Статья «Проектная деятельность во внеурочной деятельности с детьми, имеющими особые образовательные потребности»
статья
В своей педагогической деятельности я применяю и использую разнообразные интерактивные формы работы, особое место в моей работе занимает проектная деятельность. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая рефлексию результатов деятельности. А девизом к проектному методу вполне может служить древняя китайская поговорка: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, вовлеки меня — и я научусь».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Ситникова Светлана Михайловна КГБОУ «Рубцовская образовательная школа-интернат№ 2»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ.
«Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». Плутарх
На сегодняшний день ситуация в обществе характеризуется изменением взглядов на цели и задачи специальных (коррекционных) школ, в которых обучаются и воспитываются дети с ОВЗ. В этой связи коррекционное образование направлено на процесс непрерывного развития личности ребёнка, его знаний и умения, а также способности формулировать умозаключения, самостоятельно делать выводы и предпринимать различные действия.
Для повышения эффективности реабилитации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья существует масса методик и педагогических ходов, давно известных и апробированных. Современная жизнь требует более рациональных и интерактивных приемов помощи таким школьникам. Основные методические инновации связаны, прежде всего с применением интерактивных форм обучения и воспитания. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.
В своей педагогической деятельности я применяю и использую разнообразные интерактивные формы работы, особое место в моей работе занимает проектная деятельность. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая рефлексию результатов деятельности. А девизом к проектному методу вполне может служить древняя китайская поговорка: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, вовлеки меня — и я научусь». Я считаю, что именно проектная деятельность способна изменить отношение ребят к самим себе и своим возможностям. Участвуя в проектной деятельности, каждый ученик может выбрать для себя занятие согласно своим склонностям и способностям. При выполнении проекта учащиеся самостоятельно не только находят источники информации, извлекают необходимые сведения и систематизируют их, но и планируют свою работу, сотрудничают друг с другом, решают творческие задачи, овладевают исследовательскими умениями, расширяют кругозор. Через деятельность в ходе проекта у ребёнка с ОВЗ предполагается коррекция отклонений, направленная на развитие творческого мышления, появления уверенности в своих возможностях, развитие навыков общения, формирование диалогической и монологической форм речи. По количеству участников групповой и фронтальный проекты в условиях школы-интерната более целесообразны. Формированию у школьников устойчивых навыков коллективного сотрудничества способствует постоянное и целенаправленное приобщение детей к созданию общих работ. Дети учатся объединяться в подгруппы, вместе обсуждать пути осуществления замысла, поэтапно планировать и согласовывать свои действия, распределять между собой обязанности и задания, помогать друг другу, беспокоиться о качестве не только своей части работы, но и всей в целом. Опыт коллективного творчества приобретается на фоне совместных положительных эмоциональных переживаний, способствующих развитию дружеских взаимоотношений между детьми. Основные этапы проекта: выбор темы проекта; определение проблемы и цели проекта, плана проекта; сбор, обобщение и информации по теме; работа над презентацией: сценарий, дизайн; защита проекта. Так, в преддверии празднования Дня победы мы вели исследовательскую работу по сбору материала о Великой Отечественной войне, знакомились с героическим прошлым нашей страны. Каждый участник проекта получил возможность почувствовать себя успешным в деле, которое ему интересно и с которым он может справиться. В ходе проекта ребята посетили Краеведческий музей «Алтай в годы ВОВ», посетили мемориал памяти на привокзальной помощи, возложили цветы к памятнику Героям ВОВ. Разучивали стихотворения, участвовали в конкурсе чтецов «Цветы Победы». Оформили классный уголок, посвященный празднованию победы в ВОВ, изготовили поздравительную открытку к празднику 9 Мая, плакат «Алтай в солдатской шинели», участвовали во Всероссийской акции «Георгиевская ленточка». Ребята собрали информацию и выступили на занятии с рассказом на тему «Мой дедушка солдат великой отечественной войны». Продуктом нашей деятельности стало создание презентации «Как мы готовились к 9 мая», изготовили плакат «Никто не забыт, ничто не забыто», ребята участвовали в городских и краевых конкурсах творческих работ, посвящённых ВОВ. В ходе защиты проекта дети получают личный позитивный опыт публичного выступления, опыт наблюдения выступлений других детей, поддержки со стороны педагога. Исследовательский проект «Почему пауки не попадаются в свои сети» представлен на школьной научно-практической конференции, участник Егор Ш. (Диплом победителя в номинации «Юное дарование»), на городском конкурсе исследовательских и творческих работ «Я – исследователь» (Диплом участника), во Всероссийском конкурсе исследовательских проектов «Умка»; Проект «Волшебные салфетки» представлен на городском конкурсе исследовательских и творческих работ «Я – исследователь», проект защищали Данил М. и Егор Ш. (Дипломы участников); Темы проектов разнообразны. Творческий проект «Как мы куклу шили» родился после новогодних праздников. Девочки получили в подарок кукольный домик, а куклу решили сделать своими руками. В ходе проекта знакомились с историей возникновения куклы, особенностями куклы-Тильды, технологией изготовления куклы, техникой безопасности при работе с разными материалами, самостоятельно окрашивали ткань для получения желаемого оттенка, подбирали материалы. Весь процесс изготовления фотографировали. И вот результат проекта – кукла, сделанная своими руками, презентация «Как мы куклу шили».
При организации проектной деятельности встречается много трудностей, но положительные стороны такой работы очевидны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт использования технологий электронного обучения в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
В статье приведены конкретные примеры применения различных образовательных технологий, в том числе и технологий электронного обучения....
Публикация в СМИ: "Методы и приемы реабилитационной работы с воспитанниками, имеющими особые образовательные потребности".
Методы и приемы реабилитационной работы с воспитанниками, имеющими особые образовательные потребности"...
Организация и виды внеурочной деятельности. Модели внеурочной деятельности. Планирование внеурочной деятельности
Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации школьников и развитие их интересов. Данный вид деятель...
Рабочая программа внеурочной деятельности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с особыми образовательными потребностями «Познай-ка»
Проблема помощи детям с особыми образовательными потребностями (с задержкой психического развития) приобрела в последние годы особую актуальность. По данными Министерства образования РФ, среди детей п...
Педагогические рекомендации в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями
В статье представлены общепедагогические подходы, совокупность методов и приемов коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями, с трудностями в обучении, нуждающимися в получе...