Внеурочная деятельность.Программа "Учусь создавать проекты"
рабочая программа на тему
Программа «Учусь создавать проект» включает 135 часов по 1 занятию в неделю с 1 по 4 классы.
Данная программа составлена на основе программы Р.И.Сизовой,Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект»,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности 1-4 класс. "Учусь создавать проекты" | 37.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Малоатлымская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании МО протокол № 1 от « » _______20___ | Согласовано на педагогическом совете протокол № ______ от « » ___________20___ | Утверждено директором приказ № ______ от « » ________ 20__ |
Рабочая учебная программа
по внеурочной деятельности 1-4 класс
«Учусь создавать проекты»
базовый уровень
Год разработки: 2015
Срок реализации программы: 1 год
Составлена на основе: примерной программы общеобразовательных учреждений по внеурочной деятельности (1–4 классы), к учебному комплекту для 1-4 классов (авторы Р.И Сизова, Р.Ф.Салимова– М: «Издательство РОСТ», 2013.)
Программу составила
учитель начальных классов Шмелёва Светлана Юрьевна
Пояснительная записка
Рабочая программа исследовательского обучения в начальной школе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Примерной программы «Я – исследователь», методических рекомендаций Савенкова А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» и рабочей тетради «Я – исследователь» для младших школьников». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2011.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
1 | Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г № 273-ФЗ с изменениями |
2 | Приказ МО и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 год» |
3 | СанПиН 2.4.2.2821 – 10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса) |
4 | Образовательная программа НОО МКОУ «Малоатлымская СОШ» |
5 | Учебный план МКОУ «Малоатлымская СОШ» |
6 | «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 г. № 199/13). |
7 | «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060). |
Данная программа формирования навыка самоопределения спланирована с учетом возрастной специфики учащихся.
Концептуальной основой содержания программы является положение В.В.Давыдова о том, что «образование и развитие – это разные процессы, и образование либо следует за развитием, либо создает условия для него». Ученый убежден в том, что современное школьное образование «призвано давать детям подлинно научные понятия, развивать у них научное мышление, способность к дальнейшему самостоятельному овладению все нарастающим количеством новых научных знаний». Решение этой задачи требует «…изменения самих принципов построения учебных предметов, организации нового типа усвоения, новой структуры всей учебной деятельности школьника».
Д.Б.Эльконин считает, что именно взрослый передает ребенку отношение к предмету и к ситуации, делает ее привлекательной и интересной. Взрослый является эмоциональным центром происходящего, он наделяет все объекты положительным отношением, поэтому предметы и явления становятся аффективно заряжены, начинают обладать побудительной силой. Взрослый не только мотивирует деятельность ребенка, но и передает конкретные способы действия. Можно сказать, что отношение взрослого к предметам и явлениям запускает или снижает двигательную активность и инициативность ученика.
Метод проекта – это не просто набор приемов и действий, подобранных педагогом, Это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов ее переработки, вариантов коммуникативной деятельности с целью ее разрешения. Именно проблемная ситуация является универсальной для решения как воспитательных, так и образовательных задач потому, что она создает естественную среду, максимально приближенную к реальной, в которой стимулируется практическая деятельность ученика. Ситуация необходимости решения обозначенной учителем проблемы обеспечивает освоение учеником новых способов учебной деятельности, формирует опыт самоорганизации собственных возможностей и актуализации врожденных способностей.
Цель занятий «Учусь создавать проект»:
- формирование первоначальных исследовательских умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных).
- предлагаемая программа занятий позволит учащимся самим находить ответы на многие “почему?” используя более 10 методов исследовательской деятельности: информационный поиск, наблюдения, опыт, опрос, анкетирование и т.д. Результатами работ будут: собственные исследовательские работы, оформленные альбомы, стенды, газеты, выступления на классных часах, родительских собраниях, конференциях.
Задачи занятий:
- развитие мотивации к процессу получения знаний;
- ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; знакомство с природой научного знания, методами исследований.
- формирование умений осуществлять учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;
- развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся;
- развитие умений, способствующих саморазвитию учащихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
- воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу.
Возрастное обоснование:
Социальное развитие. Возраст создания основы для саморазвития, завершение формирования самосознания.
Мысль становится лично-социализированной. Начинается поиск себя. Усваиваются новые социальные понятия, углубляется понимание мотивов поведения человека.
