Рабочая программа нравственно- экологическое воспитание "Экология души"
рабочая программа (3 класс)
Пояснительная записка
Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли.
Н.И. Пирогов
Адаптированная рабочая программа нравственно-экологического воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в РФ», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании Концепции духовного, нравственного и экологического развития и воспитания личности гражданина России.
Адаптированная рабочая программа - это комплексная программа по ознакомлению учащихся с окружающим миром, экологическими ценностями, экологического просвещения и воспитания экологической — культуры, ориентированная на нравственно-экологическое воспитание детей.
Важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить невозможно. В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, воздействие человека на окружающую среду стала очень актуальной. Громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека. Нравственное воспитание способствует повышению уровня нравственных качеств личности, культуры обществе, формированию правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим. И наши дети станут высоко нравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научаться бережно относиться к труду и к природе. Не это ли главная цель работы воспитателя?
Особенно это актуально в коррекционной школе, где воспитатель должен быть организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты воспитанников, мотивировать ситуацию их успеха в результате самостоятельного поиска и самостоятельных действий.
Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во-первых, это комплексное воздействие на формирование отношения школьников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во-вторых, собственно нравственное воспитание в широком смысле в целях формирования у школьников эстетического, экологического отношения к действительности вообще и к природе как её части. В совокупности оба плана осуществляются средствами «природного содержания»
учебного познания, влияния самой природной среды, конкретных природных явлений, объектов, их материальных свойств, а также воздействием нравственных свойств: трудовой и творческой, социальной и исследовательской деятельности, направленной на природные объекты. Программа основана на нравственном воспитании, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Особенность существования программы в том, что она содействует сохранению здорового образа жизни детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа нравственно- экологического воспитания Экология души | 34.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ЛОЗОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ»
|
ПРОГРАММА
НРАВСТВЕННО – ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
«Экология души»
Воспитатель,
Халилева Э.Х.
с. Ферсманово, 2021 г.
Пояснительная записка
Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли.
Н.И. Пирогов
Адаптированная рабочая программа нравственно-экологического воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в РФ», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании Концепции духовного, нравственного и экологического развития и воспитания личности гражданина России.
Адаптированная рабочая программа - это комплексная программа по ознакомлению учащихся с окружающим миром, экологическими ценностями, экологического просвещения и воспитания экологической — культуры, ориентированная на нравственно-экологическое воспитание детей.
Важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить невозможно. В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, воздействие человека на окружающую среду стала очень актуальной. Громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека. Нравственное воспитание способствует повышению уровня нравственных качеств личности, культуры обществе, формированию правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим. И наши дети станут высоко нравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научаться бережно относиться к труду и к природе. Не это ли главная цель работы воспитателя?
Особенно это актуально в коррекционной школе, где воспитатель должен быть организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты воспитанников, мотивировать ситуацию их успеха в результате самостоятельного поиска и самостоятельных действий.
Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во-первых, это комплексное воздействие на формирование отношения школьников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во-вторых, собственно нравственное воспитание в широком смысле в целях формирования у школьников эстетического, экологического отношения к действительности вообще и к природе как её части. В совокупности оба плана осуществляются средствами «природного содержания»
учебного познания, влияния самой природной среды, конкретных природных явлений, объектов, их материальных свойств, а также воздействием нравственных свойств: трудовой и творческой, социальной и исследовательской деятельности, направленной на природные объекты. Программа основана на нравственном воспитании, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Особенность существования программы в том, что она содействует сохранению здорового образа жизни детей.
Цель программы — воспитание экологической культуры, включающей комплекс нравственно-этических норм и деятельностных принципов поведения во взаимоотношениях человека, природы и общества, понимание сути глобальных проблем экологии, создание условий для социального становления и развития, самостоятельного выбора своей мировоззренческой позиции.
Задачи программы:
Обучающие:
- дать учащимся системные знания об окружающем его мире в соответствии с их возрастом и способностями;
- научить применять на практике полученные знания;
- помочь ребенку осознать природу как среду своего обитания, необходимость использовать знания о природе с целью ее сохранения, предотвращения необратимого нарушения ее целостности.
Развивающие:
- развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться
- красотой и изяществом природы;
- формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
- повышать общий интеллектуальный уровень;
- развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге;
- Развивать у школьников умения предсказывать возможные последствия тех или иных действий человека в Природе, прогнозировать вероятные нарушения биологических связей в Природе, определять, какие действия являются биологически нейтральными, какие экологические мероприятия будут Природе полезны.
