Материал для проведения классного часа в начальной школе
классный час (1, 2, 3, 4 класс)
Конспекты, разработки, рабочие листы, а также методика организации для проведения классного часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyi_chas_knigi.docx | 18.74 КБ |
metodika_organizatsii_i_provedeniya_klassnogo_chasa_v_nachalnoy_shkole.docx | 24.74 КБ |
rabochiy_list_knigi.docx | 174.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект классного часа по теме «Книги»
-Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, матушка- земля,
Здравствуйте, мои друзья.
Подарите свое хорошее настроение друг другу. Улыбнитесь всем нам. Пусть нам принесет радость общение друг с другом. С этим настроением мы начнем наш урок.
-Сейчас я прочитаю пословицы, а вы послушайте их внимательно, потому что потом я задам вам вопрос.
- Одна хорошая книга лучше многих сокровищ.
- Дом без книги – день без солнца.
- Книга твой друг, без нее как без рук.
- Чтение – вот лучшее учение.
- Кто мало читает, тот мало знает.
-О чём эти пословицы?
-Дорогие ребята, вы догадались , о чем мы сегодня будем говорить на классном часе?
-Ребята, а у нас в гостях сегодня мудрая сова! Она очень любит читать и часто бывает в библиотеке. Сегодня она будет вашим гидом и помощником. Она расскажет вам об истории книг.
Сова: «В старину люди очень ценили книги. Они стоили дорого, так как создавались медленно, ценой кропотливого труда летописца, который от руки переписывал строку за строкой. Писал летописец гусиным пером или острой палочкой на папирусе, бересте или пергаменте (тонкой телячьей коже). Труд летописца был очень тяжёл. До изготовления бумаги в Древнем государстве под название Ассирия жил некогда царь. Его библиотека состояла из глиняных книг. Однажды во дворце случился страшный пожар. Во дворце все сгорело, но книги остались… И вот 10 веков назад во всех европейских странах, в том числе и в России, стали изготавливать бумагу. Более 400 лет назад в России Иван Фёдоров и его помощники стали печатать первые книги. А первую бумагу придумал китаец Цай Лунь.»
Ребята, а как же построена книга? У меня в руках книга. Что мы видим?
- Обложка (или переплет). Для чего она нужна? (Ответы детей).
-Правильно. Обложка защищает книгу, листы от повреждений и придает ей нарядный вид, она подскажет тебе, кто написал книгу, как она называется. А если есть картинка, то можно догадаться, о чем пойдет речь, с какими героями ты встретишься, читая произведение.
Открываем книгу: первая страница книги – ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ. Это имя книжки и ее адрес. Из текста на титульном листе мы узнаем:
- Кто написал это произведение.
- Каково его заглавие.
- Кто нарисовал иллюстрации, картинки к этому произведению.
- В каком городе и в каком году появилась эта книга, какое издательство выпустило её в свет.
Автор обычно хочет сказать несколько слов тому, кто взял в руки его книгу. И он делает это в ПРЕДИСЛОВИИ. Предисловие может быть написано и другим человеком, который делится с читателем своими впечатлениями о книге и ее авторе. В древности всякий рассказ, историю называли «словом». Это значение сохранилось и до наших дней в слове «ПРЕДИСЛОВИЕ», то есть то, что перед «словом», рассказом или, иначе, перед текстом. Из предисловия можно узнать, о чем или о ком та книга, когда и в какой стране происходят события и многое другое. Обычно предисловие бывает коротким, его можно прочитать прямо здесь, у полки. И ты сразу поймешь, нужно тебе читать эту книгу или нет. В конце книги обычно дается ее СОДЕРЖАНИЕ (оглавление) по главам или частям повествования. А если книжка состоит из произведений нескольких авторов, то и об этом можно узнать из содержания, сразу определив, на какой странице находится нужный нам текст.
А теперь посмотрим, как вы запомнили то, о чем я говорила.
