Программа тренинговых занятий "Профилактика дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено"
рабочая программа (4 класс) на тему
Данная программа направлена на предупреждение дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_4_klass.doc | 157.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОАНАЛИЗА
Программа тренинговых занятий
"Профилактика дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено"
Пояснительная записка
Данная программа направлена на предупреждение дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено.
Переход из начальной школы в основную, по праву считается одной из наиболее сложных проблем, а адаптация в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного образования. У пятиклассников изменяется социальное окружение (состав учителей, иногда – класса) и система деятельности (новая учебная ситуация).
В этот период происходит:
∙ снижение показателей обученности;
∙ снижение интереса к учебе;
∙ напряженные отношения между собой;
∙ повышенная тревожность;
∙ непредсказуемые реакции;
∙ отстранение от взрослых.
Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации, так или иначе, идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс более интенсивным.
Выпускнику начальной школы для успешной адаптации необходимо уметь устанавливать адекватные ролевые (соответствующие роли ученика) межличностные (соответствующие его личным потребностям) отношения с педагогами. Очень важно научить ребенка чувствовать и проявлять уважение к учителю (хотя бы как к взрослому человеку).
Пятикласснику необходимо уметь взаимодействовать с другими людьми. Владеть навыками общения.
Актуальность.
Успешность адаптации школьников к обучению в среднем звене во многом связана с развитием качеств, которые начинают формироваться в младшем школьном возрасте: самостоятельности, инициативности, умения рассчитывать на свои силы.
Анализируя проблемы адаптации пятиклассников, я пришли к выводу, что необходимо начинать профилактическую работу с детьми ещё в начальной школе (в 4 классе).
Диагностика учащихся четвёртого класса помогла выявить детей, имеющих повышенный уровень школьной тревожности. Эти дети, перейдя в 5 класс, могут оказаться “в группе риска” (дезадаптированы). Из их числа была сформирована тренинговая группа.
Цель.
Формирование навыков адекватного общения со сверстниками в окружающем социуме.
Задачи:
1. формировать чувства психологической защищённости;
2. развивать конструктивные способы взаимодействия в детском коллективе;
3. закреплять навыки бесконфликтного общения в детском коллективе;
4. мотивировать учащихся на спокойное “вхождение” в среднее звено.
Имеющиеся программы занятий по адаптации учащихся в среднем звене направлены на работу с учащимися 5-го класса. По этому возникла необходимость в разработке программы занятий по профилактике дезатаптации с учащимися 4 класса.
Данная программа предназначена для учащихся 4 класса, имеющих повышенный уровень школьной тревожности и трудности в общении со сверстниками. Для данных детей переход из начальной школы в среднее звено, является травмирующей ситуацией. Дети с эмоциональными, поведенческими нарушениями и с нарушениями в познавательной сфере оказываются наиболее уязвимы и беззащитны перед трудностями. Им требуется помощь, чтобы преодолевать возникающие преграды.
Наполняемость группы.
Учащиеся 4 класса имеющие повышенный уровень школьной тревожности и учащиеся, у которых есть трудности в общении со сверстниками, в количестве 5 человек. Учащиеся 5 класса имеющие трудности в адаптации, в количестве 3 человек. Учащиеся 5 класса легко адаптировавшиеся к новым условиям обучения в среднем звене, в количестве 2 человек. Общее количество детей в группе 10 человек.
Режим занятий.
Цикл включает в себя 10 занятий продолжительностью 45 минут. Занятия проводятся каждый день в течение 10 дней. Сроки реализации программы: январь-февраль.
Методы и формы работы.
1. Беседа
2. Ролевая игра
3. Упражнения по межличностной коммуникации
4. Методы самовыражения (в рисунке, в создании образа)
5. Анкетирование
Ожидаемый результат.
1. Снижение уровня школьной тревожности;
2. Овладение способами взаимодействия со сверстниками;
3. Формирование представлений о себе, о своих внутренних резервах.
Формы подведения итогов.
∙ Во время реализации программы необходимо проведение диагностических процедур, направленных на выявление эмоциональных и поведенческих изменений, через наблюдения.
∙ В конце занятий по программе проводится диагностика уровня школьной тревожности.
Учебно-тематический план
Название темы | Количество часов |
1. Давайте познакомимся | 1 |
2. Чем я отличаюсь от других | 1 |
3. Я в мире людей | 2 |
4. Общение в моей жизни | 1 |
5. Конфликт - как быть? | 2 |
6. Без друзей меня чуть-чуть | 2 |
7. Теперь я другой! | 1 |
Итого: | 10 |
Содержание
Тема № 1 “Давайте познакомимся”. На данное занятие отводится 1 час.
Позволяет участникам группы познакомиться друг с другом. Учит работать в группе.
