Доклад на тему «Использование элементов здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями в начальной школе»
статья по зож на тему
В докладе описываются приемы работы на уроках и внеурочное время по здоровьесбережению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayuschie_tehnologii.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
школа-интернат № 1 VI вида
г. Ейска Краснодарского края
ДОКЛАД
на тему
«Использование элементов здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями в начальной школе»
Савченко Елена Андреевна,
учитель начальных классов
2014 г.
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.
Всемирная организации здравоохранения (ВОЗ) даёт следующее определение здоровью: «Здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой».
Ещё в древности мудрецы говорили: «Ни богатство, ни слава ещё не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее богатого короля», «Здоровье не купишь, им можно только расплачиваться».
Сейчас много говорят о здоровьесберегающих технологиях. Что же это такое?
Известный педагог, автор книги «Здоровьесберегающие технологии. 1-4 классы» В.И. Ковалько дает такое определение: «…это педагогическая деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и преумножение здоровья ребёнка».
Я на протяжении многих лет работаю с детьми с диагнозом детский церебральный паралич и как следствие интеллектуальные нарушения. Дети с интеллектуальными нарушениями – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Признаками интеллектуальных нарушений являются недоразвитие и поражение головного мозга, эмоционально-волевой сферы и всей личности ребенка. Понятие «ребенок с интеллектуальными нарушениями» включает весьма разнообразную по составу массу детей, которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, имеющее диффузный характер. Морфологические изменения захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции. Дети с интеллектуальными нарушениями представляют большую группу детей с ОВЗ. У таких детей сочетаются нарушения развития разных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной
Целью коррекционного воспитания для детей ДЦП с нарушениями интеллекта является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности, адаптации к окружающей и социальной среде.
Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы специального заведения на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников с интеллектуальной недостаточностью. В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценного коррекционного воспитания без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребенка, без развития общего эмоционального психосоматического и сенсомоторного статуса. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов к решению проблем. Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, конкретных условий, а также от диагнозов ребёнка. Ребенок с ограниченными возможностями, как и всякий ребёнок, растёт и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идёт на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социальную среду, рассчитанную на нормально развивающихся детей. Обучение детей с интеллектуальными нарушениями с применением здоровьесберегающих методик имеет решающее значение для развития и их реабилитации обществе.
В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:
1.Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха.
2. Развитие двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться стойкой адаптации ребенка, сохранить и укрепить здоровье в условиях специального учреждения.
3. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходима во избежание переутомления
На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей с нарушениями интеллекта. Педагогический процесс постоянно обогащается новыми технологиями.
Дети с интеллектуальными нарушениями быстро утомляются, снижается работоспособность, ребята начинают отвлекаться или просто не воспринимать информацию.
Уменьшить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать все возможные средства восстановления работоспособности. В своей практике с этой целью применяю различные формы оздоровительных мероприятий.
- Физкультурные минутки
Физминутки - кратковременные перерывы на занятиях для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой обучающихся.
Физкультурные минутки использую с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (в пределах возможностей обучающихся), профилактики нарушений осанки.
Для того, чтобы снять излишнее статическое напряжение, на физкультурных минутках провожу динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей, корпуса, зрительных анализаторов). В своей практике использую физкультминутки под стихотворные тексты. При подборе стихотворений к конкретному уроку обращаю внимание на содержание текста, его сочетаемость с темой занятия. Учитываю совместимость программной задачи текста и задачи урока. Преимущество отдаю стихам с четким ритмом, так как такой подход стимулирует четкость выполнения разнообразных движений. Ритмичность движений подбираю с учетом индивидуальных особенностей детей. Часто провожу физкультминутки с музыкальным сопровождением, электронные физминутки.
В своей работе использую прием проведения «скрытых» физкультурных пауз. Как можно большему числу обучающихся периодически предлагаю выполнять задания у классной доски. На классной доске предлагаю незавершенные задания. Необходимо выйти к доске и завершить его. Содержание задания на доске пишу на максимальной высоте, вынуждая обучающихся потянуться при его выполнении. Прошу передать тетради с последней парты на первую. По ходу занятий выделяю для себя обучающихся с наибольшим склонением головы к парте во время работы. При необходимости стереть с доски задание, или выполнить любое другое задание с применением активного движения мышц поручаю эту работу этим обучающимся.
