Влияние неблагоприятной нравственной обстановки в семье и внутрисемейных отношениях на развитие девиантного поведения подростков.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Карамалькина Алена Вячеславовна

Девиатное поведение детей - серьёзная проблема современного мира. Путей решения данной проблемы достаточно много, нужно лишь видеть её и быть готовым к выходу из сложных ситуаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние неблагоприятной нравственной обстановки в семье

и внутрисемейных отношениях

на развитие девиантного поведения подростков.

Нет необходимости доказывать, что семья является центральным звеном во всем многообразии социальных институтов, осуществляющих процесс воспитания подрастающего поколения. Именно в виде семьи общество предстает перед ребенком, именно она определяет весь процесс социализации ребенка в нем.

Ввиду того, что главная цель воспитания – это формирование всесторонне развитой личности, степень ее достижения целиком зависит от уровня благополучия в семье и гармоничных отношений в ней. Наличие неблагоприятной нравственной обстановки в семье, несущее с собой дефекты в воспитании, значимо влияет на развитие девиантного поведения у подростков, в чем единогласны большинство авторов, изучающих данный вопрос. Доказано, что девиантное поведение наблюдается чаще всего у тех подростков, которые воспитываются в семьях с неблагоприятными условиями.

Исследования современной семьи все чаще делают акцент на том, что происходит деградация ее воспитательных ресурсов, статус семейных ценностей, рост числа разводов и падение рождаемости, бытовые преступления, предрасположенность детей к отклонениям в развитии из-за нездорового климата в семье. В последние годы сильно изменились отношения в семье, ячейка общества потеряла издавна сложившуюся базу в нравственном воспитании детей. Современные дети сейчас отстранены не только от семейных забот, но и ее духовных традиций: они не включаются в процесс взаимоотношений, где взрослыми детям должны передаваться нормы и знания – весь багаж их жизненного опыта. Это, конечно, отрицательно влияет на эмоциональное единение между детьми и родителями, вызывает снижение степени культуры и воспитания, нравственную опустошенность подрастающего поколения и следствие всего – отсутствие уважения к родителям. Почему так происходит? Ответ лежит на поверхности – безграмотное воспитание детей в семьях.

Главный признак такого воспитания – отсутствие времени у родителей для своего ребенка. В нашей жизни встречается множество примеров того, что оба родителя постоянно находятся вне дома – «зарабатывают денежку»; и если маленький ребенок еще хоть как-то получает внимание от бабушек и нянь, то подросток чаще всего уже предоставлен самому себе. Отсутствие контроля, ограничений и запретов, свобода в поступках – это лишь маленький список того, что является допустимым для подростка, который лишен родительского внимания. Сложность всего этого в том, что в своем развитии ребенок, по сути, брошен на произвол судьбы: у родителей нет времени следить за этим, поэтому процесс воспитания подростка выходит из-под контроля.

Второй признак безграмотного воспитания – потакание всем капризам ребенка, порой даже безнравственным. Здесь хотелось бы привести пример, происходивший много лет назад на моих глазах. Родители моей одноклассницы, назовем ее Ольгой, не ладили между собой, отчего мать частенько «прикладывалась к бутылке». Свидетелями этому всегда были обе ее дочери подросткового возраста. Я дружила со старшей, поэтому часто бывала по ее просьбе у них дома («чтобы мама держала себя в руках»), пока однажды не произошел случай, надолго оставивший след в моей памяти. Младшая сестра моей одноклассницы пришла расстроенная из школы, не задумываясь, взяла со стола стакан со спиртным, и выпила. На мой шокированный взгляд, ее мама произнесла: «Лучше пусть со мной выпьет, чем с кем попало!»

Думаю, легко догадаться, что итогом такого воспитания со временем стало то, что в данной семье была утрачена субординация и уважение к родителям, мать утратила способность влиять на своего ребенка, т.к. своим потаканием и массой неверных шагов в своих действиях привела ситуацию к тому, что дочь начала грубить, затыкать матери рот на ее замечания, порой даже поднимать на нее руку. Налицо девиантное поведение подростка, к которому привели неблагоприятные отношения в семье.

Проблема такого воспитания в том, что грубое и неуважительное отношение дети начинают проявлять не только к членам семьи, но и ко всем окружающим: педагогам, сверстникам, соседям или просто прохожим. Грань между старшим поколением и младшим для них стирается, подростки начинают считать взрослых старомодными, отставшими от жизни людьми, которые не понимают современной жизни, не умеют поддерживать темы, интересные их детям. Совет или замечание от взрослого они воспринимают «в штыки», агрессивно реагируя и проявляя грубость; большинство подростков в силу своей зависимости от родителей терпят, молча перенося злобу, а многие наоборот, не скрывают своей агрессии: хамят родителям, уходят из дому, срывают уроки в школе, невежественно ведут себя по отношению к пожилым людям – совершают проступки «на публику». Страшно осознавать, но ненависть к родителям у некоторых подростков развивается так стремительно, что они начинают демонстрировать ее – поднимают на них руки, отказывают в помощи в болезнях или трудностях, воруют деньги, оставляют их без средств к существованию – этот список пополняется с невероятной скоростью.

