большинства людей слово «экология» связано с понятием «защита», «сохранение».За последние десятилетия интенсивное развитие экологического образования становится актуальной задачей всех цивилизованных стран. Реализация непрерывности экологического образования, разработка многовариантных моделей, повышение экологической подготовки педагогов - важнейшие научно - педагогические проблемы сегодняшнего дня. Исходя из этого, главную роль в решении этих проблем играет социальная система экологического образования. Вместе с социально - гуманитарным, экологическое образование в современных условиях призвано способствовать формированию у людей нового экологического сознания. Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания. Общеобразовательная школа призвана заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде – экологическим. Эффективность экологического образования и воспитания может быть достигнута комплексным, системным подходом – экологизацией всего учебно-воспитательного процесса в школе.Экологическое воспитание охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимые для охраны окружающей природной среды. Формирование ответственного отношения к природе рассматривает, как результат экологического воспитания.
Законодательная база экологического воспитания младших школьников
Конституция закрепляет права и обязанности граждан по отношению к окружающей среде: право каждого человека на благоприятную окружающую среду, обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Именно эти положения Конституции закладывают нормативную основу государственной политики в области экологического воспитания и образования школьников. Сущность экологических обязанностей заключается в правовой охране окружающей среды, рациональном природопользовании и обеспечении экологической безопасности. Статья 58 главы II Конституции Российской Федерации гласит как: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам". Эта статья отражает отношение граждан к окружающей среде.
Федеральный закон №7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» в ст. 71, гл. 13 «Основы формирования экологической культуры» экологическое воспитание обучает основам экологических знаний, которые осуществляются в дошкольных, школьных общеобразовательных учреждениях и учреждениях высшего и дополнительного образования, независимо от их профиля и организационно-правовых форм.
Этапы реализации программы.
I этап: Организационный (2018-2019 г.)
- Оценка экологической обстановки, сбор и обработка информации, анкетирование.
- Формулировка экологической проблемы.
- Определение целей и задач экологической проблемы,
- Планирование мероприятий по экологическому воспитанию учащихся.
- Составление сценариев мероприятий, разработка проектов по экологическому воспитанию учащихся.
- Подготовка территорий для реализации программы (территория школы);
- Разработка системы оценки эффективности работы над программой.
- Подведение итогов I этапа программы.
II этап: Практический (2019-2021 г.)
Зима: “Красная книга – сигнал опасности”: “Животные в природе нашего края”.Знакомство с редкими и исчезающими растениями и животными Знакомство с нормами поведения в природе. Составление экологических знаков.
Весна: “Природа как единое целое”: “Птицы наших лесов” Знакомство с единством природы: вода, земля, воздух, растительный и животный мир.
Лето: “Планета Земля – наш общий дом”: “Природа и человек”
Осень: “Природа в наших ощущениях”Разнообразие растительного мира” Влияние природы на эмоции человека. Природа в творческих работах. Зарисовки осенней природы. Работа с природными материалами.
III этап: Обобщающий (2021-2022 г.)
- Анализ полученных результатов проведенных мероприятий и обобщение опыта.
- Организация работы с учащимися по подготовке презентаций проектов.
- Оформление результатов.
Принципы организации экологического воспитания и образования:
1.Процесс формирования гармоничных отношений с окружающей средой является составной частью общей системы воспитания и образования, актуальным ее направлением.
2.Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем на принципе непрерывности.
3.В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению на основе права на субъективность и субъектность каждого ученика по отношению к учебно – воспитательному процессу (свобода выбора учеником сфер приложения сил в организации биологической деятельности школы)
4.Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования и воспитания.
Формирование у учащихся экологической культуры складывается из ответственного отношения:
∙ к природе;
∙ к себе как составной части природы;
∙ к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас.
Таким образом,
цели экологического воспитания:
• способствовать пониманию сути глобальных проблем экологии,
• подготовить школьников к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции,
• развивать умения решать проблемы, воспитание гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде его обитания.
Для достижения указанных целей решаются следующие задачи :
• формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека (Земля – наш дом), воспитание ценностных ориентаций и отношений к ней;
• обучение школьников методам познания окружающего мира;
• воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой;
• физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;
• выработка ответственности за собственное благополучие (экологию своего тела) и экологическое благополучие окружающей среды;
• становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты
∙ Воспитание чувства ответственности за судьбу природы своей Родины, понимания необходимости научиться беречь свой дом, свою Землю.
∙ Осознание учащимися важной роли экологии в решении глобальных проблем современности.
∙ Повышение общей экологической культуры учащихся, учителей и родителей
∙ Улучшение экологической ситуации вокруг школы и в городе.
Уровни и критерии экологической воспитанности младших школьников.
По мнению Л.А. Мишариной и В.А. Горбуновой – «то, как ребенок относится к природе и ее богатствам, помогает животным и растениям, охраняет природу и знает правило поведения в природе, понимает доступные и родственные связи между живыми организмами – все это называется экологической воспитанностью ребенка и характеризует его внутренний мир».Экологическое воспитание рассматривается как интересное образование, регулирующее знания, умения и отношения.
Были определены уровни и критерии экологической воспитанности.
