Программа Истоки
рабочая программа (3 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Истоки» 3 класс
Составитель: Барабанова Светлана Петровна
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы автора А.В. Камкина. Курс ведется по выбору родителей обучающихся с 1 класса.
«Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным условиям российской цивилизации.
Программа «Истоки» оформилась на волне педагогических, философских и духовных поисков нашего времени, когда все более очевидной становится потребность в возвращении образования к его первоначальному смыслу. Введение курса «Истоки возрождения» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в региональном образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Выступая в качестве ключевых, эти компетентности нужны человеку в различных видах деятельности независимо от того, какую профессию он изберет в будущем. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.
Цели и задачи:
- дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека;
- посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об Истоках духовности, нравственности человека;
- продолжать формировать в ребенке ощущение этнического и социокультурного родства с окружающим социумом, уверенности в том, что это родство создает возможности самореализации.
Развивать умения и навыки:
- коммуникативные: слушать и слышать себя и окружающих, использовать нравственные законы в своей жизни,
- информационные: умение работать с незнакомым художественным текстом, анализируя его, выбирать главное, умение работать со словарями (толковым).
Общая характеристика учебного предмета
Курс " Истоки" в 3 классе реализует идею активного воспитания, обучения и развития ребёнка по социокультурной педагогической технологии. В третьем классе основной акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные и душевные начала. Базовое содержание курса «Истоки возрождения» в третьем классе объединено в четыре тематических блока: «Вера», «Надежда», «Любовь», «Мудрость», которые позволяют познать Внутренний мир человека. Как и в предыдущем классе содержание курса предназначено не для заучивания, а для размышления о своем внутреннем мире и первом духовном опыте.
В ходе преподавания курса решаются следующие задачи:
. осмысление и конкретизация духовно- нравственных категорий, предусмотренных программой;
• развитие внутреннего, духовного мира ради осознания своей нужности, полезности;
• воспитание чувства уважения, верности, ответственности к своей семье, родным, соотечественникам, Родине и чувства взаимного признания другого мира (веры, культуры, нации);
• социокультурное развитие группы;
• выработка собственной жизненной позиции, духовное осознание ответов на вопросы: Кто я, Кто мы? (Формирование целостной идентичной личности);
• развитие учебных навыков и способностей через содержательный аспект урока.
Содержание уроков сочетает в себе научные сведения, социокультурный опыт прошлых поколений и их практическое преломление в жизненном опыте учащихся. Раскрытие категорий идёт только на позитивном материале. Присоединение - первый этап урока. Его назначение - эмоциональный и психологический настрой учащихся и педагога, взаимопонимание, мотивация на изучаемую тему.
Важный момент урока - обеспечение разнообразными средствами образного и целостного восприятия категорий.
Развёртывание темы и её закрепление проводится в активной форме - работа в ресурсном круге и четвёрках.
Технология проведения таких занятий раскрыта в пояснительной записке методического пособия Н. Ю. Твардовской " Истоки -3"
Активные формы обучения" (См. " "Истоковедение", том 2, Москва, издательство ТВ5,2001 г., стр. 59-69 и стр. 35-40).
Духовные усилия и активность учащихся проявляют на протяжении всего урока. В собеседовании педагог создаёт ситуацию авансированного успеха. Для этого он находит в любом высказывании ученика то своеобразное, интересное, которое не смогли увидеть другие: удачность реплики, оригинальность ответа, независимость суждения, интересное решение. Не существует неправильных ответов, есть индивидуальное мнение.
В содержании, методике, технологии, активном общении заложен принцип экологичности, психологической безопасности, доверия. (" Не навреди!").
После понимания духовно - нравственного смысла категории идёт коррекция -направленность на самих себя, на свою жизнь. В ходе коррекции дети формируют образ собственного " Я". Им важно получить представление о себе хорошем. Это главное условие радости и оптимизма. Задача учителя состоит в том, чтобы ребенок сам задумался о себе, о необходимости Самоутверждения, т.е. обретения внутренней системы ценностей путём накопления социокультурного опыта.
Этап рефлексии помогает оценить пережитое, осознать приобретённое в уме, сердце и душе.
Момент вознаграждения также необходим на уроке. Ведь труд без награды не бывает. Дети вознаграждаются добрым словом учителя, благодарным взглядом, теплым прикосновением (в зависимости от ведущей модальности ребёнка), иногда скромным подарком или полезным сувениром.
Уроки соответствуют рекомендациям автора учебника А.В. Камкина "Истоки-3" (издательство "Истоки", Москва, 2003 г.). Они, в основном, не расходятся с предложенным О.А.Бандяк тематическим планированием "Истоковедение") и включают активные занятия, разработанные Н.Ю. Твардовской. ("Истоковедение",2001 г.).