Тема № 2 “Чем я отличаюсь от других”. На данное занятие отводится 1 час.
Позволяет осознать ценность и уникальность личности каждого.
Тема № 3 “Я в мире людей”. На данное занятие отводится 2 часа. Позволяет создавать предпосылки для возникновения и развития межличностных отношений. Вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу.
Тема № 4 “Общение в моей жизни”. На данное занятие отводится 1 час. Позволяет формировать навыки эффективного общения.
Тема № 5 “Конфликт – как быть?”. На данное занятие отводится 2 часа. Позволяет обучить поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте.
Тема № 6 “Без друзей меня чуть-чуть”. На данное занятие отводится 1 час. Позволяет совершенствовать навыки эффективного повседневного общения. Воспитывать культуру общения.
Тема № 7 “Теперь я другой”. На данное занятие отводится 1 час. Позволяет обобщить полученные знания, умения, навыки. Проверить результативность данных занятий.
Структура занятий:
· Ритуал приветствия.
· Разминка.
· Основное содержание занятий, включающее в себя различные упражнения.
· Рефлексия прошедшего занятия.
· Ритуал прощания.
Методическое обеспечение
Занятия проходят с использованием следующих форм и методов работы:
· беседа;
· ролевая игра;
· упражнения по межличностной коммуникации;
· дыхательные и двигательные упражнения;
· методы самовыражения;
· анкетирование.
На последнем занятии проводится диагностика школьной тревожности. (Метод неоконченных предложений).
Тренинговые занятия
“Профилактика дезадаптации учащихся при переходе
из начальной школы в среднее звено”
I этап Анкетирование учащихся
Дети из 4-го и 5-го класса (по желанию по 2 человека) проводят анкетирование одноклассников.
Полученные данные оформляются на плакате. Тема плаката: 4 класс – “Чего я боюсь в 5 классе”, 5 класс – “В 5 классе хорошо!”
Анкета для учащихся 4 класса
1 Хочешь ли ты учиться в 5 классе?
2 Что ты ждёшь от обучения в 5 классе?
3 Что тебя беспокоит (тревожит) в 5 классе?
Анкета для учащихся 5 класса
1 Что ты ждёшь от обучения в старших классах?
2 Что ты пожелаешь четвероклассникам, чтобы им легче было перейти в 5 класс?
3 Чем обучение в 5 классе лучше, чем в начальной школе?
II этап Тренинговое занятие №1
“Давайте познакомимся!”
Цель: знакомство с группой.
Задачи:
· совершенствовать умения действовать по правилам;
· развивать навыки правильного взаимодействия;
· создавать предпосылки для возникновения и развития межличностных отношений.
Материалы: плакаты с правилами.
1 Приветствие (5-7 мин)
Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.
2 Объяснение темы и целей занятий (3-5 мин)
Мы начинаем цикл занятий, который проведём в течение этой недели. Цель наших занятий: в атмосфере взаимного доверия и психологической открытости выработать умения и навыки доброжелательных отношений с другими людьми. Эти умения и навыки пригодятся вам в дальнейшей жизни.
Кто-то не уверен себе и в своих силах, робок и застенчив. А другой, наоборот, излишне активен и энергичен.
Некоторые дети переживают из-за того, что у них нет друзей: они нерешительны, не умеют знакомиться, дружить. А есть дети, которые быстро знакомятся, общительны, но близкого и хорошего друга не имеют.
Но тем и другим бывает очень сложно привыкнуть к новым условиям обучения в старших классах.
Надеюсь, что наши занятия станут для вас полезными и интересными.
3 Принятие правил группы(3 -5 мин)
Чтобы работа в нашей группе была плодотворной и принесла пользу, необходимо соблюдать правила.
Я буду называть правило, а вы, если согласны, то говорите “Да-да-да” и хлопайте в ладоши, если не согласны, то говорите “Нет-нет-нет” и топайте ногами.
Внимательно слушать, когда говорят другие – “Да”
Драться – “Нет”
Уважать чужое мнение – “Да”
Шуметь – “Нет”
Шутить и улыбаться – “Да”
Дуться и быть “букой” - “Нет”
Говорить по одному – “Да”
Перебивать говорящего – “Нет”
Смотреть на того, к кому ты обращаешься – “Да”
Смеяться над говорящим – “Нет”
Сформулированные правила написаны на листах ватмана и вывешиваются на стену.
4 Упражнение “Знакомство” (5 – 7 мин)
Распределитесь на группы по признакам:
- цвету волос (светлые, тёмные)
- росту (от высокого до низкого)
- имени (сколько имён столько групп)
- цвету глаз (голубые, карие, серые, зелёные)
- по дате рождения (весна, лето, осень, зима).
