Дидактические игры на уроках обучения грамоте для учащихся начальной школы
материал по русскому языку (1 класс)

Солодухина Лилия Юрьевна

Дидактические игры представляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Данный материал можно  включить в ход уроков: разнообразить его, дать возможность ученикам несколько минут отдохнуть, восстановиться физически и эмоционально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx775.83 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры на уроках обучения грамоте

для учащихся начальной школы

Задачи игр по обучению грамоте, закрепление навыков чтения непосредственно связаны с программными задачами. В отдельных играх углубляются знания о том, что элементом речи является слово, в других – закрепляется умение составлять из букв слова, в-третьих – отрабатываются навыки чтения слов или предложений.

         Игровые элементы позволяют спрятать от детей дидактическую задачу и, таким образом, облегчить трудный для детей процесс приобретения знаний.

Игра «Поставь буквы правильно»

Цель: закрепление знания алфавита; заглавных и строчных букв; обогащение словаря детей.

Ожидаемый результат: учащиеся соотносят заглавные и сточные буквы на наборном полотне.https://urok.1sept.ru/articles/563113/img1.gif

На наборном полотне выставлены карточки-буквы:

1). Разделите  буквы на две группы. Дети должны не только правильно поставить буквы, но и расположить их таким образом, чтобы на верхней строке наборного полотна были заглавные буквы, а на нижней – строчные.

2).Затем необходимо разделить данные буквы на две группы в соответствии с выбранной фишкой (на наборном полотне две фишки – зеленая и синяя).

– Какие гласные буквы пишутся после твердого согласного? (Буквы а, о.)

– Какие гласные буквы пишутся после мягкого согласного? (Буквы я, ё.)

Игра «Живые буквы»

Цель: развитие умения определять последовательность звуков в слове, проводить звукобуквенный анализ.

Ожидаемый результат: учащиеся могут проводить звукобуквенный анализ слов и безошибочно определяют последовательность звуков в словах.

Описание: учитель разбивает класс на две команды «хозяева» и «буквы».  Двое учеников получают синюю и зеленую карточки (они «хозяева» домиков), другие дети («буквы») получают карточки с буквами – а, я, о, ё, у, ю.

Учитель начинает игру со слов:

– Была хорошая погода, все гласные вышли погулять.

Дети - «буквы» выходят из-за парт и гуляют по классу.

– Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, начался проливной дождь.

«Буквы» увидели домики и устремились к ним, но «хозяин» мог пустить в них только своих.

Распределитесь, «буквы», каждый в свой домик. (В синий – а, о, у; в зеленый – я, ю, ё.)

Учитель приглашает другую группу детей, раздает им те же карточки.

– Вот опять выглянуло солнышко, буква А постучала в зеленый домик.    Учитель обращается к «букве» А.

– Какую букву пригласишь на прогулку? Почему? (Букву Я, так как буквы А и Я обозначают звук [а] после согласных. Букву А пишем после твердых согласных звуков, букву Я – после мягких.)

Аналогичная работа проводится с остальными буквами, после чего учитель приглашает третью группу детей, раздает им те же карточки.

– Буквы стали играть в прятки. Сначала спрятались гласные, которые пишутся после твердого согласного.

Ученики-«буквы» (О, А,У) присели.

– Назовите эти гласные.

– Потом спрятались гласные буквы, которые пишутся после мягкого согласного. Назовите эти гласные. Чем они знамениты?

C:\Users\user\Desktop\1223469_21.jpeg 

  

Игра «Собери лукошко»

Цель: закреплять понятие «гласный звук»; упражнять детей давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам.

Ожидаемый результат: учащиеся определяют, какие гласные пишутся после мягких и твердых согласных.

Описание: на каждой парте разложены корзинки зеленого и синего цветаhttps://avatars.mds.yandex.net/get-altay/859900/2a0000016008614f818301d5a10dcf4183bd/XXL

https://avatars.mds.yandex.net/get-altay/859900/2a0000016008614f818301d5a10dcf4183bd/XXL

Описание: игру учитель начинает со слов:https://open-lesson.net/uploads/files/2014-12/2._10.png

– Сегодня мы с вами отправимся в волшебный лес, поэтому мы будем собирать не грибы, а буквы. Выберите себе лукошко и соберите в него нужные буквы: соедините буквы с лукошком. После того, как дети соберут, буквы проводят взаимопроверку в паре по шаблону.

