Методическая разработка внеклассного мероприятия "Наш земляк - герой войны"
методическая разработка по теме

Вековищева Светлана Валерьевна

Сценарий внеклассного мероприятия на тему "Наш земляк - герой войны"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

                                     

Наш земляк -  Герой войны

Автор: Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 3 г. Кызыла

Вековищева Светлана Валерьевна

Методическая разработка

внеклассного мероприятия ,

посвящена присвоению МБОУ «СОШ № 3»

звания Героя Советского Союза

Тулуша  Болдановича Кечил-оола

Тема: Наш земляк – Герой войны

Цель: Воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения.

Универсальные учебные действия;

Предметные:

Сформировать представление учащихся о роли земляка в истории родного края.

Метапредметные:

- учиться высказывать своё предположение (версию);

- способствовать развитию познавательного интереса обучающихся;

- создать условия для развития всех типов восприятия информации.

Личностные:

- развивать нравственно-личностные качества (любовь к своей малой Родине, чувство патриотизма и гордости за историческое прошлое своего народа, чувство толерантности);

- совершенствовать навыки совместной деятельности;

- совершенствовать навыки выступления перед аудиторией.

Задачи:

- формировать чувство уважения к героическому прошлому  нашей родины;

- формировать такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «герой»;

- развивать чувство гордости за землю, на которой живешь;

- усилить интерес к истории родного края, к судьбам земляков;

- сохранить в памяти юного поколения имена великих героев;

- воспитывать любовь и уважение к своему городу, к родному краю;

Оборудование: плакаты о ВОВ, фотографии вечного огня , Кечил-оола Т.Б., компьютер, проектор, листочки со словами, карандаши, рисунки – заготовки салюта.

Музыкальное оформление:

а) запись песни из кинофильма Офицеры « Герой нашего времени..»;

б) музыкальный фрагмент для минуты молчания.

План мероприятия:

I Организационный момент.

II Вступительная часть.

Вводная беседа.

III. Основная часть.

1.Объявление темы внеклассного мероприятия.

2. Составление портрета героя.

3. Сообщения учащихся.

4. Чтение стихотворений.

5.Физкультминутка

6. Благодарность потомков

7.Викторина

8. Практическая работа

9. Минута молчания.

IV. Подведение итогов (рефлексия)

10. Изготовление салюта.

Тип внеклассного мероприятия: сообщение новых знаний.

Методы: рассказ учителя, учащихся; беседа, практическая часть.

Ход мероприятия

I Организационный момент.

Учитель: Добрый день. Я очень рада нашей встрече. Всё доброе и прекрасное находится в душе человека, то есть внутри нас. Давайте возьмемся за руки и вместе с теплом передадим, друг другу самое лучшее и позитивное, что есть в нас.

( Дети берутся за руки)

II Вступительная часть

Вводная беседа.

Ученик: Пусть же проходят

                За годами годы.

                Героев не забудет страна!

                Свято и ревностно

                Память народа

                Ваши хранит имена…

Учитель:- Ребята, как вы думаете, о чём сегодня будем говорить на нашей встрече?(о войне)

Учитель: - Совершенно верно о войне, точнее о её героях и их подвигах.

III. Основная часть

Объявление темы мероприятия.

Учитель: В 1945 году закончилась Великая Отечественная война… Но мы не должны забывать её героев, ведь они проливали свою кровь, шли на верную смерть, ради нашего светлого будущего.

Учитель: - Ребята, есть среди героев войны и наш земляк. 23июня 2014 года исполнилось 100 лет со дня рождения Героя Советского Союза, нашего земляка Тулуша  Болдановича Кечил-оола .В этот день на торжественном мероприятии нашей школе присвоено звание Героя Советского Союза Тулуша  Болдановича Кечил-оола.

Учитель: Сегодня на внеклассном мероприятии, мы узнаем как можно больше о Кечил-ооле Т.Б.. Где он жил, за какие заслуги получил звание Героя Советского Союза? А ведь это так важно знать, что самый обычный паренёк, который родился и жил в нашей республике, стал героем.

2. Составление портрета героя.

Учитель:  Как вы понимаете значение слова «герой»? Кого мы можем назвать героем?

( высказывания детей)

Учитель:  Чтобы знать какими чертами должен обладать герой, давайте создадим его портрет. (Слово «герой» висит на доске)

Учитель:  Ребята, давайте подберём нужные слова и узнаем, какими чертами наделён настоящий герой. ( На доске слова прилагательные: сильный, храбрый, трусливый, мужественный, доблестный, равнодушный, отважный, бесстрашный.)

