Организация преемственности при переходе из начальной школы в среднее звено. Методическая разработка.
методическая разработка по теме
Методическая разработка посвящается проблеме адаптации учащихся начальной школы к средней школе. Раскрывает проблемы преемственности и возможные пути их решения, вопросы организации преемственности в обучении учащихся. Адресована заместителю директора по учебно-воспитательной работе. Может быть полезна педагогу-психологу, учителям-предметникам, работающим в 5 классе, классному руководителю 5 класса, учителю 4 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_4-5_kl.metod_.razrabotka._kursy_2010.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация преемственности при переходе
из начальной школы в среднее звено.
Методическая разработка.
О.Н.Наркизова
Заместитель директора по УВР
МБОУ « СОШ № 1 им.
Героя Советского Союза
Каманина Н.П.» г.Меленки
Владимирской области
СОДЕРЖАНИЕ.
I Введение.
Актуальность вопросов адаптации в сфере образования.
II. Основная часть.
Организация преемственности при переходе из начальной школы в среднее звено.
1. Особенности школьного возраста адаптационного периода.
2. Проблемы адаптационного периода и причины их возникновения.
3. Направления работы по реализации преемственности при переходе из начальной школы в среднее звено.
4.Роль заместителя директора в организации преемственности при переходе из начальной школы в среднее звено.
Программа адаптации выпускников начальной школы к среднему звену.
5. Работа педагога-психолога в решении проблемы адаптации учащихся.
6. Роль учителей предметников в реализации программы преемственности.
III. Заключение.
IV. Список литературы.
V. Приложения:
1. Модель организации деятельности педагогических работников между I и II
ступенями обучения.
2.Рекомендации для родителей.
3.Классному руководителю. Собрание для родителей 4-классников
« С гордостью и тревогой».
4. Рекомендации учителю, работающему в 5-ом классе.
5. Анкеты:
-отношение к жизни в школе;
- характер отношений между учениками;
- хорошо ли ребёнку в школе.
6. Мониторинг уровня адаптации учащихся 5-го класса
( Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г.Лускановой).
Методическая разработка посвящается проблеме адаптации учащихся начальной школы к средней школе. Раскрывает проблемы преемственности и возможные пути их решения, вопросы организации преемственности в обучении учащихся. Адресована заместителю директора по учебно-воспитательной работе. Может быть полезна педагогу-психологу, учителям-предметникам, работающим в 5 классе, классному руководителю 5 класса, учителю 4 класса.
Социально-экономическое развитие вызывает необходимость адаптации как отдельной личности, организации, так и общества в целом. На рынке труда успешно может конкурировать тот, кто не просто имеет хорошую профессиональную подготовку и самостоятельно решает возникающие вопросы, но обладает адаптированностью как осознанной способностью активно взаимодействовать с постоянно меняющейся средой.
Вопросы адаптации становятся актуальными и в сфере образования.
Сегодняшняя школа не в состоянии успешно решать стоящие перед ней задачи без учёта интенсивности, конструктивности, длительности, «болезненности» адаптационных процессов, происходящих у школьников, их родителей, учителей. Учебная адаптация сопровождается психофизиологической, социальной, которые зачастую происходят в условиях неблагоприятной обстановки. Неадаптированность ребёнка к обучению ведёт к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу, что является причиной деструктивности личности.
Чрезвычайно сложным является период перехода школьников десяти-одиннадцатилетнего возраста в основную школу. Предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников, рост числа педагогов – всё это снижает работоспособность, интерес к учению и успеваемости, повышает тревожность учащихся, приводит к возникновению неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Дети с повышенным уровнем тревожности не могут мобилизоваться, сосредоточиться, а это в свою очередь ведёт к ослаблению защитных сил организма, отражается на физическом и психическом здоровье ребёнка, является причиной его дезадаптации в других сферах деятельности и общения. Всё это наблюдается там, где переход со ступени начального образования в основную не стал предметом педагогического осмысления и целенаправленной деятельности педагогического коллектива.