Проверка работы: в зеленом лукошке буквы я, ю, ё, е, так как они пишутся после мягких согласных. В синем лукошке – а, о, у, э, так как они пишутся после твердых согласных.                            

На доске записаны буквы: а, о, у, и, ё, ы, э, я, у, ю.

– Что можете сказать о буквах, записанных на доске? (Это гласные буквы.)

– Распределите гласные буквы на две группы, назовите признак, по которому вы такое распределение произвели.  (Гласные буквы можно распределить по обозначению твердости или мягкости согласных звуков,  обозначающие один звук, – у, ы, а, о, э, и; и два звука – я, ю, е, ё)

– Е, ё, ю, я – это необычные гласные. Почему? (Они могут обозначать два звука.)

– Когда эти гласные обозначают два звука? (в начале слова и после гласной)

Учитель убирает несколько гласных и выставляет несколько согласных букв.

– Что изменилось?

– На какие две группы теперь разделим слова? (На гласные и согласные.)

Игра « Составляем слова из слогов»

Цель: научить детей составлять слова из слогов.

Ожидаемый результат: учащиеся могут составлять слова из слогов.

Описание: игра начинается со слов учителя:

Буду я сейчас водить

Буду я произносить

Только части слов сначала

Части нужно так составить,

Чтобы слово зазвучало.

Учащимся раздаются карточки, кто из учащихся соберет большее количество слов, получает смайлик.

C:\Users\123\Desktop\Дид.материал\slide_8.jpgC:\Users\123\Desktop\Дид.материал\slide_15.jpg

Игра « Живые слова»

Цель: развитие слухового сосредоточения, закрепление учебного материала через двигательный анализатор.

Ожидаемый результат: учащиеся могут составлять предложения.

Описание:у доски 5 учеников. Каждый из них берет карточку с определенным словом. Задача детей - составить предложение (т.е. встать в нужном порядке)

Например: на ветке сидит маленькая птица. Учащиеся могут менять порядок слов и составить предложение - маленькая птица сидит на ветке.

Игра «Закончи предложение»

Цель: научить детей заканчивать предложения.

Ожидаемый результат: учащиеся умеют заканчивать предложения

Описание: детям предлагается закончить предложения:

Книга лежит на ...(парте, столе, и.т.д.)

Человек находится в ...(классе, магазине и.т.д.)

Мы играли на ...(ковре, диване и.т.д.)

Дети пошли утром ...(в школу, в библиотеку и.т.д.)

Игра «Найди помощника»

Цель: научить определять предлоги в словах.

Ожидаемый результат: учащиеся могут определять предлоги в словах.

Описание: учитель читает предложения с предлогом. Дети при повторном чтении хлопают в том месте, где есть предлог.

Например:

Сергей едет в автобусе.

На ветке сидят снегири.

Над лесом летит самолет .

Ира спряталась в шкаф.

Андрей вышел из класса и.т.д.

Игра: «Вылечи предложение»

Цель: научить детей правильно использовать предлоги в речи.

Ожидаемый результат: учащиеся могут правильно использовать предлоги в речи, находить и исправлять ошибки в тексте.

Описание: читатель предлагает на слух предложения без предлогов. Дети должны произнести его правильно, с нужным предлогом.

Например:

Вариант 1. Вставь предлоги

... гнезде пищат птенцы.

Платок лежит ... кармане.

Вазу поставили ... стол.        

Чайник кипит ... плите.

Рыба живет ... реке.

Вариант 2. Исправьте ошибки.

В стене висит портрет. Суп варят на кастрюле. Молоко налили на чашку Сорока села на дерево. Мальчик стоит в мосту. Дети пошли на лес. Из дерева опадают листья. Ира пришла в магазин.