Мотивы раскрываются и дифференцируются. Ребенок начинает реально осознавать свою деятельность, поведение в системе отношений с окружающим миром. Мотивация – общественная оценка. Растет недовольство собой, появляется критичность к себе и окружающим людям.
Познавательные функции. Становится возможной перспективная регуляция внимания. Пик развития памяти. Ребенок запоминает схемами, по смыслу, воспроизводит по требованию. Восприятие в форме организованного, активного и дифференцированного наблюдения.
Мышление становится рефлексивным, творческим, доминирующим познавательным процессом.
Ребенок способен ставить познавательные цели, выбирать необходимую информацию, организовывать свою деятельность в связи с поставленными целями.
Работа по программе направлена на достижение следующих результатов:
- Учащиеся обучаются работать с первичной идеей.
- Формируется навык планирования деятельности.
- Формируется умение концентрировать внимание, удерживать, переключать его на другие виды деятельности.
- Формируется опыт защиты своей идеи.
- Формируется опыт самоопределения.
- Формируется навык публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
- Учащиеся учатся взаимодействовать в паре, в группе.
- Формируется опыт первичной исследовательской деятельности.
Приобретенные навыки помогают ученику лучше ориентироваться в окружающей действительности, адекватно реагировать на нее.
Данная программа диагностична. Результативность и эффективность программы можно выявить путем обследования детей на начало и конец курса занятий.
Программа «Учусь создавать проект» включает 135 часов по 1 занятию в неделю с 1 по 4 классы.
Данная программа составлена на основе программы Р.И.Сизовой,Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект»,
Тематическое планирование для 1 класса
№ занятия | Тема | Кол. часов | Дата | |
1 | Кто я? Моя семья | 1 | ||
2 | Чем я люблю заниматься. Хобби | 1 | ||
3 | О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта | 1 | ||
4 | Как собирать материал? Твои помощники | 1 | ||
5 | Проблема. | 1 | ||
6 | Проблема. Решение проблемы | 1 | ||
7 | Гипотеза. Предположение | 1 | ||
8 | Гипотеза. Играем в предположения | 1 | ||
9 | Цель проекта | 1 | ||
10 | Задача проекта | 1 | ||
11 | Выбор нужной информации | 1 | ||
12 | Выбор нужной информации | 1 | ||
13 | Интересные люди – твои помощники | 1 | ||
14 | Продукт проекта | 1 | ||
15 | Виды продукта. Макет | 1 | ||
16 | Визитка | 1 | ||
17 | Как правильно составить визитку к проекту | 1 | ||
18 | Как правильно составить визитку к проекту | 1 | ||
19 | Мини-сообщение. | 1 | ||
20 | Выступление перед знакомой аудиторией | 1 | ||
21 | Выступление перед знакомой аудиторией | 1 | ||
22 | Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно | 1 | ||
23 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта | 1 | ||
24 | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией | 1 | ||
25 | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией | 1 | ||
26 | Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно | 1 | ||
27 | Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно | 1 | ||
28 | Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно | 1 | ||
29 | Тест «Чему я научился?» | 1 | ||
30 | Памятка для учащегося-проектанта | 1 | ||
31 | Памятка для учащегося-проектанта | 1 | ||
32 | Твои впечатления от работы над проектами | 1 | ||
33 | Ярмарка достижений | 1 |
Тематическое планирование для 2 класса
№ занятия | Тема | Кол. часов | Дата план | факт |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения | 1 | ||
2 | Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант | 1 | ||
3 | Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями | 1 | ||
4 | Выбор помощников в работе над проектом | 1 | ||
5 | Этапы работы над проектом | 1 | ||
6 | Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность» | 1 | ||
7 | Проблема. Решение проблемы | 1 | ||
8 | Выработка гипотезы-предположения | 1 | ||
9 | Цель проекта | 1 | ||
10 | Задачи проекта | 1 | ||
11 | Сбор информации для проекта | 1 | ||
12 | Знакомство с интересными людьми. Интервью | 1 | ||
13 | Обработка информации. Отбор значимой информации | 1 | ||
14 | Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка» | 1 | ||
15 | Играем в ученых. Это интересно | 1 | ||
16 | Тест «Чему ты научился?» | 1 | ||
17 | Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) | 1 | ||
18 | Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация» | 1 | ||
19 | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация | 1 | ||
20 | Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР | 1 | ||
21 | Программа МРР | 1 | ||
22 | Совмещение текста выступления с показом презентации | 1 | ||
23 | Совмещение текста выступления с показом презентации | 1 | ||
24 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | 1 | ||
25 | Тест «Советы проектанту» | 1 | ||
26 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки | 1 | ||
27 | Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» | 1 | ||
28 | Играем в ученых. Это интересно | 1 | ||
29 | Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности | 1 | ||
