«Девиантное поведение подростков: сущность, причины, коррекция»
методическая разработка по зож
«Методическая разработка, рекомендации по проблеме профилактики и здоровьесбережения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deviantnoe_povedenie_podrostkov.ppt | 2.37 МБ |
Программа профилактики девиантного поведения | 46.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Уже написаны тысячи томов, посвящённых проблемам девиантного поведения, но до сих пор не совсем ясно, что же это такое». Гилинский Я.М. Девиантное поведение – это область междисциплинарных исследований, а не предмет какой-то особой науки.
В общем виде, девиантным является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали (В.В. Ковалев, И.С. Кон, В.Г. Степанов, Д.И. Фельдштейн и др.), а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени (Н. Смелзер, Т. Шибутани).
причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами причины социального и психологического характера причины, связанные с возрастными кризисами
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ АНТИСОЦИАЛЬНОЕ АСОЦИАЛЬНОЕ АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ противоречащее правовым нормам уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм отклоняющееся от медицинской и психологической нормы
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ АНТИСОЦИАЛЬНОЕ АСОЦИАЛЬНОЕ АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ противоречащее правовым нормам уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм отклоняющееся от медицинской и психологической нормы
хулиганство
кражи
грабежи
вандализм
физическое насилие
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ АНТИСОЦИАЛЬНОЕ АСОЦИАЛЬНОЕ АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ противоречащее правовым нормам уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм отклоняющееся от медицинской и психологической нормы
уход из дома, бродяжничество
лживость
агрессивное поведение
граффити
субкультуральные девиации
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ АНТИСОЦИАЛЬНОЕ АСОЦИАЛЬНОЕ АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ противоречащее правовым нормам уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм отклоняющееся от медицинской и психологической нормы
наркозависимость
компьютерная зависимость
пищевые аддикции
суициды
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ преодоление, коррекция, реабилитация ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИВЕНЦИЯ предупреждение, психопрофилактика
Данное понятие характеризуют детей с позиции несоответствия социальной нормы следовательно Дети нуждаются в корректировке их поведения, или шире – процесса их социализации. Дети с отклоняющимся (девиантным) поведением
Качества, которыми обладают подростки с девиантным поведения
Система работы с девиантными обучающимися
Диагностический этап изучение учетно-профилактической документации подростков с девиантным поведением; c оциальный портрет подростка с девиантным поведением; Патохарактерологический Диагностический Опросник А.Е Личко; методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орел ; методика диагностики показателей и форм агрессии Басса-Дарки. http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/Professional-psychology-psychodiagnostics-of-personality-115/Default.aspx
Разработка программы (Программа индивидуального сопровождения) осуществление этой программы контроль за ходом и эффективностью программы Самонаблюдение за собственным поведением (Дневник самонаблюдения)
Программа Цель программы: коррекция девиантного поведения подростков. Задачи : - Сформировать личностно конструктивные модели поведения в жизненных ситуациях. - Ознакомить подростка с зонами риска, характерными для их возраста Основные методы : беседа, мини-лекция, игры, моделирование ситуации. Предполагаемые результаты: - Снижение отклонений в поведении; - Усиление личностных ресурсов, препятствующих социальной дезадаптации;
Формированию условий для социализации подростков с девиантным поведением способствует организация и проведение культурно-досуговой деятельности (массовые представления, вечера отдыха, шоу-представления, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми, игра «Брейн-ринг», игра «Что? Где? Когда?».
Позитивное подкрепление — главный метод изменения поведения. Условия успеха: подкрепление должно быть индивидуально значимым; подкрепление должно применяться систематически и немедленно вслед за желательным поведением; связь между желательным поведением и используемым при этом подкреплении должна быть достаточно четкой.
Рекомендации для родителей и учителей при работе (общении) с детьми с девиантным поведением: Единые требования при воспитании ( совместная работа психолога, воспитателя, учителя и родителей ). Последовательность воспитательных, коррекционных воздействий. Адекватность требований. Эмоциональный комфорт в семье и в школе. Демократический стиль воспитания. За содеянное не столько наказывать, сколько вызывать чувство раскаяния.
Отказ от физического наказания (закрепляется агрессивное поведение), искать новые формы влияния. Поощрение активности, загружать интересной и полезной деятельностью. Предоставление необходимой самостоятельности. Избегание приклеивания ярлыков. Не сравнивать с достижениями других людей, только с самим собой. Использование похвалы и поощрения . Признание педагогами и родителями собственных ошибок и принесение в случае необходимости извинения. Применение санкций только в необходимых случаях. Оценивать не личность, а поступок.
