Открытое занятие по программе «Истоки» в 1 классе «Пять талантов Золотого сердечка»
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Знакомы ли вы со словом «Талант»? Что это такое (дети отвечают). Слышали ли вы такое выражение «Зарыть свой талант в землю» (дети отвечают). Знаете ли вы, что в древности талантом называли дорогостоящую монету. В Евангелии есть такая история - о талантах. Один господин дал трем людям по нескольку таких монет - талантов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maou_licey.docx_5_talantov_zolotogo_serdechka.docx117.97 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ  лицей №14 имени Ю.А. Гагарина

Открытое занятие  по программе «Истоки» в 1 классе         «Пять талантов Золотого сердечка»

Подготовила и провела учитель начальных классов

                                          Смолина В.С.  

                                                       2011-2012г.

Задачи:

• Содержательная: когда сердечко становится золотым; труд и подвиг ¬ один из талантов золотого сердечка.

• Коммуникативная: развитие навыков работы в четверках.

• Управленческая: развитие умения работать с информацией; осуществлять выбор.

Присоединение.

- Дорогие ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте подарим свою улыбку, согреем теплом своего сердца и вместе отправимся в путь за новыми знаниями. Послушайте одну историю и постарайтесь продолжить ее (чтение отрывка из рассказа Пермяка «Для чего руки нужны»).

«Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали. Спросил как-то дедушка внука:

- А для чего, Петенька, людям руки нужны?

- Чтобы в мячик играть.

- А еще для чего? - спросил дед.

- Чтобы ложку держать.

- А еще для чего?

- Чтобы кошку гладить.

-А еще?

- Чтобы камешки в речку бросать».

Учитель: А как вы, дети, могли бы ответить на этот вопрос: «Для чего руки нужны?» (Дети отвечают.)

- А что значит, когда про человека говорят: «У него руки золотые?» (Дети отвечают.)

Откроем учебник «Азбука Истоков» на странице «52», по закладке. Ребята, обратите внимание на рушник с буквой «3». Что вы видите? (Дети перечисляют, одновременно учитель помещает на доске вырезанные из золотистого картона названные детьми фигурки.)

- Что их объединяет? (Учитель наводящими вопросами подводит детей к пониманию того, что они не простые, а золотые.)

А сердечко какого цвета? Может ли оно стать золотым? Сразу или постепенно?

Рассказ учителя:

Знакомы ли вы со словом «Талант»? Что это такое (дети отвечают). Слышали ли вы такое выражение «Зарыть свой талант в землю» (дети отвечают). Знаете ли вы, что в древности талантом называли дорогостоящую монету. В Евангелии есть такая история - о талантах. Один господин дал трем людям по нескольку таких монет - талантов. Первый из них• пошел и потратил свои таланты - монеты - на добрые дела и они приумножились. Второй человек тоже вложил данные ему таланты в хорошие дела и сделал много полезного людям, а третий испугался, что потеряет монету и зарыл их в землю, и никакой пользы эти монеты - таланты никому не принесли. Отсюда и пошло выражение «Зарыть свой талант в землю», значит - не дать ему развиться, потерять то, что дано от природы, от Бога.

Материал учебника: «Азбука Истоков», (авт. И.А. Кузьмин) стр.

Золотое сердце имеет

           5 талантов:

Доброе слово

Честное слово

Слово о родителях

Труд и подвиг *

Святое слово    

Учитель: Первый талант - Доброе слово.

Дети: Доброму слову добрая память.

- с добрым словом жить в радость.

- Доброе слово душу лечит.

Учитель: Второй талант - Честное слово.

Дети:

- Береги честь смолоду.

- Честное слово делу основа.

- Честное слово честь рода бережет.

Учитель: Третий талант - Слово о родителях.

Дети:

- Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

- От доброго дерева - добрый и плод.

- Слово о родителях мир укрепляет.

Учитель: Четвертый талант - труд и подвиг.

Дети:

- Сердечный труд мудрые люди поймут.

- Светлая душа подвигом жива.

- Труд и подвиг характер закаляют.

Учитель: Пятый талант - Святое слово.

Дети:

- Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. (М. Ю.Лермонтов)

- Святое слово мир спасает.

Ресурсный круг:

Сейчас мы узнали о пяти талантах Золотого сердечка. А теперь давайте прислушаемся к своему сердечку. Знаете где у вас сердечко. Положите на него ручку, чувствуете? Теперь каждый постарайтесь ответить на вопрос, что нужно сделать, чтобы ваше сердечко стало золотым? (Дети отвечают, взрослые помогают отвечать детям.)

Сегодня мы с вами подробно поговорим об одном из талантов Золотого сердечка. Каком? Вы мне скажете сами. А для этого каждый из вас сейчас встанет и выберет одну цветную карточку, которые висят в классе. Давайте, поразомнем наши косточки (дети встают и выбирают карточки со словами из пословиц: «Не знают / скуки / золотые /руки», «Терпение / и труд / все / перетрут», «Без труда / не выловишь / и рыбку / из пруда», «Семь раз / отмерь, / один / отрежь». Выбрав карточку, дети объединяются в четверки по цвету).

Работа в четверках.

Задание: составить пословицу из фраз и прочитать ее у доски. Индивидуальный этап: 1 мин.

Обсуждение в четверках: 2 мин.

Делегирование.

Рефлексия.

Учитель: Что объединяет эти пословицы, что у них общего? (Дети отвечают: «О труде».)