5 Упражнение “Бинго!” (10 – 15 мин)
Каждому участнику выдаётся бланк (“бинго” - формуляр). Утверждения, представленные в таблице, подходит, по крайней мере, одному из участников.
Играет на музыкальном инструменте | Занимается спортом | Единственный ребёнок в семье | Болел простудным заболеванием | Пишет левой рукой |
Умеет плавать | Имеет веснушки | Не курит | Умеет играть в шахматы | Любит мороженое |
Любит математику | Знает, как пришить заплатку | Имеет домашнее животное | Любит поспать | Может прогулять школу |
Легко заводит друзей | Любит загорать | Хочет клубнику | Есть родственники в Санкт-Петербурге | Летал на самолёте |
Каждый игрок опрашивает всех участников и делает пометки в своей таблице. Если опрашиваемый ребёнок соглашается с утверждение, то в таблице делается пометка. Первый, кто справится с заданием, должен крикнуть: “Бинго!”
Дети садятся в круг и подводя итоги опроса.
6 Рефлексия (5 мин)
Дети встают в круг.
- Понравилось ли вам наше первое занятие? Чем?
Каждый высказывается.
7 Прощание (5 мин)
Смотрим на рядом стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”. Пока каждый не произнесёт фразу.
Тренинговое занятие №2
“Чем я отличаюсь от других!”
Цель: осознание ценности и уникальности личности каждого.
Задачи:
совершенствовать умение работать в группе;
развивать навыки самосознания;
создавать предпосылки для возникновения и развития межличностных отношений.
Материалы: мяч, магнитофон, анкеты, карандаши.
1 Приветствие (5-7 мин)
Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.
2 Упражнение “Ласковое имя” (5 мин)
Дети стоят в кругу. Тренер просит вспомнить, как их ласково называют дома. Затем дети, передавая мяч, называют своё ласковое имя. После того как все назовут свои имена, мяч передаётся в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому передаёшь мяч.
3 “Вот я какой!” (7-10 мин)
Детям предлагается заполнить анкету.
Анкета “Вот я какой!”
1 Меня зовут 2 Мне ____ лет 3 У меня _______________________________ глаза 4 У меня ___________________________ волосы 5 Я проживаю по адресу ________________________________________ 6 Моя любимая еда 7 Мой любимый цвет 8 Моё любимое животное 9 Моя любимая книга 10 Моя любимая телевизионная передача 11 Самый прекрасный фильм, который я видел 12 В себе я люблю 13 Моя любимая игра 14 Моего лучшего друга зовут 15 Лучше всего я умею 16 Моих братьев и сестёр зовут 17 Самый интересный случай в моей жизни 18 Больше всего я боюсь 19 Самая заветная мечта |
Дети садятся в круг. Каждый зачитывает свои ответы по каждому пункту.
Ведётся обсуждение.
- С кем из детей у тебя больше всего общего?
- Чьи ответы показались тебе самыми интересными?
- На какой вопрос тебе было сложно ответить? Почему?
4 Упражнение “Кто я?” (5-7 мин)
Детям предлагается написать 10 определений, отвечающих на вопрос “Кто я?” и являющихся их характеристикой.
Затем дети должны посчитать, каких слов в характеристике больше: положительных или отрицательных.
Дети садятся в круг. Обсуждение.
- Каких слов в характеристике больше: положительных или отрицательных?
- Какое слово написали первым? Почему?
- Легко ли было выполнять это упражнение?
5 Упражнение “Поменяйтесь местами те …” (7-10 мин)
Дети сидят на стульях в кругу. Начинает игру тренер. Он ведущий стоит в центре круга, стула у него нет. Ведущий по желанию выбирает какой-либо признак, имеющийся у некоторых детей, и просит их поменяться местами. Например: “Поменяйтесь местами те, у кого светлые волосы”. Те, у кого светлые волосы меняются местами друг с другом. Задача ведущего – занять освободившееся место. Тот, кому не хватило стула, становится ведущим.
6 Рефлексия (5 мин)
Дети встают в круг.
- Понравилось ли вам наше занятие? Чем?
Каждый высказывается.
7 Прощание (5 мин)
Смотрим на рядом стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”. Пока каждый не произнесёт фразу.
Тренинговое занятие №3
“Я в мире людей”
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
совершенствовать умение работать в группе;
развивать коммуникативные навыки;
создавать предпосылки для возникновения и развития межличностных отношений;
вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу.
Материалы: магнитофон, бумага, фломастеры.
1 Приветствие (5 мин)
Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.
