Преемственность в воспитании при переходе из начальной школы в среднее звено.
статья (4 класс)
В материале говорится о трудностях перехода из начальной школы в среднее звено и о пути решешия этой проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_v_vospitanii_pri_perehode_iz_nachalnoy_shkoly_v_srednee_zveno.docx | 17.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Терехова Елена Александровна
учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия №1
Октябрьского района
г. Саратова»
Преемственность в воспитании при переходе из начальной школы в среднее звено.
"Скажи мне, и я забуду!
Покажи мне, и я запомню!
Дай мне действовать самому, и я пойму! "
«Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования”.
Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования и воспитания с учетом сохранения самоценности каждого возрастного периода развития учащегося; сформированности умения учиться как фундаментального новообразования; направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося.
Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям с взрослыми, со сверстниками, с учителями. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.
Переходя из четвёртого класса в пятый, ученик попадает в новый мир. В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники.
И одной из наиболее часто встречающихся проблем является адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом. На этом этапе очень важна работа классного руководителя. Он является связующим звеном между ребёнком и большим количеством предметников, между родителями и учителями, и даже, между детьми и их родителями. Он тот, кто должен увидеть трудности и помочь ученику и его родителям в сложной ситуации. Чтобы полноценно выполнять эту функцию классному руководителю необходимо за короткое время хорошо узнать коллектив детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. На этом этапе возникают определённые трудности.
Причины возникновения трудностей работы с новым коллективом:
Неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы,
о классном коллективе и коллективе родителей очень часто являются причиной возникновения проблем.
Классному руководителю в 5-ом классе трудно работать с новыми детьми и родителями. Но в отличие от учителей начальной школы, которые начинают свою работу с учениками и родителями «с нуля», они могут опереться в своей работе на опыт учителя начальных классов.
Пути решения:
Посещение будущим классным руководителем уроков, родительских собраний, внеклассных мероприятий.
Передача материалов диагностик учащихся, характеристики классного коллектива, а так же индивидуальных характеристик учеников классному руководителю будущего 5 класса.
Готовясь к данному выступлению, мне пришлось просмотреть ряд статей по данной проблеме. В одной из них я увидела фразу: «Классным руководителям первые полгода большую часть времени следует уделить именно учебному процессу, а к целенаправленному формированию детского коллектива переходить позже, когда решены основные учебные проблемы».
Во-первых, преемственность – это последовательная и непрерывная связь между ступенями образования.
Во-вторых, о каком формировании классного коллектива идёт речь, если учитель начальных классов за 4 года успешно справился с этой задачей. Классный руководитель в 5 классе берёт сформированный классный коллектив со своими особенностями и традициями. У каждого классного руководителя начальной школы есть приоритетное направление в воспитательной работе: патриотическое, эстетическое, социальное проектирование и т.д., которое он реализует в течение 4 –х лет. Было бы целесообразно, если бы хотя бы на первом этапе работы с коллективом учащихся новый классный руководитель продолжил работу, начатую в начальной школе.
Существует ещё одна трудность, с которой сталкиваются учащиеся при переходе в среднее звено. В 4 –ом классе они являются выпускниками начальной школы, т.е. самыми старшими, самыми умными, самыми самостоятельными. Но, перейдя в 5-ый класс, они превращаются в самых маленьких и ничего не умеющих. У каждого классного руководителя в начальной школе уже сформирован классный коллектив, есть индивидуальная структура органов классного самоуправления, но нет единой организации как в среднем звене.
Возможно, создание детской организации в начальной школе способствовало развитию большей самостоятельности, а так же сделало бы переход из начального звена в среднее менее болезненным для выпускников начальной школы. Это была бы не воспитательная работа, начавшаяся заново в среднем звене, а продолжение начатой работы уже на более высоком уровне, что позволило повысить самооценку пятиклассников, продолжить развитие их самостоятельности, активизировать их жизненную позицию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация преемственности при переходе из начальной школы в среднее звено. Методическая разработка.
Методическая разработка посвящается проблеме адаптации учащихся начальной школы к средней школе. Раскрывает проблемы преемственности и возможные пути их решения, вопросы организации преемственности в ...
Психологическое сопровождение учащихся 4-х классов в период перехода из начальной школы в среднее звено старшей школы.
Анализируя результаты адаптации учащихся 5 классов к обучению в СШ, исследуя научно-методическую литературу, а также опыт своей работы по психологическому сопровождению учащихс...
Программа тренинговых занятий "Профилактика дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено"
Данная программа направлена на предупреждение дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено....
Преемственность при переходе из начальной школы в среднее звено
Преемственность при переходе из начальной школы в среднее звеноПоступление в пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника, так как в этот период осуществляетс...
Трудности перехода из начальной школы в среднее звено
Переход из начальной школы в среднее звено – одна из наиболее сложных педагогических проблем.Какие же трудности возникают у школьников при переходе в 5 класс?Смена социальной обстано...
Статья "Проблемы перехода из начальной школы в среднее звено"
Переход из начальной в среднее звено школы традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – од...
Преемственность в обучении английскому языку при переходе из начальной школы в среднее звено, УМК «Форвард» под редакцией М.В. Вербицкой
В настоящее время учреждения образования используют коммуникативный метод обучения иностранным языкам, и главной задачей учителя стало обучение общению на иностранном языке. Научить ребёнка свободно в...