Разработка внеклассного мероприятия "Дети войны"
методическая разработка
Разработка внеклассного мероприятия "Дети войны"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya_deti_voyny.doc | 271.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ключёвская средняя общеобразовательная школа»
Внеклассное мероприятие
Тема: «Дети войны»
Составила
учитель начальных классов
Федотова Елена Васильевна
2018-2019 учебный год
Цель:
- Расширить знания обучающихся о героическом прошлом юных участников Великой Отечественной войны, осмыслить истоки героизма, нравственной силы, преданности Родине маленьких героев путем прочтения произведений русской литературы. Показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы. Задачи:
1. Углубить и расширить знания об исторических событиях, связанных с ВОВ. Продолжить формировать у учащихся гражданскую позицию и способность противостоять попыткам фальсификации фактов исторического прошлого страны.
2. Развивать мышление, устную речь, умение сравнивать и анализировать.
3. Воспитывать активную гражданскую позицию детей, чувство патриотизма. Прививать любовь к чтению художественной и научно-публицистической литературы о Великой Отечественной войне.
Формируемые УУД
Личностные УУД: - бережное отношение к духовным ценностям
- умение обосновать собственное мнение.
Регулятивные УУД:
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-участие в коллективном обсуждении проблем, обмен мнениями.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Методическое обоснование занятия:
Во время занятия использовались следующие методы и технологии: деятельностный метод обучения, основанный на методе рефлексивной самоорганизации, метод иллюстрации, метод беседы, метод рассказа, эвристический метод обучения, ИКТ, технология коллективного взаимодействия
Оборудование:
- компьютер
- мультимедийный проектор
- экран
- диск с презентацией «Дети войны…»
голос Левитана (аудиозапись о начале войны)
песня «Орлёнок» (муз. В. Белого, сл. Я. Шведова).
выставка книг о войне
цветы.
карточки с заданиями
Атрибуты войны из школьного музея: фляжка, каска, кружка, пилотка, письма с фронта, ордена и медали;
Предварительная подготовка:
подготовка стихотворений, запись воспоминаний родных и близких о военном детстве,
участие детей в подготовке презентации к мероприятию,
ХОД мероприятия
Эпиграф (на слайде)
«Никто не забыт и ничто не забыто» -
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
Алексей Шамарин
- Вступительное слово учителя
Был хмурый мартовский день 1943 г. Шла война, продукты выдавали по карточкам, в домах было холодно. В этот день московские мальчики и девочки в стареньких платьицах и курточках, в стоптанных башмаках и залатанных валенках заполнили просторный зал Дома союзов в Москве. Непривычно щурясь от яркого света люстр, они слушали, что расскажут им хорошо знакомые по книжкам детские писатели и поэты. Так впервые праздновалась Неделя детской книги - «книжкина неделя».
Праздник детской книги был проведен по инициативе детского писателя Льва Кассиля, уже известный вам, ребята, по произведению «У классной доски». Активное участие в празднике приняли Самуил Маршак, Сергей Михалков, Агния Барто, Михаил Пришвин.(слайд 2)
Неделя детской и юношеской книги традиционно проводится каждый год в библиотеках городов и сёл в дни весенних школьных каникул и в наши дни.
Учитель Пусть эпиграфом к нашей встрече будут строки из стихотворения современного поэта Алексея Шамарина. Прочтите их на слайде.(слайд 3)
Как вы думаете, какой теме будет посвящена наша встреча? Какую великую дату будет отмечать народ в ближайшие дни?
Для современных детей и подростков Великая Отечественная война – это далекая история. Сегодняшние школьники мало читают произведений о войне, не знают о подвигах своих сверстников.
Настя Лысякова и Карина Руденко по моей просьбе провели в нашем классе анкетирование и обобщили его результаты. Предоставляю им слово.
Настя Лысякова Мы решили узнать, что знают наши одноклассники о своих ровесниках, которые воевали наравне со взрослыми, что вообще знают о войне, о детях, которые были участниками или свидетелями тех страшных дней. Решил выяснить, читают ли наши одноклассники литературу о войне. Интересует ли их эта тема. С этой целью в классе мы провели анкетирование. Ребятам были заданы следующие вопросы:
1. Читаешь ли ты книги о Великой Отечественной войне?
