Методическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню Победы "Женщины и война"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) по теме
События последнего времени подтверждают резкое снижение воспитательного воздействия на молодое поколение граждан России культуры, искусства и образования как важнейших факторов воспитания патриотизма. Без развития чувства патриотизма, без любви к своей земле, своему государству, без формирования у подрастающего поколения гордости за свое Отечество настоящих граждан не воспитать. Исследования социологов и психологов говорят о более высоком нравственном потенциале тех народов, где поддерживается связь поколений, где чтут традиции и обычаи. В любой стране есть национальные праздники, которые значимы для всего народа. Именно они объединяют нацию. В России одним из таких праздников является День Победы. 9 мая 2015 года наша страна отмечала 70-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Цена этой победы слишком велика: десятки миллионов человеческих жизней…. В памяти народной и поныне живы безмерные страдания людей военного поколения и мужество советского народа. Уходят из жизни те, кто принимал участие в боях, сражался в тылу врага, трудился в военное время на колхозных полях, стоял у станка. Это наши отцы, деды и прадеды. Они были патриотами своей Родины. Защитниками Отечества становились не только мужчины, но и женщины, старики, дети. Подрастающее поколение не должно забывать эти страшные годы. Но, к сожалению, молодежь мало знает о Великой Отечественной.
Учебники тех, советских времён были составлены очень удачно. По тем учебникам дети изучали самые яркие события своей страны… На смену пришли новые программы, а с ними и новые учебники, в которых нет ни малейшего напоминания о празднике Победы. Я имею ввиду, учебники литературного чтения. А сколько произведений посвящены именно этой странице истории России!!!
И память о войне жива во многом благодаря литературе. Именно она дает богатейший материал для реализации высоких целей гражданского и патриотического воспитания молодежи, которое столь актуально сегодня. Одним из возможных путей формирования гражданской зрелости, патриотизма, на мой взгляд, теперь является внеклассная работа по литературе. В рамках мероприятий «Общие слёзы, общая боль» «Дню Победы посвящается…» подготовлено и проведено мероприятие: «Женщина и война».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhenshchiny_i_voyna.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Женщины и война»
События последнего времени подтверждают резкое снижение воспитательного воздействия на молодое поколение граждан России культуры, искусства и образования как важнейших факторов воспитания патриотизма. Без развития чувства патриотизма, без любви к своей земле, своему государству, без формирования у подрастающего поколения гордости за свое Отечество настоящих граждан не воспитать. Исследования социологов и психологов говорят о более высоком нравственном потенциале тех народов, где поддерживается связь поколений, где чтут традиции и обычаи. В любой стране есть национальные праздники, которые значимы для всего народа. Именно они объединяют нацию. В России одним из таких праздников является День Победы. 9 мая 2015 года наша страна отмечала 70-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Цена этой победы слишком велика: десятки миллионов человеческих жизней…. В памяти народной и поныне живы безмерные страдания людей военного поколения и мужество советского народа. Уходят из жизни те, кто принимал участие в боях, сражался в тылу врага, трудился в военное время на колхозных полях, стоял у станка. Это наши отцы, деды и прадеды. Они были патриотами своей Родины. Защитниками Отечества становились не только мужчины, но и женщины, старики, дети. Подрастающее поколение не должно забывать эти страшные годы. Но, к сожалению, молодежь мало знает о Великой Отечественной.
Учебники тех, советских времён были составлены очень удачно. По тем учебникам дети изучали самые яркие события своей страны… На смену пришли новые программы, а с ними и новые учебники, в которых нет ни малейшего напоминания о празднике Победы. Я имею ввиду, учебники литературного чтения. А сколько произведений посвящены именно этой странице истории России!!!
И память о войне жива во многом благодаря литературе. Именно она дает богатейший материал для реализации высоких целей гражданского и патриотического воспитания молодежи, которое столь актуально сегодня. Одним из возможных путей формирования гражданской зрелости, патриотизма, на мой взгляд, теперь является внеклассная работа по литературе. В рамках мероприятий «Общие слёзы, общая боль» «Дню Победы посвящается…» подготовлено и проведено мероприятие: «Женщина и война».
Цель данного мероприятия: осознание обучающимися того сурового и героического времени, на чувство сопереживания, сострадания и уважения к поколению, защищавшему нашу Родину, формирование активной гражданской позиции и воспитание патриотических чувств.
Задачи:
- формирование навыков публичного выступления, коммуникативных умений, необходимых для построения текста, умения правильно выражать свои мысли и совершенствовать высказывания.
- совершенствование речи учащихся с целью успешного обучения, в дальнейшем - адаптации в обществе;
- развитие навыка выразительного чтения, речевого этикета;
- повышение информационной культуры учащихся
- привитие интереса учащихся к литературе, музыке, искусству;
- пробуждение патриотических чувств учащихся, интереса к истории своей страны через приобщение к поэзии и прозе о Великой Отечественной войне;
- воспитание чувства сопереживания, сострадания и уважения к старшему поколению; чувства прекрасного, уважения к женщине,
- формирование опыта нравственного поведения личности и активной гражданской позиции.
