Организация преемственности при переходе из начальной школы в среднее звено. Методическая разработка.
методическая разработка по теме

Наркизова Ольга Николаевна

Методическая разработка посвящается проблеме адаптации учащихся начальной школы к средней школе. Раскрывает проблемы преемственности и возможные пути их решения, вопросы организации преемственности в обучении учащихся. Адресована заместителю директора по учебно-воспитательной работе. Может быть полезна педагогу-психологу, учителям-предметникам, работающим в 5 классе, классному руководителю 5 класса, учителю 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preemstvennost_4-5_kl.metod_.razrabotka._kursy_2010.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           

                    Организация преемственности при переходе

                         из начальной школы в среднее звено.

                              Методическая разработка.

О.Н.Наркизова

Заместитель директора по УВР

МБОУ « СОШ № 1 им.

Героя Советского Союза

Каманина Н.П.» г.Меленки

Владимирской области

                                             

                                          СОДЕРЖАНИЕ.

I Введение.

Актуальность вопросов адаптации  в сфере образования.

II. Основная часть.

Организация преемственности при переходе  из начальной школы в среднее звено.

1. Особенности школьного возраста адаптационного периода.

2.  Проблемы адаптационного периода и причины их возникновения.

3.  Направления работы по реализации преемственности при переходе  из начальной школы в среднее звено.

4.Роль заместителя директора  в организации преемственности при переходе  из начальной школы в среднее звено.

Программа адаптации выпускников начальной школы к среднему звену.

5.  Работа педагога-психолога в решении проблемы адаптации учащихся.

6. Роль учителей предметников в реализации программы преемственности.

III. Заключение.

IV. Список литературы.

V. Приложения:

1. Модель организации деятельности педагогических работников между I и II

ступенями обучения.

2.Рекомендации для родителей.

3.Классному руководителю. Собрание для родителей 4-классников

« С гордостью и тревогой».

4.  Рекомендации учителю, работающему в 5-ом классе.

5.   Анкеты:

-отношение к жизни в школе;

- характер отношений между учениками;

- хорошо ли ребёнку в школе.

6.  Мониторинг уровня адаптации учащихся 5-го класса

 ( Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г.Лускановой).

Методическая разработка посвящается проблеме адаптации учащихся начальной школы к средней школе. Раскрывает проблемы преемственности и возможные пути их решения, вопросы организации преемственности в обучении учащихся. Адресована заместителю директора по учебно-воспитательной работе. Может быть полезна педагогу-психологу, учителям-предметникам, работающим в 5 классе, классному руководителю 5 класса, учителю 4 класса.

Социально-экономическое развитие вызывает необходимость адаптации как отдельной личности, организации, так и общества в целом. На рынке труда успешно может конкурировать тот, кто не просто имеет хорошую профессиональную подготовку и самостоятельно решает возникающие вопросы, но обладает адаптированностью как осознанной способностью активно взаимодействовать с постоянно меняющейся средой.

Вопросы адаптации становятся актуальными и в сфере образования.

Сегодняшняя школа не в состоянии успешно решать стоящие перед ней задачи без учёта интенсивности, конструктивности, длительности, «болезненности» адаптационных процессов, происходящих у школьников, их родителей, учителей. Учебная адаптация сопровождается психофизиологической, социальной, которые зачастую происходят в условиях неблагоприятной обстановки.  Неадаптированность ребёнка к обучению ведёт к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу, что является причиной деструктивности личности.

Чрезвычайно сложным является период перехода школьников десяти-одиннадцатилетнего возраста в основную школу. Предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников, рост числа педагогов – всё это снижает работоспособность, интерес к учению и успеваемости,  повышает тревожность учащихся, приводит к возникновению неадекватных поведенческих реакций  на замечания и реплики учителя, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Дети с повышенным уровнем тревожности не могут мобилизоваться, сосредоточиться, а это в свою очередь ведёт к ослаблению защитных сил организма, отражается на физическом и психическом здоровье ребёнка, является причиной его дезадаптации в других сферах деятельности и общения. Всё это наблюдается там, где переход со ступени начального образования в основную не стал предметом педагогического осмысления и целенаправленной деятельности педагогического коллектива.

Перед администрацией школы возникает необходимость принятия управленческих решений, способствующих успешной адаптации пятиклассников.

Цель разработки – оказать помощь заместителю директора по учебно-воспитательной работе, педагогу-психологу, учителям, работающим в 5 классе,

в организации преемственности при переходе из начальной школы в среднее звено, обеспечить создание системы непрерывного образования с учётом:

-сохранения самоценности возрастного периода развития ребёнка;

-сформированности умений учиться как фундаментального новообразования;

-сохранения здоровья, эмоционального благополучия ;

- развития индивидуальности каждого ребёнка.

