Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ в начальных классах.
статья
Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ в начальных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyst_shmo_zdor_tehn.docx | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ в начальных классах.
Учитель МБОУ Основная школа Шаталова Елена Аркадьевна
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым»
Ж.-Ж. Руссо
Наша школа является площадкой по инклюзивному образованию. При обучении детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению их здоровья. Сегодня не вызывает ни у кого сомнения необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в образовании для детей с ОВЗ. Для этого в школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Ведь вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей, укрепление их психического здоровья позволят предотвратить или минимизировать имеющиеся у них нарушения.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие технологии:
Ø дифференцированное обучение;
Ø рациональная организация урока;
Ø создание благоприятного психологического климата;
Ø коммуникативные игры;
Ø развитие мелкой пальцевой моторики;
Ø зрительная гимнастика;
Ø динамические паузы.
Я предлагаю рассмотреть некоторые подходы к организации здоровьесбережения, как главной составляющей образовательного процесса.
В ряду здоровьесберегающих мероприятий, используемых на уроках можно выделить несколько направлений.
Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учеников. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе. Например, в моем классе 7 учащихся с ОВЗ. Они сидят рядом, что создает возможность для учителя, постоянно держать их в поле зрения, комментировать задания, пояснять материал. В классе не афишируется информация, что данные ребята обучаются по другой программе. Во время контрольных работ они получают свое задание, что также их не выделяет и не привлекает к ним внимание. На уроках такие ребята могут получить помощь от своих одноклассников, которые с удовольствием общаются друг с другом, делятся своими знаниями и закрепляют свои собственные.
Особое внимание уделяю групповой работе. Именно в группе дети с ОВЗ имеют возможность получать знания от своих одноклассников и обмениваться своим опытом. Они чувствуют себя более комфортно, чем во время фронтальной работы, учатся высказывать свое мнение, они знают, что любой их ответ будет принят. Работе в группах обучаю с первых дней обучения в школе.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
- Объем учебной нагрузки
- Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
- Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
Разработаны разные комплексы зарядок, которые сменяют друг друга. Комплексы зарядок позволяют ребятам настроиться на учебный день, поднимают настроение.
Спортивные мероприятия, которые проходят в рамках школьной спартакиады помогают оздоравливаться каждому ученику, в том числе и с ОВЗ. У нас нет каких- либо разграничений, спортивные команды формируются по желанию + обязательное условие – допуск врача. Кроме этого, дополнительно проводятся соревнования для детей с ОВЗ, согласно особенностям их здоровья.
Создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, отношений взаимного доверия и уважения между педагогом и воспитанниками. Очень важно создать позитивный психологический настрой в начале занятий.
Важной задачей учителя является поддержание положительного эмоционального состояния воспитанников. Положительные эмоции активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и работоспособность детей. Положительные эмоции в процессе деятельности – необходимое условие психического здоровья.
Нужно помнить о том, что в работе с детьми с ОВЗ нужно часто менять виды деятельности для поддержания внимания и занимать отдельными приёмами только часть урока.
Использование приёмов этой технологии на уроках даёт несколько явных преимуществ:
• формируют универсальные учебные действия (личностные, познавательные, коммуникативные и т.д.), что полностью соотносится с новыми образовательными стандартами;
• создают психологический комфортный климат в классном коллективе;
• делают уроки разнообразными и интересными.
На уроках стараюсь использовать дополнительный материал, практические задания, которые дают ребятам с ОВЗ дополнительные возможности потрогать, пощупать, увидеть, понять лучше изучаемый материал. Так на уроке «Масса, вес» мы рассмотрели качели и сконструировали весы
Повышению физической и умственной работоспособности способствует динамизация рабочей позы обучающихся в процессе занятия. Известно, что большую часть урока учащиеся, как правило, проводят сидя за партой, в условиях обездвиженности и статического напряжения.. Поэтому особую актуальность приобретает расширение на уроке двигательной активности учащихся.
Нейрогимнастика – упражнения растяжки, психомышечное расслабление, энергетическая гимнастика.
1. Ноги на ширине плеч. На раз-два потянулись одной рукой вверх, другая рука внизу. На три-четыре поменяли руки.