- Как называется лист, где указаны автор, название и год издания книги? (Титульный лист)
- Что поможет раскрыть содержание? (Предисловие)
- С помощью чего можно быстро найти рассказ или главу? (Содержание)
- Что предохраняет книгу от повреждений? (Обложка)
Все молодцы.
-Сейчас мы посмотрим с вами видео о книгах далекого прошлого.
- На чём писали древние люди? (глиняные или восковые таблички, береста, папирус, пергамент)
- Что такое пергамент? (обработанная кожа животных)
- Что такое береста? (кора берёзы)
-Все молодцы, умнички
-Сейчас я раздам вам рабочие листы с заданиями, которые нужно будет выполнить. А помогать, поддерживать и мотивировать вас будет наша Мудрая Сова.
-Наш классный час подходит к концу. Я благодарю вас за активность, вы все молодцы. Я очень надеюсь, что вы будете читать, будете ценить труд людей, которые создают для вас такое сокровище. Ведь Константин Паустовский сказал: «Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы новой книги». Мы с Мудрой Совой с вами прощаемся.
Предварительный просмотр:
Методика организации и проведения классного часа в начальной школе
Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. Классный час выполняет различные воспитательные функции: просветительскую, ориентирующую, направляющую и формирующую.
· Просветительская функция – расширение информационного поля учащихся по этике, эстетике, математике, о событиях и явлениях, происходящих в стране, в мире, в городе, в семье, т.е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.
· Ориентирующая функция – обсуждение нравственных проблем и нравственных ценностей, которые актуальны для данного возраста. Если просветительская функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая – его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой.
· Направляющая функция – приобретение практического опыта учащимися при обсуждении нравственных и мировоззренческих проблем; предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию.
· Формирующая функция – развитие у учащихся самооценки и самоконтроля, аналитических умений при обсуждении той или иной темы классного часа.
Чаще всего классный час одновременно выполняет все функции: он и просвещает, и ориентирует, и формирует, и направляет учащихся.
Темы и содержание классных часов классный руководитель определяет, когда изучит уровень воспитанности школьников, их нравственные представления, взгляды, интересы, желания, суждения (с помощью анкеты, беседы), выявит проблемы воспитания и отношений в коллективе. Педагог может привлечь детей и их родителей к определению наиболее важных тем для рассмотрения на классном часе.
Подготовка классного руководителя к классному часу предполагает выполнение следующих действий:
1) определение темы классного часа, формулировка его цели исходя из задач воспитательной работы с коллективом;
2) тщательный отбор материала с учетом поставленных целей и задач на основе требований к содержанию классного часа (актуальность, связь с жизнью, опытом учащихся, соответствие их возрастным особенностями, образность и эмоциональность, логичность и последовательность);
3) составление плана подготовки и проведения классного часа;
4) привлечение школьников к активной деятельности в период подготовки и в ходе классного часа, использование разнообразных методов и приемов, воздействующих на сознание, чувства и поведение учащихся, повышающих интерес и внимание к обсуждаемой проблеме;
5) подбор наглядных пособий, музыкального оформления, подготовку помещения, создание обстановки, благоприятной для откровенного, непринужденного разговора;
6) определение целесообразности участия в классном часе учащихся и их родителей, друзей, старших и младших товарищей, работников школы, специалистов по теме классного часа;
7) определение своей роли и позиции в процессе подготовки и проведения воспитательного часа;
8) выявление возможности по закреплению полученной на классном часе информации в дальнейшей практической деятельности детей.
Для того чтобы классный час получился, необходимо, чтобы его содержание соответствовало следующим требованиям:
1. Классные часы должны быть построены так, чтобы в своём содержании они шли от простого к сложному, от информации к оценкам, от оценок к суждениям.
2. В ходе классного часа классный руководитель не должен навязывать своего мнения и своих суждений учащимся, но он должен тактично корректировать мнения учащихся и оказывать помощь в поисках правильного решения.
3.Необходимо учитывать психологические особенности учащихся при построении содержания классного часа. В содержании классного часа должны быть различные виды деятельности.