2 Упражнение “Поменяйтесь местами те …” (7-10 мин)
Дети сидят на стульях в кругу. Начинает игру тренер. Он ведущий стоит в центре круга, стула у него нет. Ведущий по желанию выбирает какой-либо признак, имеющийся у некоторых детей, и просит их поменяться местами. Например: “Поменяйтесь местами те, у кого светлые волосы”. Те, у кого светлые волосы меняются местами друг с другом. Задача ведущего – занять освободившееся место. Тот, кому не хватило стула, становится ведущим.
3 Упражнение “Подарок” (10 мин)
Детям предлагается подарить любой воображаемый предмет. О подарке нельзя говорить, нужно изобразить его с помощью рук. Тот, кому подарили подарок, должен отгадать, что ему подарили, поблагодарить и подарить свой подарок следующему.
4 Упражнение “Продолжи рисунок” (10 – 12 мин)
Детям выдаются листы бумаги и фломастеры.
По сигналу “начали” дети начинают рисовать на своём листке. По сигналу “поменялись” дети меняются листами по часовой стрелке и продолжают начатый рисунок другим ребёнком. По следующему сигналу меняются листами. Игра продолжается пока рисунок не возвратиться к хозяину.
Обсуждение.
- Легко ли было выполнить задание?
5 Рефлексия (5 мин)
Дети встают в круг.
- Понравилось ли вам наше занятие? Чем?
- Что нового вы узнали?
Каждый высказывается.
6 Прощание (5 мин)
Смотрим на рядом стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”. Пока каждый не произнесёт фразу.
Тренинговое занятие №4
“Я в мире людей”
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу;
совершенствовать умение работать в группе.
Материалы: магнитофон, карточки в виде листка, фломастеры, плакат с изображением дерева.
1 Приветствие (5 мин)
Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.
2Упражнение “ Дерево дружбы” (5 мин)
Дети садятся за стол.
- У нас есть дерево, на котором всего один листок. “Что он чувствует? Каковы его желания?”
Дети пожеланию отвечают на вопросы.
- Мы можем помочь листочку, подбодрив его пожеланиями.
Пожелание нужно написать на листочке фломастером, а затем приклеить его на наше дерево.
Дети пишут пожелания. Приклеивают их на дерево. (Звучит музыка)
- Что теперь чувствует листок?
3 “Представление плаката” (5-7 мин)
Вам было дано домашнее задание, которое вы выполнили на плакате.
Представление плаката учащимися 4 класса.
Представление плаката учащимися 5 класса.
4 Упражнение “Только вместе” (7 – 10 мин)
Дети разбиваются на пары и встают спиной к спине. Пробуем сесть на пол, а затем встать, не отрывая своей спины от спины партнёра.
Обсуждение. С кем работать было легче и веселее? Что было самым трудным в этом упражнении?
5 Упражнение “Слепой и поводырь” (10 мин)
Дети разбиваются на пары. Одному завязывают глаза. Его задача пройти определённый путь, на котором встречаются преграды. Остальные участники делятся на “плохих” и “хороших”. Которые подсказывают “слепому” путь. “Хорошие” говорят верно, “плохие” пытаются навести “слепого” на преграды. “Слепой” должен сам определить кто “хороший”, а кто “плохой”.
Затем меняется участник “слепой”.
6 Рефлексия (5 мин)
Дети встают в два круга.
- Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии.
- Что вы чувствуете по окончании занятия?
7 Прощание (5 мин)
Смотрим на рядом стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”.
Тренинговое занятие №5
“Общение в моей жизни”
Цель: формирование навыков эффективного общения.
Задачи:
вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу;
формировать навыки эффективного общения.
Материалы: листки, фломастеры.
1 Приветствие (5 мин)
Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.
2 Упражнение “Дерево и ветер” (5 мин)
Дети делятся на пары. Один в паре “дерево”, другой “ветер”. Ветер дует на дерево – “дерево” наклоняется в зависимости от силы “ветра”.
“Дерево” и “ветер” меняются местами.
3 Упражнение-тест “С тобой приятно общаться” (10 мин)
Известно, что ссоры между людьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения. В ссорах люди обвиняют других.
Умеем ли мы общаться, лучше всего знают те, с кем мы общаемся. На улице, в школе вам приходится общаться со сверстниками. Сейчас мы проверим, какие вы в общении.
Детям предлагается тест “С тобой приятно общаться”
Детям выдаются листки и фломастеры. Количество листков для каждого равно количеству присутствующих ребят.
Дети пишут соответствующие значения для каждого ученика. На оборотной стороне написано имя ребёнка.
Расшифровка баллов написана на доске:
+2 – тобой очень приятно общаться;
+1 – ты не самый общительный человек;
0 – не знаю, я мало с тобой общаюсь;
-1 – с тобой иногда неприятно общаться;
-2 – с тобой очень трудно общаться.