30 | Памятка жюри конкурсов | 1 | ||
31 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | 1 | ||
32 | Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией | 1 | ||
33 | Играем в ученых. Это интересно | 1 | ||
34 | Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта | 1 |
Тематическое планирование для 3 класса
№ занятия | Тема | Кол. часов | Дата план | Дата факт |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом | 1 | ||
2 | Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы | 1 | ||
3 | Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. | 1 | ||
4 | Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации | 1 | ||
5, 6 | Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта | 2 | ||
7, 8 | Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование | 2 | ||
9 | Памятки. Составление памяток по теме проекта | 1 | ||
10 | Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере | 1 | ||
11, 12 | Практическая работа. Создание мини-постера | 2 | ||
13, 14, 15 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм | 3 | ||
16, 17 | Программа МРР. Анимации. Настройка анимации | 2 | ||
18, 19 | Программа МРР. Дизайн | 2 | ||
20, 21 | Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями | 2 | ||
22, 23 | Требования к компьютерной презентации. | 2 | ||
24, 25 | Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР | 2 | ||
26, 27, 28 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту | 3 | ||
29, 30 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка | 2 | ||
31 | Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия | 1 | ||
32 | Твои впечатления работы над проектом | 1 | ||
33 | Пожелания будущим проектантам | 1 | ||
34 | Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом году. | 1 |
Тематическое планирование для 4 класса
№ занятия | Тема | Кол. часов | Дата план | Дата факт |
1, | Твои новые интересы и увлечения | 1 | ||
2. | Виды проектов | 1 | ||
3, 4 | Исследовательско –творческий проект | 2 | ||
5, 6 | Ролево –игровой проект | 2 | ||
7,8 | Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой | 2 | ||
9, 10 | Информационно-исследовательский проект | 2 | ||
11, 12 | Практико-ориентированный проект | 2 | ||
13,14 | Монопредметный проект | 2 | ||
15 | Межпредметный проект | 1 | ||
16 | Виды презентационных проектов | 1 | ||
17 | Виды презентации проекта как отчет участников исследовательской экспедиции | 1 | ||
18 | Вид презентации проекта в рамках научной конференции | 1 | ||
19 | Правильная подготовка презентации к проекту | 1 | ||
20,21 | Работа с памяткой при подготовке публичного выступления | 2 | ||
22,23 | Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом. | 2 | ||
24 | Типичные ошибки проектов | 1 | ||
25 | Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся. | 1 | ||
26 | Программа ММР. Формирование умения в работе с диаграммой | 1 | ||
27 | Программа ММР. Формирование умения в работе с таблицей | 1 | ||
28 | Практическая работа | 1 | ||
29 | Тестирование, самоанализ, рефлексия | 1 | ||
30 | Использование ресурсов интернета при подготовке презентации | 1 | ||
31 | Программа MICROSOFT OFFICE WORD формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. | 1 | ||
32 | Твои впечатления от работы над проектом | 1 | ||
33,34 | Пожелания будущим проектантам | 2 |
Литература для учителя.
- Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Методическое пособие к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». – М. : Издательство РОСТ, 2012.
- А. И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
- Шереметьева М.А. Развитие навыков исследовательской деятельности старших дошкольников и младших школьников.
- Проектная деятельность в начальной школе \ авт-сост. М. К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
- Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С. Г. Щербакова и др .. Волгоград: Учитель, 2008.
- Н.В.Бабкина «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г.
- Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Рабочие тетради для 1 класса к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». – М.: Издательство РОСТ, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект", 1 и 2 классы
Данная программа разработана на основе авторского курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь создавать проект" 1-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности...
Внеурочная деятельность. Учусь создавать проект. 2 класс
Пояснительная записка...
Внеурочная деятельность. Учусь создавать проект. 2 класс
Тематическое планирование...
Занятие по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект" по теме: "Выработка гипотезы - предположения"
Открытое занятие...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проекты".
Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и правилами публичного выступления перед аудиторией...
Технологическая карта занятия по курсу внеурочной деятельности "Учусь создавать проекты" на тему "Знакомство с понятием "Этап". Этап работы над проектом"
Технологическая карта занятия "Знакомство с понятием "Этап". Этап работы над проектом". 2 класс...