Перед администрацией школы возникает необходимость принятия управленческих решений, способствующих успешной адаптации пятиклассников.
Цель разработки – оказать помощь заместителю директора по учебно-воспитательной работе, педагогу-психологу, учителям, работающим в 5 классе,
в организации преемственности при переходе из начальной школы в среднее звено, обеспечить создание системы непрерывного образования с учётом:
-сохранения самоценности возрастного периода развития ребёнка;
-сформированности умений учиться как фундаментального новообразования;
-сохранения здоровья, эмоционального благополучия ;
- развития индивидуальности каждого ребёнка.
Переход от младшей ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьника.
Перестраиваются житейские понятия. Развивается теоретическое мышление,
т.е. мышление в понятиях и это способствует возникновению рефлексии. В переходный период наибольшие изменения во внутренней позиции связаны со взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. В этом возрасте появляются притязания детей на определённое положение в системе и деловых, и личных взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе. Поэтому на эмоциональное самочувствие ученика всё в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учёбе и отношения с учителем. Если для учащихся начальной школы проблемы связаны прежде всего с учебной успешностью, то переход в среднее звено сопряжён с проблемами личностного развития и межличностных отношений ребят. Для ребёнка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нём и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. А это ,как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей: повышением тревожности, появлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуации решения каждодневных задач. Усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Постоянный страх не соответствовать приводит к тому, что и способный ребёнок не проявляет свои способности в должной мере. Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь родители, принуждая детей работать на оценку, всё больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации пятиклассников к школьной жизни, когда стремление ребёнка выполнить всё хорошо , показать себя с лучшей стороны, побуждает его проявлять высокую активность. А подросток нуждается в щадящем режиме.
Возникают проблемы: снижение успеваемости, возникновение негативного психического состояния, чреватого соматическими и психическими заболеваниями и негативными последствиями в поведении обучающихся вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.
Причины возникновения проблем:
- Изменение условий обучения.
Вместо одного учителя, который выполнял практически роль второй мамы, которая и подскажет, и направит, появляется много учителей . Каждый предмет изучается в своём кабинете, и таких кабинетов много. Зачастую на этом этапе дети переходят в другую школу. Надо выучить всех новых учителей , расположение кабинетов, со многими учителями выстроить свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься, а в итоге повышается тревожность.
- Неспособность ученика адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников.
Учась в начальной школе, ребёнок был ориентирован на одного учителя, требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одни и те же. Большое количество учителей порождает вариативность поведения школьников. Одни учителя предпочитают « живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, отстаивают свою точку зрения. Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам, требуют ответа только с поднятой рукой, никаких споров и шума. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. По одному предмету учитель требует завести отдельную тетрадь –справочник, на другом уроке все термины записываются в конце обычной рабочей тетради. И все эти требования надо не только выучить, но и соблюдать. Как выстроить модель своего поведения? Пока ребёнок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
- Учителя средней школы не всегда учитывают функционально-психологические и личностные различия между пятиклассниками и более старшими учащимися и предъявляют учащимся 5-го класса требования, неадекватные возрасту.
- Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностей и реальных учебных результатах.
-Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста и как следствие неадаптированность методики преподавания к возможностям детей данного возраста. Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методов обучения.
-Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.
Вдумчивые педагоги, понимая значимость этих традиций в жизни детей,
Стремятся сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в соответствие с возрастными особенностями в более важные и необходимые для учеников мероприятия. Отрицание всего, что было
наработано, не принесёт позитивных результатов и не лучшим образом скажется на личностных взаимоотношениях с педагогом.
-Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.
Экономя время урока, педагоги иногда забывают о создании доброжелательной рабочей атмосферы на уроке в целях ликвидации негативных эмоций, преодоления волнения, тревоги, раздражения.
-Отсутствие ситуации успеха для школьников.
