Урок музейной грамоты для детей начальной школы
методическая разработка (1 класс)

Занятие знакомит младших школьников с понятием "музей", с видами музеев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzeynoy_gramoty.docx257 КБ

Предварительный просмотр:

Урок музейной грамоты

Целевые установки:

личностные: развивать  положительное отношение учащихся к изучению родного края, развивать интерес  к родному краю, расширение  словарного запаса.

мотивация учения, нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей);

метапредметные:

- познавательные: уметь добывать информацию из дополнительных источников, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов;

развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох.

- коммуникативные: уметь работать в группе, договариваться друг с другом,  участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

- регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль, оценку, способность к мобилизации сил и энергии; воспитание интереса и любви к своей малой Родине, бережного отношения к ней.

предметные: способствовать формированию знаний учащихся о музее, как о месте погружения в прошлое; воспитывать любовь к своей малой Родине.

Основные термины, понятия: музей, исторический, естественнонаучный, искусствоведческие, литературные, технические.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с терминами, электронная презентация.

Содержание взаимодействия педагога и учащихся.

п/п

Этапы

занятия

Материал ведения занятия

Деятельность

учащихся

УУД на этапах занятия

1

Самооопределение к деятельности.

(слайд 1)

-  Здравствуйте, ребята. Сегодня я пришла вас пригласить в путешествие. Вы готовы?

- Как вы думаете, а далеко ли мы можем отправиться?

- Что нам может помочь перенестись на 100-200 лет назад?

 - Для осуществления своей мечты люди придумали «машину времени». Она есть почти в каждом городе. Мы часто становимся «пассажирами» этой удивительной «машины». Угадайте, что это за «машина» по следующим признакам:

1.        Она похожа на дом, но дом необычный.

2.        В «машине» нужно соблюдать особые правила поведения: вести себя тихо, быть внимательным, осторожным, чтобы не мешать другим и не сбиться с пути.

3.        Двигателем этой «машины» являются редкие вещи, произведения искусства, уникальные создания природы и многое другое.

4.        Управляют ею люди, профессии которых связаны с культурным наследием, с ценностями культуры.

- Кто догадался, что это за «машина»?

Да, это музей.

А знаете ли вы, что такое музей? (Одновременно 4 ученика работают с БСЭ – значение слова «музей»)

БСЭ: Музеи (греч. muséion — место, посвященное музам, храм муз, от músa — муза), научные, научно-просветительные учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию  памятников естественной истории, материальной и духовной культуры — первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества.

- В музее много старинных вещей, хранятся вещи из разных стран, они рассказывают о жизни в прошлом. Отправиться в увлекательное путешествие может тот человек, который понимает безмолвный язык вещей. Само слово «музей» уходит своими корнями в культуру Древней Греции. Выражение MUSEION на русский язык буквально переводится как храм муз.

Выдвигают предположения.

4 ученика ведут поиск информации в БСЭ, остальные работают с учителем.

Познавательные  УУД:

- развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, извлечение необходимой информации.

2

Актуализация знаний.

(слайд 2)

- Р., кто был в музее? Какие предметы видели в музее? (картины, книги,  вазы, стулья, тарелки, чучела животных и т.п.) (Следует всё записывать  на доске)

- Почему вещи попадают в музей?

Причины:

1.        Красота

2.        Память

- о важном событии,

- о великом или ужасном человеке,

- об обычаях, образе жизни

3.        Мастерство (технический прогресс)

4.        Древность.

5.        Диковинка, редкость (раритет).

6.        Реликвия (всеми почитаемая вещь, вещь-символ).

7.        Часть коллекции.

8.        Вещь, воскресшая под рукой реставратора.

Объединим слова в группы:  

Одежда, домашняя утварь, машины, музыкальные инструменты, останки древних животных и растений, технические изобретения, картины, произведения искусства и т.д.

Высказывают свои предположения.

Классифицируют предметы.

Коммуникативные  УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3

Целеполагание.

- Сегодня нам эти предметы многое смогут рассказать о времени, когда нас еще не было, а вы сможете узнать о том, в каких музеях они хранятся.

Комментируют ситуацию  на основе жизненного опыта.

Формулируют  задачи занятия.

Коммуникативные  УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Регулятивные УУД:

- умение ставить  учебную задачу.

4

Сообщение новых знаний.

(слайд 3)

-  Современная научная классификация Музеев различает их по типам и профилям. БСЭ: По профилям Музеи разделяются на исторические, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные, технические.

 Особую группу составляют мемориальные музеи.

 Кроме Музеев указанных основных профилей, существуют и комплексные Музеи. Наибольшее распространение имеет сочетание исторической и естественнонаучной специализаций, определяемое для локальных Музеев как краеведческий профиль (см. Краеведческие музеи).