Все записки собираются и тренер раздаёт их адресатам. Каждый производит подсчёт баллов.
Обсуждение.
- Легко ли было выполнить задание?
- Совпадают ли полученные результаты с вашими ощущениями?
4 Упражнение “Расшифруй слово” (5 мин)
Детям предлагается разделиться на две группы. Необходимо расшифровать каждую букву слова ОБЩЕНИЕ. Подобрать к каждой букве слово, начинающееся на эту букву, имеющее значение близкое к слову общение.
Обсуждение.
- Легко ли было выполнить это упражнение?
- Легко ли было работать в группе?
5 Упражнение “Ситуация” (10 – 15 мин)
Дети делятся на три группы, две группы по три человека – исполнители, и одна – четыре человека – наблюдатели.
Группам по исполнителям предлагается разыграть сцену. Наблюдатели оценивают правильность поведения в ситуации.
Ситуация. Вы сидите в классе. Заходит ученик – “новенький”.
1 группа. Сидящие за партой. Продолжают разговаривать между собой и не обращают внимания на вошедшего в класс ребёнка. Вошедший ученик тихо садится подальше от них.
2 группа. Сидящие за партой с интересом смотрят на вошедшего. Спрашивают у него “Как тебя зовут? От куда ты к нам пришёл?” Называют свои имена. Приглашают войти и предлагают сесть, указывая какое место свободно. Вошедший активно отвечает на вопросы. Слушает внимательно учеников.
Группа наблюдателей разбирает поведение в ситуации. Даёт свою оценку.
Обсуждение.
- В какой ситуации правильное поведение? Почему?
- В какой ситуации “новенькому” сложнее?
- Что ты чувствовал в роли “новенького”?
6 Рефлексия (5 мин)
Дети встают в два круга.
- Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии.
- Что вы чувствуете по окончании занятия?
7 Прощание (5 мин)
Смотрим на рядом стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”.
Тренинговое занятие №6
“Конфликт - как быть?”
Цель: обучение поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте.
Задачи:
вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу;
формировать навыки эффективного общения.
Материалы: магнитофон.
1 Приветствие (5 мин)
Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.
2 Упражнение “Толкотня” (5 мин)
Детям предлагается произвольно двигаться по классу. При этом толкать друг друга.
Обсуждение.
- Что вы чувствовали, выполняя это упражнение?
3 Упражнение “Ситуация” (15-20 мин)
Детям предлагается вспомнить конфликтную ситуацию.
Обсуждение.
- Что вы тогда чувствовали?
- Как вы вышли из конфликтной ситуации?
Теоретический материал.
Тренер рассказывает о разных вариантах выхода из конфликтной ситуации.
Соперничество.
Ты упорно отстаиваешь свою точку зрения, ни в чём не уступаешь сопернику. Такая тактика оправдана, когда решается действительно что-то важное и значительное и любая уступка серьёзно затрагивает твоё достоинство и достоинство твоих близких, подвергает риску твоё благополучие, здоровье. Постоянная приверженность данной тактике может обеспечить тебе репетицию скандалиста и неприятного человека.
Избегание.
Ты делаешь вид, что никаких разногласий не существует, всё замечательно. Такая тактика требует порой недюжинной выдержки. Однако ею (тактикой) можно воспользоваться в том случае, если предмет спора не имеет для тебя особого значения (вряд ли стоит доводить дело до конфликта, если твой друг утверждает, что Стивен Сигал – актёр всех времён и народов, а тебе он не так уж и нравится). Если в настоящий момент конфликт разрешить невозможно, в будущем эти условия могут появиться (тебя ужасно раздражает двоюродная сестра подруги, приехавшая к ней в гости, но стоит ли конфликтовать, ведь она приехала на время). Но постоянно использовать эту тактику избегания не стоит. Во-первых, это немалая нагрузка для психоэмоционального состояния: попытка загонять эмоции внутрь может негативно отразится на здоровье. Во-вторых, если делать вид, что все прекрасно, то конфликтная ситуация сохраняется на неопределенный срок.
Сотрудничество.
Ты рассматриваешь своего соперника как помощника в решении возникшей проблемы, пытаешься встать на точку зрения другого, понять, как и почему он не согласен с тобой, извлечь максимальную пользу из его возражений. Например, ты предлагаешь встретить Новый год на даче, а друг против. Попробуй внимательно прислушаться к возражениям друга. Что именно вызывает у него сомнение: проблемы, связанные с отоплением дома, невозможность получить согласие от родителей или что-то другое. Обрати внимание на слабые стороны своего плана, которые могут испортить замечательный праздник. Если вы вместе придёте к единому мнению, наверняка конфликт будет исчерпан. Сотрудничать можно не только с друзьями, но даже с теми, кого сложно считать доброжелателями.