II. Гимнастика для глаз.
Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органа зрения. Нагрузка на глаза у современных обучающихся достаточно высокая, а отдыхают они только во время сна. Для профилактики близорукости и замедления ее прогрессирования использую гимнастику для глаз. Эта схема разработана группой профессора, доктора медицинских наук В.Г. Базарного. Согласно разным теориям, одним из основных факторов возникновения и развития близорукости признаются напряженные длительные нагрузки. Близорукость у обучающихся является вариантом адаптации зрительной системы к условиям чрезмерной нагрузки. Глаз привыкает к работе на близких расстояниях и теряет способность к четкому видению отдельных предметов. Существующие противоречия между физиологическими возможностями зрительного анализатора детей и общепринятыми технологиями обучения способствует массовому возникновению зрительных расстройств. С этой целью в своей работе считаю необходимым расширять зрительно – пространственную активность в режиме школьного урока. В процессе выполнения коррекционно-оздоровительных игр, упражнений веду наблюдения за тем, чтобы во время выполнений любых упражнений обучающиеся получали адекватную (без признаков переутомления) двигательную нагрузку.
Используемая мною гимнастика для глаз включает специальные упражнения для укрепления мышц век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятия утомления глаз, предусматривает движение глазного яблока по всем направлениям. Вся коррекционно-оздоровительная система упражнений направлена на устранение и предупреждение дальнейшего прогрессирования отклонений в области зрения.
Гимнастика для глаз.
1. Пальминг.
Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца (и правой, и левой руки) – на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое – то мгновение начнет казаться, что кто – то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.
2. Вверх - вниз, влево – вправо.
Двигать глазами вверх – вниз, влево – вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
3. Круг.
Представьте себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
4. Квадрат.
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
5. Рисование носом.
Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.
6. Расширение поля зрения.
Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем – правый глаз, за левым – левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их … и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.
7. Буратино.
Предлагаю детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Я медленно начинаю считать от 1 до 8. дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами за кончиком носа.
8. Найти всех сказочных героев в классе (учитель заранее развешивает рисунки)
Корррекционно-оздоровительный комплекс упражнений для снятия зрительного напряжения.
- Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5 – 6 раз с интервалом в 30 секунд.
- Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
- Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.
- Сесть, крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд, а затем открыть их на 3 – 5 секунд. Повторить 6 – 8 раз.
- Встать, посмотреть прямо перед собой 2 – 3 секунды. Затем поставить палец руки на расстояние 25 – 30 сантиметров от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3 – 5 секунд. Опустить руку. Повторить 10 – 12 раз.
- Сесть, закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течении 1 минуты.
- Сесть, голова не подвижна, медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно. Повторить 10 – 12 раз.
- Круговые вращения глазами в один и обратном направлении. Повторить 4 – 6 раз.
III. Дыхательная гимнастика.
Чаще всего мы задумываемся над тем, как мы дышим и какое огромное значение для нашего здоровья имеет правильное дыхание. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать обучающихся на уроке. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и циркуляции крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль.
В целях сохранения и укрепления здоровья вырабатываю у обучающихся привычку к правильному дыханию – дышать через нос, ровно, ритмично. Это первое и важное условие правильного дыхания.
Все упражнения провожу в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке. Дыхательные упражнения способствуют углублению дыхания, развитию и регуляции газообмена на более высоком уровне. При выполнении упражнений сложно определить начало вдоха и выдоха. Очень часто обучающиеся испытывают трудности в этой области дыхательной гимнастики. Нормировать дыхание обучающихся, делать его плавным или прерывистым мне помогают следующие упражнения:
Вдох через нос – выдох через рот.
Краткий глубокий вдох – замедленный выдох.
Медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох.
Глубокий вдох – выдох толчками.
Выдох под счет (Дети делают глубокий вдох и считают хором на выдохе от 5 до 10)
Игры для развития речевого дыхания.
1. Чудо –нос.
После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание.
Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо,
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание…
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.
2. Угадай запах.
Дети закрывают глаза. По запаху должны определить, что за предмет перед ними (апельсин, духи, конфета).
3. Нырнули.
Я предлагаю детям представить, что они нырнули под воду. Должны задержать дыхание, на сколько смогут. Затем «выныривают» под счет медленно выдыхают.
4. Паровоз..
Я предлагаю сначала переводить дыхание после каждой строчки, затем через строчку и постепенно научиться говорить на выдохе.
Паровоз кричит: «Ду – ду – у – у!
