Дидактические игры на уроках обучения грамоте для учащихся начальной школы
материал по русскому языку (1 класс)
Дидактические игры представляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Данный материал можно включить в ход уроков: разнообразить его, дать возможность ученикам несколько минут отдохнуть, восстановиться физически и эмоционально.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry.docx | 775.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры на уроках обучения грамоте
для учащихся начальной школы
Задачи игр по обучению грамоте, закрепление навыков чтения непосредственно связаны с программными задачами. В отдельных играх углубляются знания о том, что элементом речи является слово, в других – закрепляется умение составлять из букв слова, в-третьих – отрабатываются навыки чтения слов или предложений.
Игровые элементы позволяют спрятать от детей дидактическую задачу и, таким образом, облегчить трудный для детей процесс приобретения знаний.
Игра «Поставь буквы правильно»
Цель: закрепление знания алфавита; заглавных и строчных букв; обогащение словаря детей.
Ожидаемый результат: учащиеся соотносят заглавные и сточные буквы на наборном полотне.
На наборном полотне выставлены карточки-буквы:
1). Разделите буквы на две группы. Дети должны не только правильно поставить буквы, но и расположить их таким образом, чтобы на верхней строке наборного полотна были заглавные буквы, а на нижней – строчные.
2).Затем необходимо разделить данные буквы на две группы в соответствии с выбранной фишкой (на наборном полотне две фишки – зеленая и синяя).
– Какие гласные буквы пишутся после твердого согласного? (Буквы а, о.)
– Какие гласные буквы пишутся после мягкого согласного? (Буквы я, ё.)
Игра «Живые буквы»
Цель: развитие умения определять последовательность звуков в слове, проводить звукобуквенный анализ.
Ожидаемый результат: учащиеся могут проводить звукобуквенный анализ слов и безошибочно определяют последовательность звуков в словах.
Описание: учитель разбивает класс на две команды «хозяева» и «буквы». Двое учеников получают синюю и зеленую карточки (они «хозяева» домиков), другие дети («буквы») получают карточки с буквами – а, я, о, ё, у, ю.
Учитель начинает игру со слов:
– Была хорошая погода, все гласные вышли погулять.
Дети - «буквы» выходят из-за парт и гуляют по классу.
– Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, начался проливной дождь.
«Буквы» увидели домики и устремились к ним, но «хозяин» мог пустить в них только своих.
Распределитесь, «буквы», каждый в свой домик. (В синий – а, о, у; в зеленый – я, ю, ё.)
Учитель приглашает другую группу детей, раздает им те же карточки.
– Вот опять выглянуло солнышко, буква А постучала в зеленый домик. Учитель обращается к «букве» А.
– Какую букву пригласишь на прогулку? Почему? (Букву Я, так как буквы А и Я обозначают звук [а] после согласных. Букву А пишем после твердых согласных звуков, букву Я – после мягких.)
Аналогичная работа проводится с остальными буквами, после чего учитель приглашает третью группу детей, раздает им те же карточки.
– Буквы стали играть в прятки. Сначала спрятались гласные, которые пишутся после твердого согласного.
Ученики-«буквы» (О, А,У) присели.
– Назовите эти гласные.
– Потом спрятались гласные буквы, которые пишутся после мягкого согласного. Назовите эти гласные. Чем они знамениты?
Игра «Собери лукошко»
Цель: закреплять понятие «гласный звук»; упражнять детей давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам.
Ожидаемый результат: учащиеся определяют, какие гласные пишутся после мягких и твердых согласных.
Описание: на каждой парте разложены корзинки зеленого и синего цвета
Описание: игру учитель начинает со слов:
– Сегодня мы с вами отправимся в волшебный лес, поэтому мы будем собирать не грибы, а буквы. Выберите себе лукошко и соберите в него нужные буквы: соедините буквы с лукошком. После того, как дети соберут, буквы проводят взаимопроверку в паре по шаблону.
Проверка работы: в зеленом лукошке буквы я, ю, ё, е, так как они пишутся после мягких согласных. В синем лукошке – а, о, у, э, так как они пишутся после твердых согласных.
На доске записаны буквы: а, о, у, и, ё, ы, э, я, у, ю.
– Что можете сказать о буквах, записанных на доске? (Это гласные буквы.)
– Распределите гласные буквы на две группы, назовите признак, по которому вы такое распределение произвели. (Гласные буквы можно распределить по обозначению твердости или мягкости согласных звуков, обозначающие один звук, – у, ы, а, о, э, и; и два звука – я, ю, е, ё)
– Е, ё, ю, я – это необычные гласные. Почему? (Они могут обозначать два звука.)
– Когда эти гласные обозначают два звука? (в начале слова и после гласной)
Учитель убирает несколько гласных и выставляет несколько согласных букв.
