Внеурочная деятельность кружок Учусь создавать проект 2 класс 2 часа в неделю.
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа содержит пояснительную записку и календарно- тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учусь создавать проект 2 класс | 36.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В связи с необходимостью перехода от традиционного образования к образованию инновационному, реализующему общий принцип развития младшего школьника, возникает необходимость перехода на новые формы и методы обучения с использованием новых учебников и учебных пособий. Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология.
Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6—10 лет.
Курс включает 138 часов по 1 занятию в неделю. 34 занятия с 1 по 4 классы и резервные занятия «Советы на лето от Мудрого дельфина».
Учебно-исследовательская и экспериментальная деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
- постановка проблемы, формулирование темы;
- выдвижение гипотез;
- овладение методами исследования;
- сбор собственного материала для эксперимента ;
- обобщение, выводы;
- защита работы.
Программа рассчитана на учащихся 2-3классов, занимающихся исследовательской и экспериментальной работой 2 часа в неделю, 68 часов.
С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:
- игры; опыты;
- работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;
- интеллектуальные головоломки;
- практические занятия;
- работа в компьютерном классе; (вариативный курс )
- дискуссии, беседы.
Цель: Создание условий для активизации личностного потенциала учащихся через проектную деятельность.
Задачи
- Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
- Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании.
- Обучить основам оформления работ.
- Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
- Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Актуальность
Максимальной эффективности процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска исследовательской деятельности. Только когда ребятам интересно, когда они заинтересованы, делают полезное и важное дело, лучше усваивается материал. Создание условий для активизации личностного потенциала учащихся, а также гармонического сочетания, с одной стороны, индивидуализации освоения знаний и, с другой стороны, коллективных форм их применения дает проектная технология.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов путем анализа информации, проведения эксперимента и исследований.
Метод проектов является эффективным средством личностного развития школьника. Он ориентирует образовательный процесс на творческую самореализацию личности, формирует активную самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении и способствует социализации обучающихся, что, в конечном счете, и является одной из целей учебно-воспитательного процесса.
Каковы особенности занятий по рабочим тетрадям «Учусь создавать проект»?
В данные пособия вошли занятия, разработанные на основе работы на протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призерами и дипломантами окружных, городских Всесоюзных конкурсов проектно-исследовательской деятельности.
Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
Тетради помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Данные тетради станут хорошим помощником как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Ожидаемый результат:
1.Интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка.
2.Умение работать с информацией.
3.Опыт целеполагания.
4.Ребёнок приобрёл опыт планирования.
5.Расширение кругозора.
6.Развитие мышления.
7.Развитие эмоциональной сферы.
8.Опыт публичного выступления.
Планируемые результаты
Ученик получит возможность научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Личностные универсальные учебные действия
У ребенка формируются:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) | Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. |
- Общеучебные организационные умения
- Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.
- Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.
- Общеучебные умения поиска сведений
- Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
- Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»).
- Творческие общеучебные умения
- Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.
- Менеджерские умения и навыки
- Умение проектировать процесс (изделие).
- Умение планировать деятельность, время, ресурсы.
- Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.
- Навыки анализа собственной деятельности.
- Коммуникативные умения
- Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы.
- Умение вести дискуссию.
- Умение отстаивать свою точку зрения.
- Умение находить компромисс.
- Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
- презентационные умения и навыки.
- Навыки монологической речи.
- Умение уверенно держать себя во время выступления.
- Артистические умения.
- Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.
- Умение отвечать на незапланированные вопросы.
- Применение полученных знаний. Деятельностная компетентность.
- Практическая работа над проектами предполагает постоянное применение как знаний, полученных при работе над темой, так и знаний, полученных на уроках в классе.
- Разнообразные действия при работе над проектами можно рассматривать как аналог деловой деятельности взрослых, как постоянный источник жизненных ситуаций, требующих применения имеющихся у школьника умений для их решения.
- Привлечение родителей
- Привлечение родителей необходимо для установления взаимоотношений между детьми и родителями, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой.
- Когда дети видят, что их родители участвуют в работе учителя, у них возрастает чувство собственной значимости. Детям дают понять, что самые главные взрослые в их жизни заботятся о них.
- Хорошие, дружеские отношения между семьей и школой идут на пользу всем детям. Когда родители становятся активными помощниками учителя, дети получают положительную мотивацию.