Данная система отношений проявляется на вербальном и поведенческом уровнях, а также на уровне переживаний:
изменения в речи (диалогичность, доброжелательность, расширение лексических и психологических средств общения);
изменения в поведении – соответствие принятым нормам культуры;
обогащение мира переживаний – способность и готовность к сопереживанию, к сочувствию.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс «Истоки» введен в учебный план образовательного учреждения по выбору родителей (законных представителей) обучающихся с первого года обучения в школе. На изучение курса «Истоки» в третьем классе отводится 34 часа (34 недели по 1 часу в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Результаты освоения учебного предмета
3 класс
Результатом освоения курса будет развитие системы гуманистических отношений на различных уровнях:
межличностные отношения (ребенок - ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель);
ценностные отношения (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок – социум).
По итогам третьего года обучения учащиеся:
— осваивают следующие базовые социокультурные ценности в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья:
Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви. Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Справедливость. Правосудие. Право. Правило. Путеводный образ. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Искренность.
Достоинство. Дружба. Дружба народов. Мир как состояние человека.
Лад. Духовное здоровье. Целеустремленность. Воля. Дисциплинированность. Активный отдых. Пассивный отдых. Саморазвитие. Путь к себе.
А также:
— исходя из контекста понимают смысл их употребления и корректно используют в своей речи;
— опираются на них в своей деятельности и общении.
Ожидаемые результаты:
- формирование системы духовно-нравственных ценностей;
- развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
- приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
- умение вести продуктивный диалог и сотрудничать;
- расширение кругозора и словарного запаса.
В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью рабочей тетради. В этой тетради учащиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Учебно-методическая литература: А.В. Камкина "Истоки-3" (издательство "Истоки", Москва, 2003 г О.А.Бандяк тематическим планированием "Истоковедение", том 2, стр. 127-130) Н.Ю. Твардовской. ("Истоковедение", том 2, стр. 59-126, рабочая тетрадь, Москва, ТВ5, 2001 г.). |
Печатные пособия: Учебник для 3 класса «Истоки» А.В. Камкин Рабочая тетрадь. Н.Ю. Твардовской "Истоковедение |
Технические средства: Магнитная доска Видеомагнитофон Телевизор Компьютер |
Список литературы
1. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры: Два филос. введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. - 413 с.
2. Воспитание на социокультурном опыте. - М.: Технологическая Школа Бизнеса, 1997. - 96 с.
3. Зеньковский В. В. проблемы воспитания в свете христианской антропологии/ Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1996. - 272 с.
4. Истоковедение. Том 1. Отв. ред. И.А.Кузьмин, Л.П.Сильверстова. М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001. - 320 с.
5. Истоковедение. Том 2. Отв. ред. И.А.Кузьмин, Л.П.Сильверстова. М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001. - 368 с.
6. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника/ 2-е изд. Отв. ред. Л. Е. Курнешова. М.: «Карапуз», 2001. - 304 с.
7. Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие. 2 класс. М.: Технологическая школа бизнеса. 2002.
8. Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие. 3 класс. М.: Технологическая школа бизнеса. 1997.
9. Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие. 4 класс. М.: Технологическая школа бизнеса. 1997.
10. Кузьмин И.А., Бандяк О.А., Синицына В.Н. Воспитание на социокультурном опыте. 1-4 классы. Программа для начальной школы. М.: Технологическая школа бизнеса. 1997.
11. Кузьмин И.А., Камкин А.В. «Истоки». Программа для начальной школы. М.: Технологическая школа бизнеса. 1997.