Игра «Нужный работник»

Цель: научить определять предлоги в словах.

Ожидаемый результат: учащиеся могут находить предлоги в предложениях.

Описание: учитель читает предложения с предлогом. Дети при повторном чтении хлопают в том месте, где есть предлог.

Например: Лена едет в трамвае. На ветке сидят снегири. Над лесом летит самолет. Ира спряталась в шкаф. Андрей вышел из класса.

Игра «Хор гласных»

Цель: учить произносить слова с ударением и без ударения.

Описание: Учитель называет слова. Дети хором протяжно произносят только гласные звуки без ударения, потом с ударением. Слова подбираются такие, у которых нет различия между звуками и буквами. При выполнении задания звуки буквами не фиксируются.

Мышата гуляли

– [ы] – [а] – [а] – [у] – [а] – [и]

– [ы] – [а'] – [а] – [у] – [а'] – [и]

C:\Users\123\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\razvitie-fonematicheskih-processov-1.jpg

Игра « Какое слово длиннее»

Цель: развивать навык звукобуквенного анализа, фонематический слух.

Ожидаемый результат: учащиеся определяют, какое слово длиннее и составляют схему слов.

Описание: дети отвечают на вопрос, какое слово длиннее предварительно состав

схему слов.

дом                       домик

час                   минута

ручей               река

червяк             змея

ключ                ключик

Игра «Кто лучше слушает»

Цель: развить внимание учащихся

Ожидаемый результат: учащиеся

Описание: учитель дает установку: поднимать руку только тогда, когда услышите звук … К.  

Например: мама, Каша, сапог, Крыша, реКа и.т.д.

Игра «Цепочка»

Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Ожидаемый результат: учащиеся могут определять в словах последний звук и называют слова.

Описание: учитель называет любое слово, а ученик называет другое слово с той буквы, на которую оканчивается слово, названное учителем и т. д.

Например, яблоко, ольха, астра.

Игра «Кто больше»

Цель: обогащение словарного запаса учащихся.

Ожидаемый результат: учащиеся находят слова на заданный звук.

Учитель показывает сюжетную картинку и просит назвать те слова, которые начинаются (в которых есть) определенный звук. За каждое слово ученик получает кружок. Выигрывает тот, кто получил больше  всех кружков.

Например:  Назовите, как можно больше слов, где есть звук [в].

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3769427/pub_5f216ca61ae12e51e8909627_5f2c052a4d80b12339d8c689/scale_1200

Игра «Звуковые часы»

Цель: развитие фонематического слуха.

Ожидаемый результат: учащиеся могут находить слова на определенный звук, называть первый и последний звук.

Описание: в этой игре допускается большое количество заданий, которые каждый учитель может составить сам. На макете часов расположены различные предметные картинки, на любую из них можно установить стрелку. Задания могут быть такими:

-    найти и назвать слова, в которых есть ... звук;

-    выделить и назвать первый и последний звук в слове, указанном стрелкой;

-   показать стрелками самое длинное и самое короткое слово;

-   подобрать слова, начинающиеся с того же звука, что и название данного предмета и. т.д.C:\Users\123\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\detsad-387189-1484545473.jpg

Игра «Какой звук новый появился?»

Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Ожидаемый результат: учащиеся могут определять на слух, какой звук появился в словах.

Описание: учитель читает пару слов, учащиеся на слух должны, определить какой звук появился. За каждый правильный ответ учащиеся получают жетоны. Учащийся, набравший большее количество жетонов получает смайлик.

сон-стон               каска – краска                ролик-кролик

сок-сток               салка – скалка                тучка – штучка

сук – стук            кошка – крошка              кот - крот

Игра «Большая буква»

Цель: повторить правила написания имен собственных, названий рек, городов, кличек животных.

Ожидаемый результат: учащиеся знают правила написания имен собственных и безошибочно выполняют задания.

Описание: учитель начинает игру со слов:

-Если названные мною слова надо писать с большой буквы – показываете большой палец вверх, если с маленькой – вниз.

Барсик, котенок, город, Астана, Никита, река, Ануар, собака, Дружок, воробей, урок и.т.д.

