Преемственность в воспитании при переходе из начальной школы в среднее звено.
статья (4 класс)

В материале говорится о  трудностях перехода из начальной школы в среднее звено и о пути решешия этой проблемы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Терехова Елена Александровна

учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия №1

Октябрьского района

г. Саратова»

Преемственность в воспитании при переходе из начальной школы в среднее звено.

"Скажи мне, и я забуду!

Покажи мне, и я запомню!

 Дай мне действовать самому, и я пойму! "

      «Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования”.

       Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования и воспитания с учетом сохранения самоценности каждого возрастного периода развития учащегося; сформированности умения учиться как фундаментального новообразования; направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося. 

      Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям с взрослыми, со сверстниками, с учителями. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

       Переходя из четвёртого класса в пятый, ученик попадает в новый мир. В  средней  школе  коренным  образом  меняются  условия  обучения:  дети переходят  от  одного  основного  учителя  к  системе  классный  руководитель  – учителя-предметники. 

 И одной из наиболее часто встречающихся проблем является  адаптация  к  новым  учителям,  что  сопровождается  часто  конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом. На этом этапе очень важна работа классного руководителя. Он является связующим звеном между ребёнком и большим количеством предметников, между родителями и учителями, и даже, между детьми и их родителями. Он тот, кто должен увидеть трудности и помочь ученику и его родителям в сложной ситуации. Чтобы полноценно выполнять эту функцию классному руководителю необходимо  за короткое время хорошо узнать коллектив детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. На этом этапе возникают определённые трудности.

Причины возникновения трудностей работы с новым коллективом:

       Неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы,

 о классном коллективе и коллективе родителей очень часто являются причиной возникновения проблем.

Классному руководителю в 5-ом  классе трудно работать  с новыми детьми и родителями. Но в отличие от учителей начальной школы, которые начинают свою работу с учениками и родителями «с нуля», они могут опереться в своей работе на опыт учителя начальных классов.

Пути решения:

        Посещение будущим классным руководителем уроков, родительских собраний, внеклассных мероприятий.

        Передача материалов диагностик учащихся, характеристики классного коллектива, а так же  индивидуальных характеристик учеников  классному руководителю будущего 5 класса.

        Готовясь к данному выступлению, мне пришлось просмотреть ряд статей по данной проблеме. В одной из них я увидела фразу: «Классным  руководителям  первые полгода большую часть времени следует уделить именно учебному процессу,  а  к  целенаправленному  формированию  детского  коллектива  переходить позже, когда решены основные учебные проблемы».

         Во-первых, преемственность – это последовательная и непрерывная связь между ступенями образования.

         Во-вторых, о каком формировании классного коллектива идёт речь, если учитель начальных классов за 4 года успешно справился с этой задачей. Классный руководитель в  5 классе берёт сформированный классный коллектив со своими особенностями и  традициями. У каждого классного руководителя начальной школы есть приоритетное направление в воспитательной работе: патриотическое, эстетическое, социальное проектирование и т.д., которое он реализует в течение 4 –х лет. Было бы целесообразно, если бы хотя бы на первом этапе работы с коллективом учащихся новый классный руководитель продолжил работу, начатую в начальной школе.

        Существует ещё одна трудность, с которой сталкиваются учащиеся при переходе в среднее звено. В 4 –ом классе они являются выпускниками начальной школы, т.е. самыми старшими, самыми умными, самыми самостоятельными. Но, перейдя в 5-ый класс, они превращаются  в самых маленьких и ничего не умеющих. У каждого классного руководителя в начальной школе уже сформирован классный коллектив, есть индивидуальная структура органов классного самоуправления, но нет единой организации как в среднем звене.

          Возможно,  создание детской организации в начальной школе способствовало развитию большей самостоятельности, а так же  сделало бы переход из начального звена в среднее менее болезненным для выпускников начальной школы. Это была бы не воспитательная работа, начавшаяся заново в среднем звене, а продолжение начатой работы уже на более высоком уровне, что позволило повысить самооценку пятиклассников, продолжить развитие их самостоятельности, активизировать их жизненную позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация преемственности при переходе из начальной школы в среднее звено. Методическая разработка.

Методическая разработка посвящается проблеме адаптации учащихся начальной школы к средней школе. Раскрывает проблемы преемственности и возможные пути их решения, вопросы организации преемственности в ...

Психологическое сопровождение учащихся 4-х классов в период перехода из начальной школы в среднее звено старшей школы.

Анализируя  результаты адаптации  учащихся 5 классов к обучению в СШ, исследуя научно-методическую литературу, а также опыт своей работы по психологическому  сопровождению учащихс...

Программа тренинговых занятий "Профилактика дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено"

Данная программа направлена на предупреждение дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено....

Преемственность при переходе из начальной школы в среднее звено

Преемственность при переходе из начальной школы в среднее звеноПоступление  в  пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника, так как в этот период осуществляетс...

Трудности перехода из начальной школы в среднее звено

Переход из начальной школы в среднее звено – одна из наиболее  сложных  педагогических проблем.Какие же трудности возникают у школьников при переходе в 5 класс?Смена социальной обстано...

Статья "Проблемы перехода из начальной школы в среднее звено"

        Переход из начальной в среднее звено школы традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – од...

Преемственность в обучении английскому языку при переходе из начальной школы в среднее звено, УМК «Форвард» под редакцией М.В. Вербицкой

В настоящее время учреждения образования используют коммуникативный метод обучения иностранным языкам, и главной задачей учителя стало обучение общению на иностранном языке. Научить ребёнка свободно в...