12. Рожков М.И. «Организация воспитательной работы в школе». Учебное пособие для вузов. Гуманитарный издательский центр. 2001
Содержание учебного предмета
№ п\п | Наименование разделов и тем | 1 ч. | 2 ч. | 3 ч. | 4 ч. | Всего часов |
1. | Введение | 1 | 1 | |||
2. | Вера | 8 | 1 | 9 | ||
3. | Надежда | 6 | 2 | 8 | ||
4. | Любовь | 7 | 8 | |||
5. | София | 8 | 8 | |||
итого | 9 | 7 | 9 | 8 | 34 |
Календарно – тематическое планирование по истокам, 3 класс
( 1 ч. в неделю, 34 ч. в год)
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | 3б | 3в | Основные виды учебной деятельности | |
план | факт | ||||||
1 | Вводный урок | 1 | Рассказ о программе и учебнике. Легенда о Вере, Надежде, Любви, и матери их Софии. Три составляющие человека | ||||
2 | Вера. | 1 | Значение слова "вера". Чему доверяет сердце? | ||||
3 | Вера | 1 | Как верит пытливый ум? Во что верует душа? Ресурсный круг. | ||||
4 | Верность | 1 | Верность - знак веры. Присяга, клятва - признаки верности | ||||
5 | Верность | 1 | Верность не знает мелочей. Предательство. Вероломство | ||||
6 | Правда | 1 | Правда - путь веры. Легенда. Правда открывается не всем | ||||
7 | Правда | 1 | Правда в слове. Правда в деле. Правда в образе ресурсный круг | ||||
8 | Честь | 1 | Честь - награда за веру и правду. Воинская честь. Честь по заслугам. Почести за ум | ||||
9 | Честь | 1 | Береги честь смолоду. Поклон преподобному Сергию Радонежскому | ||||
10 | Обобщающий урок по разделу | 1 | Повторение всех категорий Ресурсный круг. | ||||
11 | Надежда. | 1 | Значение слова "надежда". Надежда не должна умирать Ресурсный круг | ||||
12 | Надежда. | 1 | Упование на Бога. Тщетная Надежда | ||||
13 | Согласие. | 1 | Согласие - лад в деле, в отношениях, в словах | ||||
14 | Согласие. | 1 | Согласие ума, сердца и души. Несогласие и разногласие. | ||||
15 | Терпение. | 1 | Терпение и надежда вместе идут. Без терпения -нет умения | ||||
16 | Терпение. | 1 | Научишься терпеть в малом - вытерпишь и в большом | ||||
17 | Послушание. | 1 | Послушание опыту, послушание совести. Законопослушание Ресурсный круг. | ||||
18 | Обобщающий урок по разделу. | 1 | Повторение | ||||
19 | Любовь | 1 | Великая сила любви. Любовь к ближнему | ||||
20 | Любовь. | 1 | Любовь в семье. Единство. Лад Ресурсный круг. | ||||
21 | Любовь. | 1 | Святая любовь Бога к своему творению | ||||
22 | Милосердие. | 1 | Милосердие в деле. Благотворительность | ||||
23 | Милосердие. | 1 | Милосердие в слове. Где гнев там и милость | ||||
24 | Доброта. | 1 | Добрые слова. Добрые дела. Притча о добром самарянине | ||||
25 | Доброта. | 1 | В ком нет добра, в том и правды мало. Ресурсный круг. | ||||
26 | Покаяние. | 1 | Покаяние — признание своей вины. Ступени покаяния | ||||
27 | Обобщающий урок по теме. | 1 | Активное занятие | ||||
28 | Ум да разум. | 1 | Ум познает и запоминает -разум смысл постигает | ||||
29 | Истина. | 1 | Истина в слове. Подлинное неложное знание | ||||
30 | Истина. | 1 | Ресурсный круг Истина в образе. Истина в деле | ||||
31 | Знание и мудрость. | 1 | Мудрость - соединение истины, правды и любви | ||||
32 | Знание и мудрость | 1 | Мудрость и мудрецы. Знания о Боге и о мире | ||||
33 | Почему Вера, Надежда и Любовь -родные сестры? | 1 | Вернуться к началу учебника | ||||
34 | Обобщение | 1 | Итоговый. Ресурсный круг |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).
Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...
Открытый урок по окружающему миру в 4 классе («Воспитание на социокультурном опыте в рамках программы «ИСТОКИ»)
Дата проведения: 05.12.2009г.ТЕМА: Защитники земли Русской.ЦЕЛИ: 1) Раскрыть детям образ «богатыря, защитника, Родины». 2)...
Программа "Истоки" 3класс тема:"Любовь"
Одна из главных категорий в Истоках – категория Любовь. В основу презентации входит притча "Любовь и ненависть"...
Программа Истоки 1-4 класс
Два года работаю по программе Истоки. Встречалась с авторами этой программы. Программа развивает нравственные качества учащихся, воспитавает любовь к ближним, к своей Родине. Предлаг...
Открытое занятие по программе «Истоки» в 1 классе «Пять талантов Золотого сердечка»
Задачи: • Содержательная: когда сердечко становится золотым; труд и подвиг ¬ один из талантов золотого сердечка.• Коммуникативная: развитие навыков работы в четверках.• Управленческая: развитие ...
Открытое занятие по программе «Истоки» в 1 классе «Пять талантов Золотого сердечка»
Знакомы ли вы со словом «Талант»? Что это такое (дети отвечают). Слышали ли вы такое выражение «Зарыть свой талант в землю» (дети отвечают). Знаете ли вы, что в древности талантом называли дорогостоящ...
Занятие по программе «Истоки» . Тема: «Образ защитника Отечества. 1 класс
Занятие по программе «Истоки» . Тема: «Образ защитника Отечества. 1 класс...