5

Работа в группах.

(слайд 4)

- Отправьте предметы в нужный музей.

Одежда,

домашняя утварь,

техника,

музыкальные инструменты,

 животные и растения,

технические изобретения,

картины,

книги

исторические,

естественнонаучные,

искусствоведческие,

 литературные,

технические

Работают в группах.

Коммуникативные  УУД:

- умение работать в группах, развитие диалогической речи

Регулятивные УУД:

 -  умение контролировать и оценивать свои действия

Познавательные  УУД:

– развитие познавательного интереса

- развитие навыков исследования

6

Усвоение новых знаний.

(слайды 5-14)

- Посмотрите презентацию и проверьте свою работу (материал в приложении).

Знакомятся с предложенной информацией.

Личностные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации.

Познавательные  УУД:

- развитие умения поиска нужной информации,

-  умение обрабатывать  информацию.

7

Самопроверка.

- Верно ли вы выполнили задание?

Регулятивные УУД:

 -  умение контролировать и оценивать свои действия

Личностные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации

8

Рефлексия.

-Итак, ребята, наше путешествие подошло к концу.

1.Какие бывают музеи? Что в них хранится?

2.В каких музеях вы побывали?

На следующем занятии мы познакомимся с другими типами музеев.

Дети дают ответы, используя изученные термины.

Личностные УУД:

- развитие самооценки

-умение рефлексировать, чувствовать изменения своего эмоционального состояния.

Приложение

Остановка 1. Исторические музеи

Исторические музеи. Коллекции таких музеев документируют историю человечества с древнейших времен до сегодняшнего дня, Самый крупный представитель данной профильной группы в Российской Федерации – Государственный исторический музей (ГИМ, Москва). Исторический музей в Москве, центральный государственный музей. Расположен на Красной площади, напротив Покровского собора. Основан в 1872 году как общественный музей для сбора «памятников знаменательных событий истории Русского государства».

Владимирский исторический музей основан в 1854 году «по заключению» губернского статистического комитета. В начале XX века в центре города Владимира на пожертвования, собранные Владимирской ученой архивной комиссией, было возведено изящное здание в псевдорусском стиле, для размещения в нем Музея истории. Экспозиция была открыта 17 июня 1906 года.

Сейчас, спустя столетие, после реконструкции здания и восстановления первоначальной росписи потолков, здесь развернута новая экспозиция, знакомящая с развитием Владимирского края с древнейших времен до 1917 г.

Здесь можно узнать о жизни первобытного человека на стоянке Сунгирь, о великокняжеском городе Владимире, об Александре Невском, о реформах Петра I и Екатерины II, о промышленности Владимирской губернии. Первоклассные подлинные вещи: знаменитая «сунгирская лошадка», уникальный белокаменный крест - драгоценный памятник древнерусского письма XII в., блюдо, подаренное Николаю II владимирским губернским земством… Подробный макет древнего Владимира. Остроумное и образное художественное решение экспозиции делает зрителя соучастником охоты на мамонта, защитником Золотых ворот и подмастерьем Андрея Рублева…

http://virtvladimir.ru/img/vtown/objects/mid_homes_vladimir_bolshaya_moskovskaya_64_1.jpg?rand=624650700  http://virtvladimir.ru/img/vtown/objects/mid_orgs_o_350_2.jpg?rand=14304138

Остановка 2. Естественнонаучные музеи

Кунсткамера

Находится в Санкт-Петербурге. Основан в 1714 году по указу Петра I с целью собирания и исследования раритетов, созданных природой и руками человека. Сейчас в нем находится более 1000000 экспонатов.

Музей "Мир птиц"

Музей Национального парка "Мещера".
Более 130 видов птиц и коллекция яиц.
Адрес: п. Уршельский, визит-центр НП "Мещера"

http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTa5wrmF5IZjACOsJd6XWpBfpa9_VyAiGXs8xiAOVCEgIGZ7aDSSHvViyA

«Музей природы» в Муроме

SDC15206  SDC15202    SDC15189

Остановка 3. Искусствоведческие музеи

Третьяковская галерея

Находится в Москве. Музей основан купцом Павлом Михайловичем Третьяковым в 1856 году. Он собирал коллекцию с 1856 по 1892 годы и в 1892году передал ее в дар Москве. Экспозиция музея насчитывает 150 тысяч экспонатов. В основном – картины русских художников: Брюллов, Крамской, Куинджи, Врубель, Васнецов и многие другие.