– Что изменилось?
– На какие две группы теперь разделим слова? (На гласные и согласные.)
Игра « Составляем слова из слогов»
Цель: научить детей составлять слова из слогов.
Ожидаемый результат: учащиеся могут составлять слова из слогов.
Описание: игра начинается со слов учителя:
Буду я сейчас водить
Буду я произносить
Только части слов сначала
Части нужно так составить,
Чтобы слово зазвучало.
Учащимся раздаются карточки, кто из учащихся соберет большее количество слов, получает смайлик.
Игра « Живые слова»
Цель: развитие слухового сосредоточения, закрепление учебного материала через двигательный анализатор.
Ожидаемый результат: учащиеся могут составлять предложения.
Описание:у доски 5 учеников. Каждый из них берет карточку с определенным словом. Задача детей - составить предложение (т.е. встать в нужном порядке)
Например: на ветке сидит маленькая птица. Учащиеся могут менять порядок слов и составить предложение - маленькая птица сидит на ветке.
Игра «Закончи предложение»
Цель: научить детей заканчивать предложения.
Ожидаемый результат: учащиеся умеют заканчивать предложения
Описание: детям предлагается закончить предложения:
Книга лежит на ...(парте, столе, и.т.д.)
Человек находится в ...(классе, магазине и.т.д.)
Мы играли на ...(ковре, диване и.т.д.)
Дети пошли утром ...(в школу, в библиотеку и.т.д.)
Игра «Найди помощника»
Цель: научить определять предлоги в словах.
Ожидаемый результат: учащиеся могут определять предлоги в словах.
Описание: учитель читает предложения с предлогом. Дети при повторном чтении хлопают в том месте, где есть предлог.
Например:
Сергей едет в автобусе.
На ветке сидят снегири.
Над лесом летит самолет .
Ира спряталась в шкаф.
Андрей вышел из класса и.т.д.
Игра: «Вылечи предложение»
Цель: научить детей правильно использовать предлоги в речи.
Ожидаемый результат: учащиеся могут правильно использовать предлоги в речи, находить и исправлять ошибки в тексте.
Описание: читатель предлагает на слух предложения без предлогов. Дети должны произнести его правильно, с нужным предлогом.
Например:
Вариант 1. Вставь предлоги ... гнезде пищат птенцы. Платок лежит ... кармане. Вазу поставили ... стол. Чайник кипит ... плите. Рыба живет ... реке. | Вариант 2. Исправьте ошибки. В стене висит портрет. Суп варят на кастрюле. Молоко налили на чашку Сорока села на дерево. Мальчик стоит в мосту. Дети пошли на лес. Из дерева опадают листья. Ира пришла в магазин. |
Игра «Нужный работник»
Цель: научить определять предлоги в словах.
Ожидаемый результат: учащиеся могут находить предлоги в предложениях.
Описание: учитель читает предложения с предлогом. Дети при повторном чтении хлопают в том месте, где есть предлог.
Например: Лена едет в трамвае. На ветке сидят снегири. Над лесом летит самолет. Ира спряталась в шкаф. Андрей вышел из класса.
Игра «Хор гласных»
Цель: учить произносить слова с ударением и без ударения.
Описание: Учитель называет слова. Дети хором протяжно произносят только гласные звуки без ударения, потом с ударением. Слова подбираются такие, у которых нет различия между звуками и буквами. При выполнении задания звуки буквами не фиксируются.
Мышата гуляли
– [ы] – [а] – [а] – [у] – [а] – [и]
– [ы] – [а'] – [а] – [у] – [а'] – [и]
Игра « Какое слово длиннее»
Цель: развивать навык звукобуквенного анализа, фонематический слух.
Ожидаемый результат: учащиеся определяют, какое слово длиннее и составляют схему слов.
Описание: дети отвечают на вопрос, какое слово длиннее предварительно состав
схему слов.
дом домик
час минута
ручей река
червяк змея
ключ ключик
Игра «Кто лучше слушает»
Цель: развить внимание учащихся
Ожидаемый результат: учащиеся
Описание: учитель дает установку: поднимать руку только тогда, когда услышите звук … К.
Например: мама, Каша, сапог, Крыша, реКа и.т.д.
Игра «Цепочка»
Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
Ожидаемый результат: учащиеся могут определять в словах последний звук и называют слова.
Описание: учитель называет любое слово, а ученик называет другое слово с той буквы, на которую оканчивается слово, названное учителем и т. д.
Например, яблоко, ольха, астра.
Игра «Кто больше»
Цель: обогащение словарного запаса учащихся.
Ожидаемый результат: учащиеся находят слова на заданный звук.