Трудно держать в уме множество воспитательных целей, все равно не удержишь. Если наши дети будут совестливы и добры, этого достаточно, все остальное приложится. Из школы, из жизни они сами будут выбирать и вбирать в себя все доброе и честное. Они будут воспитуемые, как говорил Сухомлинский. Будет основа – и серьезное воспитание во всех его видах и направлениях пойдет им впрок. Но нельзя строить третий и пятый этажи там, где нет фундамента. Симон Соловейчик Из книги «Педагогика для всех»
Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр ≪Академия≫, 2003. — 288 с. Клейберг Ю.А . Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. — М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М» 2001.-160 с. Психология девиантного поведения: Методические рекомендации для студентов специальности 050706.65 «Педагогика и психология». - Н. Новгород: ННГАСУ, 2009 г. – 32 с. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков Серия: Психологические технологии Издательства: Академический проект, Гаудеамус, 2007 г. Твердый переплет, 336 стр. Хомич А.В. Психология девиантного поведения [Текст]: учеб. пособие / А.В. Хомич. – Ростов н/Д: Издательство ЮРГИ, 2008. – 234с.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Родниковская средняя общеобразовательная школа
«Методическая разработка, рекомендации по проблеме профилактики и здоровьесбережения»
«Девиантное поведение подростков: сущность, причины, коррекция»
Адрес, название учреждения: Красноярский край, Шарыповский район,
с. Родники, ул. Октябрьская, 15, тел. 8(39153)32283, rodniki6@mail.ru
Раздел 1. Актуальность, нормативные документы,
цели и задачи практики
В современном мире как бы не развивалось наше общество, актуальность преступности среди несовершеннолетних будет всегда. Отмечено, что около 50-60% правонарушителей совершали противоправные действия в несовершеннолетнем возрасте.
Неблагоприятные социальные условия провоцируют рост преступности. Это может свидетельствовать о недостатках воспитания, незнания причин совершения противоправных деяний, недостаточном вовлечении подростков в жизнедеятельность общества.
По данным портала правовой статистики https://fedstat.ru/indicator/36208 Рис. 1 отражает количество преступлений по стране и Сибирскому федеральному округу, совершение которых происходило при участии лиц, не достигших совершеннолетнего возраста.
Необходимость выбранной темы объясняется несколькими группами факторов. Во-первых, это высокий показатель совершения правонарушений в нашем регионе по сравнению с остальными федеральными округами. Причины: беспризорность, алкоголизм, табакокурения, наркомания среди подростков.
Вторая группа факторов заключается в отстранении подростков и детей от общепринятых форм взаимодействия по причине нехватки опыта или неумения вовсе общаться в коллективе, а, следовательно, находят свое место и стараются самоутвердиться в группах с ассоциативной ориентацией.
И, наконец, третья группа факторов заключается в том, что на этапе становления социально-педагогической деятельности в школе все больше идут разговоры о приоритетности проведения профилактической работы, направленной на предупреждение тех или иных отклонений в поведении ребенка и на организацию целенаправленного процесса реабилитации детей и подростков.
Нормативные документы:
В образовательном учреждение имеется обязательный минимум нормативно - правовых документов, регламентирующих организацию работы по профилактике злоупотребления ПАВ:
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Уголовный кодекс РФ;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Кодекс РФ об административных правонарушениях;
- «Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде» от 28.02.2005 №619;
- письмо Министерства образования и науки РФ, МВД РФ, ФСКН РФ №ВФ-1376/06 от 21.09.2005 г. «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в образовательных учреждениях»;
- Устав школы;
- Положение о Совете профилактики;
- План взаимодействия ПДН и ОУ
Цель: создание условий для формирования у несовершеннолетних объективных, соответствующих их возрасту знаний и умений о правильном образе жизни, через привитие здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам (употребление табака, алкоголя, наркотиков).
Задачи:
- Помочь подросткам понять, осмыслить сущность волевых качеств;
- Подвести к мысли о необходимости выработки у себя волевых качеств, самовоспитания;
- Показать значение власти человека над самим собой;
- Способствовать общению детей и родителей по вопросам воспитания;
- Развивать умения вести дискуссию, вырабатывать адекватные и эффективные навыки правильного общения.
Раздел 2. Содержание и организация работы. Результативность практики.