И во Владимире достойная галерея есть! Замечательная коллекция из 300 произведений русского изобразительного искусства XIII-XX вв. составит честь любому столичному музею.

http://virtvladimir.ru/img/vtown/objects/mid_orgs_o_349_2.jpg?rand=88837022

Государственный Эрмитаж

Находится в Санкт-Петербурге. Основан в 1764году императрицей Екатериной II. Эрмитаж – один из крупнейших музеев мира. Экспозиция размещена в 350 залах.

Остановка 4. Технические музеи

Политехнический музей

Находится в Москве. Основан в 1872 году. Крупнейший технический музей России. Экспозиция рассказывает об истории техники и ее творцах, поясняет принцип действия различных технических устройств. В музее 190 тысяч экспонатов по различным направлениям техники и научных знаний. В музее работает техническая библиотека, насчитывающая 3 миллиона книг.

Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов

Находится в Москве. Основан в 1987 году. Семья Ломаковых за 40 лет собрала коллекцию из 120 автомобилей и мотоциклов.

Остановка 5. Литературные музеи

Государственный литературный музей

Находится в Москве. Основан в 1934 году. В фондах музея собраны уникальные книги, рукописи, рисунки писателей, произведения живописи, редкие фотографии. Экспозиция насчитывает 700 тысяч экспонатов.

Государственный музей-заповедник А.С.Пушкина «Михайловское»

Находится в поселке Пушкинские горы (Псковская область). Основан в 1922 году. Посетители музея знакомятся с жизнью и творчеством А.С.Пушкина Михайловского периода, его окружением, бытом русской деревни начала XIX века, дворянской усадебной культурой пушкинского времени.

Школьный мемориальный литературно-этнографический музей "Н.А. Некрасов и Владимирский край"

http://aleshunino-school.jimdo.com/%D1%88%D0%BA%D0%BE% 

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября  1821 г. Поэт неоднократно бывал, жил и работал  в нашем крае. Во время своих поездок он посетил Вязники, Мстеру, Муром, Гороховец, Фоминки.

     Небольшую усадьбу у озера Виша, расположенную недалеко от Мурома, Н. А. Некрасов получил в подарок от отца. Поэт жил в Алешунине в 1853, 1858, 1860 и в 1861 годах. Приезжая в имение, Николай Алексеевич, вернее всего, бывал и в Муроме.

     В июле 1853 года Некрасов пишет письмо И.С. Тургеневу: «Живу я с конца апреля в маленьком именьишке моего отца, которое он передал мне, близ г. Мурома: деревенской жизнью не тягощусь, хотя весенняя охота везде бедна, однако же здесь дичи так много, что не было дня, чтобы я не убил несколько бекасов и дупелей, не говоря уж об утках, которые я уже и бить перестал». В конце письма просьба адресовать письма «в Муром, на мое имя».

     Впечатления от первой поездки в Алешунино нашли отражение в неоконченном романе «Тонкий человек, его приключения и наблюдения». В этом произведении дается описание жителей сел и деревень, природы муромского края и дома, в котором жил поэт. Названия деревень, рек и озер приведены без изменений.

     Дом в деревне не сохранился, от него уцелели лишь остатки фундамента. По описанию Некрасова это двухэтажное полукаменное здание с балконом, окруженное служебными постройками. Оно стояло «на возвышении, которое постепенно сливается с низменностью, предшествующей левому берегу Оки, она видна с балкона, и перед самыми окнами дома чудесное озеро…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование уроков обучения грамоте УМК "Перспективная начальная школа"

Расширенное тематическое планирование в соответствии с ФГОС...

Проверочная работа за 1 полугодие по русскому языку(обучение грамоте) 1 класс ("Начальная школа XXI века")

Цель: проверить уровень прочности усвоения и осознанности материала   учащимися по пройденным темам на конец 1 полугодия....

Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте для УМК "Начальная школа XXI века"

Календарно-тематическое планирование  "Обучение грамоте" ( литературное чтение и  русский язык)  разработано в соответствии с ФГОС по УМК "Начальная школа 21 века"....

Интерактивное пособие к урокам ИЗО и краеведения в начальной школе- Художник Николай Николаевич Жуков и его «Дети»

Интерактивное пособие к урокам ИЗО и краеведения  в начальной школе- Художник Николай Николаевич Жуков и его «Дети»http://metodisty.ru/m/files/view/volokitina_es_hudozhnik_zhukov_-_...

Урок по обучению грамоте по УМК "Начальная школа 21 века"

Урок по обучению грамоте. УМК "Школа 21 века". Тема "Звуки [ф][ф'] буква Фф.Цель методическая: создание благоприятных условий для осознания и осмысления новой учебной инфо...

Дидактические игры на уроках обучения грамоте для учащихся начальной школы

Дидактические игры представляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительн...