Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Учусь создавать проект"
рабочая программа (2 класс)

Лариса Юрьевна Пищикова

Программа внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации во 2 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchus_sozdavat_proekt_-_2_kl.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя  школа №4

имени Героя Советского Союза О.А.Лосика

Рассмотрено

ЭМС

от _________2020г

Протокол №_____

Принято

Педагогическим советом

от _________2020г

Протокол №_____

Утверждено

Приказом по

МБОУЯСШ  №4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Учусь создавать проект»

2А класс

Пищикова Лариса Юрьевна,

первая квалификационная категория

2020-2021 учебный год

Программа внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации во 2 классах.

Формы организации деятельности

Формы организации деятельности: групповые, коллективные, индивидуальные.

Виды деятельности: беседа, чтение, слушание, рисование, лепка, игровые, творческие формы, проектная деятельность,  работа с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты представляют развитие личностных универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметные результаты представляют формирование регулятивных и  коммуникативных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку своей работы;

-различать способ и результат действия;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения  в совместной деятельности;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-использованию исследовательских методов обучения  в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

- умение выделить проблему

- умение поставить цель исследования

- умение сформулировать гипотезу

- умение выделить объект исследования

- умение определить предмет исследования

- умение описать параметры и критерии предмета исследования

- умение подобрать соответствующие методы исследования

- умение подобрать инструментарий

- умение осуществить анализ результатов

- умение оценивать промежуточные и конечные результаты

- степень помощи, которую оказывает взрослый при выполнении проекта

- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность

-результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень самостоятельности выполнения

- косвенным показателем эффективности проектно-исследовательской деятельности может быть повышение  

  успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках  

  (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Содержание учебного предмета, курса

Содержание курса направлено на становление проектно-исследовательской деятельности в результате целенаправленного обучения, особой системы поддержки и контроля качества. Содержание курса включает систему заданий на формирование умений проектно-исследовательской деятельности:

  1. Развитие исследовательских способностей

В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:

-видеть проблемы;

 -ставить вопросы;

-выдвигать гипотезы;

-давать определение понятиям;

-классифицировать;

-наблюдать;

-проводить эксперименты;

-делать умозаключения и выводы;

-структурировать материал;

-готовить тексты собственных докладов;

-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Изучение данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов» по принципу усложнения заданий от класса к классу.

  1. Самостоятельная работа над проектом

Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности постепенно возрастает.

 Оценка успешности проектной деятельности

Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим,  и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

В ходе реализации данного этапа ребенок составляет свое портфолио, он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Для составления рекомендовано два вида портфолио: накопительное и демонстрационное.

В качестве самооценки своей деятельности обучающимся используется карта «Мои достижения». В ней ребенку предлагается оценить свой проект с помощью следующих критериев:

Графа «Название работы»

           Напиши название своего проекта (исследования)

Графа «Техника исполнения»

           Какую форму исполнения проекта ты выбрал?

Презентация, поделка, книжка-малышка, рисунок, оригами, мозаика, квиллинг и т.д.

Графа «Самостоятельность»

           Самостоятельно ли ты выполнил свой проект?

На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоей самостоятельности. Работал ли ты в паре, помогали ли взрослые?.

Графа «Сложность»

Насколько сложной оказалась работа над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне,  который, по-твоему, соответствует сложности выполненной работы.

Графа «Мое настроение»

С каким настроением ты работал над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоему настроению.

Графа «Применение»

Как ты представляешь «работу» своего проекта в дальнейшем. Как его можно использовать (на уроке, демонстрация, украшение, дидактический материал и т.д.)

Название проекта

Техника исполнения

Самостоятельность

Сложность

Моё настроение

Применение

 «Мои достижения»

                  Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности

                                                             «Учусь создавать проект»

Тема

Кол-во

часов

Дата

план

факт

1-2

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения

2

03.09

04.09

3-4

Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант

2

10.09

11.09

5-6

Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями

2

17.09

18.09

7-8

Выбор помощников в работе над проектом

2

24.09

25.09

9-10

Этапы работы над проектом

2

01.10

02.10

11-12

Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность»

2

08.10

09.10

13-14

Проблема. Решение проблемы

2

22.10

23.10

15-16

Выработка гипотезы-предположения

2

29.10

30.10

17-18

Цель проекта

2

05.11

06.11

19-20

Задачи проекта

2

12.11

13.11

21-22

Сбор информации для проекта

2

19.11

20.11

23-24

Знакомство с интересными людьми. Интервью

2

03.12

04.12

25-26

Обработка информации. Отбор значимой информации

2

10.12

11.12

27-28

Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка»

2

17.12

18.12

29-30

Играем в ученых. Это интересно

2

24.12

25.12

31-32

Тест «Чему ты научился?»

2

14.01

15.01

33-34

Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение)

2

21.01

22.01

35-36

Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация»

2

28.01

29.01

37-38

Значимость компьютера в создании проектов. Презентация

2

04.02

05.02

39-40

Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР

2

11.02

12.02

41-42

Программа МРР

2

18.02

19.02

43-46

Совмещение текста выступления с показом презентации

4

04.03

05.03

11.03

12.03

47-48

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта

2

18.03

19.03

49-50

Тест «Советы проектанту»

2

25.03

26.03

51-52

Изготовление визитки. Правильное составление

2

01.04

02.04

титульного листа визитки

53-54

Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ»

2

08.04

09.04

55-56

Играем в ученых. Это интересно

2

22.04

23.04

57-58

Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности

2

29.04.

30.04

59-60

Памятка жюри конкурсов

2

06.05

07.05

61-62

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией

2

13.05

14.05

63-64

Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией

2

20.05

21.05

65-66

Играем в ученых. Это интересно

2

27.05

67-68

Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта

2

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность кружок Учусь создавать проект 2 класс 2 часа в неделю.

Программа содержит пояснительную записку и календарно- тематическое планирование....

Внеурочная деятельность.Программа "Учусь создавать проекты"

Программа «Учусь создавать проект» включает 135 часов по 1 занятию в неделю с 1 по 4 классы.Данная программа составлена на основе программы  Р.И.Сизовой,Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект»,...

План – конспект занятия по внеурочной деятельности (курс «Учусь создавать проект»)

Тема: Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. Класс:  1 Цель занятия: способствовать  формированию самостоятельности  учащихся, способности к са...

Конспект занятия внеурочной деятельности (курс Учусь создавать проект)

Тема: «Сбор информации для проекта».Класс: 2Цель: научиться обрабатывать и отбирать значимую информацию.Задачи:·         учить добывать необходимые зн...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Учимся создавать проект"

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Учимся создавать проект"...

Внеурочная деятельность. Курс_Учусь создавать проект. Москвоведение.1-4 классы

Внеурочная деятельность. Курс "Учусь создавать проект. Москвоведение".1-4 классы...

Рабочая программа с КТП внеурочной деятельности курса "Учусь создавать проект"

Рабочая программа составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему о...