Приспособление.
Этот вариант поведения предполагает, что одна из конфликтующих сторон отказывается от собственных интересов и приносит их в жертву другому человеку. Ты можешь возразить: с какой стати я должен уступать? Но в ряде случаев такой вариант теперь не может рок-музыку и считать ее кошмарной. Стоит ли пытаться переубедить ее и конфликтовать? Зачем заставлять нервничать дорогого, любящего тебя человека? Попробуй уступить, включая музыку тогда, когда мамы нет дома.
Компромисс.
Предполагает, что обе стороны идут на уступки для того, чтобы преодолеть спорную ситуацию. Так, ты договариваешься с родителями, что можешь приходить домой вечером на час позже при условии, что заранее готовишь домашнее задание, прибираешься в комнате и т.д. Компромисс требует от обеих сторон четкого соблюдения обязательств. Ведь нарушение договоренности – само по себе повод для возникновения конфликта, договориться в котором будет уже значительно сложнее, потому что потеряно доверие.
Но сколь разнообразны ни были бы стратегии поведения в конфликтной ситуации, непременным условием для ее конструктивного разрешения являются:
умение понять своего оппонента, посмотреть на ситуацию его глазами;
желание объективно разобраться в причинах конфликта и его течении (обычно в пылу ссоры видна лишь “надводная часть айсберга”, которая не всегда позволяет верно, судить об истинной проблеме);
готовность сдерживать свои негативные чувства;
готовность обоих найди выход из трудной ситуации.
Необходимо делать акцент не на “кто виноват?”, а на “что делать?”.
Не забывайте, что выйти из конфликтной ситуации часто помогает чувство юмора.
4 Упражнение “Я рад общаться с тобой” (5 мин)
Один ученик протягивает кому-нибудь из ребят руку со словами: “Я рад общаться с тобой”. Тот, кому протянули руку, берётся за неё и протягивает свободную руку другому, произнося эти же слова. Так постепенно, по цепочке, все берутся за руки, образуя круг.
5 Рефлексия (5 мин)
Дети встают в два круга.
- Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии.
- Что вы чувствуете по окончании занятия?
6 Прощание (5 мин)
Смотрим на рядом стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”.
Тренинговое занятие №7
“Конфликт - как быть?”
Цель: обучение поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте.
Задачи:
вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу;
формировать навыки эффективного общения;
формировать навыки разрешения конфликтной ситуации.
Материалы: магнитофон.
1 Приветствие (5 мин)
Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.
2 Упражнение “Толкотня” (5 мин)
Детям предлагается произвольно двигаться по классу. При этом толкать друг друга.
Обсуждение.
- Что вы чувствовали, выполняя это упражнение?
3 Упражнение “Ситуация” (15 мин)
Детям предлагается разыграть ситуации, которые возникают в классе.
Ситуация №1. “Представьте, что один из вас входит в класс после болезни, а его парта занята новым учеником. Как поступить?
- Какой вариант выхода из конфликта был избран?
- Как ещё можно поступить?
Следующие ситуации предлагают дети.
4 Упражнение “Я – высказывание” (10 мин)
- Как высказывать свою точку зрения, не обижая партнёра?
Ситуация: Ваш одноклассник взял у вас ручку и не отдаёт. Вам ручка нужна.
- Как вернуть ручку?
Дети предлагают свои ситуации и пути выхода из конфликта.
5 Упражнение “Я рад общаться с тобой” (5 мин)
Один ученик протягивает кому-нибудь из ребят руку со словами: “Я рад общаться с тобой”. Тот, кому протянули руку, берётся за неё и протягивает свободную руку другому, произнося эти же слова. Так постепенно, по цепочке, все берутся за руки, образуя круг.
6 Рефлексия (5 мин)
Дети встают в два круга.
- Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии.
- Что вы чувствуете по окончании занятия?
7 Прощание (5 мин)
Смотрим на рядом стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”.
Тренинговое занятие № 8
“Без друзей меня чуть-чуть”
Цель: совершенствовать навыки общения.
Задачи:
развивать умение замечать положительное в неприметном, выражать это в доброжелательной и приятной форме;
совершенствовать навыки эффективного повседневного общения;
воспитывать культуру общения.
Материалы: магнитофон, корзина с карточками, карточки с номером.
1 Приветствие (5 мин)
Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.
2 Упражнение “Дерево и ветер” (5 мин)
Дети делятся на пары. Один в паре “дерево”, другой “ветер”. Ветер дует на дерево – “дерево” наклоняется в зависимости от силы “ветра”.
“Дерево” и “ветер” меняются местами.