Низкий уровень – дети узнают и называют подавляющее большинство животных, растений леса, луга, поля, водоема, вычленяя их некоторые особенности. Умеют определять состояние растений в зависимости от среды обитания, с помощью педагога классифицируют растения. Познавательное отношение к животным и растениям не устойчиво.
Средний уровень – дети узнают и называют подавляющее большинство животных и растений разных сообществ по представлению и небольшой опорой на наглядность. С помощью педагога классифицируют животных и растения. Устанавливают некоторые общие связи, сравнивая растения. Используют известные способы наблюдений. Недостаточно владеют обобщенными представлениями и не владеют понятиями рода и вида при классификации растений. Не всегда способны прогнозировать последствия неадекватных воздействий на природу, но при этом проявляют бережное и заботливое отношение к животным и растениям. Знают о существовании Красной книги, называют некоторые растения и животных, занесенных в нее. Эмоционально откликаются на яркие растения, проявляя внимательность, устойчивый интерес. В процессе наблюдений вспоминают стихи, песни, пословицы.
Высокий уровень – у детей этого уровня многообразны знания о животных и растениях разных сообществ. Самостоятельно устанавливают связи между развитием растений и средой обитания. Знания сформированы на уровне представлений, понятий, рода и вида. Дети способны устанавливать общие и частные связи с помощью наглядно – схематических пособий. Используют разные виды наблюдений за ростом и развитием растений и животных в разных сообществах и в соответствии с сезоном. Воспитательное отношение к природе устойчивое. Часто задают поисковые вопросы. Появляются эвристические суждения. Бережно относятся к растениям и животным, нетерпимы к людям в случае нарушения правил поведения в лесу, поле, на лугу. Эмоционально откликаются на красоту природы, используют песни, стихи, загадки о растениях и животных. Проявляют бережное отношение к дарам природы, понимая самоценность исчезающих растений и животных, занесенных в Красную книгу.
Формы и методы работы по реализации поставленных задач.
Задачи | Формы и методы |
Формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека (Земля – наш дом), воспитание ценностных ориентаций и отношений к ней. | Рассказы о природе, об отдельных представителях растительного и животного мира, особенностях их внешнего вида, повадках. Решение экологических задач по установлению отдельных связей и зависимостей между объектами животного и растительного мира. |
Воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой. | Составление рассказов о своих домашних питомцах, растениях, о своих чувствах к красоте природы. |
Обучение школьников методам познания окружающего мира. | Проводить: а) экскурсии в природу; б) ежедневные наблюдения за природой; в) дежурства в уголке природы по уходу за разнообразными растениями. |
Побуждать детей проявлять свои чувства и отношения к объектам природы и действиям по обследованию их (или уходу за ними). | Организация рисования, занятий по ручному труду с природным материалом, чтение стихов, слушание экологических сказок, отражать свое отношение и в словах (нравится, красиво). |
выработка ответственности за собственное благополучие (экологию своего тела) и экологическое благополучие окружающей среды; становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни | Организация проектной деятельности, познавательных игр, экскурсий и др. |
Диагностика
С целью выявления уровня развития экологического сознания, ценностных экологических ориентаций, экологических знаний, знания норм и правил поведения человека в природе, адекватности экологического сознания и поведения учащихся, эмоциональной отзывчивости личности к природе, экологических интересов и потребностей, способности и потребности к рефлексии своего взаимодействия с природой проводится диагностирование. Диагностирование выявляет направления развития, динамику дидактического процесса, формирует у преподавателя способность к рефлексии, умению прогнозировать результаты, делать корректировку самим преподавателем собственного практического опыта
Формы диагностики:
анкетирование;
тестирование;
беседа;
наблюдение.
Методы диагностирования:
метод «Экологический светофор»;
недописанные тезисы;
диагностический вопросник;
метод интервью;
метод незаконченных рассказов и предложений;
метод «Работа над ошибками»;
сочинение.
Работа с родителями.
Работа с родителями по экологическому воспитанию школьников является одной из составных частей работы.
Задача — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в привычном необычное, вызывать эстетические переживания, сопереживать живым существам
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать
традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции),
нетрадиционные формы (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, дискуссии).
При выборе форм общения с родителями надо помнить: следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания в начальной школе
Материал содержит описание различных экологических пректов в начальной школе...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Обыкновенное чудо" по экологическому воспитанию обучающихся 4 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Обыкновенное чудо" направлена на привлечение внимания обучающихся к проблемам экологии родного края, формирование чувства ответственности за окружающий мир, ...
Изучение понятий «экологическая культура», «экологическое воспитание и образование»
Статья о понятиях «экологическая культура», «экологическое воспитание и образование»...
Рабочая программа дополнительного образования по экологическому воспитанию «Экознайка» (подготовительная группа) на 2018-2019 учебный год.
Программа «Экознайка» предназначена для работы с детьми шести- семи лет . Программа построена на принципах и подходах развивающего образования и направлена на развитие ...
Рабочая программа нравственно- экологическое воспитание "Экология души"
Пояснительная записка Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать во...
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....
«Развитие экологического воспитания и образования в Нагайбакском муниципальном районе» «Экологическое воспитание населения»
laquo;Развитие экологического воспитания и образования в Нагайбакском муниципальном районе» «Экологическое воспитание населения»...