Опыт использования технологий электронного обучения в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
статья по информатике по теме
В статье приведены конкретные примеры применения различных образовательных технологий, в том числе и технологий электронного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozmozhnostielektronnoe_obuchenie_pri_organizacii_raboty_s_detmi.doc | 491 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт использования технологий электронного обучения в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
(Из опыта работы учителя начальных классов Беловой С. Б.
ГОУ СОШ № 627 Московского района г. Петербурга для больных детей и детей – инвалидов с сохранным интеллектом.)
Образовательный процесс в школе №627 обусловлен её спецификой. Учащиеся – дети с особыми образовательными потребностями: с ограниченными возможностями передвижения; различными хроническими заболеваниями. Им рекомендовано по различным параметрам физического, психического и эмоционального состояния здоровья индивидуальное обучение на дому или в помещении школы.
Ведущими принципами работы автор статьи считает – сохранение и улучшение здоровья учащихся; обеспечение естественного процесса их социализации. Индивидуально работая с каждым учеником, учитель старается создать комфортные условия для формирования и развития нравственной, гармоничной, физически и психически здоровой личности в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями с учётом системно - деятельностного и личностно – ориентированного подходов.
В статье приведены конкретные примеры применения различных образовательных технологий, в том числе и технологий электронного обучения.
Электронное обучение может включать множество элементов, которые делают процесс обучения более интересным, а значит более эффективным.
Для того чтобы быть эффективным, обучение требует хорошего внимания. Системы мозга, отвечающие и управляющие вниманием, а так же ответственные за процесс запоминания, устают очень быстро. Особенно это характерно для наших учащихся с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и минимальной мозговой дисфункцией. Использование технологий электронного обучения даёт возможность учителю организовать процесс обучения в оптимальном для мозга таких учащихся режиме «работа/отдых»; позволяет учащимся работать в собственном темпе; способствует формированию индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников. Варьируя типы содержимого электронных продуктов – образы, звуки, тексты, учитель помогает ученику сохранить информацию в различных областях памяти, и результатом становится лучшее запоминание материала. Создание взаимодействия, которое занимает внимание – игры, опрос, обработка чего-либо на экране увеличивают интерес, что в свою очередь улучшает запоминание материала. Обратная связь обеспечивает взаимодействие между учащимися, учащимися и учителем.
Электронное обучение предлагает интерактивность: выбор щелчком правильных ответов на вопросы, активирование щелчком какого-либо объекта или процесса, выбор и перетаскивание нужных пунктов, чтобы совершенствовать умение. Диалоговые игры, основанные на обдумывании сообщений, также очень эффективны для процесса обучения. Кроме интерактивности, управления темпом и мотивацией использование элементов электронного обучения позволяет использовать информацию, способную влиять на воспроизведение пройденного материала. Технологии электронного обучения помогают в выполнении таких действий как:
- использовании цветов и специфических цветовых комбинаций;
- объединении картинок и слов;
- объединении звука (или голоса, или музыки) с картинками;
- использовании носителей информации различного типа;
- использовании форматов изображения, которые могут следовать за естественным движением глаз.
В силу выше сказанного, учитель работает над проектированием и созданием специальной образовательной среды, ориентированной на цели образования, развития и социализации детей с ограниченными возможностями. Одним из важнейших компонентов такой образовательной среды для больных детей и детей-инвалидов должны выступать технологии дистанционного обучения, необходимые, во-первых, тем детям, которые в силу особых ограничений, определяемых болезнью, не могут ежедневно посещать школу, а во-вторых, детям, вынужденно пропускающим занятия во время обострения хронических заболеваний.
Автором статьи лично разработаны электронные образовательные ресурсы, которые в течение ряда лет используют в работе учителя данной школы.
Результатом обучения по программе Intel «Обучение для будущего» стал учебно-методический пакет «Я – тридцать первый лицеист», предназначенный для работы с учащимися 2- 6 классов на бинарных уроках литературного чтения и информатики. Пакет включает модули:
- Презентация «А как учились лицеисты?»;
- Буклет «Первые наставники и питомцы Царскосельского лицея»;
- Дидактические материалы по данной теме.
Этот учебно-методический пакет получил логическое продолжение в дипломном проекте студентки 5 курса факультета информационных технологий, посвящённом созданию виртуального музея « Наш Пушкин». Широкие возможности данной работы творчески используются педагогами на уроках литературного чтения, русского языка, истории и культуры Санкт – Петербурга, окружающего мира и во внеурочной работе. Так на одном из занятий факультатива « Многонациональный Петербург» учитель с ребятами, находясь в классе (один ученик в больничной палате), совершили виртуальную экскурсию по залам Царскосельского лицея.