2. Разминаем руки («месим тесто»): похлопываем, поколачиваем руки. Движения от кисти рук к позвоночнику.
3. «Плечики, как кузнечики»: поднимаем и опускаем плечи вверх.
4. Растирание ладоней, хлопки в ладоши.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу музыкальные физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса
У учащихся с ОВЗ наблюдаются искажения в движении, плохо формируются учебные навыки, плохая речь. Таким детям рекомендована арт- терапия.
Ø работу с солёным тестом;
Ø оригами;
Ø музыкальную терапию;
Важным направлением здоровьесберегающих мероприятий является развитие мелкой пальцевой моторики обучающихся. Работу в этом направлении можно осуществить на физкультминутках и на разных этапах всего занятия. Пальчиковая гимнастика проводится в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью. Это служит развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи, слухового восприятия. Эта деятельность вызывает интерес у детей, создает эмоциональный настрой. Регулярно стимулируются действия речевых зон коры головного мозга, что в свою очередь развивает речь, совершенствует психические процессы – внимание и память, развивает слуховое восприятие, облегчает усвоение навыков письма.
На своих уроках я использую данные упражнения :
Упражнения для мышц рук
1) «Моя семья» (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
2) «Капуста» (Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём.
3) «Кулак – ребро – ладонь»
(Руки расположены на плоскости стола. Три положения руки «Кулак – ребро – ладонь» последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений 8 – 10 раз.)
Когнитивные упражнения (жизнерадостная гимнастика):
1) Пишем, не отрываясь от листа, начиная удобной рукой писать фигуру (яблоко, квадрат,…). Потом пишем неудобной рукой, затем двумя руками одновременно.
2) Пишем в воздухе восьмёрки, также поочерёдно меняя руки.
3) Показываем на пальцах петушок, поочерёдно меняя руки.
4) Работа с листочками бумаги размером 5см * 5 см.
1. Скатать удобной рукой комочек, в другой руке держим другой листочек.
2. Скатываем комочек другой рукой, также без помощи другой руки.
3. Разворачиваем удобной рукой комочек, не помогая другой рукой.
4. Разворачиваем другой рукой.
5. Сворачиваем комочки двумя руками одновременно.
6. Разворачиваем комочки двумя руками одновременно.
Важным моментом сохранения работоспособности учащихся во время занятия, сохранения их умственного и психического здоровья является смена видов деятельности на занятиях, смена видов работы в течение даже небольшого промежутка времени.
(практикую : выполнили задание – подняли руки вверх, кто прочитал текст – встали, выполнил задание и можешь помочь товарищу- подойди, помоги, получите задание – подойдите, сдайте тетради – подойдите по рядам и т.д.)
Ученику для закрепления знаний нужны движения. Неподвижный ребёнок необучаем! Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий позволит не только сохранить уровень здоровья обучающихся с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.
Во внеурочной деятельности большое внимание уделяю курсу ЗОЖ, который веду на протяжении 4 лет обучения. Направление «Разговор о правильном питании» также является частью системы здоровье сбережения.
Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий обучения детей с ОВЗ, а также создание наиболее разнообразной интересной для ребенка развивающей среды способствует :
· повышению работоспособности
· развитию психических процессов
· формированию, развитию двигательных умений и навыков
· развитию общей и мелкой моторики
· и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими сложные и множественные нарушения развития
У меня в классе всего трое детей. Пранализировав состояние учащихся за 2010-2011 учебный год пришла к выводу, что не зря стала заниматься темой здоровьесбережения. Одна из задач работы - сохранение и ...
Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими трудности в обучении"
Материал раскрывает возможности использования здововьесберегающих технологий на занятиях с детьми, имеющими речевые недостатки. Актуален для учителей начальные классов. Включает три раздела: артикуляц...
Выступление на педсовете по теме «Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Маркова Г.А., январь, 2013г.
Выступление на педсовете по теме "Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"...
«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми в группе продлённого дня»
«Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные./Н. Амосов/ ...
Доклад на тему «Использование элементов здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями в начальной школе»
В докладе описываются приемы работы на уроках и внеурочное время по здоровьесбережению...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста(из опыта работы)
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов(Всемирная организация здравоохранения)...