Рабочая программа по внеурочной деятельности" Мастерская Самоделкина" для учащихся 1 класса
рабочая программа (1 класс) по теме
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Мастерская Самоделкина" для учащихся 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_masterskaya_samodelkina.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Для 1 класса
« Мастерская Самоделкина»
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Технология» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.
Курс «Мастерская Самоделкина» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 1 классе. Занятия не должны дублировать программный материал уроков технологии. Внеклассные занятия расширяют и углубляют сведения о работе с бумагой и картоном, тканью, пластилином, а так же с другими материалами, которые не используются на уроках. Работа на занятиях организуется с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющими навыков работы с бумагой, тканью и другими материалами, выполняются более простые поделки.
Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
Работа на занятиях в студии «Мастерская Самоделкина» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Дети, видя готовые поделки, учатся оценивать свою работу, а так же работу своих друзей, находить достоинства и недостатки, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка.
На каждом занятии должны решаться задачи общеобразовательного характера, сообщаться сведения о материалах и инструментах.
Дети, обучающиеся по данной программе, учатся изготовлению своими руками такого предмета, который можно было бы подарить другим людям, которым можно украсить свою комнату, который может выразить отношение ребенка к своему дому, членам семьи, своим друзьям.
Обучаясь изготовлению красивых и полезных вещей, учащиеся развиваются в разных направлениях. У них формируются эстетические чувства: чувство формы, линии, материала, цвета. Занятия в студии «Мастерская Самоделкина» имеют и культурно-психологическое значение: участие ребенка в изготовлении вещей и украшений для интерьера своими руками, дарении подарков – это часть социализации, вхождения в обычаи, традиции сообществ – семьи, другой социальной группы.
Для практической работы отводится большая часть времени – до 90%.
На занятиях необходимо акцентировать внимание учащихся не на изготовление конкретной поделки, а на её конструктивном построении, общей закономерности устройства изделия этого типа, показать варианты, чтобы дети смогли бы дома самостоятельно сделать нужную поделку. Такой подход, как свидетельствует практика, значительно повышает интерес к знаниям.
Занятия можно организовать по-разному, но нет необходимости в том, чтобы сначала выполнить все поделки из одного материала, потом из другого и т.д. Виды работ через несколько занятий желательно менять.
В студии «Мастерская Самоделкина» дети учатся изготовлению вещей – сувениров, вещей – подарков, вещей для украшения дома. Получают знания о разных технологических процессах изготовления вещей, истории их возникновения, о культуре разных народов, обучаются культуре отношения к себе, своему дому, близким и друзьям.
Дети, обучающиеся по данной программе, учатся изготовлению своими руками такого предмета, который можно было бы подарить другим людям, которым можно украсить свою комнату, который может выразить отношение ребенка к своему дому, членам семьи, своим друзьям.
Обучаясь изготовлению красивых и полезных вещей, учащиеся развиваются в разных направлениях. У них формируются эстетические чувства: чувство формы, линии, материала, цвета. Занятия в студии «Мастерская Самоделкина» имеют и культурно-психологическое значение: участие ребенка в изготовлении вещей и украшений для интерьера своими руками, дарении подарков – это часть социализации, вхождения в обычаи, традиции сообществ – семьи, другой социальной группы.
Событие, когда ребенок изготовил своими руками какую-нибудь поделку, имеет большое значение для всей семьи. А постоянное контактирование с различными материалами, инструментами развивают тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев рук.
Цель занятий в студии «Мастерская Самоделкина»:
- научить детей изготавливать вещи из разных материалов, сформировать у них стремление доставлять людям радость переживания значимых в их жизни событий и желания преобразить и украсить свой домашний интерьер;
-развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации;
-овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
-воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности;
- учиться анализировать выполнение своих работ и работ других ребят, делать и воспринимать замечания и подсказки корректно, вежливо
Организация образовательного процесса:
Программа курса «Мастерская Самоделкина» рассчитана на один год обучения. Возраст детей 6-7 лет.