3 Упражнение “Рисунок страха” (7 – 10 мин)
На прошлом занятии мы говорили о том, что, переходя в пятый класс, в четвёртом классе появляется тревога, так как мы ещё плохо представляем, что нас там ждёт. Пятый класс уже прошёл этот путь.
Надо нарисовать свой страх или что-то тревожащее вас (это может быть место или вещь).
Обсуждение. Дети рассказывают, что они изобразили и какой страх заключили в этот образ.
Уничтожение страха. Дети рвут свои рисунки на мелкие части и мусор выбрасывают в мусорное ведро.
4 Рефлексия (3 – 5 мин)
Дети отвечают на вопрос: “Легко ли было изобразить страх”, “Какие трудности встретили при выполнении этого задания?”
5 Упражнение “Кораблекрушение”(10 – 15 мин)
Дети делятся на две команды, согласно номеру при пересчёте на “первый-второй”. Команды работают за столом. Участники получают карточки, изображающие части корабля. Каждая команда выбирает несколько карточек с надписью предмета.
Задача команды: придумать назначение этих предметов на корабле. Ответ должен быть оригинальным.
Командам даётся несколько минут на выполнение этого задания.
Затем команда представляет своё решение.
Набор карточек с названиями предметов.
Нитки, лёд, деньги, канат, игрушечный медведь, платок, тетрадь, мука, ложка, компьютер, телефон, зеркало, компас, шкаф, лыжи, дудка, барабан, слон, лупа, карта, картина, рыба, кости, глобус, перо, куртка, книга, воздушный шарик, шнур от магнитофона, краска синего цвета, сказка “Колобок”, клей, клубок пряжи, кольцо, сундук, надувной бассейн, крем, засушенный жук, клюшка, мяч, пенопласт, учебник “Русский язык”, рулон бумаги, кот “Тимофей”, фотография дома, ролики, свеча, ёжик, медаль, очки, пульт от телевизора, цветок, линейка, скакалка, печка, ботинок, перчатка, золотая цепочка, часы, лак для волос.
Обсуждение.
- Легко ли вам было придумать назначение предметам? Если “нет”, то почему?
Дети высказываются по желанию.
6 Завершение (3 мин)
Каждый из вас, как эти части корабля, выброшенные на берег во время шторма, является частичкой большого, общего. Без вас нет возможности двигаться вперёд. Только объединившись – вы сила.
Дети встают в круг. Берутся за руки.
- Представьте, что мы корабль, плывущий по волнам.
Звучит музыка.
Дети покачиваются в разные стороны под звуки музыки.
7 Рефлексия (5 мин)
Дети встают в два круга.
- Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии.
- Что вы чувствуете по окончании занятия?
8 Прощание (5 мин)
Смотрим на рядом стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”.
Тренинговое занятие № 9
“Без друзей меня чуть-чуть”
Цель: совершенствование навыков общения.
Задачи:
развивать умение замечать положительное в неприметном, выражать это в доброжелательной и приятной форме;
совершенствовать навыки эффективного повседневного общения;
воспитывать культуру общения.
Материалы: магнитофон, листки, фломастеры .
1 Приветствие (5 мин)
Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.
2 Упражнение “Дерево и ветер” (5 мин)
Дети делятся на пары. Один в паре “дерево”, другой “ветер”. Ветер дует на дерево – “дерево” наклоняется в зависимости от силы “ветра”.
“Дерево” и “ветер” меняются местами.
3 Упражнение “Рисунок дружбы” (7 мин)
Детям предлагается нарисовать образ дружбы.
Обсуждение.
- Легко ли было образно изобразить дружбу?
- Какие цвета вы чаще использовали? Почему?
- Какие чувства вы испытывали, выполняя задание?
4 Упражнение “Групповая дискуссия” (5 – 7 мин)
- Где можно найти себе друга?
- Как выбрать друга?
- Расскажи о своём друге. Почему ты с ним дружишь?
5 Упражнение “Объявление” (10 - 15 мин)
Детям предлагается написать объявление: “Ищу друга”. В нём нужно указать свои основные увлечении, любимые занятия. Чем вы занимаетесь в свободное время? Чем можете заинтересовать другого человека, чем помочь ему?
Дети зачитывают свои объявления.
Обсуждение.
- Кому захотелось ответить на объявление?
- Легко ли было составить объявление?
После занятия дети вывешивают на стенд свои объявления.
6 Рефлексия (5 мин)
Дети встают в два круга.
- Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии.
- Что вы чувствуете по окончании занятия?
7 Прощание (5 мин)
Смотрим на рядом стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”.
Тренинговое занятие № 10
“Теперь я другой!”
Цель: обобщение полученных знаний, умений, навыков.
Задачи:
диагностировать уровень школьной тревожности;
воспитывать позитивное отношение к себе и окружающим.
Материалы: магнитофон, листки, фломастеры, корзина с карточками.