- Назови книгу о войне, которая произвела на тебя особенно сильное впечатление.
- Знаешь ли ты героев войны, твоих сверстников?
- Назови авторов художественных произведений, которые писали о войне.
Проведя анкетирование, мы выяснили, что ребята знают о ВОВ больше по фильмам или рассказам в семье. Только 4 человека из 16 читали книги о войне, 5 обучающихся знают некоторых пионеров-героев войны; книгу о войне, которая вызвала сильное впечатление, смог назвать лишь один читатель, 3 обучающихся назвали авторов художественных произведений о войне. Мы побывали в школьной библиотеке и с помощью Дергилёвой Елены Алексеевны, библиотекаря подготовили одноклассникам список литературы на тему «Дети войны». Список рекомендуемой литературы мы поместили в «Уголке класса» (Приложение1)
Учитель Ребята, как выдумаете, можно ли детство детей, живущих в России, назвать счастливым? (ответы детей) (слайд 4)
-Как вы думаете, а всегда ли детство детей было таким счастливым?
Нет, так было не всегда. Есть еще одно страшное сочетание слов «Дети и война». Вдумайтесь! Разве могут эти слова стоять рядом? Какие ассоциации у вас возникают при звучании этого слова? (Смерть, кровь, слёзы, боль, страх)
Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. Пришел час – и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Отрывок из стихотворения А. Молчанова читает Стас Обухов
Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтаном радости не брызнет
На мирное цветение весны.
Мечты их не взлетят волшебной стаей
Над взрослыми серьезными людьми,
И в чём-то человечество отстанет,
И в чём-то обеднеет целый мир.
Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,
А в Ленинграде – каменный Цветок,
Чтоб в памяти людей остался дольше
Прошедших войн трагический итог.
Тринадцать миллионов детских жизней -
Кровавый след коричневой чумы.
Их мертвые глазёнки с укоризной
Глядят нам в душу из могильной тьмы,
Их губы запеклись в последнем крике,
В предсмертном зове милых мам своих...
О, матери стран малых и великих!
Услышьте их и помните о них!
Учитель О ком стихотворение А. Молчанова?
( О детях, переживших страшную войну с фашистской Германией 1941-1945 года) (слайд 5)
Аудиозапись - взрывы, сирена-начало войны. Голос Левитана.
До войны почти каждый из них жил в своей семье, окруженный заботой и лаской родителей и не думал о том, что будет завтра. Они были детьми, живущими в своем мире, имевшими свои тайны, надежды. Так же, как и вы, они мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее. И вот… 22 июня 1941 года все "погрузилось во мрак", разбились детские мечты…
Учитель.
Ребята, надо ли об этом вспоминать и говорить? Почему это очень важно - не забывать! Обсуждаете ли вы в своих семьях с родителями события, происходящие в Украине?
Хватило бы у вас силы духа и мужества вынести то, что вынесли дети войны и что терпят сейчас дети Украины? Задумайтесь!
Учитель. Война не пощадила никого, она обрушилась на детей также, как на взрослых, - взрывами, голодом, холодом. Дальше – вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких.
Но в это страшное время дети были не только жертвами, они становились воинами, храбро шли защищать свою Родину, своих матерей, братьев и сестёр.(слайд 6)
Война искалечила тысячи детских судеб. И почти каждый мальчишка в то тяжёлое время мечтал попасть на фронт, стараясь ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.
Словарная работа.
Учитель.
-Война. Это страшное слово.
Подберите слова –синонимы к слову «война»
(война –бой, битва, сражение)
-Подберите слова –синонимы к слову «солдат»
(солдат – воин, боец…)
-Почему война называлась Великой? Отечественной?
-Какие еще прилагательные вы можете подобрать к слову «война»?
(страшная, кровопролитная, жестокая, беспощадная, освободительная)
Учитель.