Сценарий мероприятия «Женщины и война»
Зал украшен плакатами ко Дню Победы, фотографиями женщин военных лет, звучат песни о войне, зрители занимают свои места.
Музыка грустная, свет гаснет, остаётся только на сцене, выходит ведущий, на фоне музыки произносит:
Не танцуйте сегодня, не пойте.
В предвечерний задумчивый час
Молчаливо у окон постойте,
Вспомяните погибших за нас.
Там, в толпе, средь любимых, влюблённых,
Средь весёлых и крепких ребят,
Чьи-то тени в пилотках зелёных
На окраины молча спешат.
Им нельзя задержаться, остаться –
Их берёт этот день навсегда,
На путях сортировочных станций
Им разлуку трубят поезда.
Окликать их и звать их – напрасно,
Не промолвят ни слова в ответ,
Но с улыбкою грустной и ясной
Поглядите им пристально вслед.
В. Шефнер
Включается свет, выходят дети под спокойную музыку, занимают места на сцене так:
1 ряд(сверху): девочки, одетые в светлые летние платьица в стиле начала 40-х годов, с причёсками в этом же стиле ( в косички вплетенные тонкие атласные ленточки), в руках одинаковые платочки
2 ряд (середина): мальчики
3 ряд (внизу): мальчики
Музыка затихает, ведущие:
В мир приходит женщина,
Чтоб свечу зажечь.
В мир приходит женщина,
Чтоб очаг беречь.
В мир приходит женщина,
Чтоб любимой быть.
В мир приходит женщина,
Чтоб детей родить.
В мир приходит женщина,
Чтоб цветком цвести.
В мир приходит женщина,
Чтобы мир спасти.
Л. Патракова.
Мирно страна проснулась
В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах ее сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала Москва.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова...
Голос уверенно-строгий
Сразу узнала страна.
Утром у нас на пороге
Заполыхала война.
Голос Левитана о начале войны
Ведущий: Женщина и война... Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы... Женщина и война...
Женщинам грозных сороковых довелось спасать мир.
Испытанием на мужество, на выносливость для женщин была Великая Отечественная война.
Да разве об этом расскажешь-
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один…
Ты шла, затаив своё горе,
Суровым путём трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
В холодные зимы, в метели,
У той у далёкой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.
Бросалися в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начинённых тобой…
М. Исаковский. «Русской женщине»
И та, что сегодня прощается с милым,
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
Дети поют песню «Катюша», на последнем припеве и куплете мальчики как по команде поворачиваются в одну сторону, начинают маршировать, помахивая на прощание девочкам, которые тоже в ответ машут мальчишкам платочками. Все занимают места в зрительном зале.
Под музыку «О героях былых времён…» выходят: мальчик - солдат, , девочка, одетая в светлые одежды в белом платке, девочка, одетая в траурную одежду в чёрном платке на голове
Девочка в светлых одеждах:
Да храни тебя Бог, мой сынок,
На войне, слепой и жестокой,
Я б прошла миллионы дорог,
Чтобы не был ты одиноким,
Я б от пули прикрыла тебя,
Накормила бы теплым хлебом,
Я бы сон твой всю ночь стерегла
Под тревожным и грозным небом.
Да храни тебя бог, мой сын,
От чужой смертоносной пули...
Сквозь огонь и сквозь черный дым
Невредимым пройди молю я!
Верю я, Бог поможет нам,
Ты вернешься, сын, невредимым...
Я свечу затеплю, войдя в храм,
И да будет твой путь счастливым!
Нина Ачараева
Мальчик-солдат:
Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую - слов даже нет!
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.
Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник "украшал",
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал.
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры -
Все - сказка, все в дымке, как снежные горы...
Пусть так, возвратимся - оценим вдвойне!
Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки...
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры -
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.
И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!
Э. Асадов «Письмо с фронта»
Звучит музыка «О героях былых времён…» . Девочка в тёмных одеждах:
Сыночек мой, кровиночка,
Украден ты войной.
Листочек мой, травиночка,
Как пусто мне одной.
Прокаркала вороною
Беда, как в страшном сне.
Бумагой похоронною
Она пришла ко мне.
Я ворога проклятого
Отчаянно кляла.
Глаза свои проплакала —
И все тебя ждала.
Придешь походкой легонькой,
Шинелька — нараспах.
Живой придешь, целехонький,
С улыбкой на губах.
Придешь, огнем целованный,
С наградой боевой,
Пускай и забинтованный,
А все-таки живой! ...
Неделя за неделею,
За годом год идет.
Устала я надеяться,
Лишь боль во мне живет.
Сыночек мой, кровиночка,
Прошло так много лет.