Я иду, иду, иду!»
А колеса стучат,
А колеса говорят:
«Так – так, так – так.
Чуф – чуф, чуф – чуф.
Ш – ш – ш , у – у – у !
Приехали!»
5. Каша кипит.
Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых». Повторить не менее 8 раз.
6. Ветерок.
Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох ( подул тихий ветерок).
Поднять голову вверх, вдох. Опустить и сдуть «ворсинку» (подул нежный ветерок).
Поднять голову вверх, вдох. Опустить и задуть свечи (подул сильный ветерок).
7. Греем руки
Вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
8.Пилка дров
Встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров; руки на себя – вдох, руки от себя – выдох.
IV. Совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук средствами пальчиковых игр. Массаж кистей рук.
Одним из немаловажных аспектов развития школьника ,является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук не теряет своей актуальности.
«Рука – вышедший наружу мозг», - писал Кант. Все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движений пальцев. Ученые изучая деятельность детского мозга, психику отметили стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи обучающихся находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Работу по развитию мелкой моторики провожу систематически уделяя ей по 5 -10 минут ежедневно. С этой целью использую пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика увеличивает подвижность пальцев, развивает их силу и гибкость и, как следствие, улучшает почерк.
Пальчиковую гимнастику применяю на уроках письма и развития речи, математики, рисования и труда.
Упражнения подбираю с учетом возрастных особенностей и поражения рук обучающихся. Подбирая комплекс упражнений стараюсь вовлекать в движение все пальчики обучающихся, учитывая при этом два важных правила. Первое: пальцы левой и правой рук обучающихся нагружаю равномерно; второе: после каждого упражнения организовываю расслабление кистей и пальчиков обучающихся.
Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме, я считаю, позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки, на занятиях играет положительную роль в в коррекционном обучении детей с нарушением речи.
Например:
УК-УК -УК , по земле ползёт паук.
ОК- ОК- ОК ,на двери весит замок.
Пальчиками убегаем домой от паука, а там висит замок.
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, и от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
На уроках часто провожу массаж рук.
Массаж – это система приемов механического воздействия на тело. Массаж утомленных мышц снижает усталость, вызывает чувство бодрости, легкости, повышает работоспособность.
Приведу пример используемого мною комплекса массажных игр и упражнений.
Массаж рук.
- Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны.
- Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца.
- Интенсивные движения большого пальца вперед – назад, вверх – вниз, по кругу.
- Сгибание - разгибание всех пальцев одновременно.
- Сгибание – разгибание руки в кистевом суставе.
- Интенсивное растирание каждого пальца.
- Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально – тыльных сторон.
Для тренировки пальцев использую игры и упражнения с речевым сопровождением, включающие элементы массажа.
Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев, формируют тонкие движения пальцев.
V. Релаксация .
«Неправильно лечить голову без тела, а тело без души» (Сократ)
Поскольку наши душа и тело - единое целое, то нервно-мышечное перенапряжение способствует повышенному психическому напряжению и раздражительности. Если "стресс"(от англ. Stress) - это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием различных внешних воздействий, то "релаксация" (от лат. Relaxatio) – это состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий. Дети с интеллектуальными нарушениями часто подвержены физической и эмоциональной усталости. Релаксация необходима и полезна детям, когда они находятся в состоянии стресса, переутомлены, растеряны, перевозбуждены или близки к этому.
Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ.
Для более эффективного и быстрого снятия эмоционального напряжения педагог может применить методику релаксации, то есть мышечного расслабления. Предполагается, что расслабляя определенные группы мышц, можно добиться состояния психической стабильности, успокоения и отдыха. Релаксация достигается следующим образом: дети садятся в удобную позу, закрывают глаза, слегка опускают нижнюю челюсть, будто пытаются произнести звук «ы», стремятся расслабить все мышцы лица («лицо релаксанта»), ни о чем не думать и вызвать у себя ощущение полного спокойствия. Сеанс мышечного расслабления длится 3-4 мин
Или учитель вызывает у детей образное представление о расслабленности и спокойствии: предлагается вспомнить, как они загорали на берегу реки, лежали на травке, ощущали тепло лучей солнышка. Чтобы усилить состояние релаксации, в сеансе внушения вводится сравнение типа : «будто мы лежим на травке, на зелёной, мягкой травке…». Можно использовать музыкальное сопровождение.
1. Упражнение «Травинка на ветру».
Ребенок изображает всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх).