Воспитывающие:
- прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру; воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям; воспитывать потребность в общении с природой;
- способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности; способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе;
- воспитывать высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;
- воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому; воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни.
Коррекционные:
- учить различным видам рассказа (краткий, полный, выборочный);
- развивать словесно-логическую память;
- создавать условия для преодоления речевой замкнутости, нерешительности.
Формы и методы, используемые для реализации программы
- Беседы на экологические, нравственные темы.
- Диспуты на основе проблемных ситуаций из наблюдений детей.
- Практикумы, исследовательские проекты.
- Ролевые и деловые игры
- Интегрированные занятия, классные и информационные часы.
- Наблюдения за природными явлениями с последующим обсуждением.
- Экологические экскурсии в природу, ближайшие места (лес, речка, горы), с последующим оформлением собранных материалов; с выполнением заданий (фотографирование природных объектов, сбор природных материалов для коллекции, выполнение поделок из природного материала, составление рассказов по итогам экскурсии), экскурсии в музеи, посещение выставок.
- Викторины и конкурсы на экологическую тематику («Природа и фантазия», «Читаем Красную книгу», «Зеленая аптека», «Необыкновенные звери», «Человек и природа», «Экологическая газета» и др.);
- Турниры, устные журналы
- Тестирование.
- Просвещение. Чтение художественной литературы, посвященной миру природы.
- Первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства, участие в акциях.
- Общественно полезная природосберегающая и здоровьесохраняющая деятельность обучающихся. Личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
- Знакомство с традициями нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормами экологической этики.
- Литературно-музыкальные композиции и тематические беседы («Мир природы - мир красоты», «Природа в произведениях художников и поэтов» и др.);
- Диспуты («Будущее планеты в наших руках», «Человек и природа » и др.)
- Экологические праздники, КВН.
- Трудовые акции по уборке, благоустройству и озеленению пришкольной территории, цветника.
- Декоративно-прикладное творчество (бисероплетение, квилинг ит. д.)
- Просмотр мультфильмов и кинофильмов о природе и с участием животных.
- Знакомство с картинами знаменитых художников: Шишкина, Васнецова, Саврасова и т.д.
- Участие в инсценировках, театрализованных представлениях - заучивание народных примет, закличек, русских народных песен.
- Родительские собрания в форме «круглого стола».
- Проведение праздников.
Во время каждого занятия любой формы обязательно проведение словарной работы с целью продолжения знакомства с новыми и непонятными словами, обогащения лексикона воспитанников и осознанного употребления терминов в речи.
Нравственно-экологическое образование, реализуемое через различные формы деятельности учащихся, способствует формированию у учащихся первичных навыков участия в природоохранных акциях, моделировании экологических ситуаций, развитию прикладных экологических навыков, эмоционально-эстетическому восприятия природы. Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных проектов, направленных на изучение своей малой родины. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс нравственно-экологического становления учащихся.
Формирование у учащихся нравственно-экологической культуры складывается
ответственного отношения:
- к природе (природоохранное направление) «экология природы»,
- к себе, как составной части природы (здоровьесберегающее направление) «экология здоровья»,
- к окружающему миру, к живым существам (познавательное, эстетически-нравственное направление) «экология души».
Данная рабочая программа предполагает реализацию ключевых компетентностей:
- компетентность в области общественно-политической деятельности реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны);
- компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, приобретение навыков общения и организации труда ит. д.);
- компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение её анализировать, критически мыслить и т. д.);
- компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) и другие.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества, участие учащихся в развлечениях, праздниках и внеклассных мероприятиях, посвященных окружающей среде и ее защите, участие в различных акциях, защита проектов и презентаций.
Планируемый результат реализации программы - свободная творческая личность, осознающая ответственность по отношению к среде своего обитания – к нашему общему дому, обладающая знаниями экологических законов и экологической культурой, соблюдающая нравственные и правовые принципы природопользования, ведущая активную природоохранительную деятельность, противодействующая нарушителям связей в биосфере - социально ориентированная личность с развитым экологическим сознанием. Личность, ориентирующаяся на общечеловеческие ценности: милосердие, доброту, способность к состраданию, сопереживанию, альтруизму, терпимость, доброжелательность, скромность, готовая оказывать помощь близким и дальним, стремящаяся к миру, добрососедству, понимающая ценность человеческой жизни. Личность, имеющая такие нравственные качества как патриотизм, честность, порядочность, ответственность, гуманизм, трудолюбие, уважение к старшим.
Календарно- тематический план.
2020-2021г.