Деятельность педагога и детей включает в себя следующие направления:
- освоение техники безопасности при работе ребенка в объединении;
- ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;
- изготовление самих поделок и подарков, сувениров, украшений и вещей интерьера, выставочных образцов;
- участие в создании коллективных композиций;
- изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;
- освоение навыков грамотного и экономного использования различных материалов.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с изготовлением новой поделки. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор по изготовлению поделок из различных материалов, проявить фантазию, а также развить творческие способности. Занятия в «Мастерской Самоделкина» проводятся в активной форме: конкурса с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Структура занятий.
- Определение темы занятия (кроссворд, ребус, загадка).
2. Правила работы с материалами, необходимыми на данном занятии.
3.Выполнение творческой работы.
4.Рефлексия. Оценивание результата (что получилось, что не получилось и почему).
Ожидаемые результаты работы:
-участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности; расширение кругозора о применении поделок в жизни,
-заинтересованность в развитии своих способностей, возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности;
-умение добывать новую информацию из различных источников.
Календарно – тематическое планирование занятий студии
«Мастерская Самоделкина»
1 час в неделю (33 часа)
№ п/п | Тема занятия | Характеристика универсальных учебных действий | Дата по плану | Скорректированная дата |
1. | Изделия из природного материала. | Личностные УУД: -оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, собы- тия) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; – называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых предметов материальной среды, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; – самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); – в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: – определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий ; – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий, образцов, работы с иллюстрацией учебника; – с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; – учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану; – выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона. Познавательные: – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; – делать предварительный отбор источников информации; – перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; – преобразовывать информацию из одной формы в другую – в изделия. Коммуникативные: – донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделий; – слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Знать и применять правила безопасности труда. Уметь правильно использовать инструменты и приспособления в работе. Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности. Выполнять композиции на передачу настроения, впечатлений . Анализировать и сопоставлять произведения разных видов искусства. Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики для оформления праздника или театрального представления. Моделировать формы средствами различных материалов. | ||
2 | Лепка из глины. | |||
3. | Панно « Пейзаж» ( из салфетных шариков) | |||
4. | Картина из кусочков рваной бумаги. | |||
5-6. | Объемные игрушки из бумаги | |||
7. | Игрушки из ниток. | |||
8-9 | Роспись по ткани. Создание оригинальной авторской футболки. | |||
10-12 | Украшения для новогодней елки: подвесные игрушки, зайчик из ватных шариков, гирлянды. | |||
13 -15. | Оригами: конструирование поделок из бумаги. Коллективная работа «Сова» | |||
16. | Аппликация из соломы. | |||
17. | Аппликация «Аквариумные рыбки» | |||
18-19. | Игрушки из яиц. Игрушки из яиц. Коллективная работа «Мои друзья». | |||
20. | Аппликация из сухих травинок, цветов и мешковины. | |||
21-22. | Аппликация из лоскутков ткани. Лоскутный коврик | |||
23. | Аппликация «У самовара». Коллективная работа | |||
24. | Сувенирная открытка в технике «Аппликация» | |||
25. | Коллективная работа. | |||
26-27. | Ваза из бутылки. | |||
28-29. | Изделие из солёного теста «Весенний букет» | |||
30-31 | Изделие из солёного теста «Весёлый зоопарк» | |||
32-33 | Плетение косичек из ниток. аппликация из косичек. |
Cодержание разделов:
- Изделия из природного материала.(1 ч.)
Что растет на грядке?
Овощные фантазии. Поделки из овощей.
Аппликация из осенних листьев.
- Панно, созданные в мозаичной технике с использованием крупяных и макаронных изделий, салфеток и кусочков рваной бумаги, пластилина, яичной скорлупы. (4ч.)
Пейзажи. Знакомство с жанром живописи.
Панно - пейзаж из кусочков рваной бумаги.
История мозаики.
Панно - мозаика «Мои любимые сказочные герои», выполненная из салфеток, скатанных в шарики.
Подготовка емкостей и инструментов для крупы.
Панно - мозаика с использованием крупяных и макаронных изделий.
Мозаичная техника.
Панно - мозаика из пластилиновых шариков.
Подготовка скорлупы для работы. Правила рабочего человека.
Мозаика из скорлупы яиц.
- Объемные игрушки из бумаги.(2 ч.)
История возникновения бумаги.
Игрушка «Лиса».
Игрушка «Лягушонок».
Виды бумаги.