Ошибочным является мнение педагогов среднего звена в том, что создание ситуации успеха, игровые моменты – это удел начальной школы, а в 5-ом классе нужно приучать к нелёгкому учебному труду. Для пятиклассников
ситуация успеха и эмоциональные переживания продолжают оставаться
действенными мотивами для успешного обучения.
-Отсутствие сочетания коллективных форм обучения с групповыми и индивидуальными.
В подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителя перемещаются к сверстникам. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, в парах. Кроме того, позитивные отношения к сверстникам они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.
-Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе.
-Неподготовленность к восприятию усложнённого содержания учебных курсов в 5-ом классе
-Неспособность ученика справиться с возросшим по сравнению с начальной школой объёмом домашнего задания/
-Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий.
Нередко с переходом учащихся в 5-ый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроке, записей с номерами домашних заданий, отсутствие самих домашних работ. Родители к 5-му классу устают от проверки тетрадей своих детей, полагаются на навык ребёнка всегда выполнять домашнее задание в полном объёме. Учителя сетуют на объёмы работ и обилие классов. Пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома.
-Появляются запуски и пробелы в знаниях.
В начальной школе пробелы и «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторным объяснением сразу, как только было замечено не усвоение ребёнком учебного материала( класс один, можно успевать контролировать всех). В 5-ом классе такого отслеживания не происходит. И , не усвоив тему, ребёнок рискует не понять и следующую. Материал усложняется от урока к уроку, затягивается узел незнаний, появляются двойки.
-Отсутствие личностного контакта ученика с учителем.
Пятиклассники – народ эмоциональный. Во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, нравится и предмет. Это в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.
«Переход из первой ступени обучения во вторую – переломный момент в жизни ребёнка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями.
Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется под непосредственным руководством администрации.
Работа по преемственности ведётся по трём направлениям:
1. Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников
(Управление - заместители директора по УВР)
2. Работа с детьми. ( Учитель, психолог, педиатр).
3. Работа с родителями.( Учитель, психолог, медработник).
Среди важнейших вопросов:
-образовательные программы;
- организация учебного процесса;
- единые требования к учащимся;
- структура уроков.
Задачи:
-помочь принять позицию ученика второй ступени;
- способствовать сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к школе;
- познакомить учителей с индивидуальными особенностями учащихся;
- познакомить родителей с условиями процесса адаптации пятиклассников.»
Этапы организации адаптационного периода в школе:
1. Разработка программы преемственности.
2. Создание классными руководителями программы адаптационного режима с учётом собственных возможностей на основе базовой программы.
3 Обеспечение заместителю директора по учебно-воспитательной работе школы организационных условий для реализации преемственности.
4. Промежуточный анализ и корректировка программы в соответствии с проявленными психологическими особенностями детей.
5. Постановка психолого-педагогических задач для каждого класса, анализ результатов адаптационного периода.
6. Проведение родительских собраний.
7. Итоговое психолого-педагогическое совещание.
8. Итоговая справка « Об адаптационном периоде в школе при переходе от первой ступени обучения ко второй».
Все мероприятия имеют одну общую цель: оказание помощи учащимся в адаптации к среднему звену обучения в школе.
Задачи мероприятий :
-изучить познавательные процессы, особенности поведения, общения и отношения к себе у учащихся 4-х классов;
- провести работу над повышением интеллектуального уровня учащихся в ходе развивающих занятий;
- выделить качества учеников, необходимые учащимся среднего звена;
- дать уверенность учащимся в том, что они готовы к переходу в среднее звено обучения;
- способствовать сплочению коллектива, уважению друг к другу, взаимопониманию;
- познакомить учащихся 5-х классов с расположением кабинетов, с новыми учителями и предметами, которые они будут вести;
- дать положительный настрой на работу;
- дать знания педагогам и родителям об особенностях адаптационного периода в 5-х классах, чтобы оказать помощь учащимся через взрослых, которые рядом с ними;
- помочь адаптироваться ученикам с помощью серии занятий;
- исследовать уровень адаптации 5-классников в ноябре и проконтролировать в конце учебного года;
- провести анализ проделанной работы.