1 Приветствие (5 мин)
Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.
2 Упражнение “Ассоциации” (7 мин)
- Вспомните, какими вы были в начале наших занятий. С каким предметом вы можете себя сравнить?
- Сравните с каким-либо предметом, животным, цветком вас сегодняшнего.
3 Упражнение “Я – хороший, мы – хорошие” (7 - 10 мин)
Дети выходят в центр круга по очереди и произносят: “Я – хороший” - сначала шёпотом, потом громче, потом ещё громче. После того как все побывают в центре круга, образуют круг, держась за руки, шёпотом произносят: “Мы – хорошие”. Делают шаг вперёд к центру круга и произносят фразу громче. После этого делают ещё шаг вперёд, образуя плотный круг, и очень громко произносят фразу.
4 Диагностика “Метод неоконченных предложений” (7 мин)
Детям предлагаются листки с неоконченными предложениями, которые нужно закончить.
Карточка с неоконченными предложениями |
Когда я думаю о школе … Когда я иду в школу … Когда звенит звонок … Когда я вижу не знакомого мне учителя … Когда мне предлагают участие во внеклассном мероприятии я … Когда я отвечаю у доски … Когда на перемене ко мне обращается старшеклассник я … Когда я думаю о дальнейшей учёбе в школе … |
5 Рефлексия (7 мин)
- Что изменилось в вас после наших занятий?
- Что понравилось?
- Что не понравилось?
- Какие пожелания есть для участников нашей группы?
6 Прощание (5 мин)
Наше дерево Дружбы принесло плоды. Плоды эти необычные – это плоды-пожелания.Передаём корзину с плодами по кругу и произносим слова, написанные на карточке, обращаясь к товарищу по имени. Карточку отдаём товарищу.
Карточки с пожеланиями.
1 . Ты всегда можешь положиться на меня.
2. У тебя всё получится.
3. Ты прекрасный человек.
4. Чаще улыбайся, всё будет хорошо.
5. Направь свою энергию на учёбу.
6. Будь смелее.
7. Всё будет хорошо.
8. Ты очень добрый человек.
9. Ты можешь многое.
10. У тебя красивые глаза.
11. У тебя острый ум.
12. Ты просто “душка”.
13. Ты умница.
14. Ты хороший друг.
15. Ты замечательный товарищ.
16. Мы всегда придём тебе на помощь.
17. Мы верим в тебя.
18. Мы доверяем тебе.
19. Все твои желания сбудутся.
20. Помни о друге.
21. Мы всегда будем рядом.
22. Ты замечательный человек.
23. Всегда будь таким весёлым человеком.
24. Ты радуешь нас.
25. Ты наша опора.
26. Ты просто “супер”.
27. Ты замечательный друг.
28. Ты интересный собеседник.
29. Ты настоящий друг.
30. Мне приятно с тобой общаться.
31. Мне приятно с тобой работать.
Тренер благодарит всех за участие в тренинге:
“Вот и подошли к концу наши занятия. Вы учились общаться друг с другом.Теперь вам будет намного спокойнее, ведь вы стали друзьями. И всегда сможете обратиться за помощью к своим новым товарищам”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация преемственности при переходе из начальной школы в среднее звено. Методическая разработка.
Методическая разработка посвящается проблеме адаптации учащихся начальной школы к средней школе. Раскрывает проблемы преемственности и возможные пути их решения, вопросы организации преемственности в ...
Психологическое сопровождение учащихся 4-х классов в период перехода из начальной школы в среднее звено старшей школы.
Анализируя результаты адаптации учащихся 5 классов к обучению в СШ, исследуя научно-методическую литературу, а также опыт своей работы по психологическому сопровождению учащихс...
Преемственность при переходе из начальной школы в среднее звено
Преемственность при переходе из начальной школы в среднее звеноПоступление в пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника, так как в этот период осуществляетс...
Трудности перехода из начальной школы в среднее звено
Переход из начальной школы в среднее звено – одна из наиболее сложных педагогических проблем.Какие же трудности возникают у школьников при переходе в 5 класс?Смена социальной обстано...
Статья "Проблемы перехода из начальной школы в среднее звено"
Переход из начальной в среднее звено школы традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – од...
Преемственность в воспитании при переходе из начальной школы в среднее звено.
В материале говорится о трудностях перехода из начальной школы в среднее звено и о пути решешия этой проблемы....
Преемственность в обучении английскому языку при переходе из начальной школы в среднее звено, УМК «Форвард» под редакцией М.В. Вербицкой
В настоящее время учреждения образования используют коммуникативный метод обучения иностранным языкам, и главной задачей учителя стало обучение общению на иностранном языке. Научить ребёнка свободно в...