Листочек мой, травиночка,
Тебя все нет и нет!
М. Пляцковский
Под музыку «Журавли» все занимают места в зрительном зале.
Под музыку «Десятый наш, десантный батальон» выходят девочки, одетые в военную форму и форму санитарок.
Девочка 1: У нас у всех было одно желание: только на фронт! Пошли мы в военкомат, а нам говорят: " Подрастите девочки, вам ещё рано на фронт…" Нам по 16-ть лет было. Но я добилась своего, меня взяли.
Девочка 2: Выстроили нас по росту, я самая маленькая. Командир идёт, смотрит. Подходит ко мне: "Это что за Дюймовочка? Что ты на фронте будешь делать? Может, вернёшься к маме, подрастёшь?" А мамы у меня уже не было…
Девочка 3: Нам перед отправкой на фронт, помню, два часа дали на сборы. Так я побежала в магазин, накупила конфет, какие ещё были, набила ими чемодан, да ещё положила фотографии родных. С этим чемоданом и отправилась на фронт.
Девочка 4: А я взяла с собой любимую юбку, две пары носков и туфли, изящные такие, на каблуке. А ещё духи взяла. Думала, ненадолго еду, война быстро кончится.
Девочка 5: У каждой из нас была своя дорога на фронт. Но цель одна - защищать Родину.
Девочка 1:
До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.
Девочка 2:
И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать! - Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.
Девочка 6:
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые.
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не смогла сыскать.
Ю. Друнина.
Санитарки:
А с чем великий подвиг ваш сравнится?
Солдатских жизней сколько вы спасли?!
И ласково вас все зовут сестрицы,
Как раненых вы с поля волокли.
Нет ничего прекраснее на свете -
А было всяко в жизни у меня, -
Чем заслонить товарища от смерти,
И вынести его из-под огня.
Тут и мужской бы не хватило силы,
А ты вся напрягалась, как струна,
Навзрыд рыдала, а сама тащила…
Будь трижды она проклята, война!
Санитарки и две девочки в военной форме уходят со сцены, занимая места в зрительном зале. Четыре девочки в военной форме остаются на сцене.
Девочка-солдат1:
Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы — девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты —
То юность моя в огне...
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
Ю. Друнина.
Занавес открывается, сцена оформлена в виде лесной поляны, девочки располагаются на пеньках, около них; слышны голоса лесных птиц.
Девочка-солдат 2:
Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, сырой земле.
- Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустье
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет.
Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет...
При произнесении последних строк девочка покидает сцену (занимает место в зрительном зале, вместе с другими участниками). Слышны звуки разрывов снарядов.
Девочка-солдат 3 срывается с места:
Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы,
Мы хотели со славой жить.
...Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Звуки взрывов затихли. Девочка-солдат 4:
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав,
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.
- Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустье
Мама, мамка твоя живет.
Девочка-солдат 1:
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала...
Ю. Друнина.
Звучит музыка из песни Б. Окуджавы из к/ф «Белорусский вокзал», выходят все участники.
Я только раз видала рукопашный,
Раз - наяву, и сотни раз - во сне,
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
О, женщины войны, - лихой годины!
Вы пережили столько,
Что не передать словами.
Победы знамя над Берлином
Водружено и вашими руками!
Сынов Отчизны воинскую славу
Вы разделили, женщины, по праву. В. Слёзкин.
Я верю, что все женщины прекрасны —
И добротой своею и умом.
Еще весельем, если в доме праздник.
И верностью, когда разлука в нем.
Не их наряды и не профиль римский —
Нас покоряет женская душа.
И молодость ее. И материнство.
И седина, когда пора пришла.
И мы, мужчины, кланяемся низко
Всем женщинам родной страны моей.
Недаром на солдатских обелисках
Чеканит память лики матерей.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Все исполняют песню «Пусть всегда будет солнце»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Письмо солдату в армию"
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Письмо солдату в армию". Составитель и автор стихов: учитель начальных классов,высшей категории МОУ "СОШ № 34 с УИП" г.Саратова Ежова Наталья Александ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Недаром помнит вся Россия…», посвященная 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года
Цель урока:· рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения;· на основе анализа биографий участников войны...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "О милости и помощи Божией России в годы ВО войны"
Одна из главных задач нашей школы - осуществление духовно-нравственного воспитания детей. В преддверии большого праздника 70-летие Победы. Разработан проект «Общие слёзы, общая боль»...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Наш земляк - герой войны"
Сценарий внеклассного мероприятия на тему "Наш земляк - герой войны"...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс
Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....
Методическая разработка внеклассного мероприятия "По дорогам войны" (исторический марафон), 2 классы
Меоприятие проведено в рамках Декады воинской славы в форме исторического марафона с элементами КТД. Учащиеся вторых классов прошли по станциям , затем учащиеся изготовили цветы и возложили их к обели...
КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»
Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...