Задача заместителя директора по учебно-воспитательной работе школы состоит в том, чтобы создать программу, предусматривающую мероприятия по вопросам преемственности и адаптации при переходе из школы первой ступени в школу второй ступени.
Целесообразно начать проводить подготовительную работу к переходу
учащихся в 5-ый класс уже в 4-ом классе и продолжать в 5-ом.
Цель программы: обеспечение оптимальных условий для успешной адаптации; обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности на всём протяжении процесса обучения.
Задачи программы:
для пятиклассников:
- способствовать формированию важнейших социальных навыков для успешной адаптации учащихся;
- способствовать формированию позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки;
-помочь в работе по самоорганизации, самоконтролю;
- помочь детям принять « новых» учителей;
- повысить уровень психологической готовности к обучению;
- развивать у детей творческие способности, способствовать их разностороннему самовыражению, творческому отношению к собственной жизни;
для учителей-предметников:
-снизить уровень тревожности детей перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу;
- создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги;
- быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение;
для родителей:
- снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом;
- договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение учебного года;
- создать атмосферу сотрудничества;
- выяснить ожидания родителей по поводу обучения их детей в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.
Прогнозируемый результат:
- получить качественные данные обучающихся, об успешности их адаптации к новому виду деятельности;
- получить качественные показатели индивидуального развития дезадаптированных учащихся;
- психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.
Ценность программы:
-помогает строить образовательный процесс в системе, последовательно отслеживая результаты;
- позволяет своевременно исправлять выявленные недочёты;
- продвигает вперёд творческую мысль учителя;
-позволяет получать возможность профессионально определиться в отношении всех участников образовательного процесса, построить с ними успешные взаимоотношения.
План мероприятий по преемственности.
№ п/п | Мероприятия. | Сроки выполнения. | Ответственный. |
Подготовительный этап. |
1 | Методическая декада: -Психологическая игра для 4-классников « впереди у нас – 5-ый класс». -Серия открытых уроков в 4-ых классах. - Посещение уроков в 4-ых классах учителями-предметниками. -Согласование учебных программ: учителя начальных классов – учителя-предметники. - Родительское собрание в 4-ых классах « С гордостью и тревогой». -Посещение родительского собрания будущим классным руководителем. -Диагностика сформированности ОУУН-ов. -Знакомство учащихся 4-х классов с учебным процессом в средней школе: экскурсии в кабинеты, посещение специально подготовленных уроков в 5 классе. -Диагностика готовности учащихся 4-го класса к переходу в среднее звено. Изучение личности выпускников начальной школы. -Передача материалов диагностик учащихся, характеристики классного коллектива классному руководителю будущего 5-го класса . | 2-3 недели апреля | Заместитель директора по УВР. Руководитель МО начальных классов. |
2 | Совместные воспитательные мероприятия с педагогами и родителями, а также с учащимися, оканчивающими начальную школу и учащимися 5-х классов. | Апрель-май | Классные руководители начальной школы и учителя среднего звена |
3 | Индивидуальные беседы с родителями учащихся 4-кл. Ознакомление родителей с перспективами обучения детей в 5-ом классе. Предупреждение возможных последствий дезадаптации. | май | Заместитель директора по УВР, учитель начальных классов, педагог-психолог |
4 | Контрольные работы за курс начальной школы. Подготовленность учащихся к работе в среднем звене. | 2-3 недели мая | Заместитель директора по УВР. Руководитель МО начальных классов. |
5 | Совещание при директоре. Подведение итогов работы по преемственности между начальной и средней школой. Предварительное комплектование 5-ых классов. Уточнение адаптационного потенциала детей «группы риска» и распределение детей по степени выраженности факторов риска. | 4 неделя мая | Заместитель директора по УВР педагог-психолог |
6 | Выпускной вечер « До свидания, начальная школа!» С приглашением учителей-предметников, классного руководителя будущего 5-го класса. Эстафета поколений. | 30 мая | Заместитель директора по ВР. Учитель начальных классов. |
7 | Собеседование с классным руководителем 5-го класса: -комплектование 5-го класса; -особенности адаптационного периода учащихся 5 го класса; -роль классного руководителя в успешной адаптации учащихся. | 4 неделя августа | Заместитель директора по ВР, педагог-психолог. |
