Публикация в СМИ: "Методы и приемы реабилитационной работы с воспитанниками, имеющими особые образовательные потребности".
методическая разработка на тему
Методы и приемы реабилитационной работы с воспитанниками, имеющими особые образовательные потребности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приемы реабилитационной работы с воспитанниками, имеющими особые образовательные потребности.
Количество «трудных» детей или детей с особенностями поведения и развития – гиперактивных, агрессивных, тревожных, замкнутых растёт день ото дня. Почему это происходит? Здесь присутствуют факторы пренатальной паталогии – неблагоприятная экология, низкий социальный уровень жизни, хронические болезни, вредные привычки, нервно-психические потрясения матери во время беременности, но в большей степени это следствия неправильного воспитания в школе, в детском саду и дома. В результате дети, их родители, воспитатели и учителя находятся в состоянии постоянного стресса, что отражается на успеваемости детей, поведении их на уроках и воспитательских занятиях и т.д. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Среди современных методов коррекции и реабилитации социальной дезадаптации подростков особое место в моей работе занимает арт-терапия, что в переводе означает «лечение». Изучив материал и проработав методики и техники в групповой и индивидуальной работе с детьми поняла, что, применяя методы арт-терапии, можно решать задачи, направленные на развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формировать творческое нешаблонное мышление, развивать детей за счёт максимального раскрытия их природных способностей.
Арттерапия не имеет ограничесний и противопоказаний, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике в социальной работе и бизнесе. Для некоторых – это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе, как о творческой личности. Выделяют собственно арттерапию, музыкотерапию, танце-двигательную терапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию и т.д. Специалисты-практики понимают, что количество методов равно количеству специалистов, так как каждый вносит в технологию и интерпретацию что-то новое, приобретенное в опыте. Арт-терапевтическую работу c воспитанниками строю в разных направлениях. С подростками, нуждающимися в коррекции поведения, формировании навыков конструктивного общения организовываю занятия средствами изотерапии и музыкотерапии. При организации групповых занятий с элементами изотерапии применяю элементы ритуала в начале и при окончании занятия. Учитывая конкретность мышления, слабую концентрацию внимания воспитанников с ОВЗ, даю задания доступно, кратко и понятно. В составе группы не должно доминировать количество детей с повышенной расторможенностью и психовозбудимостью, что зачастую приводит к конфликтам между детьми. Что интересно, занятия проходят не всегда по запланированному плану, зачастую приходится отходить от темы и вести занятия в зависимости от ситуации.
Какие трудности возникают в первые дни занятий? Почти все дети с ограниченными возможностями здоровья имеют проблемы общения и поведения. Бедность активного словаря, слабое воображение и узкий кругозор способствуют затруднениям при выполнении заданий типа: «Скажи добрые слова соседу», «Опиши своё настроение» и т.д. Налицо проблемы при выполнении групповых рисунков или творческих работ (ругаются, могут специально испортить работу, порвать рисунок, обидеться и уйти). Поэтому первые занятия носят обучающий и адаптирующий характер. Впоследствии изучив типовые задания, например: «Моё настроение», «Я в будущем» и т.д. проявляют творчество и воображение, изъявляют желание вторично выполнять задание, дабы получить хороший результат, ориентируясь на качество. Я заметила, что использование музыкального оформления в течение какого-либо этапа занятия должно быть дозированным. Необходимо учитывать психоэмоциональное настроение воспитанников и характерологические особенности членов группы. Бывают моменты, что фоновое музыкальное сопровождение способствует психовозбудимости детей: начинают громко разговаривать, не слышат педагога, не могут «войти» в настроение мелодии. Наблюдения показывают, что, по окончании цикла занятий дети приобретают навыки адекватного поведения и общения, обогащаются творчески, получают новые навыки и познают свои способности.
Не всегда правильный подход воспитателей и учителей к «особым» детям, отсутствие у них навыков бесконфликтного общения с такими детьми ведёт к нарушению учебно-воспитательного процесса, снижению качества работы педагогов, что влечёт за собой негативные последствия не только для «трудных, но и для всех детей в целом. Бывает, что взрослые, не справляясь с поведением детей, обращаются к медицинским специалистам, дабы снять ответственность с себя, объявив виновником происходящего не родителей и педагогов, а заболевание ребёнка. Думаю, что целью использования инновационной деятельности является качественное изменение личности ученика по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрениям в педагогическую деятельность практик предполагающих снятие педагогического кризиса. Использование инновационных технологий направлено на развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирует творческое нешаблонное мышление, развивает детей за счёт максимального раскрытия их природных способностей.