Цели и задачи работы | Формы работы и рекомендуемые программы |
Обучающиеся основной школы | |
Формирование личностных ресурсов, повышение уровня жизненной компетенции:
|
|
Обучающиеся средней школы | |
Содействие в решении задач взросления: Расширение возможности самопознания; Помощь в профессиональном самоопределении; Создание собственной системы саморегуляции и выхода из стрессовых ситуаций; Минимизация факторов наркориска психологического характера |
|
Родители (законные представители) обучающихся | |
Повышение родительской компетентности; Предупреждение жестокого обращения с детьми в семье; Освоение основных приемов организации семейной профилактики отклоняющегося поведения; Формирование активного отношения родителей к риску суицидального поведения |
|
Педагоги школы | |
Повышение психологической компетентности:
|
|
По результатам проводимой работы по профилактике девиантного поведения получили следующие результаты:
- Подростки понимают, осмысливают сущность волевых качеств и необходимость их выработки. Уровень воспитанности на хорошем уровне.
- У подростков сформировано позитивное отношение к себе и ответственность за свое поведение:
Показатель развития | Результаты диагностики | |
10-13 лет | 14-17 лет | |
Развитие познавательных интересов: -высокий -средний -низкий | 18% 71% 11% (дети с ОВЗ) | 22% 64% 14% (дети с ОВЗ) |
Развитие нравственных качеств: -высокий -средний -низкий | 30% 68% 2% | 50% 48% 0% |
Развитие коммуникативных навыков: -высокий -средний -низкий | 40% 58% 2% | 45% 53% 2% |
- Сформирована ответственность у родителей за жизнь и здоровье детей:
Показатели | 2016-2017 учебный год | 2018-2019 учебный год |
Количество семей СОП | 5 | 3 |
Состоят на профилактическом учете | 1 | 2 |
- Снижено количество конфликтных ситуаций между педагогами и обучающимися на 30%.
Раздел 3. Практические разработки, иллюстрирующие содержание практики»
- http://rods6.ucoz.ru/2017/Psixolog/sbornik_testov_2.pdf
- http://rods6.ucoz.ru/2018/psich/5_klass_rabochaja_programma_po_adaptacii_pjatiklas.pdf
- http://rods6.ucoz.ru/2018/psich/8-9_klassy_rabochaja_programma_zanjatij_po_profori.pdf
- http://rods6.ucoz.ru/2018/psich/rabochaja_programma_zanjatij_po_proforientacii_ja_.pdf
- http://rods6.ucoz.ru/2018/psich/programma_po_profilaktike_ehmocionalnogo_vygoranij.pdf
- http://rods6.ucoz.ru/2018/mediacia/buklet_dlja_roditelej1.pdf
- http://rods6.ucoz.ru/2018/mediacia/buklet_dlja_obuchajushhikhsja.pdf
- http://rods6.ucoz.ru/2018/socialnaya/plan_raboty_soveta_profilaktiki.pdf
- http://rods6.ucoz.ru/2018/socialnaya/uchetnaja_karta_na_nesovershennoletnego.pdf
- http://rods6.ucoz.ru/2018/socialnaya/plan.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия обучения в современной школе подростков девиантного поведения
В последние годы в связи с общественным кризисом нашего общества интерес к проблеме девиантного поведения значительно возрос. Поэтому необходимо более тщательно исследовать причины, формы, динамику де...
Тема родительского собрания: "Девиантное поведение младших школьников и подростков"
Девиантное поведение детей является проблемой для их родителей, воспитателей, друзей. Подобные трудности обычно связаны с изменениями в обществе. Из-за этого с каждым годом увеличивается количество шк...
Влияние неблагоприятной нравственной обстановки в семье и внутрисемейных отношениях на развитие девиантного поведения подростков.
Девиатное поведение детей - серьёзная проблема современного мира. Путей решения данной проблемы достаточно много, нужно лишь видеть её и быть готовым к выходу из сложных ситуаций....
Статья "Агрессивное поведение подростков: поиск причин появления"
Агрессивное поведение подростков заставляет задуматься не только родителей, но и педагогов....
Профилактика и коррекция девиантного поведения у подростков
На сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Причем проблема трудных подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубоко...
Коррекция девиантного поведения подростков с интеллектуальными нарушениями
Данная работа посвящена исследованию феномена девиации и исследованию подходов для корректировки отклоняющегося поведения.Девиации — это отклонения от нормы поведения, принятой в данном обществе...
Программа сопровождения и коррекции девиантного поведения детей младшего школьного возраста и подростков
Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания педаго...