Собственно адаптационный этап. |
8 | Семинар для педагогов, работающих в 5 классе: -знакомство с программами, методами и приёмами, по которым работала начальная школа; -преемственность УМК и единые подходы к уровню требований по предметам в начальной школе и среднем звене; - возрастные особенности 5-классников; - проблемы адаптации; -рекомендации по работе с учащимися в период адаптации; - активизация обучения младших школьников. | 2 неделя сентября | Заместитель директора по УВР Руководитель МО начальных классов. |
9 | Родительское собрание « Ваш ребёнок – пятиклассник». (-возрастные особенности 5-классников; - проблемы адаптации; -рекомендации родителям по снятию напряженности учащихся в период адаптации) | 3 неделя сентября | Классный руководитель 5-го класса, педагог-психолог. |
10 | Совместная методическая работа учителей начальных классов и учителей-предметников: -методы, приёмы, формы, технологии обучения; - требования к ученику; -преемственность в обучении. | сентябрь | Заместитель директора по УВР Руководитель МО начальных |
11 | Диагностика учащихся и родителей: -определение уровня комфортности учащихся в период адаптации; -изучение психологического климата в классном коллективе; -определение круга претензий со стороны родителей. | октябрь | Педагог-психолог. |
12 | Психологическая поддержка учащихся при переходе из начальной школы в среднюю. | Адаптационный период | Педагог-психолог |
13 | Классно-обобщающий контроль: -посещение уроков в 5-ых классах; - контрольные срезы знаний после повторения основных вопросов курса начальной школы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру; - изучение организации домашней работы ( выявление и предотвращение перегрузки учащихся домашним заданием); - ведение школьной документации ( тетради и дневники учащихся, классные журналы). | октябрь | Заместитель директора по УВР Руководитель МО начальных |
14 | Педагогический консилиум. Подведение итогов классно-обобщающего контроля, реализации преемственности в обучении учащихся: -характеристика класса, проблемы. трудности; -анализ состояния здоровья учащихся; -адаптация 5-классников, межличностные отношения в классных коллективах; -анализ посещённых уроков, рекомендации; - результаты проверки школьной документации, рекомендации; -комплектование группы дезадаптивных и «отвергнутых» в коллективе учащихся; -выводы и предложения по работе иедконсилиума. | 1 неделя ноября | Директор |
15 | Родительское собрание Подведение итогов классно-обобщающего контроля, реализации преемственности в обучении учащихся. | 1 неделя ноября | Заместитель директора по УВР классный руководитель 5-го класса, педагог-психолог. |
Пост адаптационный этап. |
16 | Диагностика учащихся и родителей: -определение уровня комфортности учащихся в период адаптации; -изучение психологического климата в классном коллективе; -определение круга претензий со стороны родителей. | декабрь апрель | Педагог-психолог. |
17 | Психолого-педагогическая поддержка учащихся при переходе из начальной школы в среднюю. Групповые и индивидуальные занятия с дезадаптивными и учащимися группы риска, консультации для родителей. | В течение года | Педагог-психолог учителя-предметники, классный руководитель |
Сравнительный анализ успеваемости учащихся : Н/Ш – 1 четверть 5-го класса, 2,3,4,год. Выявление положительных тенденций и негатива. Составление плана мероприятий по устранению недостатков. | В течение года | Заместитель директора по УВР классный рук-ль |
18 | Работа учителей 5-го класса с учащимися, плохо усваивающими базовый уровень программы. | декабрь февраль | Заместитель директора по УВР классный рук-ль, руководитель МО начальных |
19 | Работа с одарёнными учащимися. | март | Заместитель директора по УВР руководитель МО начальных |
20 | Контрольная диагностика учащихся 5-х классов. Исследование особенностей поведения и общения, отношения к себе и окружающим, тревожности и мотивации. | 3 неделя апреля | Педагог-психолог |
21 | Проверка ОУУН и предметных знаний и умений учащихся в 5-м классе в соответствии со стандартами. | 2-3 недели мая | Заместитель директора по УВР |
22 | Административное совещание. Итоги реализации преемственности в обучении учащихся при переходе из начальной школы в среднюю. | 4 неделя мая | Директор |
Особая роль в реализации преемственности в обучении учащихся при переходе из начальной школы в среднюю отводится педагогу-психологу, который оказывает поддержку учащимся во время всего адаптационного периода, а также тесно сотрудничает с учителями, родителями, классным руководителем.