Обращались к страничке «Минутка отдыха»:
Слушали классическую музыку:
- Бетховен - Лунная соната. Прослушать
- Шопен - Ноктюрн № 2. Прослушать
Выполняли упражнения, способствующие концентрации внимания и релаксации.
Ребята получили карточки странички «Вопросы и задания»:
Не торопись преодолевать сразу все препятствия. Лучше делай понемногу, но добросовестно. Некоторые задания ты будешь выполнять в классе под руководством учителя, другие – дома. Чаще обращайся за помощью к старшим товарищам, учителям и родителям, посещай виртуальные экскурсии. В ДОБРЫЙ ПУТЬ, ДРУГ!
Викторина "Что я знаю о Пушкине?":
1. В каком году родился Александр Сергеевич? (Выбери дату и подчеркни).
1800г.
1811г.
1799 г.
- Напиши все слова - названия, которые вызвали у тебя наиболее сильные чувства. Какие это чувства?
- Собери пазл и ты увидишь, какой зал изображён на картинке?
- Сколько лет было А.С Пушкину, когда он поступил в Лицей?
- Какие стихотворения А.С. Пушкина ты знаешь? Подбери стихи Пушкина, которые описывают природу в разные времена года.
Творческое задание:
Напиши сочинение на тему: «Я – 31-й лицеист». Вот тебе опорные слова и фразы. По желанию, можешь их использовать.
- Писать надо от 1-го лица. «Я 31-й лицеист...»
- родился в 1799 году - в семье... Мои родители… Я родился...
- Детство раннее…
- Мне пора в школу... Обоснуй свой выбор. Опирайся на историю.
- Сдаю экзамен 12 августа. Познакомился с ...(Пушкиным).
- Дорога… Едем...
- Здание (архитектура)…
- Вот моя комната… Вырази личное эмоциональное отношение.
- Мои соседи - друзья - нравственные основы товарищества.
Созданный для учащихся учебно - методический комплекс «Времена года» даёт возможность организовать процесс обучения в оптимальном режиме для каждого конкретного ученика и создать условия для формирования индивидуального стиля познавательной деятельности школьников. Он включает Web-сайт, коллекции презентаций «Уроки развития речи», дидактические материалы. Этот электронный ресурс дополняет компакт - диск «Природа России» (межвузовская лаборатория интенсивных методов обучения SPRINT).
В учебном процессе и во внеурочной работе автор статьи широко использует презентации. По функциональному назначению их можно разделить на три группы:1) иллюстрирование; 2) контроль; 3) самостоятельная творческая работа учащегося. Презентации первой группы создаёт учитель сам, использует готовые презентации с сайта viki.rdf.ru и других. Огромное спасибо создателям!!! Необходимо помнить, что всякое созерцание не будет эффективным, если ученик пассивен. Необходима предварительная установка на восприятие с организующим деятельность заданием.
Презентации, которые являются результатом самостоятельной творческой деятельности учащихся, являются мини-проектами обучающихся, сопровождающие устный ответ, созданный к конкретному уроку по данной ранее теме.
Пример:
Липко Любовь, 4 класс, школа №627
Такие презентации являются хорошим средством, обучающим ребёнка планировать выступление, развивающее умение публично говорить.
Итак, использование различных технологий электронного обучения; делает процесс обучения детей, имеющих особые образовательные потребности, более эффективным. Это достигается за счет индивидуализации обучения (каждый ребенок занимается в оптимальном для него режиме, а также в соответствии со своими возможностями и потребностями) и «извлечения» внутреннего потенциала учащегося, расширения возможностей его общения с окружающим миром (за счёт использования виртуальных миров, основанных на электронных образовательных ресурсах).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация в СМИ: "Методы и приемы реабилитационной работы с воспитанниками, имеющими особые образовательные потребности".
Методы и приемы реабилитационной работы с воспитанниками, имеющими особые образовательные потребности"...
Формы и методы работы с детьми, имеющими повышенные образовательные потребности
В данном материале представлен опыт работы с детьми, имеющими повышенные образовательные потребности на примере уроков математики, русского языка, литературного чтения и окружающего мира. Формы и мето...
Статья «Проектная деятельность во внеурочной деятельности с детьми, имеющими особые образовательные потребности»
В своей педагогической деятельности я применяю и использую разнообразные интерактивные формы работы, особое место в моей работе занимает проектная деятельность. Непременным условием проект...
Нетрадиционные способы рефлексии при работе с детьми с особыми образовательными потребностями
Презентация подготовлена для педагогв, работающих с детьми с ОВЗ( особыми образовательными потребностями). В данной презентации даны варианты учебной деятельности обучающихся с интеллектуальным недора...
Использование алгоритмов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями
В статье представлен опыт работы учителя-дефектолога по импользованию нестандартных методов обучения. Алгоритмы призваны нормализовать восприятие и мыслительные функции, а так же сократить риски отста...