Правильно. Сегодня мы и поговорим о четвертом таланте «Золотого сердечка» - о труде и подвиге. Почему о подвиге? А какой же труд без подвига? Ведь подвиг - это не только подвиг на войне, но и в каждой профессии, в каждом деле. Необходимо подвигнуть себя на труд, приложить усилия, побороть в себе лень перед тем, как начать каждое нелегкое дело.

Ваши родители заняты трудом. Как хорошо, когда человек выбирает себе профессию по сердцу, чтобы работа приносила радость душе человека.

У Джанни Родари есть такое стихотворение, которое называется «Чем пахнут ремесла?», послушайте, пожалуйста: -

У каждого дела

Запах особый:

В булочной пахнет

Тестом и сдобой.

Мимо столярной

Идешь мастерской ¬

Стружкою пахнет

И свежей доской.

Пахнет маляр

Скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик

Оконной замазкой.

Куртка шофера

Пахнет бензином.

Блуза рабочего ¬

Маслом машинным.

Пахнет кондитер

Орехом мускатным.

Доктор в халате ¬

Лекарством приятным.

Рыхлой землею,

Полем и лугом

Пахнет крестьянин,

Идущий за плугом.

Рыбой и морем

Пахнет рыбак.

Только безделье

Не пахнет никак.

Учитель. Определите, чем в жизни занимаются эти люди, какой у них род занятий? (На доске слайды: учитель, врач, продавец, сварщик, военный, сварщик, художник и др.)

Работа в четверках.

А сейчас мы с вами поиграем в игру и попробуем побыть в роли взрослых ¬языковедов, строителей, поэтов, конструкторов.

Задание для языковедов: работа с Тетрадью по чтению «Азбуки Истоков», стр. 28 (1).

Задание для строителей: работа с Тетрадью по чтению «Азбуки Истоков», стр. 28 (2).

Задание для поэтов: работа с Тетрадью по чтению «Азбуки Истоков», стр. 29

(4).

Задание для конструкторов: совместное конструирование из лего архитектурных объектов (на выбор).

2 минуты на обдумывание (Индивидуальный этап: 2 минуты). Приступаем к совместной работе (Обсуждение в четверках: 5 минут).

Загадки о профессиях.

Используется мультимедийный проектор, показываются слайды.

Учитель.

Он научит нас читать,

Он научит нас писать,

Кто он? Что же вы молчите? -

Ну, конечно же, учитель!

Пожарный.

Что такое? -

Дом горит!

Кто на помощь к нам спешит?

Победит он пламень жаркий,

Потому что он ... пожарный.

Строитель.

Строят нам красивый дом,

Будем жить мы в доме том,

И «спасибо» говорить им,

Дом построившим ... строителям.

Портной.

Может платье сшить и брюки

Этот мастер на все руки.

Продавец.

В магазине  продаст

Молоко, кефир и квас.

Парикмахер.

Причесать он сможет вас

Не за день и не за час.

Он мальчишек подстрижет,

Девчонкам локоны завьет.

Художник.

Солнце, радугу и дождик

Нарисует нам ... художник.

Повар.

Варит вкусные обеды,

Жарит рыбу и котлеты,

И в столовой всех ребят

Накормить бывает рад.

Врач.

Горло, голова болит

Не сердись, не плачь

Всех полечит айболит

Или просто ... врач.

Делегирование.  Рефлексия.

Учитель: К какому из талантов «Золотого сердечко» мы сегодня прикоснулись? Ребята, вы хорошо потрудились, И именно о вас, маленьких работниках Борис Заходер написал стихотворение (учебник):

Пусть не сердятся родители,

Что измажутся строители,

Потому что тот, кто строит,

Тот чего-нибудь, да стоит!

Давайте положим ручку на сердце, знаете, где у вас сердце? Прислушайтесь ... Чувствуете? Ничего не изменилось у вас к концу урока? Может быть кто-нибудь почувствовал в себе новые таланты, таланты к труду, к подвигу? Прибавилось ли у вас «Золотого сердечка»?

На прощание мне хотелось бы вам пожелать, чтобы трудились не только ваши руки и голова, но и ваша душа.

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,                                                                                  

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

(Н.А. Заболоцкий)

Использованная литература

1. Давыдова ЕЮ. "Тетрадь по чтению".

2. Давыдова Е.Ю., Кузьмин ИА. "Азбука Истоков".

3. Джанни Родари. "Чем пахнут ремёсла".

4. Потаповская О.М. "Стихи о профессиях".

5. Пермяк Е. "Для чего руки нужны"

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по программе «Истоки» в 1 классе «Пять талантов Золотого сердечка»

Задачи: • Содержательная: когда сердечко становится золотым; труд и подвиг ¬ один из талантов золотого сердечка.• Коммуникативная: развитие навыков работы в четверках.• Управленческая: развитие ...

Рабочая программа "Истоки" 1 класс 64 часа

духовно-нравственное направление...

5 талантов золотого сердечка

5 талантов золотого сердечка...

Программа "Истоки" 2 класс

Составлена на основе авторской программы «Истоки» И. А. Кузьмина, А.В. Камкина. Количество часов на изучение программы  - 34 часа   из расчета  1 час  в неделю. ...

Рабочая программа Истоки 2 класс

Внеурочная деятельность...

Рабочая программа "Истоки" 2 класс

Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на осно­ве системного подхода. Цель курса «Истоки» в начальной школе – введение духовно-нравственной основы в содержан...

Рабочая программа "Истоки" 4 класс

Рабочая программа "Истоки" 4 класс...