Основная цель психолого-педагогической деятельности в период адаптации – создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений). Цель достигается за счет последовательного решения педагогом- психологом следующих задач:
1. Выявить особенности психолого-педагогического статуса школьников с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.
2. Создавать систему психолого-педагогической поддержки всех учащихся в период адаптации, позволяющую им не только приспособиться к новым условиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
3. Совершенствовать специальные педагогические и социально-психологические условия, позволяющие осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.
В психолого-педагогической работе в период адаптации пятиклассников к обучению в средней школе реализуются следующие задачи:
- совершенствовать у учащихся навыки взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других, адекватного отношения к своим успехам и неудачам;
- знакомить учащихся с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни;
- создавать условия для снижения тревожности.
Ребенок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, решает определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др. Сопровождающая работа находящаяся рядом с ним взрослых направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психического развития.
Модель психологического сопровождения М.Р. Битяновой
является наиболее целостной, системно-организованной и строится на следующих ценностных принципах:
- следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе его жизненного пути; сопровождение опирается на те психические, личностные достижения, которые реально есть у ребенка, составляют уникальный багаж его личности;
- приоритетность целей, ценностей и потребностей развития внутреннего мира самого ребенка;
- ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые жизненные выборы.
Позиция, занимаемая психологом в соответствии с этими принципами, позволяет ему быть рядом с ребенком на всех этапах школьного обучения, особенно в сложных, переломных условиях, требующих особого осмысления и определенных ценностных выборов.
В рамках психолого-педагогического сопровождения учащихся педагогом-психологом осуществляются следующие направления деятельности:
Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификации содержания обучения она осуществляется совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого-педагогического статуса учеников.
Профилактическая работа осуществляется психологом и направлена на оказание поддержки каждому ребенку. Наиболее продуктивно и эффективно проходит в форме тренингов.
Коррекционно-развивающая работа проводится с учащимися, испытывающимися трудности в школьной адаптации или самоопределении. Такая работа проводиться с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики.
Аналитическая работа направлена на осмысление проводимой психологической работы, оценки эффективности работы и коррекции рабочих планов.
Переход в пятый класс – это своеобразное испытание, и не только для учащихся, но и для педагогов.
Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником.
Учителю начальных классов предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками, как учебными, так и общеучебными.
Учителям-предметникам предстоит выполнить целую программу действий:
- индивидуальное собеседование с заместителем директора и учителем 4-го класса;
- посещение уроков в 4-ом классе и знакомство с учащимися;
- изучение программно-методического комплекта по начальному обучению;
- изучение системы контрольно-оценочной деятельности в начальной школе;
- участие в родительских собраниях 4-х классов;
- проведение консультаций для учащихся и родителей 4-х классов;
- приглашение учителя начальных классов на свои уроки в 5-9 классах;
-планирование работы по обеспечению будущих пятиклассников учебниками;
- участие в заполнении карты готовности 4-классников к обучению в 5-ом классе;
- координация работы с учителями-предметниками;
- создание условий для успешной адаптации учащихся 5-х классов к средней школе.