Учитель: И так каким же должен быть герой? (сильным, храбрым, отважным, мужественным, доблестным, бесстрашным )

Учитель: А какие слова здесь лишние? (трусливый, равнодушный)

Учитель: Верно, молодцы ребята. Если человек будет труслив и равнодушен, он никогда не станет героем.

Учитель: Остановись, время! Замри!

                  Замри и оглянись в прошлое!

                  Оглянись на тех, кто с высоты своих памятников смотрит на нас.

                  Кто посвятил Отчизне свои жизни.

Учитель:  А сейчас нам ребята расскажут биографию Кечил-оола Тулуша Болдановича.

 Сообщения учащихся

Ученик 1: Родился 23 июня 1914 года в кочевье не далеко от села Хайыракан Урянхайского края Енисейской губернии, ныне Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва, в семье арата-скотовода. Тувинец. Был учеником в буддийском храме.                        

Ученик 2: Проходил службу в рядах Тувинской народно-революционной армии. В 1938 году успешно окончил Тамбовское военное кавалерийское училище (под именем Сергеев Борис Григорьевич). Вернувшись на родину, был назначен командиром школы по подготовке младших командиров, внес большой вклад в дело обучения, воспитания бойцов и командиров Тувинской народно-революционной армии. В 1943 году окончил Краснознаменную высшую офицерскую кавалерийскую школу Красной Армии имени С.М. Будённого.

Ученик: Зловещим заревом объятый,

               Грохочет длинный небосвод,

               Мои товарищи – солдаты

               Идут вперёд за взводом взвод.

                                                  Н. Старшинов

 Ученик 3: 1 сентября 1943 год на фронт из Тувы убыл отдельный кавалерийский добровольческий эскадрон. В его составе было 206 бойцов, командиром эскадрона был назначен капитан Кечил-оол Тулуш. В Советском Союзе тувинские конники прошли необходимую подготовку в составе 362-го запасного стрелкового полка (г. Муром Владимирской области) и 2-го запасного кавалерийского полка (г. Ковров). Перед отправкой на фронт тувинских конников проверил инспектор кавалерии генерал-полковник О.К. Городовиков.

Ученик 4: По прибытию на фронт в декабре 1943 года отряд тувинских добровольцев был включен в 31-й гвардейский Кубано-Черноморский полк 8-й гвардейской кавалерийской дивизии. В гвардейском полку тувинские конники составили 4-й эскадрон. В январе-феврале 1944 года активно участвовал в Ровно-Луцкой наступательной операции, в которой кавалеристы совершили 1200-километровый рейд по тылам противника, освободили около 80 населенных пунктов, в том числе город Ровно.

Ученик 1:  Боевое крещение тувинские добровольцы приняли в ночь 30 января в бою за овладение селом Деражное (Костопольский район Ровненской области Украины). Тувинский эскадрон под командованием гвардии капитана Кечил-оола, находясь в головном отряде полка, дерзким налетом первым ворвался в населенный пункт. Своими

действиями способствовал занятию села, было уничтожено 70 гитлеровцев, захвачено 3 склада и более 20 автомашин.

Ученик 2: 2 февраля в бою за город Ровно гвардии капитан Тулуш Кечил-оол со своим эскадроном отразил несколько контратак противника, затем смелым броском опрокинул его и первым ворвался в город. Нанес противнику большой урон в живой силе и технике: было уничтожено около 250 гитлеровцев, 7 повозок с грузами, 4 автомашины. Было захвачено в плен 63 солдат и офицеров противника, 5 пулеметов, 3 автомашины, 4 склада с военным имуществом и много другого военного имущества. За этот бой был представлен к награждению орденом Ленина, приказом командующего 13-й армии награжден орденом Красного Знамени.

Ученик 3:  Позднее в бою за деревню Сурмиче, на подступах к городу Дубно Ровенской области эскадрон действовал в пешем порядке. Отразив ожесточённые контратаки превосходящих сил противника, гвардии капитан Кечил-оол поднял вверенный ему эскадрон в атаку, отбросил врага, захватил в качестве трофеев 2 миномет и 2 пулемета. С 13 февраля по 10 марта эскадрон вел бои на разных рубежах по рекам Иква и Стырь и в районе города Дубно.

Учитель: Насмерть стояли защитники Отечества, защищая каждую пядь земли. В битвах с захватчиками острее звучало в сердцах бойцов чувство Родины.

Ученик: Под огнем, на берегу реки

Залегли усталые стрелки.

Золотая рожь сверкала рядом,

А во ржи синели васильки.

И бойцы, уже не слыша гуда

И не ощущая духоты,

Словно на невиданное чудо,

Радостно смотрели на цветы.