2. Упражнение «Раскачивающееся дерево».
Строится аналогично предыдущему упражнению (корни - ноги, ствол - туловище, крона - руки и голова), которое может выполняться как сидя, так и стоя. Важно, чтобы каждый ребенок представил себя «своим» деревом: ведь ель, береза и ива совсем по-разному реагируют на ветерок, начало бури и ураган.
3. Упражнение «Дракон».
Ребенок изображает дракона, облетающего дозором свои владения: ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, пружинят в такт рукам-крыльям. Затем он приземляется на остров и начинает «размешивать» хвостом море.
4. Упражнение «Сосулька».
Ребятам предлагается представить, что он - сосулька. Исходное положение: стоя, с закрытыми глазами, руки подняты вверх. Следует зафиксироваться в этой позе на 1-2 минуты. Затем Р. предлагается представить, что под действием солнечного тепла, изображаемая им сосулька начинает медленно таять. Расслабляются постепенно сначала кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног.
5. Текст для релаксации
Наступила ночь. Все ложатся спать. Потянули сначала ручки, а потом ножки. Закрыли глазки, устроились удобно. А теперь пытаемся представить, как изменилась наша полянка с наступлением ночи (пауза). Вокруг тишина (пауза). Но вот вылетела сова на ночную охоту. Где-то в траве зашуршал ёжик (пауза). Яркая луна осветила поляну, стала видна вся ночная жизнь (пауза). Но вот появился первый лучик солнца, и поляна постепенно наполняется светом. Всё вокруг проснулось (пауза). Мы с вами проснулись. Открыли медленно глазки, потянулись (пауза). Наступило утро.
Во время этого упражнения звучит спокойная тихая музыка. Я произношу текст медленно, спокойно, чтобы ребёнок мог расслабиться и отдохнуть. После последнего предложения начинает звучать весёлая музыка.
VI. Психогимнастика.
Поднять эмоциональный настрой, улучшить настроение, снять усталость помогают элементы психогимнастики. Дети с удовольствием выполняют данные упражнения.
В книге М.И. Чистяковой «Психогимнастика» дано такое определение психогимнастики: это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)
Ребёнок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь. В ходе психогимнастики изучают различные эмоции и возможность управления ими. Основной целью является преодоление барьеров в общении, развития лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения.
1. Игра «Зеркало настроения»
Цель: развивать один из механизмов проникновения во внутренний мир другого человека – моторное проигрывание. Учить детей воспроизводить некоторые компоненты выразительного поведения партнера.
Описание игры: игра проводится в паре. Дети стоят лицом друг к другу. Один ребенок – зеркало. Другой – тот, кто смотрит в зеркало. Последний пытается с помощью мимики, жестов, поз отразить различные состояния (человек радуется, дуется, удивляется, грустит, гордится и т.д.), а зеркало повторяет выразительные движения партнера.
2. Игровое упражнение «Читаем стихи с разным настроением»
Цель: развивать эмоциональные состояния радости, удивления, злости, страха, тренировать различные интонации голоса.
Ребята берут по одной карточке, на обратной стороне которой изображен мимический эталон (радости, грусти, гнева, удивления, страха и т.д.). Участники договариваются, какое стихотворение будут читать. Каждый читает стихи в соответствии с настроением, изображенным на его картинке. Остальные отгадывают, какое чувство игрок пытался показать через интонацию, т.е. что у него изображено на карточке
3. Игровое упражнение «Морщинки»
Цель: учить детей снимать мышечное напряжение, закреплять эмоциональные состояния: радости, интереса, удовольствия и т.д.
Учитель предлагает детям несколько раз вдохнуть и выдохнуть. Отлично. Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох, молодцы!
4. Игровое упражнение «Солнечный зайчик»
Цель: учить детей быть спокойными, радостными, удовлетворенными.
Описание: солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щеке, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот – погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним.
5. Игровое упражнение «Царевна Несмеяна»
Цель: формировать у детей доброжелательное отношение к партнеру, умение видеть в нем прежде всего положительные качества.
Описание: с помощью считалки или по договоренности выбирается «Царевна Несмеяна». Чтобы Несмеяна улыбнулась, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая, отзывчивая, веселая. Дети по очереди говорят «царевне» о ее хороших качествах, поступках.
6. Игра «солнышко и тучка».
Цель: снять психическое напряжение, продолжать учить детей регулировать своё эмоциональное состояние.