Итак, проблема преемственности и адаптации учащихся начальной школы к средней школе является актуальной и требует больших затрат времени, общих усилий педагогического коллектива, административного состава, психологической службы общеобразовательного учреждения при поддержке родителей учащихся и готовности самих учащихся принять новые условия школьной жизни.
«Помощь обучающимся в этот трудный период связана
с серьёзной подготовительной работой учителей, приступающих к работе с пятиклассниками. Необходимо:
- иметь чёткие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях;
-наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в начальной школе ( 4 класс) и первого этапа обучения в основной школе ( 5 класс).;
- знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителей и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника.» I МО РФ Департамент общего и дошкольного образования.21.05.2004.№ 14-51-140/13 I
Список литературы.
1. Барылкина Л.П., Королёва Н.А . Завуч начальной школы..- М: ВАКО,2008.
( Педагогика. Психология. Управление.).
2. Н.А.Богачкина, Т.К. Инусилова, Ю.В. Щербакова. Настольная книга завуча начальной школы. – 2-ое изд., - М.: Глобус, 2009.
( Управление школой).
3. М.Б.Крылова. Проблемы преемственности. Завуч начальной школы. №4,2006.
4. Школьный психолог. № 30, 2004. Об обеспечении успешной адаптации ребёнка при переходе со ступени начального общего образования на основную.
5. Маклаков А.Г Общая психология. Учебник для вузов. – Спб. ИМАТОН, 1999.
6. Начальная школа. № 4, 2004. Психологическая диагностика готовности младших школьников к переходу на вторую ступень обучения.
7. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: программа адаптации детей к средней школе. М.: генезис,2003.
8. Сомова Н.Л. В пятый класс – в первый раз. Пособие для родителей, спецмальной службы сопровождения, психологов школ и гимназий. – Спб.6 Каро,2001.
9. Психолого-педагогическое сопровождение процессов адаптации учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов. Методические рекомендации для руководителей и педагогов-психологов ОУ. Приложение № 2 к письму ДО от 04.06.2008.
№ ДО- 2397 – 04 - 07
10. Адаптация учащихся 5-х классов к процессу обучения в средней школе.
Сайт http: //www. vako. ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое сопровождение учащихся 4-х классов в период перехода из начальной школы в среднее звено старшей школы.
Анализируя результаты адаптации учащихся 5 классов к обучению в СШ, исследуя научно-методическую литературу, а также опыт своей работы по психологическому сопровождению учащихс...
Программа тренинговых занятий "Профилактика дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено"
Данная программа направлена на предупреждение дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено....
Преемственность при переходе из начальной школы в среднее звено
Преемственность при переходе из начальной школы в среднее звеноПоступление в пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника, так как в этот период осуществляетс...
Трудности перехода из начальной школы в среднее звено
Переход из начальной школы в среднее звено – одна из наиболее сложных педагогических проблем.Какие же трудности возникают у школьников при переходе в 5 класс?Смена социальной обстано...
Статья "Проблемы перехода из начальной школы в среднее звено"
Переход из начальной в среднее звено школы традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – од...
Преемственность в воспитании при переходе из начальной школы в среднее звено.
В материале говорится о трудностях перехода из начальной школы в среднее звено и о пути решешия этой проблемы....
Преемственность в обучении английскому языку при переходе из начальной школы в среднее звено, УМК «Форвард» под редакцией М.В. Вербицкой
В настоящее время учреждения образования используют коммуникативный метод обучения иностранным языкам, и главной задачей учителя стало обучение общению на иностранном языке. Научить ребёнка свободно в...