Синевой небесной, нестерпимой,

Полыхая, словно огоньки,

Как глаза детей, глаза любимых,

На бойцов глядели васильки.

Через миг, усталость пересилив,

Вновь пошла в атаку цепь стрелков.

Им казалось: то глядит Россия

Синими глазами васильков.

                                  Б. Кежун

Учитель: Какие чувства испытывали, когда слушали стихотворение? (Ответы детей)

Ученик 1: После вхождения Тувинской народной республики в состав СССР в 1944 году Тувинская народно-революционная армия была преобразована в 7-й отдельный кавалерийский полк Краснознаменного Сибирского военного округа. Майор Кечил-оол продолжал службу в этом полку. Трагически погиб 10 июня 1945 года.

Ученик 2: Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года «за мужество и отвагу, проявленные в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», гвардии капитану Кечил-оолу Тулушу Балдановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. За отвагу и мужество, проявленные в боях за освобождение города Ровно Тулуш Кечил-оол был награжден боевым орденом Красного знамени.

Ученик 3: Награждён орденами Ленина (05.05.1990, посмертно), Красного Знамени (22.02.1944), орденом Республики (Тувинская народная республика).

5. Физкультминутка

6. Благодарность потомков

Учитель: Есть люди, которые живут после смерти.

Ученик 1: Память о Тулуше Болдановиче Кечил- бережно хранят земляки.

Учитель: В 1979 году Совет Министров Тувинской АССР постановил: «В целях увековечения памяти командира тувинских добровольцев капитана Кечил-оола Тулуша Балдановича переименовать улицу Промышленную г. Кызыла на улицу имени капитана Кечил-оола Т.Б.». В 1990 году совместным постановлением Бюро обкома КПСС и Совета Министров Тувинской АССР «Об увековечении памяти Героя Советского Союза капитана Кечил-оола Т.Б.» решрешено переименовать совхоз «Улуг-Хая» Улуг-Хемского района в совхоз имени Тулуша Кечил-оола; Хайыраканской средней школе и пионерской дружине Шагонарской средней школы № 2 Улуг-Хемского района присвоено имя капитана Тулуша Кечил-оола; на доме, в котором жил Т.Б. Кечил-оол (г. Кызыл, улица Дружбы, дом № 77), установлена мемориальная доска. И вот, 22 июня 2014 года, имя героя присвоено кызылской школе № 3.

Ученик: Через года, через века! Помните,

              Тех, кто уже не придет никогда! Помните!

              С болью в горле сдержите стоны, горькие стоны! Помните!

              Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

                                                                 (Роберт Рождественский)

Учитель:  В  краеведческом музее существует экспозиция, посвященная Т.Б. Кечил-оолу.

7. Викторина.

Учитель: - А сейчас ребята, давайте проверим ваши знания, проведём небольшую викторину. Я буду задавать вопросы о Т.Б. Кечил-ооле.

- как звали нашего земляка? (Кечил-оол Тулуш Болданович)

- где родился герой? ( в с. Хайыракан Улуг-Хемского кожууна.)

-после, какого геройского поступка был награжден боевым орденом Красного знамени?   (в боях за освобождение города Ровно)

-в каком городе получил военное образование? (в Тамбове)

-когда погиб Кечил-оол Т.Б.?(10 июня 1945г.)

-какая улица переименована в честь героя Советского Союза Кечил-оол Тулуша  Болдановича ( Промышленная)

-где установлена мемориальная доска в память о Кечил-оол Т.Б.? ( на улице Дружбы, дом 77)

-какое событие произошло у нас в школе 23 июня 2014г.? (нашей школе присвоено звание Героя Советского Союза Кечил-оол Тулуша  Болдановича )

Учитель:- Молодцы, ребята справились с заданием.

Учитель: - Мы должны помнить подвиги Героев. Ведь без прошлого нет настоящего, пока мы помним – мы живем. Гордиться тем, что на нашей тувинской земле жил такой парень, как Кечил-оол Тулуш  Болданович. В каждом городе, в каждом поселке нашей необъятной Родины зажжен Вечный Огонь, в память о тех, кто отвоевал мирное небо для нас.

Ученик: Вечный огонь, как вечный цветок,

                 Символ что память, не спит и не гнется.

                 Вечный огонь, как вечный цветок,

                 Он через годы и время пробьётся. (Алексей Шевченко)

8. Практическая работа.

Учитель:- Я предлагаю вам «зажечь» свой Вечный Огонь. У каждого на столе лежит «язычок» пламени, который приготовили на уроке рисования. ( Дети приклеивают «язычки» пламени на лист ватмана) Звучит песня «От героев былых времён»  из кинофильма «Офицеры

Минута молчания

Учитель:  - Ребята, давайте дружно встанем и минутой молчания почтим память, не вернувшихся с войны всех Солдатов.