Неблагоприятная обстановка в семье, безграмотное воспитание – это последствие деградации родителей. Грубо, но факт. Не нужно напоминать о том, что дети как губки – все впитывают и запоминают, поэтому беспорядок в семейных взаимоотношениях воспринимается ими как устоявшаяся модель поведения. Если родителям не до собственного ребенка и каждый из них занимается своим делом, мама и папа проявляют неуважение друг к другу, при ссорах матерятся или срывают свой негатив на ребенке – все это, несомненно, останется в его сознании и отразится на дальнейшем поведении.

Значительную роль в создании неблагоприятной обстановки в семье играют семейные конфликты.  Как правило, их между членами семьи много, и все они разные, некоторые накапливаются долгое время. Часто семейные конфликты приводят членов семьи к пьянству, распущенности в поведении, жилищным и материальным заботам, вмешательству в жизнь друг друга, разводам, неполноценному воспитанию детей и многому другому.

Домашние конфликты – обычное явление, мы все к ним привыкли, т.к. ни одна семья, к сожалению, не обходится без них. Однако, если взрослые справляются и умеют урегулировать сложности в отношениях, то дети от этого, как правило, страдают. Неблагоприятная обстановка в семье оказывает прямое негативное воздействие на ребенка, изменяя его личность. Любой внутрисемейный разлад провоцирует у детей внутриличностные проблемы: неуверенность в себе, нестабильность эмоциональной сферы, высокую тревожность, замкнутость и отчужденность ото всех. Становление личности ребенка искажается, он приобретает сценарий поведения родителей, в дальнейшем используя его в собственных семейных отношениях и контактах с окружающими.

Получается, что ребенок, не имея собственного жизненного опыта, не получая поддержки от близких, должен себя найти, выбрать определенную роль, манеру поведения. И, к большому сожалению, приходится признать, что современный подросток чаще выступает в роли «проблемного ребенка» – это девиантное поведение для привлечения к себе внимания, вызов своей семье в силу, как ему кажется, эмоциональной отвергнутости близкими, вовлечение в группы «друзей», употребляющих алкоголь и наркотики.

Все самые лучшие и самые дурные качества закладываются в нас с первого момента появления в этом мире. Знакомство с жизнью и ее законами формируется в основном из того, какие поступки и действия взрослых копирует ребенок, и что сами взрослые взращивают в своих детях. Поэтому влияние авторитета родителей, их положительный пример и высокая культура являются для детей первоисточником в получении жизненного опыта, который так необходим подрастающему поколению.

Здесь хотелось бы обратиться к истории и вспомнить роль родителей в семье. Издавна мать и отец несли собой разные функции, воспитание отца кардинальным образом отличалось от воспитания матери. Отец традиционно – голова, отсюда и взаимоотношения с членами семьи.  Он нес ответственность за область домашнего труда, (а она, как известно, требовала немалой физической силы) и финансового обеспечения дома и семьи. Именно бесспорный авторитет отца в семействе являлся основой, самым действенным методом мужского воспитания, ведь именно отец – яркий пример поведения настоящего мужчины.

Мать – хранительница очага, ядро семейства, которая воспитывала в детях все самые лучшие качества, была символом добродетели. Мать – это сердце эмоциональных связей в семье, через которое устанавливались отношения между ее членами. И если отец для ребенка олицетворяет закон и долг, то мать предстает дарителем любви и ласки. Именно поэтому дети в отчем доме под материнским крылом вбирали в себя все чистое и доброе, что старались передать им родители. Единство воспитания матери и отца издавна являлось главным условием хорошего развития детей в семье.

Воспитательную функцию семьи невозможно заменить! Об этом говорим часто и подолгу, но порой кажется, что в современном мире ее значимость неумолимо падает вниз. Семья должна оказывать положительное влияние на воспитание ребенка, поэтому родителям необходимо активно участвовать в жизни своих детей: находить время, чтобы поговорить с ними и обсудить существующие вопросы; интересоваться жизнью ребенка, включаться в его заботы или трудности; помогать ему в принятии самостоятельных решений, подсказывать, советовать; допускать и уважать право ребенка на личное мнение; относиться к собственным детям как к равноправным партнерам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия обучения в современной школе подростков девиантного поведения

В последние годы в связи с общественным кризисом нашего общества интерес к проблеме девиантного поведения значительно возрос. Поэтому необходимо более тщательно исследовать причины, формы, динамику де...

Тема родительского собрания: "Девиантное поведение младших школьников и подростков"

Девиантное поведение детей является проблемой для их родителей, воспитателей, друзей. Подобные трудности обычно связаны с изменениями в обществе. Из-за этого с каждым годом увеличивается количество шк...

Создание условий для адресной работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением

Большое внимание Оксана Павловна уделяет профилактике правонарушений, формированию нравственности и культуры среди учащихся, проблемам в сфере жизнедеятельности и правовой защиты детей, находящихся в ...

Влияние технологии формирования готовности к безопасному поведению на дорогах у младших школьников с девиантным поведением.

Обучение подрастающей смены основам безопасного поведения на дорогах является важнейшей составной частью системы общественной безопасности. Только физически и психически здоровый человек может  м...

«Девиантное поведение подростков: сущность, причины, коррекция»

laquo;Методическая разработка, рекомендации по проблеме профилактики и здоровьесбережения»...

Коррекция девиантного поведения подростков с интеллектуальными нарушениями

Данная работа посвящена исследованию феномена девиации и исследованию подходов для корректировки отклоняющегося поведения.Девиации — это отклонения от нормы поведения, принятой в данном обществе...