Игра «Мягкий знак»

Цель: повторить изученные правила о мягком знаке.

Ожидаемый результат: учащиеся могут дифференцировать на слух слова смягчения  и разделения согласных при помощи мягкого знака.

Описание: учитель начинает игру со слов:

-Если в названных словах мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного – вы хлопаете в ладоши, для разделения согласного и гласного – топаете ногами.

Например: царь, льдина, волчьи, варенье, радость, соловьи, тьма, здоровье, лень, соль.

Игры на уроках русского языка

Игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи,

но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность

Игра «Словарные слова»

Цель: активизировать знания детей о словарных словах.

Ожидаемый результат: учащиеся определяют и выписывают словарные слова.

Описание: игра начинается со слов учителя

-Ребята, после прочтения стихотворения вы запишите словарные слова, которые сможете запомнить из текста стихотворения, а также слова, которые сможете расшифровать.

Жил один садовод, он развел огород,

Приготовил старательно грядки.        

Он принес чемодан,

Полный разных семян.

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена  

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал, на ночь их укрывал

И берег от холодной погоды.

Но когда садовод

Нас позвал  в огород,

Мы взглянули и все закричали:

- никогда и нигде,

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали! Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках засеяно густо,

ОГОРБУЗЫ росли,

ПОМИДЫНИ росли,

РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА.

Игра «Родственные слова»

Цель: закрепить знания о родственных словах.

Ожидаемый результат: учащиеся могут на слух определять родственные слова.

Описание: учитель начинает игу со слов

-Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топаете ногами. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов будет названо.

Лес – лесник, река – ручей, стена – потолок, кот – котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым, поле – полюшко, гриб – грибной, обед – стол.

Игра «Приставка»

Цель: закрепить полученные знания о приставках.

Ожидаемый результат: учащиеся находят приставку в словах.

Описание: на доске записаны слова:

Делать, сделать, написать, писать, подписать, вез, отвез, вывез, привез, занес, нес, перенес, вынес.

При указании на слова, в которых есть приставка, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставки нет, ученики сидят.

Игра «Суффикс»

Цель: закрепить полученные знания о суффиксах.

Ожидаемый результат: учащиеся находят приставку в словах.

Описание: на доске написаны слова:

Гора – горка

лес – лесок

поле – полюшко

сом – сомище

внук – внучек

город – городок

мяч – мячик

слово – словечко.

При указании на слово, в котором нет суффикса, дети показывают большой палец вверх. Если в слове есть суффикс – показывают палец вниз.

Дополнительное задание: назовите суффиксы из данных слов, которые вы запомнили.

Игра «Однокоренные слова»

Цель: активизировать у учащихся знания об однокоренных словах.

Ожидаемый результат: учащиеся находят и выделяют однокоренные слова, вставляя пропущенные буквы.

Описание: учитель раздает каждому ученику карточку и дает задание

- Кто быстрее всех отметит однокоренные слова, тот получит смайлик.

https://2.bp.blogspot.com/-QAuNzOR8QDM/Ul0x5g09uDI/AAAAAAAAG7U/AHr3vorGkiQ/s1600/172_1-10-.jpg

Игра «Эхо»

Описание: игра проходит в два этапа. Первый этап  игра «Эхо», второй этап «Конкурс пародистов»

Цель игры: усвоение классификации согласных. Отработка умения менять тембр голоса.

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Один ученик громко произносит звонкий согласный. Другой, как эхо, вторит ему потише, называя парный глухой. Если назван звонкий непарный согласный, ведущий указывает на это — ученик выбывает из игры. Побеждают те ученики, которые в паре правильно назвали согласные.

Интегрируя в игру предмет «Музыка», где учащиеся знакомились с понятием тембра голоса, проводится следующее задание:

Второй этап «Конкурс пародистов»

Нескольким ученикам раздаются карточки с заданиями, а остальные учащиеся должны отгадать, какого героя вы пародируете.

Задание: Соотнеси фразы из любимых мультфильмов, подражая тембру голоса героя.