№ п/п | Форма воспитательной работы | Название мероприятия | Планируемые результаты | Дата |
1. | Диагностика знаний | Земля – наша кормилица» | Познакомить детей с различными видами почв, природоохранной деятельностью человека; содействовать воспитанию бережного отношения к земле; способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, умению высказывать свои мысли. | 04/09 |
2. | Исследователь-ский проект | «Вершки-корешки» | Создать условия для развития познавательных и творческих потребностей детей в процессе работы над проектом. Упорядочить и обобщить знания детей об овощах, их многообразии, их происхождении и полезных свойствах. Развивать интерес к поисково-исследовательской деятельности учеников. Воспитывать бережное и любовное отношение к природе, которая одаривает нас своими богатствами, уважение к труду людей, работающих на земле. Прививать трудолюбие | 30/09 |
3. | Урок-экскурсия в парк ТНУ | «Почему цветы такие красивые ?» | Выявить изменения, которые произошли в природе, в жизни растений; установить причины, которые предопределяют эти изменения; развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать; ознакомить детей со здравоохранением осенью; воспитывать заботливое отношение к растениям, к своему здоровью. | 05/10 |
4. | Классный час | «Природа ошибок не прощает» | Расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию милосердия и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей | 20/10 |
5. | КТД | «Помоги птицам зимой». Конкурс кормушек | Формировать исследовательские умения у младших школьников; продолжать знакомство с зимними изменениями в природе; дать представление о зимующих птицах и их жизни зимой; | 28/11 |
6. | КТД | «Природа Ферсманово» | (фоторепортажи, рисунки, рассказы об истории села, выставка творческих работ); | 03/12 |
7. | КТД | оформление стенда «Природа и мы»; | целях формирования гражданского самосознания, творческого развития коллектива родителей и детей, воспитания общественно-активной творческой личности была выбрана технология коллективно-творческой деятельности | 12/12 |
8. | Беседа | «Люблю тебя, мой край родной» | Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её. Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней. | 13/01 |
9. | Проект | «Свет родных крымских сосен» | Воспитание бережного отношения к природе, способность чувствовать её красоту. Воспитание любви к родному краю, Родине. Использование исследовательских методов. Познакомить детей с русскими народными традициями, связанными с берёзой. продолжить работу по нравственному воспитанию учеников; формировать эстетические представления; развивать у детей стремление к здоровому образу жизни с помощью системы знаний о роли деревьев в жизни человека; создавать возможность для творческого развития детей. | 02/02 |
10. | Классный час | «Соседи по планете» | Развивать творческое воображение, внимание, смекалку, речь. Обобщить и уточнить знания учащихся о животных, растениях, птицах. Воспитывать осознанное отношение к земному сообществу, чувства сопереживания и сопричастности природе. | 03/03 |
11. | Классный час: | «Правила поведения в природе» | Раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду; формировать у детей нормы поведения в природе; систематизировать знания учащихся о природе | 05/04 |
12. | Конференция | «Экология и здоровье человека» | Обобщить, расширить и углубить экологические знания по теме; познакомить учащихся с основными организациями и профессиями людей, специально занимающихся проблемами окружающей среды; способствовать расширению знаний о предприятиях города Красногорска, экологической обстановке, мерах по её улучшению; развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы; формировать целесообразное экологическое поведение в будущей трудовой деятельности. | 21/04 |
13. | Проект | «Твоё здоровье в твоих руках» | Создать условия для развития познавательных и творческих потребностей детей в процессе работы над проектом. Упорядочить и обобщить знания детей о здоровье. Развивать интерес к поисково-исследовательской деятельности. Воспитывать бережное отношение к себе и своему здоровью. | 28/04 |
14. | Классный час | «Этих дней не смолкнет слава» | Способствовать формированию у учащихся духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности; воспитывать гордость за свою страну, уважение к подвигу крымчан и всего русского народа в Великой Отечественной войне. | 08/05 |
15. | Интерактивная беседа | «Жить – добро творить» | Учить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применять знания и умения в согласии с законами природы и бытия; формировать творческую активность и инициативу обучающегося; формировать навыки и привычки культурного поведения, здорового образа жизни. | 21/05 |
2020-2021г.