Ученик: Минута величья и славы,

 Минута признанья и слез…

 Пусть будут ушедшие правы,

 Пусть хватит им праздничных звезд!

Ученик: В молчании много печали.

У каждого счеты свои.

Мы помнить про Вас не устали!

Примите признанья в любви… (Петр Давыдов)

IV Подведение итогов.

Учитель: - Ребята, вы сегодня очень много узнали! Расскажите нам, пожалуйста, то, что вам больше всего запомнилось! То, что для вас было самым интересным.

Какими должен быть настоящий герой? ( Ответы детей)

Рефлексия

Учитель: - Ребята, какой великий праздник наша Родина отмечает 9 Мая? (День Победы в Великой Отечественной войне.)

Учитель: Каждый год 9 Мая в честь Великой Победы зажигается салют. Вечернее небо расцвечивается яркими праздничными огоньками.

Ученик: «Салют Победе»

                  Салют и слава годовщине

                  Навеки памятного дня!

                  Салют Победе, что в Берлине

Огнём попрала мощь огня!

Салют её большим и малым

Творцам, что шли путём одним,

Её бойцам и генералам,

                Героям павшим и живым,

                Салют!

                                   А.Твардовский.

Учитель: - Ребята давайте мы с вами тоже подарим всем свой праздничный салют мир и добра. Посмотрите, вот на ваших столах лежат рисунки-заготовки салюта. Ваша задача раскрасить свой огонёк салюта разными цветами, а затем наклеить на ватман.  

Учитель:- Молодцы, ребята! Хорошо поработали! Посмотрите, какие разноцветные огни салюта получились у нас.

Учитель: - Не забывайте о подвигах ваших предков! Помните и почитайте их, ведь они воевали за нас. Гордитесь тем, что вы учитесь в школе, которая носит имя Героя Советского Союза.

Заключение

      Уважаемые коллеги, в заключение отмечу, что краеведение подразумевает не только знания о местном крае, но и пути познания, поиска и распространения этих знаний. Это не только способ сохранения и освоения исторического опыта, но и обретение личного опыта, возможность социализации ребенка, вовлечение его в деятельность наравне с взрослыми. Другими словами, это способ сохранения и освоения исторического опыта. В этой связи краеведение является мощным воспитательным фактором, средством развития патриотизма, любви к своей «малой родине» Данная методическая разработка поможет вам в проведении внеклассных мероприятиях, посвящённых герою Советского Союза Кечил-оолу Т.Б.

Список литературы:

1. https://ru.wikipedia.org/.

2. http://airaces.narod.ru

3. mkyzyl.ru/about/info/news/5081/?bxajaxid..

4. www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=9068

5. http://miroznai.ru/

6. http://www.stihi-rus.ru

7. Песня «От героев былых времён»  из кинофильма «Офицеры». http://www.pesni.net/text/Voennye-pesni/Ot-geroev-bylyh-vremen

9. Стихи М. Исаковского. http://rupoem.ru/isakovskij/all.aspx#list

10. Стих «Салют Победе»! А.Твардовский. http://militera.lib.ru/poetry/russian/tvardovsky/05.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Недаром помнит вся Россия…», посвященная 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года

Цель урока:·      рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения;·      на основе анализа биографий участников войны...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "О милости и помощи Божией России в годы ВО войны"

Одна из  главных задач  нашей школы - осуществление духовно-нравственного воспитания детей. В преддверии большого праздника 70-летие Победы. Разработан проект «Общие слёзы, общая боль»...

Методическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню Победы "Женщины и война"

События последнего времени подтверждают резкое снижение воспитательного воздействия на молодое поколение граждан России  культуры, искусства и образования как важнейших ф...

методическая разработка открытого урока " По дорогам войны"

урок по окружающему миру в 4 классе, посвященная 70-летию Великой победе....

методическая разработка внеклассного занятия по Правилам дорожного движения " Железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной войны"

методическая разработка внеклассного занятия по Правилам дорожного движения " Железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной войны"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "По дорогам войны" (исторический марафон), 2 классы

Меоприятие проведено в рамках Декады воинской славы в форме исторического марафона с элементами КТД. Учащиеся вторых классов прошли по станциям , затем учащиеся изготовили цветы и возложили их к обели...

Методическая разработка внеклассного мероприятия « Наш земляк Анатолий Дмитриевич Папанов»

Данная методическая разработка (сценарий внеклассного мероприятия) представляет собой материал для проведения мероприятий, способствующих  формированию устойчивого интереса к творчеству земляков ...