Мальчишки и девчонки рвались на фронт, многие приписывали себе лишние годы, чтобы доказать свое право на борьбу. Много детей воевало на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они мужчины, а Родина в опасности! Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами. (слайд 7)
Некоторые из ребят попадали в армию в возрасте 9 – 11 лет, и остались со своим полком на всех фронтах, от России до Германии, до конца войны. Большинство из них возвращались домой с медалями за отвагу.
Лишённые родителей, многие дети и подростки нашли приют в армейских штабах. На что только они не шли, чтобы попасть на фронт.
Голодных и промерзших, этих мальчишек привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Но многим из них некуда было вернуться – война отняла у них дом, родных. И суровые командиры сами или по настоянию бывалых солдат сдавались, нарушая инструкции. "Они дошли с победой до рейхстага - сыны полков своей страны".
Стихотворение Якова Дубравина читает Саша Безинский
Горнили к бою трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый флаг, в солдатский строй.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –
Сыны полков своей страны.
Работа над пословицами и поговорками.
Ребята, предлагаю вам поработать в группах. Разделитесь по желанию на 4 группы. Каждой из четырёх групп будет предложена поговорка. В каждой из них - глубокий смысл, народная мудрость. Попробуйте раскрыть смысл каждой поговорки.
(Дети работают в группах, затем от каждой группы коллективное мнение представляет один из участников группы)
-Дружно за мир стоять - войне не бывать.
-Воин воюет, а детки горюют.
-В бою побывать - цену жизни узнать.
-Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет.
Учитель
Дети так же как и взрослые становились узниками концлагерей. Фашистский вермахт не щадил даже детей. И уже никогда не будет установлено количество детей, уничтоженных или умерших в концлагерях. От них остались лишь горы маленьких ботинок и игрушек.
Читает учитель
Дети в Освенциме
Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучили детей.
И это каждый день опять:
Кляня, ругаясь без причины...
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что – обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что было всем открыто:
По древней логике земли,
От взрослых дети ждут защиты.
А дни всё шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы.
Но их всё били.
Так же.
Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин "идеи" были,
Мужчины мучили детей.
Наум Коржавин
Детей увозили вместе с родителями - кого в концентрационные лагеря, кого на принудительные работы в Прибалтику, Польшу, Германию или Австрию. И еще долгие годы после войны люди, по чужой недоброй воле ставшие заложниками колючей проволоки, скрывали прошлое, боясь не то что говорить, но даже думать о том, что с ними произошло. Ведь многих ждало обвинение в измене родине и очередной этап, теперь уже в сталинские лагеря. Дети-узники не были исключением, на них тоже распространялся позор измены.
Им не разрешалось иметь игрушек, они должны были тихо сидеть в углу в дневном помещении. Если надзирательница видела плачущего ребенка, она била его и запирала на несколько часов в темную кладовку. Если при этом была мать, то надзирательница избивала и ее, грубо крича: «Лучше следи за своим ублюдком!».
Плакать детям запрещалось, а смеяться они разучились. Для детей не было ни одежды, ни обуви. Одежда заключенных была для них слишком велика, но ее не разрешалось переделывать. Дети в этой одежде выглядели особенно жалкими. Не по размеру огромные деревянные башмаки они постоянно теряли, за что также следовало наказание.
Если осиротевшее маленькое существо привязывалось к какой-нибудь узнице, она считала себя его лагерной матерью - заботилась о нем, воспитывала его и защищала. Их отношения были не менее сердечные, чем между родными матерью и ребенком. И если ребенка посылали на смерть в газовую камеру, то отчаяние его лагерной матери, сохранившей ему жизнь своими жертвами и лишениями, не знало границ. Ведь многих женщин и матерей поддерживало именно сознание, что они должны заботиться о ребенке. И когда их лишали ребенка - лишали смысла жизни.(слайд 8 - 12)
Учитель.
Сегодня нельзя сказать, кому было тяжелее, тем, кто был на передовой или тем, кто остался в тылу, но не спрятался за чужие спины, а работал и отдавал всё фронту, стране. Отцы на фронт – дети на завод.