Фраза

Тембр

Зачем пришел, молодец.

Ласковый, нежный, мурлыкающий

Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный?

Старческий, зловещий, хриплый, низкий

Корову заведем, молоко пить будем.

Нежный, мелодичный, приятный, благозвучный, серебристый

Игра «Откуда слово к нам пришло?»

Цель: отработка правописания слов с непроверяемыми орфограммами путем обращения к их этимологии.

Ожидаемый результат: с помощью этимологического словаря  находят слова на заданную букву.

Описание: учитель может проводить эту игру в команде или с несколькими учащимися. С помощью этимологического словаря  найдите все слова на букву «К» заимствованные из французского, немецкого, турецкого и русского языков.

Сравните их произношение и правописание, например:

французские кабина, кабинет, комод (что значит «удобный»);

немецкие калоша (вариант галоша) от греческого слова calopedia, что значит «деревянный башмак»;

камзол (от латинского сатша — рубаха);

русские канарейка (от названия Канарских островов, образовано с помощью русского суффикса -ейк-), коряга, образовано от слова кора («корень») с помощью суффикса -яг(а).

Побеждают те (команда или ученик), кто нашел больше слов и правильно их написал.

Игра «Найдите слог с нужной гласной».

Цель: отработка словарных слов с безударными гласными.

Ожидаемый результат: учащиеся знают словарные слова и безошибочно выполняют задание.

Описание: учитель дает учащимся карточки - словарные слова, в которых буквы О или А в одинаковых первых слогах находятся в слабой позиции, разрезаются на части, например:

ка-бина,ка-бинет

ка-лендарько-рона

ко-ленкорко-мар

ма-гнолияма-кароны

ма-ндари-нымо-льберт

мо-рковьмо-тоцикл

Задание: кто быстрее и правильнее «соберет» эти слова и выложит их на парте, получает смайлик.

Игра «Орфографическое лото»

Цель: повторить словарные слова.

Ожидаемый результат: учащиеся закрепят навыки правописания проверяемых гласных в словах.

Описание: заготавливаются карточки со словами, в которых пропущены буквы в слабых позициях: о, а, и, е, я. Нужный набор букв раздается участникам игры. Каждое слово имеет свой номер. Учитель вынимает номера и оглашает их. Ученики закрывают буквами пропущенные места. Побеждает тот, кто первый правильно закроет все пропуски.

Примеры карточек: К_пуста, л_пата, в_рона, р_бота, т_традь, с_рока, д_ревня, за_ц.

Игра «Буквы заблудились»

Цель: учить различать на слух и при письме согласные звуки и буквы; развивать внимание, остроумие, находчивость.

Ожидаемый результат: учащиеся различают на слух и при письме согласные звуки и буквы.

Описание: перед тем как учитель начнет читать стихотворение, он просит детей внимательно слушать все слова и там, где прозвучит ошибка, хором произнести правильное слов

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Но едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться.

Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной!».

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

Куклу выбросив из рук,

Маша мчится к маме:

- Там ползет зеленый лук

С длинными усами!

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей.

Это задание  можно усложнить, раздать стихотворение ученикам и дать задание:

— Выпиши слова, в которых буквы заблудились. Рядом напиши нужное слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на уроках обучения грамоте

Материал содержит подборку игр, которые можно использовать начиная с первых уроков обучения грамоте...

Дидактические игры на уроках обучения грамоте.

Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, самостоятельности, инициативы. С другой – решают дидактическую задачу: изуче...

Дидактические игры на уроках обучения грамоте

В работе описаны дидактические игры, которые можно использовать на уроках обучения грамоте....

Дидактическая игра на уроках обучения грамоте и русского языка.

Дидактическая игра как средство развития интеллектуальных  способностей детей младшего школьного возраста....

Дидактические игры на уроках обучения грамоте

Дидактические игры на уроках обучения грамоте в первом классе...

Дидактические игры на уроках обучения грамоте и русского языка

Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте (Л.С. Выгодский), поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это ...

Дидактические игры на уроках обучения грамоте

ИГРЫ   на уроках обучения грамоте...