Переход от младшей ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьника.

Перестраиваются житейские понятия. Развивается теоретическое мышление,

т.е. мышление в понятиях и это способствует возникновению рефлексии. В переходный период наибольшие изменения во внутренней позиции связаны со взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. В этом возрасте появляются притязания детей на определённое положение в системе и деловых, и личных взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе. Поэтому на эмоциональное самочувствие ученика всё в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учёбе и отношения с учителем. Если для учащихся начальной школы проблемы связаны прежде всего с учебной успешностью, то переход в среднее звено сопряжён с проблемами личностного развития и межличностных отношений ребят. Для ребёнка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нём и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. А это ,как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей: повышением тревожности, появлением  неуверенности, страхов, частых волнений в ситуации решения каждодневных задач. Усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Постоянный страх не соответствовать приводит к тому, что и способный ребёнок не проявляет свои способности в должной мере. Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь родители, принуждая детей работать на оценку, всё больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации пятиклассников к школьной жизни, когда стремление ребёнка выполнить всё хорошо , показать себя с лучшей стороны, побуждает его проявлять  высокую активность. А подросток нуждается в щадящем режиме.

Возникают проблемы:  снижение успеваемости, возникновение негативного психического состояния, чреватого соматическими и психическими заболеваниями и негативными последствиями в поведении обучающихся вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.

Причины возникновения проблем:

- Изменение условий обучения. 

Вместо одного учителя, который выполнял практически роль второй мамы, которая и подскажет, и направит, появляется много учителей . Каждый предмет изучается в своём кабинете, и таких кабинетов  много. Зачастую на этом этапе дети переходят в другую школу. Надо выучить всех новых учителей , расположение кабинетов, со многими учителями выстроить свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься, а в итоге повышается тревожность.

- Неспособность ученика адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников. 

Учась в начальной школе, ребёнок был ориентирован на одного учителя, требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одни и те же. Большое количество учителей порождает вариативность поведения школьников. Одни учителя предпочитают « живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, отстаивают свою точку зрения. Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам, требуют ответа только с поднятой рукой, никаких споров и шума. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. По одному предмету учитель требует завести отдельную тетрадь –справочник, на другом уроке все термины записываются в конце обычной рабочей тетради. И все эти требования надо не только выучить, но и соблюдать. Как выстроить модель своего поведения? Пока ребёнок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.

- Учителя средней школы не всегда учитывают функционально-психологические и личностные различия между пятиклассниками и более старшими учащимися и предъявляют учащимся 5-го класса требования, неадекватные возрасту.

- Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностей и реальных учебных результатах.

-Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста и как следствие неадаптированность методики преподавания к возможностям детей данного возраста. Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методов обучения.

-Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.

Вдумчивые педагоги, понимая значимость этих традиций в жизни детей,

Стремятся сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в соответствие с возрастными особенностями в более важные и необходимые для учеников мероприятия. Отрицание всего, что было

наработано, не принесёт позитивных результатов и не лучшим образом скажется на личностных взаимоотношениях с педагогом.

-Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.

Экономя время урока, педагоги иногда забывают о создании доброжелательной рабочей атмосферы на уроке в целях ликвидации негативных эмоций, преодоления волнения, тревоги, раздражения.

-Отсутствие ситуации успеха для школьников.

Ошибочным является мнение педагогов среднего звена в том, что создание ситуации успеха, игровые моменты – это удел начальной школы, а в 5-ом классе нужно приучать к нелёгкому учебному труду. Для пятиклассников

ситуация успеха и эмоциональные переживания продолжают оставаться  

действенными мотивами для успешного обучения.

-Отсутствие сочетания коллективных форм обучения с групповыми и индивидуальными. 

В подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителя перемещаются к сверстникам. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, в парах. Кроме того, позитивные отношения к сверстникам они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.

-Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе.

-Неподготовленность к восприятию усложнённого содержания учебных курсов в 5-ом классе

-Неспособность ученика справиться с возросшим по сравнению с начальной школой объёмом домашнего задания/

-Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий.

Нередко с переходом учащихся  в 5-ый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроке, записей с номерами домашних заданий,  отсутствие самих домашних работ. Родители к 5-му классу устают от проверки тетрадей своих детей, полагаются на навык ребёнка всегда выполнять домашнее задание в полном объёме. Учителя сетуют на объёмы работ и обилие классов. Пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома.

-Появляются запуски и пробелы в знаниях.