Тематическое планирование для 2 (3) класса
№ занятия | Тема | Кол-во часов |
1 | Кто я? Моя семья. | 1 |
2 | Чем я люблю заниматься. Хобби. | 1 |
3 | О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. | 1 |
4 | Как собирать материал? | 1 |
Твои помощники. Этап. | ||
5 | Повторение. Давай вспомним. | 1 |
6 | Проблема. | 1 |
7 | Проблема. Решение проблемы. | 1 |
8 | Гипотеза. Предположение. | 1 |
9 | Гипотеза. Играем в предположения. | 1 |
10 | Цель проекта. | 1 |
11 | Задача проекта. | 1 |
12 | Выбор нужной информации. | 1 |
13 | Интересные люди- твои помощники. | 1 |
14 | Продукт проекта. | 1 |
15 | Виды продукта. Макет. | 1 |
16 | Повторение пройденных проектных понятий. | 1 |
17,18 | Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. | 2 |
19,20 | Мини-сообщение. Семиминутное выступление. | 2 |
21 | Выступление перед знакомой аудиторией. | 1 |
22,23 | Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. | 2 |
24 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. | 1 |
25,26 | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. | 2 |
27 | Повторение. Давай вспомним. | 1 |
28 | Играем в ученых.«Мобильные телефоны».Это интересно. | 1 |
29 | Играем в ученых. Поилка для цветов. | 1 |
30 | Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно. | 1 |
31 | Тест «Чему я научился?» | 1 |
32,33 | Памятка для учащегося-проектанта. | 2 |
34 | Твои впечатления от работы над проектом. | 1 |
35 | Пожелание будущим проектанта. Твои советы им. | 1 |
36 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. | 1 |
37 | Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. | 1 |
38 | Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарём. | 1 |
39 | Выбор помощников в работе над проектом. | 1 |
40 | Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап». | 1 |
41 | Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность». | 1 |
42 | Проблема. Решение проблемы. | 1 |
43 | Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятием «выработка», «гипотеза», «предположение». | 1 |
44 | Цель проекта. | 1 |
45 | Задачи проекта. | 1 |
46 | Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями: «сбор», «информация», «энциклопедия», «Интернет», «книги, газеты, журналы». | 1 |
47 | Знакомство с интересными людьми. Интервью. | 1 |
48 | Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями: «обработка информации», «отбор». | 1 |
49 | Создание продукта проекта? Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка». | 1 |
50 | Играем в учёных. Это интересно. | 1 |
51 | Тест. | 1 |
52 | Отбор информации для семиминутного выступления (мини-сообщение). | 1 |
53 | Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «Презентация». | 1 |
54 | Значимость компьютеров в создании проектов. Презентация. | 1 |
55-56 | Первые шаги составления презентации на компьютере. | 2 |
57-58 | Совмещение текста выступления с показом презентации. Пробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией. | 2 |
59 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта. | 1 |
60 | Тест «Добрые советы проектанту от мудрого Дельфина». | 1 |
61-62 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. | 1 |
63 | Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ». | 1 |
64 | Играем в учёных. Это интересно. | 1 |
65 | Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности. | 1 |
66 | Памятка жюри конкурса. | 1 |
67 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. | 1 |
68 | Самоанализ-рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией. | 1 |
Список литературы
- Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей.- 3 –е изд. /
- Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 1 и 2 класса: В 2-хчастях. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 56 с
- Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 2 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
- Электронные образовательные ресурсы:
- 1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
- 2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
- 3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
- 4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "Учусь создавать проект" 2 класс ФГОС
Кружок "Учусь создавать проект" 2 класс ФГОС...
Внеурочная деятельность.Программа "Учусь создавать проекты"
Программа «Учусь создавать проект» включает 135 часов по 1 занятию в неделю с 1 по 4 классы.Данная программа составлена на основе программы Р.И.Сизовой,Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект»,...
План – конспект занятия по внеурочной деятельности (курс «Учусь создавать проект»)
Тема: Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. Класс: 1 Цель занятия: способствовать формированию самостоятельности учащихся, способности к са...
Конспект занятия внеурочной деятельности (курс Учусь создавать проект)
Тема: «Сбор информации для проекта».Класс: 2Цель: научиться обрабатывать и отбирать значимую информацию.Задачи:· учить добывать необходимые зн...
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Учимся создавать проект"
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Учимся создавать проект"...
Внеурочная деятельность. Курс_Учусь создавать проект. Москвоведение.1-4 классы
Внеурочная деятельность. Курс "Учусь создавать проект. Москвоведение".1-4 классы...
Рабочая программа с КТП внеурочной деятельности курса "Учусь создавать проект"
Рабочая программа составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему о...