Читает Алсу Жанабергенова
Зачем ты, война,
у мальчишек их детство украла –
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы работать
мальчишки с Урала,
Подставили ящики, чтобы достать до станка.
И вот неподкупной зимою военного года,
Когда занимался над Камой холодный рассвет,
Собрал самых лучших рабочих завода,
А было рабочим – всего по одиннадцать лет.
Учитель.
Дети в короткие сроки приобретали рабочие профессии, становились токарями, слесарями, фрезеровщиками. Подростки работали и на авиамоторных заводах, на которых производились моторы для самолетов-истребителей и бомбардировщиков. Дети стояли за станками наравне с взрослыми рабочими.
Не только на заводах ребята помогали старшим.
Совершенно справедливо сказал когда-то маршал Жуков: «Тыл - это половина победы!». Тот самый тыл, который обеспечивал фронт свинцом, углем, зимней одеждой, хлебом, мясом. (слайд 13)
Учитель.
Дети войны. Ведь это они, 9-15-летние, заготавливали дрова, собирали наравне с взрослыми урожай и даже перегоревшие лампочки сдавали в «ремонт», чтобы продлить им жизнь.
Но не все дети могли работать на заводах. В деревнях и селах подростки помогали взрослым растить хлеб, овощи и кормить фронт и тыл.
- Ребята, давайте подумаем, а чем еще могли помочь дети во время войны? (ответы детей)
Обучающимся раздаются карточки с текстом и далее выступления ребят.
1 ученик. Война поставила ребёнка на одну ступень со взрослыми, и дети не только выживали сами, но и растили своих братьев и сестёр, помогали своим семьям, своему колхозу, помогали своей стране выжить.
2 ученик Собирая колоски на полях или лекарственные растения в тайге, шефствуя над ранеными фронтовиках в госпиталях или над семьями погибших воинов, будучи связными в партизанских отрядах или пастушьим кнутом подгоняя коров к грузовым вагонам, идущим на фронт, они чувствовали себя маленькими солдатами Советской армии, которая борется с фашизмом.
3 ученик Поэтому эти дети, маленькие и незащищенные сумели выстоять наравне со взрослыми. Не просто выжить, но и снести все невзгоды и тяжести, выпавшие на долю их поколения.
Девочки шили кисеты для фронтовиков, собирали в тайге орехи, грибы, ягоды, ходили в госпиталь, помогали медицинским работникам ухаживать за ранеными, устраивали концерты и писали письма.
4 ученик.
«Ленинградские дети»... Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце.. «Ленинградские дети»... Это холод, голод, слезы, стоны.
«Ленинградские дети»... Это крики, бомбежки, разруха и смерть…
Это звучало как пароль: «Ленинградские дети».
Учитель Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда.
Зима 1941-1942 гг. была на редкость суровой. Блокада.
Несмотря на это, осаждённый город, погружённый во тьму, голод, холод, подвергаемый бомбёжкам, жил, работал, боролся.
Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе.
Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Сидели в пальто, в перчатках и даже в головных уборах...
В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях.
В Ленинграде начался голод. В осажденном городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали.
Ученик
А в голод спасала лишь корочка хлеба,
очистки картофеля, жмых.
И падали бомбы на головы с неба,
не всех оставляя в живых.
Пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба.
Блокадный паек – 125 граммов хлеба из смеси опилок и пшеничной пыли с мельницы... Люди пекли печенье из столярного клея и сдирали со стен обои, чтобы съесть клейстер.
Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. Школьники умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.
Учитель.
Через всю жизнь пронесли люди, пережившие блокаду, трепетное отношение к каждой крошке хлеба, стараясь, чтобы их дети и внуки никогда не испытали голода и лишений. Это отношение оказывается красноречивее слов.
-Ребята, как вы думаете, почему у людей, переживших блокаду, было особое отношение к хлебу?
-Подумайте, а всегда ли вы правильно поступаете, когда так небрежно относитесь к хлебу?
-Задумайтесь, изменится ли ваше отношение к хлебу после услышанного и увиденного?
Учитель
Большой вклад в разгроме фашистской Германии принадлежит партизанскому движению.
