Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ в начальных классах
статья
Из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zdorovesberegayushchie_tehnologii_pri_rabote_s_detmi_s_ovz_v_nachalnyh_klassah.docx | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ в начальных классах
При обучении детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению их здоровья. В своей работе я использую здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие технологии:
- дифференцированное обучение;
- рациональная организация урока;
- создание благоприятного психологического климата;
- коммуникативные игры;
- когнитивные упражнения;
- нейрогимнастика;
- развитие мелкой пальцевой моторики;
- зрительная гимнастика;
- динамические паузы.
Я предлагаю рассмотреть некоторые подходы к организации здоровьесбережения, как главной составляющей образовательного процесса.
В ряду здоровьесберегающих мероприятий, используемых на уроках, можно выделить несколько направлений.
Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учеников. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе. Учитель, постоянно держит учеников в поле зрения, комментирует задания, поясняет материал.
Особое внимание уделяю групповой работе. Именно в группе обучающиеся с ОВЗ имеют возможность получать знания от своих одноклассников и обмениваться своим опытом. Они чувствуют себя более комфортно, чем во время фронтальной работы, учатся высказывать свое мнение, знают, что любой их ответ будет принят. Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
- Объем учебной нагрузки
- Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
- Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
Спортивные мероприятия, которые проходят в рамках школьной спартакиады помогают оздоравливаться каждому ученику с ОВЗ. У нас нет каких- либо разграничений, спортивные команды формируются по желанию. Важной задачей учителя является поддержание положительного эмоционального состояния учеников. Положительные эмоции активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и работоспособность детей. Положительные эмоции в процессе деятельности – необходимое условие психического здоровья.
На своих уроках использую технологию развития критического мышления (на уроках чтения и письма) ТРКМЧП. Нужно помнить о том, что в работе с детьми с ОВЗ нужно часто менять виды деятельности для поддержания внимания и занимать отдельными приёмами только часть урока.
Использование приёмов этой технологии (ТРКМЧП) на уроках даёт несколько явных преимуществ:
- формируют универсальные учебные действия (личностные, познавательные, коммуникативные и т.д.), что полностью соотносится с новыми образовательными стандартами;
- создают психологический комфортный климат в классном коллективе;
- делают уроки разнообразными и интересными.
На уроках стараюсь использовать дополнительный материал, практические задания, которые дают ребятам с ОВЗ дополнительные возможности потрогать, пощупать, увидеть, понять лучше изучаемый материал.
Повышению физической и умственной работоспособности способствует динамизация рабочей позы обучающихся в процессе занятия. Известно, что большую часть урока учащиеся, как правило, проводят сидя за партой, в условиях обездвиженности и статического напряжения. В то же время установлено, что даже кратковременное воздействие статически напряженных состояний является фактором, угнетающим нейродинамику и регуляцию вегетативных функций организма. Поэтому особую актуальность приобретает расширение на уроке двигательной активности учащихся.
Нейрогимнастика – упражнения растяжки, психомышечное расслабление, энергетическая гимнастика.
- Ноги на ширине плеч. На раз-два потянулись одной рукой вверх, другая рука внизу. На три-четыре поменяли руки.
- Разминаем руки («месим тесто»): похлопываем, поколачиваем руки. Движения от кисти рук к позвоночнику.
- «Плечики, как кузнечики»: поднимаем и опускаем плечи вверх.
- Растирание ладоней, хлопки в ладоши.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу музыкальные физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Ребята с удовольствием выполняют упражнения.
Игра «Глухой телефон» или «Паровозик». Дети встают в цепочку, «пишут» по очереди друг другу на спине какой-то знак - букву или цифру. Потом разворачиваются в другую сторону и передают этот же знак обратно.
У учащихся с ОВЗ наблюдаются искажения в движении, плохо формируются учебные навыки, плохая речь. Таким детям рекомендована арт- терапия. В своей работе я использую :
- работу с солёным тестом;
- мыльные пузыри;
- оригами;
- музыкальную терапию;
Важным направлением здоровьесберегающих мероприятий является развитие мелкой пальцевой моторики обучающихся. Работу в этом направлении можно осуществить на физкультминутках и на разных этапах всего занятия. Пальчиковая гимнастика проводится в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью. Это служит развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи, слухового восприятия. Эта деятельность вызывает интерес у детей, создает эмоциональный настрой. Регулярно стимулируются действия речевых зон коры головного мозга, что в свою очередь развивает речь, совершенствует психические процессы – внимание и память, развивает слуховое восприятие, облегчает усвоение навыков письма.
На своих уроках я использую данные упражнения:
Упражнения для мышц рук
- «По грибы» (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого)
Этот пальчик – в лес пошёл,
Этот пальчик – гриб нашёл,
Этот пальчик – чистить стал,
Этот пальчик – жарить стал,
Ну, а этот взял всё съел, потому и растолстел!
- «Капуста» (Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём.
- «Кулак – ребро – ладонь»
(Руки расположены на плоскости стола. Три положения руки «Кулак – ребро – ладонь» последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений 8 – 10 раз.)
- Рыбки, плавали, купались…
В чистой светленькой воде.
То, сожмутся, разожмутся..
То зароются в песке…Показ руками
Когнитивные упражнения (жизнерадостная гимнастика):
- Пишем, не отрываясь от листа, начиная удобной рукой писать фигуру (яблоко, квадрат,…). Потом пишем неудобной рукой, затем двумя руками одновременно.
- Пишем в воздухе восьмёрки, также поочерёдно меняя руки.
- Показываем на пальцах петушок, поочерёдно меняя руки.
- Работа с листочками бумаги размером 5см * 5 см.
- Скатать удобной рукой комочек, в другой руке держим другой листочек.
- Скатываем комочек другой рукой, также без помощи другой руки.
- Разворачиваем удобной рукой комочек, не помогая другой рукой.
- Разворачиваем другой рукой.
- Сворачиваем комочки двумя руками одновременно.
- Разворачиваем комочки двумя руками одновременно.
Важным моментом сохранения работоспособности учащихся во время занятия, сохранения их умственного и психического здоровья является смена видов деятельности на занятиях, смена видов работы в течение даже небольшого промежутка времени.
(практикую: выполнили задание – подняли руки вверх, кто прочитал текст – встали, выполнил задание и можешь помочь товарищу- подойди, помоги, получите задание – подойдите, сдайте тетради – подойдите по рядам и т.д.)
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий позволит не только сохранить уровень здоровья обучающихся с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими сложные и множественные нарушения развития
У меня в классе всего трое детей. Пранализировав состояние учащихся за 2010-2011 учебный год пришла к выводу, что не зря стала заниматься темой здоровьесбережения. Одна из задач работы - сохранение и ...
Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими трудности в обучении"
Материал раскрывает возможности использования здововьесберегающих технологий на занятиях с детьми, имеющими речевые недостатки. Актуален для учителей начальные классов. Включает три раздела: артикуляц...
Выступление на педсовете по теме «Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Маркова Г.А., январь, 2013г.
Выступление на педсовете по теме "Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"...
«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми в группе продлённого дня»
«Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные./Н. Амосов/ ...
Доклад на тему «Использование элементов здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями в начальной школе»
В докладе описываются приемы работы на уроках и внеурочное время по здоровьесбережению...
Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ в начальных классах.
Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ в начальных классах....
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста(из опыта работы)
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов(Всемирная организация здравоохранения)...