Игрушка «Девочка Маша».
Игрушка «Морячок».
Игрушка - стаканчик «Зебра».
Игрушка «Клоун».
- Игрушки из ниток (1 ч.)
Какие бывают нитки?
«Цыпленок».
«Гномик».
Подвеска «Близнецы».
- Фигурки животных, сказочных персонажей и человека, выполненных из глины. (1 ч.)
- Украшения для новогодней елки. (4 ч.)
Удивительный материал – вата.
«Лебедь белая плывет…» игрушка из ваты.
Яблоко, лимон, груша, вишня, клубника – подвесные игрушки для елки.
Зайчик из ватных шариков.
- Оригами: конструирование из бумаги. (5 ч.)
Знакомство с древним японским искусством оригами.
Лилии в вазе.
Знакомство с модулями.
Коллективная работа «Сова».
Что такое аппликация?
Аппликация «Собака».
Аппликация «Аквариумные рыбки».
- Игрушки из яиц. (2 ч.)
Зайка.
Цыплёнок.
Мышка.
Какие бывают животные?
Рыбка.
Ёжик.
Поросёнок.
Береги братьев наших меньших.
- Открытки, картины, панно, апплицированные различными материалами: кожей, сухоцветами, тканью, бумагой, трикотажными нитками. (7ч.)
Работа с бумагой, кожей, тканью: общие сведения, знакомство со свойствами материалов и операциями склеивания, сгибания, вырезывания, роспись.
Открытка-приглашение, выполненная в технике аппликации – гармошки.
Изготовление сувенирной открытки в технике аппликация.
Панно из мешковины и сухих трав.
Панно из цветных тканевых лоскутков.
Изготовление панно из цветной бумаги.
- Общая коллективная тематическая работа для выставки. (6 ч.)
Панно «Весенний букет».
«Веселый зоопарк» - фигурки – сувениры из соленого теста.
Обеспечение программы.
При организации деятельности детей учитывается ряд психологических требований.
Каждая детская поделка может восприниматься как в качестве отдельного сувенира, так и входить в композицию, которую выполняет в процессе серии занятий один ребенок или целая группа.
Сложная композиционная работа требует тематического сопровождения. В этом качестве могут выступать сказки, если возраст детей 6-7 лет.
Для работы необходимы следующие предметы:
- альбом;
- картон, цветная и бархатная бумага, обрезки картинок из журналов;
- воздушные шарики и цветные нитки;
- карандаши, фломастеры, линейка, ластик, краски и кисточка;
- клей ПВА;
- рамочки деревянные;
- ножницы с тупыми концами, иголки, наперсток;
- различные кусочки ткани, мешковины, кожи, пряжи;
- мука;
- тесьма, бисер, бижутерия;
- глина;
- растительные сухие материалы;
- крупа и макароны;
- салфетки разных цветов;
- солома;
- ткань.
Как показывает опыт, вышеобозначенный набор материалов и приспособлений является необходимым для обеспечения видов работы, как обязательных. Так и выполняемых в связи с индивидуальными пожеланиями детей.
Список используемой литературы.
- Гомозова Ю. Б., Гомозова С. А. Праздник своими руками. Поделки к осенним и зимним праздникам. - Ярославль: Академия развития, К Академия Холдинг, 2001. – 144 с.
- Лазарева Л.А. Большая энциклопедия поделок. - М.: Росмэн, 2005. – 255 с.
- Леонова О. В. Рисуем нитью: Ажурные картинки. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. – 128 с.
- Лыкова И., Коротеева Е. и др.. Большая книга детского творчества. - М.: Олма Медиа Групп, 2007. – 288 с.
- Силаева К., Михайлова И. Соленое тесто. - М.: Издательство Эксмо, 2004. – 224 с.
- Чибрикова А. Забавные подарки по поводу и без. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 64 с.
- Ф. Уатт, Л. Майлс «Наши руки не для скуки» (Книга для девчонок), М., «РОСМЭН», 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности с учащимися первых классов.
Внеурочная деятельность наряду с учебным планом школы выступает средством реализации Основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность органи...
Разработка рабочей программы по внеурочной деятельности для учащихся 1 класса.
Разработка рабочей программы внеурочной деятельности для 1 класса....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"...