Учитель показывает сюжетную картинку и просит назвать те слова, которые начинаются (в которых есть) определенный звук. За каждое слово ученик получает кружок. Выигрывает тот, кто получил больше всех кружков.
Например: Назовите, как можно больше слов, где есть звук [в].
Игра «Звуковые часы»
Цель: развитие фонематического слуха.
Ожидаемый результат: учащиеся могут находить слова на определенный звук, называть первый и последний звук.
Описание: в этой игре допускается большое количество заданий, которые каждый учитель может составить сам. На макете часов расположены различные предметные картинки, на любую из них можно установить стрелку. Задания могут быть такими:
- найти и назвать слова, в которых есть ... звук;
- выделить и назвать первый и последний звук в слове, указанном стрелкой;
- показать стрелками самое длинное и самое короткое слово;
- подобрать слова, начинающиеся с того же звука, что и название данного предмета и. т.д.
Игра «Какой звук новый появился?»
Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.
Ожидаемый результат: учащиеся могут определять на слух, какой звук появился в словах.
Описание: учитель читает пару слов, учащиеся на слух должны, определить какой звук появился. За каждый правильный ответ учащиеся получают жетоны. Учащийся, набравший большее количество жетонов получает смайлик.
сон-стон каска – краска ролик-кролик
сок-сток салка – скалка тучка – штучка
сук – стук кошка – крошка кот - крот
Игра «Большая буква»
Цель: повторить правила написания имен собственных, названий рек, городов, кличек животных.
Ожидаемый результат: учащиеся знают правила написания имен собственных и безошибочно выполняют задания.
Описание: учитель начинает игру со слов:
-Если названные мною слова надо писать с большой буквы – показываете большой палец вверх, если с маленькой – вниз.
Барсик, котенок, город, Астана, Никита, река, Ануар, собака, Дружок, воробей, урок и.т.д.
Игра «Мягкий знак»
Цель: повторить изученные правила о мягком знаке.
Ожидаемый результат: учащиеся могут дифференцировать на слух слова смягчения и разделения согласных при помощи мягкого знака.
Описание: учитель начинает игру со слов:
-Если в названных словах мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного – вы хлопаете в ладоши, для разделения согласного и гласного – топаете ногами.
Например: царь, льдина, волчьи, варенье, радость, соловьи, тьма, здоровье, лень, соль.
Игры на уроках русского языка
Игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи,
но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность
Игра «Словарные слова»
Цель: активизировать знания детей о словарных словах.
Ожидаемый результат: учащиеся определяют и выписывают словарные слова.
Описание: игра начинается со слов учителя
-Ребята, после прочтения стихотворения вы запишите словарные слова, которые сможете запомнить из текста стихотворения, а также слова, которые сможете расшифровать.
Жил один садовод, он развел огород,
Приготовил старательно грядки.
Он принес чемодан,
Полный разных семян.
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал, на ночь их укрывал
И берег от холодной погоды.
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
- никогда и нигде,
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали! Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках засеяно густо,
ОГОРБУЗЫ росли,
ПОМИДЫНИ росли,
РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА.
Игра «Родственные слова»
Цель: закрепить знания о родственных словах.
Ожидаемый результат: учащиеся могут на слух определять родственные слова.
Описание: учитель начинает игу со слов
-Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топаете ногами. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов будет названо.
Лес – лесник, река – ручей, стена – потолок, кот – котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым, поле – полюшко, гриб – грибной, обед – стол.
Игра «Приставка»
Цель: закрепить полученные знания о приставках.
Ожидаемый результат: учащиеся находят приставку в словах.
Описание: на доске записаны слова:
Делать, сделать, написать, писать, подписать, вез, отвез, вывез, привез, занес, нес, перенес, вынес.
При указании на слова, в которых есть приставка, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставки нет, ученики сидят.
Игра «Суффикс»
Цель: закрепить полученные знания о суффиксах.
Ожидаемый результат: учащиеся находят приставку в словах.
Описание: на доске написаны слова:
Гора – горка
лес – лесок
поле – полюшко
сом – сомище
внук – внучек
город – городок
мяч – мячик
слово – словечко.
При указании на слово, в котором нет суффикса, дети показывают большой палец вверх. Если в слове есть суффикс – показывают палец вниз.
Дополнительное задание: назовите суффиксы из данных слов, которые вы запомнили.
Игра «Однокоренные слова»
Цель: активизировать у учащихся знания об однокоренных словах.
Ожидаемый результат: учащиеся находят и выделяют однокоренные слова, вставляя пропущенные буквы.
Описание: учитель раздает каждому ученику карточку и дает задание
- Кто быстрее всех отметит однокоренные слова, тот получит смайлик.
Игра «Эхо»
Описание: игра проходит в два этапа. Первый этап игра «Эхо», второй этап «Конкурс пародистов»
Цель игры: усвоение классификации согласных. Отработка умения менять тембр голоса.
Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Один ученик громко произносит звонкий согласный. Другой, как эхо, вторит ему потише, называя парный глухой. Если назван звонкий непарный согласный, ведущий указывает на это — ученик выбывает из игры. Побеждают те ученики, которые в паре правильно назвали согласные.
Интегрируя в игру предмет «Музыка», где учащиеся знакомились с понятием тембра голоса, проводится следующее задание:
Второй этап «Конкурс пародистов»
Нескольким ученикам раздаются карточки с заданиями, а остальные учащиеся должны отгадать, какого героя вы пародируете.
Задание: Соотнеси фразы из любимых мультфильмов, подражая тембру голоса героя.
Фраза | Тембр |
Зачем пришел, молодец. | Ласковый, нежный, мурлыкающий |
Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? | Старческий, зловещий, хриплый, низкий |
Корову заведем, молоко пить будем. | Нежный, мелодичный, приятный, благозвучный, серебристый |
Игра «Откуда слово к нам пришло?»
Цель: отработка правописания слов с непроверяемыми орфограммами путем обращения к их этимологии.
Ожидаемый результат: с помощью этимологического словаря находят слова на заданную букву.
Описание: учитель может проводить эту игру в команде или с несколькими учащимися. С помощью этимологического словаря найдите все слова на букву «К» заимствованные из французского, немецкого, турецкого и русского языков.
Сравните их произношение и правописание, например:
французские кабина, кабинет, комод (что значит «удобный»);
немецкие калоша (вариант галоша) от греческого слова calopedia, что значит «деревянный башмак»;
камзол (от латинского сатша — рубаха);
русские канарейка (от названия Канарских островов, образовано с помощью русского суффикса -ейк-), коряга, образовано от слова кора («корень») с помощью суффикса -яг(а).
Побеждают те (команда или ученик), кто нашел больше слов и правильно их написал.
Игра «Найдите слог с нужной гласной».
Цель: отработка словарных слов с безударными гласными.
Ожидаемый результат: учащиеся знают словарные слова и безошибочно выполняют задание.
Описание: учитель дает учащимся карточки - словарные слова, в которых буквы О или А в одинаковых первых слогах находятся в слабой позиции, разрезаются на части, например:
ка-бина,ка-бинет
ка-лендарько-рона
ко-ленкорко-мар
ма-гнолияма-кароны
ма-ндари-нымо-льберт
мо-рковьмо-тоцикл
Задание: кто быстрее и правильнее «соберет» эти слова и выложит их на парте, получает смайлик.
Игра «Орфографическое лото»
Цель: повторить словарные слова.
Ожидаемый результат: учащиеся закрепят навыки правописания проверяемых гласных в словах.
Описание: заготавливаются карточки со словами, в которых пропущены буквы в слабых позициях: о, а, и, е, я. Нужный набор букв раздается участникам игры. Каждое слово имеет свой номер. Учитель вынимает номера и оглашает их. Ученики закрывают буквами пропущенные места. Побеждает тот, кто первый правильно закроет все пропуски.
Примеры карточек: К_пуста, л_пата, в_рона, р_бота, т_традь, с_рока, д_ревня, за_ц.
Игра «Буквы заблудились»
Цель: учить различать на слух и при письме согласные звуки и буквы; развивать внимание, остроумие, находчивость.
Ожидаемый результат: учащиеся различают на слух и при письме согласные звуки и буквы.
Описание: перед тем как учитель начнет читать стихотворение, он просит детей внимательно слушать все слова и там, где прозвучит ошибка, хором произнести правильное слов
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!».
На виду у детворы
Крысу красят маляры.
Куклу выбросив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползет зеленый лук
С длинными усами!
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом.
Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей.
Это задание можно усложнить, раздать стихотворение ученикам и дать задание:
— Выпиши слова, в которых буквы заблудились. Рядом напиши нужное слово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры на уроках обучения грамоте
Материал содержит подборку игр, которые можно использовать начиная с первых уроков обучения грамоте...
Дидактические игры на уроках обучения грамоте.
Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, самостоятельности, инициативы. С другой – решают дидактическую задачу: изуче...
Дидактические игры на уроках обучения грамоте
В работе описаны дидактические игры, которые можно использовать на уроках обучения грамоте....
Дидактическая игра на уроках обучения грамоте и русского языка.
Дидактическая игра как средство развития интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста....
Дидактические игры на уроках обучения грамоте
Дидактические игры на уроках обучения грамоте в первом классе...
Дидактические игры на уроках обучения грамоте и русского языка
Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте (Л.С. Выгодский), поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это ...
Дидактические игры на уроках обучения грамоте
ИГРЫ на уроках обучения грамоте...