Многие подростки и дети участвовали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности.
Ученик
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим...
Это нужно - не мертвым,
Это надо - живым!
Р.Рождественский. Реквием.
На доске портреты Лёни Голикова, Марата Казея, Вали Котика, Зины Портновой, Володи Дубинина.
Учитель Как вы думаете, где сможете подробнее узнать о подвигах этих маленьких героев? (В библиотеке, на страницах интернета)
Звучит песня «Орлёнок» (муз. В. Белого, сл. Я. Шведова).
Учитель
-Как вы думаете, какая сила двигала этими детьми, что заставило их переступить через страх смерти?
(ответы детей)
- Как вы понимаете значение слов «подвиг», «героический поступок»?
Учитель
«Подвиг», «героический поступок» - это поступок во имя других. Совершая подвиги, люди не думают о себе.
Учитель
Беспощадной волею войны дети оказались в пекле страданий и невзгод. Но они вели себя, как герои, осилили и стерпели то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу. А они смогли.
В годы Великой Отечественной более 35 тыс. пионеров - юных защитников Родины были награждены боевыми орденами и медалями.
За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями:
Тяжелые испытания принесла война детям.
Дети войны - и веет холодом,
Дети войны – и пахнет голодом,
Дети войны – и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы…
Дети войны - боль отчаянна!
И сколько надо им минут молчания!
Зажигаются свечи…
Объявляется минута молчания…
Проходит время, годы пролетают, десятилетия, а боль не утихает. Мертвых не воскресить, но пусть в венки, которые ложатся на их могилы, вплетается весть о суровом возмездии убийцам...
Еще живут на свете люди, которые прошли фронтовыми дорогами Великой Отечественной войны, трудились для Победы в тылу. Еще можно взглянуть на лица этих людей, посмотреть в их глаза, услышать простые бесхитростные рассказы о тех временах…
Ребята, готовясь к классному часу, вы записывали воспоминания своих прабабушек и прадедушек, а также родных и близких, чье детство опалила война. Давайте послушаем эти воспоминания…
(дети по желанию читают воспоминания своих родных)
Дети войны – у этого поколения было трагическое, горькое детство. Теперь у многих детей войны тяжелая, одинокая старость. Они нуждаются в вашем внимании, в добром слове.
-Как мы можем помочь этим людям? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
- Многие из ребят, о которых вы услышали сегодня, были буквально вашими ровесниками. Можете ли вы представить себя на их месте?
Скоро вы вырастете, станете взрослыми, и каждый из вас сможет встать на защиту своего Отечества.
-Что значит защищать Родину?
-Какие качества, на ваш взгляд. Нужны защитнику Отечества?
Учитель Я верю в ваше счастливое будущее, дети. Живите достойно, творите добро, любите Родину!
- -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного победе в Великой Отечественной войне на тему «Великой Победе посвящается»
Данный материал является разработкой тематического мероприятия для проведения воспитательной работы в начальной школе. Целью является сохранение исторической памяти о событиях Великой Отечественной во...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Недаром помнит вся Россия…», посвященная 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года
Цель урока:· рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения;· на основе анализа биографий участников войны...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "О милости и помощи Божией России в годы ВО войны"
Одна из главных задач нашей школы - осуществление духовно-нравственного воспитания детей. В преддверии большого праздника 70-летие Победы. Разработан проект «Общие слёзы, общая боль»...
Методическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню Победы "Женщины и война"
События последнего времени подтверждают резкое снижение воспитательного воздействия на молодое поколение граждан России культуры, искусства и образования как важнейших ф...
Разработка внеклассного мероприятия посвященное Великой Отечественной войне на тему "Война глазами детей" 4 класс
Разработка внеклассного мероприятия посвященное Великой Отечественной войне на тему "Война глазами детей" 4 класс...
методическая разработка внеклассного занятия по Правилам дорожного движения " Железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной войны"
методическая разработка внеклассного занятия по Правилам дорожного движения " Железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной войны"...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Наш земляк - герой войны"
Сценарий внеклассного мероприятия на тему "Наш земляк - герой войны"...