Известный арт-терапевт Копытин А.И. предлагает использовать в реабилитационной работе с детьми программу «Взгляд», которая занимает особое место в коррекционной и реабилитационной работе с детьми. Основная цель программы - эффективная адаптация и реабилитация детей с особенностями поведения и развития к жизни в семье, школе, обеспечение гармоничного и бесконфликтного взаимодействия «трудных» детей с их родителями, воспитателями, учителями и другими детьми. Фотография помогает установить с ними контакт и активизировать их речевые навыки, может рассматриваться как способ контроля за внешними объектами и ситуациями, и даёт подросткам ощущение собственной силы и значимости. Даёт почувствовать себя художником и в лучшую сторону изменить своё представление о себе и о своих возможностях. Фотографирование ребёнка может способствовать повышению его самооценки и удовлетворять его потребность во внимании и заботе, позволяет подростку почувствовать свою самостоятельность и проявить инициативу. Варианты лечебно-коррекционного, здоровьесберегающего и развивающего применения фотографии можно классифицировать с учётом состава участников, занятия могут быть индивидуальными и групповыми. При занятиях в группе техники и упражнения могут быть рассчитаны на индивидуальную, парную, микрогрупповую или общегрупповую работу. Одни варианты применения фотографии могут быть связаны с использованием готовых снимков, другие – с их созданием в ходе занятия или между занятий. В любом случае работа может протекать спонтанно и предполагать неограниченную свободу действий либо требовать чёткой постановки задач и применения конкретных техник, игр, упражнений. Аналогично, при создании фотографий в ходе занятий дети могут сами выбирать тему, например «Прекрасное и безобразное», «Любимые уголки школы», «Мир детей», «Детская фантазия безгранична» и др. С целью решения коррекционных и реабилитирующих задач бывает очень полезно проводить съёмку в той среде, которая выступает в качестве значимого внешнего ресурса. Например, съёмка на природе сама по себе обеспечивает сенсорную стимуляцию, вызывает положительные эмоции и эстетические переживания. Или же съёмка может проводиться в такой среде, которая чревата социальной конфронтацией и появлением сложных чувств, что в определённых случаях может быть полезна, помогая детям, например, осознать природу своего социального поведения и установок.[2] В конце сентября с группой детей мы сделали фоторепортаж, где показали результаты небрежного отношения человека к природе (фотографировали результаты летнего пожара). В работе с детьми обязательно учитываются их интересы и способности. Например, некоторые ребята проявляют интерес к созданию фотоколлажа или ассамбляжа, плаката или иллюстрированной фотографиями «книжки». Применение техник телесно-ориентированной и танцедвигательной терапии, когда съёмка производится во время движения участников группы (дискотеки, концерты, спортивные соревнования и т.д.), даёт возможность увидеть и осознать особенности телесной экспрессии, наблюдать и познавать мир эмоций человека. Деятельность участников занятий может быть достаточно эффективной и в том случае, если она будет построена на основе общих тем («Новый год в школе», «Времена года», «Мир цветов» и т.д.). Здесь решаются задачи развития личностных качеств, эстетических переживаний, познавательных способностей. Описанные направления работы с детьми, позволяют каждому ребёнку оставаться самим собой, не испытывать неловкости, обиды от сравнения с другими участниками группы, продвигаться в развитии сообразно своей природе.
В реабилитационной работе мной используются компьютерные технологии, такие как: диагностика эмоционального состояния ребенка с помощью компьютерного теста Люшера, психологическая диагностика «Эффектон», направленная не только на диагностику, но и коррекцию развития высших психических функций воспитанников. Компьютерные презентации об эмоциях очень интересны детям, доступны, понятны, в короткие сроки решаются такие задачи как пополнение словарного запаса, предполагают последовательное расширение и углубление представлений о себе.
Самую большую помощь мы оказываем человеку тогда, когда искренне «вслушиваемся» и проявляем уважение к его способности найти свой собственный ответ. Важно заметить, что инновационные технологии в работе с детьми позволяют самостоятельно проектировать подачу материала, строить структуру занятий не по схеме, не как тебя учили и не как делают коллеги, а с элементами парадоксальности, деструктивности, когда делаешь «что-то не так».
Педагог-психолог Круглова О.В.
Литература.
1. Стебенева Н.В. Программа «АРТ-терапевтические методы коррекции нарушений коммуникативной и эмоционально-волевой сферы социально-дезадаптированных подростков». - г.Липецк, 2001г.
2. Копытин А.И. Фототерапия. – Изд-во Когито-Центр, 2006 г.
3.Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: Изд-во Владос, 2004 г.
4. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.- СПб.: Изд-во Речь, 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт использования технологий электронного обучения в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
В статье приведены конкретные примеры применения различных образовательных технологий, в том числе и технологий электронного обучения....
Формы и методы работы с детьми, имеющими повышенные образовательные потребности
В данном материале представлен опыт работы с детьми, имеющими повышенные образовательные потребности на примере уроков математики, русского языка, литературного чтения и окружающего мира. Формы и мето...
Статья «Проектная деятельность во внеурочной деятельности с детьми, имеющими особые образовательные потребности»
В своей педагогической деятельности я применяю и использую разнообразные интерактивные формы работы, особое место в моей работе занимает проектная деятельность. Непременным условием проект...
Нетрадиционные способы рефлексии при работе с детьми с особыми образовательными потребностями
Презентация подготовлена для педагогв, работающих с детьми с ОВЗ( особыми образовательными потребностями). В данной презентации даны варианты учебной деятельности обучающихся с интеллектуальным недора...
Использование алгоритмов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями
В статье представлен опыт работы учителя-дефектолога по импользованию нестандартных методов обучения. Алгоритмы призваны нормализовать восприятие и мыслительные функции, а так же сократить риски отста...