4.Классный час должен нести положительный эмоциональный заряд, развивать чувства учащихся, положительные эмоции.
5.Классный час должен содержать рефлексивную (итоговую) часть. Это момент, когда ребёнок сможет оценить и сам классный час, и время, потраченное на него, и своё отношение к данному классному часу.
При подготовке и проведении классных часов используются различные приёмы:
а) рассказ, чтение газетных и журнальных материалов с последующим обсуждением, обзоры периодических изданий;
б) лекции, проводимые приглашёнными специалистами;
в) анкетирование и анализ его результатов;
г) беседы за круглым столом, обсуждение конкретных событий;
д) знакомство с произведениями искусства, элементы художественно – творческой деятельности самих учащихся (когда в ходе классного часа поют, рисуют, сочиняют);
е) обращения к высказываниям выдающихся людей с последующим обсуждением;
ж) «мозговой штурм», работа в творческих группах.
Практика показывает, что наиболее эффективны и интересны для детей приёмы и элементы методики коллективной творческой деятельности.
В зависимости от методики проведения классные часы подразделяют на три вида.
К первому виду относятся классные часы, к которым требует от классного руководителя широких познаний, жизненного и педагогического опыта. В ходе их проведения дети лишь привлекаются к обсуждению некоторых вопросов, изложению фактов и примеров. Таковы, например, классные часы на темы: «Что такое самообразование?», «Как развивать память?», «Об индивидуальности и индивидуализме» и др. Некоторые классные часы данного вида целесообразно проводить, привлекая специалистов – врача, психолога, юриста. Задача классного руководителя – оказать им помощь в подготовке беседы или выступления.
Второй вид классных часов характеризуется совместной деятельностью классного руководителя и учащихся. Определение главных идей и содержания, как правило, принадлежит учителю, а пути и методы их воплощения педагог разрабатывает вместе с детьми. Под руководством учителя школьники готовят отдельные фрагменты воспитательного часа, педагог ведет классный час, привлекая детей к обсуждению проблемы, объединяя выступления школьников и отдельных групп в единое целое. Примерные темы подобных классных часов: «О культуре внешнего вида», «О красоте внутренней и внешней», «Твори добро ради добра» и др.
Третий вид классных часов предполагает активную самостоятельную работу самих учащихся. Ответственность за их подготовку и проведение возлагается на группу школьников. Классный руководитель вместе с учащимися продумывает лишь идеи, общую композицию классного часа, помогает микроколлективам составить творческие задания. При самостоятельной подготовке по группам ученики проявляют творческий подход, много выдумки, фантазии, между группами возникает дух соревнования. Ведут воспитательный час сами учащиеся, педагог лишь иногда направляет их. После проведения классных часов такого типа целесообразно подвести итоги, дать оценку работе групп.
Выбор вида классного часа зависит от темы, содержания материала, возраста учащихся, уровня их знаний по данной проблеме, опыта коллективной деятельности, а также педагогического мастерства и индивидуальных особенностей классного руководителя, характера его взаимоотношений со школьниками.
Для подготовки и проведения классного часа имеется алгоритм, позволяющий наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс. Элементы алгоритма:
1. Определение темы, целей и задач.
2. Выбор формы проведения и названия.
3. Предварительная подготовка:
- подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и т.д. по теме;
- составить план проведения;
- дать домашнее задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу;
- определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей.
4. Проведение самого мероприятия.
5. Педагогический анализ совершается на двух уровнях:
- обсуждение вместе с учащимися успешности (не успешности) предметного результата проектирования более продуктивной деятельности в будущем;
- собственно педагогический анализ – анализ воспитательного результата, осуществляемый взрослыми участниками.
В структурном отношении классный час состоит из трёх частей: вступительной, основной и заключительной.
Назначение вступительной части: активизировать внимание учащихся, обеспечить достаточно серьёзное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки
Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа.
Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса.