01. | Викторина | «Чем я могу помочь своей земле» | Диагностика знаний. | 03/09 |
02. | КТД | «Дары природы» | Сбор природного поделочного материала. Экскурсия в лес. | 15/09 |
03. | Классный час | «Страна в которой мне хотелось бы жить» | Формировать гражданственность и ответственность ,желание быть полезным своей стране. | 02/10 |
04. | Занятие | «Экологические катастрофы» | Расширить представление детей о взаимосвязях в природе, о способах сохранения и оказания помощи природе. Ознакомить с фактами уничтожения природы России. Способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств личности как, экологическая культура, экологическая грамотность | 20/10 |
05. | Проект | «Школа- мой дом» | Формировать правильное отношение причастности к частице своей малой родины, к бережному отношению к её природе, к заботе о её сохранности, поддержанию порядка. Расширить представление детей о взаимосвязях в природе, о способах сохранения и оказания помощи природе. Ознакомить с фактами уничтожения природы России. Способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств личности как, экологическая культура, экологическая грамотность. | 02/11 |
06. | Классный час | «Во славу Отечества» | Познакомить учащихся с государственным праздником Днём народного единства, содействовать формированию патриотизма, гражданственности, духовно-нравственных ценностей. | 03/11 |
07. | Экологическая игра | « Что, Где? Когда?» | Формировать экологическое мировоззрение учащихся, повышать мотивацию к познанию окружающего мира, расширять кругозор. | 05/12 |
08. | КТД | «Ёлки-палки, лес густой! | Защитить лес от вырубки в предновогоднюю неделю, отряды наблюдения. | 20/12 |
09. | Заочное путешествие | «Крупные реки и города России» | Формировать экологическое мировоззрение учащихся, расширять знания о географии России, повышать мотивацию к изучению географии, развивать творческий потенциал детей. | 20/01 |
10. | Экологическая конференция | «Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды» | Расширить представление детей о взаимосвязях в природе, о способах сохранения и оказания помощи природе. Ознакомить с фактами уничтожения природы России. Способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств личности как, экологическая культура, экологическая грамотность, развивать творческую активность детей. | 13/02 |
11. | Общешкольное мероприятие | «Кто на свете всех милее!» | Мероприятие посвящённое празднованию международного женского дня 8 марта. | 05/03 |
12. | КТД, акция | «Сделаем мир чище» | Формирование гражданского самосознания, творческого развития коллектива родителей и детей, воспитания общественно-активной творческой личности была выбрана технология коллективно-творческой деятельности. | 04/04 |
13. | Ток-шоу | «Экология и твоё здоровье» | Обобщить, расширить и углубить экологические знания по теме; познакомить детей с основными организациями и профессиями людей, специально занимающихся проблемами окружающей среды; способствовать расширению знаний о предприятиях города Красногорска, экологической обстановке, мерах по её улучшению; развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы; формировать целесообразное экологическое поведение в будущей трудовой деятельности. | 23/04 |
14. | Оформление стенда | « Крым с 1941-1945. Подвиг народа» | Содействовать формированию патриотизма, гражданственности, духовно-нравственных ценностей; поддерживать связь и преемственность поколений; воспитывать гордость за свою малую родину и Россию. | Май месяц |
15. | КТД | «Праздник русской кухни» | Формировать знания о богатых русских традициях в приготовлении блюд русской национальной кухни, воспитывать межнациональную толерантность, творчество и трудолюбие. | 15/05 |
16. | Семейная игра-викторина | «Человек-природа-общество» | Формирование в сознании детей позитивного отношения к своему умственному, эмоциональному, социальному и физическому здоровью, как к важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание в молодом поколении здорового образа жизни. Создание педагогической и социальной среды, способствующей положительной мотивации педагогов, родителей и детей. | 24/05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности на примере углубленного изучения животных, окружающих нас в повседневной жизни»
Данная программа способствует повышению уровня учебной и воспитательной подготовки учащихся в начальной школе, обеспечивая развитие нравственных качеств лично...
Рабочая программа по экологическому кружку Земля - наш дом
Воспитание экологической культуры - цель данной программы. Занятия могут проходить в разновозвозрастной группе, что актуально в условиях малокомплектных школ....
Рабочая программа кружка "Экологическая азбука" 1 класс
Рабочая программа кружка "Экологическая азбука" для 1 класса. Программа рассчитана на 4 года. Направление: эколого-биологическое....
Рабочая программа кружка «Экологический клуб «Почемучки» 1 класс
Рабочая программа для проведения занятий экологического кружка "Почемучки" в первом классе...
Рабочая программа "Моя экологическая граммотность" 5-8 класс
Рабочая программа "Моя экологическая граммотность" разработана для учащихся 5-8 классов. Цель: развитие экологически образованной личности и формирование гражданской и нравственной...
Рабочая программа ВНД. "Экологический клуб", 3-4 классы
Рабочая программа по ВНД "Экологический клуб" для 3-4 классов...
Рабочая программа внеурочного занятия "Огонек души"
Программа курса по выбору «Огонек души» составлена на основе ФГОС основного и общего образования.Внеурочная деятельность для учащихся основной школы в ходе реализации данной программ...