Ход: Солнце зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться, задержать дыхание. Солнце вышло из-за тучки, стало жарко, разморило на солнце – расслабиться на выдохе.
7. Игра «Жил – был человечек».
Цель: учить управлять своими эмоциями. Снять психическое напряжение. Осознавать свои возможности.
Ход: Жил – был человечек. Как – то раз он утром встал, и у него было грустное настроение (показывают мимикой). Но мы не хотим, чтобы он грустил. Закройте лицо. Настроение изменилось. Человек стал сердитым (показывают). Потом хорошо подумал. За окном светит солнце, ясное небо, и он улыбнулся и стал весёлым.
VII. Элементы музыкотерапии.
Музыка - это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в древней Греции и других странах.
Однако врачуют не только естественные, но и искусственно созданные упорядоченные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев, досаду, улучшают настроение. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит.
Цель занятий с использованием музыкотерапии: создание положительного эмоционального фона реабилитации снятие фактора тревожности); стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция двигательных процессов ( ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции.
Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств, коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. Музыка может быть использована во время выполнения самостоятельной работы, когда исключается речевое общение. Исключение составляет мелочтение - чтение под музыку, сочетание музыки и ИЗО деятельности.
Таким образом, опыт работы по использованию музыкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевую патологию, подводит к следующим выводам:
1. Использовать для прослушивания только то произведение, которое нравится детям;
2. лучше использовать музыкальные пьесы, которые знакомы детям. Они не должны привлекать их внимание своей новизной, отвлекать от главного;
3. Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течении всего занятия. Как правило, это только одно музыкальное произведение.
VIII. Элементы песочной терапии.
Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так: «Игра с песком предоставляет ребёнку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями»
Песочница – это такое пространство, в котором дети могут выразить в самой естественной для них форме (игре) свои страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и мечты. Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, мои наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей.
Сам принцип терапии был предложен ещё Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической психотерапии.
Цель такой терапии - не менять и переделывать ребёнка, не учить его каким - то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребёнку быть самим собой.
Юнг утверждал, что процесс « игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности само исцеления, заложенные в человеческой психике».
Всем, кто хоть что-то знает об этой методике, знакомо упражнение «Песочный круг» ― это классическая песочная терапия. Обучение тонкостям терапии (и расшифровки композиций) здесь не требуется. Пальцами нарисуйте с ребенком круги: самый большой, внутри поменьше, еще меньше ― и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь пусть ребенок украшает круги разными предметами: камешками, монетами, пуговицами, ракушками. Обязательно в конце занятия малыш должен дать название своему кругу и рассказать о нем свою историю.
Как и круги, украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек, ведер и так далее. Ребята могут нарисовать свое настроение, место, куда бы они хотел и попасть. Можно попросить ребенка создать различные композиции, прибегая к помощи игрушек. Например, «Мое настроение», «Моя семья», «Мои друзья», «Мои мечты» и так далее.
В заключение хотелось бы отметить, что применение элементов здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с интеллектуальными нарушениями приводит к следующим результатам: у ребёнка повышается самооценка, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации его в современном обществе. Здоровьесберегающие технологии помогают сохранить детям здоровье, заложенное природой, поддерживать их позитивное и эмоциональное состояние, способствуют физическому развитию ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы учителя начальных классов Пронкиной Л.В. по теме: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе специальной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с на
Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер...
Здоровьесберегающие технологии в работе с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения
Практический материал для использования на уроках, при оформлении презентаций...
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Статья адресована учителям-логопедам, учителям начальных классов, родителям. В ней рассматриваются здоровьесберегающие технологии, которые используются при обучении детей с тяжелыми нарушениями речи (...
Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего школьного возраста
Методическая разработка представлена с целью распространения опыта использования здоровьесберегающих технологий во время урока...
Применение элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного в учебно-воспитательном процессе в начальной школе
Выступление из опыта работы об эффективности применения элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного в учебно-воспитательном процессе в начальной школе....
Применение элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного в учебно-воспитательном процессе в начальной школе (презентация)
Выступление из опыта работы об эффективности применения элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного в учебно-воспитательном процессе в начальной школе...
Методическое пособие "Использование техники "Оригами" для корекционной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями"
Данный методический материал разработан для уроков труда. Учебный предмет "Труд" для детей с интеллектуальными нарушениями выполняет особую роль, т.к. обладает мощным коррекционно - развиваю...