Организация и проведение классного часа.
1. Название (в названии отображается тема классного часа, оно должно не только точно отображать содержание, но и быть лаконичным, привлекательным по форме).
2. Цель, задачи (задачи должны быть очень конкретными и отражать данное содержание).
3. Оборудование (к оборудованию внеклассного занятия относятся различные средства: пособия, игрушки, видеофильмы, диапозитивы, литература и т.д.).
4. Форма проведения (например, экскурсия, викторина, конкурс, спектакль и т. д.)
5. Ход
1. Организационный момент (0.5 – 3 мин.) Цель: переключить детей с учебной деятельности на другой вид деятельности, вызвать интерес к этому виду деятельности, положительные эмоции.
Типичные ошибки: дублирование начала урока, затянутость по времени.
Рекомендации: эффективному переключению детей на внеучебную деятельность способствует:
1. сюрпризность в организационном моменте, т. е. использование загадки, проблемных вопросов, игрового момента, звукозаписи и т.п.
2. изменение организации детей (расположение детей на ковре, кругом) или переход в другое помещение, (школьный музей, библиотеку, в класс музыки и т. п.)
2. Вводная часть (от 1/5 до 1/3 времени всего занятия).
Цель: активизировать детей, расположить их к воспитательному воздействию, определить уровень осведомленности детей по данной теме, «перебросить мостик» от личного опыта ребенка к теме занятия. На этом этапе педагогу требуется не только «зажечь» детей, но и определить, нужно ли внести коррективы по ходу занятия. Например, педагог рассчитывал на новизну своего сообщения и запланировал рассказ, а вводная беседа показала, что дети знакомы с этой проблемой. Тогда педагогу необходимо заменить рассказ на беседу или игровую ситуацию.
Типичные ошибки:
1. Вводную часть педагог строит не на детской активности, а на собственной, исключая обратную связь.
2. Педагог не придает значения эмоциональному настрою детей.
Рекомендации:
В вводной части педагог формирует первичные представления детей о предстоящем занятии, организует их деятельность, т.е. знакомит с системой оценки, сообщает план занятия, разбивает на команды, объясняет необходимые правила.
Если дети разбиваются на команды, то нужно построить их действия не на соперничестве, а на сотрудничестве. При этом эффективен следующий прием: командам вместо очков за правильные ответы раздаются части разрезанной картины. При подведении итогов в заключительной части собирается из этих кусочков общая картина и становится очевидным, что важно не количество баллов, а общий результат. В вводной части можно использовать разнообразные методы и средства активизации детей: беседу, ребус, кроссворд, задание на смекалку.
3. Основная часть (по времени самая продолжительная 2/4 времени).
Цель: реализация основной идеи занятия.
Типичные ошибки:
1. Активность педагога при частичной или полной пассивности детей.
2. Однообразие методов – только беседа или рассказ.
3.Преобладание методов формирования сознания над методами формирования поведения.
4. Создание учебной атмосферы урока.
5. Назидательность.
Рекомендации: 1. Воспитательный эффект будет выше, если дети максимально активны на занятии. В активизации детей на классном часе первостепенное значение имеет создание особой эмоциональной атмосферы, отличной от урока. Например, от детей не требуется поднимать руку и вставать. Для поддержания дисциплины вводятся особые правила: отвечает тот, на кого показала стрелка, выпал фант и пр.
2. Созданию теплой атмосферы способствует отсутствие оценочных суждений в речи педагога: «правильно», «неправильно», «молодец», а использование вместо оценок доброжелательных, эмоциональных реакций: «Как интересно», «Спасибо за новую версию», «Надо же!», «Вот это да!»
4. Заключительная часть (от 1/5 – 1/4 времени).
Цель: настроить детей на практическое применение приобретенного опыта и определить, насколько удалось реализовать идею занятия.
Типичные ошибки: это часть игнорируется вообще или сводится к двум вопросам: «Понравилось?», «Что узнали нового?».
Рекомендации:
1. Задания тестового характера в привлекательной для детей форме: кроссворд, мини-викторина, блиц, игровая ситуация и другое для определения первичных результатов.
2. Разнообразные рекомендации детям по применению приобретенного опыта в их личной жизни (это может быть показ книг по данной проблеме; обсуждение ситуаций, в которых дети могут применить полученные на занятии умения или информацию; советы – что они могут рассказать своим близким, о чем спросить по данной теме; куда можно сходить, на что обратить внимание, во что можно поиграть, что можно сделать самостоятельно).
Формы классного часа могут быть самыми различными. Выбор формы классного часа зависит от уровня развития коллектива, от особенностей класса, от возрастных особенностей детей.
Выделяются следующие формы классного часа:
- классное собрание;
- беседа (этическая, нравственная);
- диспуты;
- встречи с интересными людьми;
- викторины по различным областям знаний;
- дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме);
- КВНы;
- интерактивные игры;
- игры-путешествия;
- театральные премьеры;
- тренинги;
- читательские конференции.
Советы по организации классного часа:
1. Содержание классных часов строить так, чтобы постепенно переходить от предметной информации к её оценке, от общих оценок – к развёрнутым суждениям.
2. В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям учащихся, должен вносить нужные коррективы, ставить дополнительные вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильные решения нравственной проблемы.
3. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за их вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить острый вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности и т.д.
4. Количество затраченного на классный час времени зависит от темы часа, его цели, предполагаемого результата, возраста участников классного часа, формы его проведения, ситуации жизни и развития классного коллектива.
5. Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свое мнение, выступить с критикой.
6. Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам рекомендуется назвать темы всех классных часов, планируемых в классе. Каждому учащемуся дается право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то для него интересен.
Критерии эффективности классного часа:
- личностная значимость для учащихся
- комфортность, благоприятный психологический климат
- возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников.
- обогащенность жизненного опыта учащихся
- духовно-нравственная ценность
- вовлеченность учащихся в подготовку и проведение классного часа
Предварительный просмотр:
Рабочий лист по теме «Книга – наш друг»
Имя, фамилия: ___________________________________
Класс: ___________________________________
Задание 1.
Нарисуй обложку любимой книги
Задание 2.
Напиши из чего состоит книга
- _____________________________________________________
- _____________________________________________________
- _____________________________________________________
- _____________________________________________________
Задание 3.
Соедини начало и конец пословиц из русских народных сказок
Задание 4.
Оцени свою работу на уроке. Закрась смайлик зелёным, жёлтым или красным
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В ПОМОЩЬ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ. МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
ЛИСТОК УСПЕШНОСТИ " МЫ ВМЕСТЕ "Прилежание.1. Я стараюсь в учебе.2. Я внимателен.3. Помогаю другим и сам обращаюсь за помощью.4. Мне нравится самообслуживание в школе и дома.МЫРОДИТЕЛИУЧИТЕЛЯ...
"Современные формы и проведение классных часов в начальной школе"
Цель этой статьи - обратить внимание на возрастные, психологические особенности младших школьников влияющих на их отношение и участие в классных собраниях, а так ж...
Материал для проведения классного часа по теме Страницы истории. Бородино.
Материал для проведения классного часа в форме игры "Поле чудес"по теме "История России. Бородино"....
Страничка для коллег. Методический и наглядный материал для проведения классных часов "Формирование толерантного отношения к людям с РАС"
Уважаемые коллеги!Данный материал поможет Вам рассказать Вашим ученикам о людях с аутизмом...
Материал для проведения классного часа "Города Югры"
Данный материал можно использовать для проведения квестов, викторин, для интелектуальной разминки на классных часах. Учащиеся в процессе работы узнают новую информацию,либо уточняют и расширяют свои з...
«Современные формы проведения классных часов в начальной школе»
laquo;Классный час — это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой социально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с ...
«Современные формы и проведение классных часов в начальной школе»
Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Другими совами, это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узн...