В начальной школе пробелы и «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторным объяснением сразу, как только было замечено не усвоение ребёнком учебного материала( класс один, можно успевать контролировать всех). В 5-ом классе такого отслеживания не происходит. И , не усвоив тему, ребёнок рискует не понять и следующую. Материал усложняется от урока к уроку, затягивается узел незнаний, появляются двойки.

-Отсутствие личностного контакта ученика с учителем.

Пятиклассники – народ эмоциональный. Во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, нравится и предмет. Это в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.

«Переход из первой ступени обучения во вторую – переломный момент в жизни ребёнка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями.

Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется под непосредственным руководством администрации.

Работа по преемственности ведётся по трём направлениям:

1. Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников

(Управление - заместители директора по УВР)

2. Работа с детьми. ( Учитель, психолог, педиатр).

3. Работа с родителями.( Учитель, психолог, медработник).

Среди важнейших вопросов:

-образовательные программы;

- организация учебного процесса;

- единые требования к учащимся;

- структура уроков.

 Задачи:

-помочь принять позицию ученика второй ступени;

- способствовать сохранению учебной  мотивации и позитивного отношения к школе;

- познакомить учителей с индивидуальными особенностями учащихся;

- познакомить родителей с условиями процесса адаптации пятиклассников.»

Этапы организации адаптационного периода в школе:

1. Разработка  программы преемственности.

2. Создание классными руководителями программы адаптационного режима с учётом собственных возможностей на основе базовой программы.

3 Обеспечение заместителю директора по учебно-воспитательной работе школы организационных условий для реализации преемственности.

4. Промежуточный анализ и корректировка программы  в соответствии с проявленными психологическими особенностями детей.

5. Постановка психолого-педагогических задач для каждого класса, анализ результатов адаптационного периода.

6. Проведение родительских собраний.

7. Итоговое психолого-педагогическое совещание.

8. Итоговая справка  « Об адаптационном периоде в школе при переходе от первой ступени обучения ко второй».

Все мероприятия имеют одну общую цель: оказание помощи учащимся в адаптации к среднему звену обучения в школе.

Задачи мероприятий :

-изучить познавательные процессы, особенности поведения, общения и отношения к себе у учащихся 4-х классов;

- провести работу над повышением интеллектуального уровня учащихся в ходе развивающих занятий;

- выделить качества учеников, необходимые учащимся среднего звена;

- дать уверенность учащимся в том, что они готовы к переходу в среднее звено обучения;

- способствовать сплочению коллектива, уважению друг к другу, взаимопониманию;

- познакомить учащихся 5-х классов с расположением кабинетов, с новыми учителями и предметами, которые они будут вести;

- дать положительный настрой на работу;

- дать знания педагогам и родителям об особенностях адаптационного периода в 5-х классах, чтобы оказать помощь учащимся через взрослых, которые рядом с ними;

- помочь адаптироваться ученикам с помощью серии занятий;

- исследовать уровень адаптации 5-классников в ноябре и проконтролировать в конце учебного года;

- провести анализ проделанной работы.

Задача заместителя директора по учебно-воспитательной работе школы состоит в том, чтобы создать  программу, предусматривающую мероприятия по вопросам преемственности и адаптации при переходе из школы первой ступени в школу второй ступени.

Целесообразно начать проводить подготовительную работу к переходу

учащихся в 5-ый класс уже в 4-ом классе и продолжать в 5-ом.

Цель программы: обеспечение оптимальных условий для успешной адаптации; обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности на всём протяжении процесса обучения.

Задачи программы:

для пятиклассников:

- способствовать формированию важнейших социальных навыков для успешной адаптации учащихся;

- способствовать формированию позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки;

-помочь в работе по самоорганизации, самоконтролю;

- помочь детям принять « новых» учителей;

- повысить уровень психологической готовности к обучению;

- развивать у детей творческие способности, способствовать их разностороннему самовыражению, творческому отношению к собственной жизни;

для учителей-предметников:

-снизить уровень тревожности детей перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу;

- создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги;

- быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение;

для родителей:

- снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом;

- договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение учебного года;

- создать атмосферу сотрудничества;

- выяснить ожидания родителей по поводу обучения их детей в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.

Прогнозируемый результат:

- получить качественные данные обучающихся, об успешности их адаптации к новому виду деятельности;

- получить качественные показатели индивидуального развития дезадаптированных учащихся;

- психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.

Ценность программы:

-помогает строить образовательный процесс в системе, последовательно отслеживая результаты;

- позволяет своевременно исправлять выявленные недочёты;

- продвигает вперёд творческую мысль учителя;

-позволяет получать возможность профессионально определиться в отношении всех участников образовательного процесса, построить с ними успешные взаимоотношения.

                             План мероприятий по преемственности.


п/п

          Мероприятия.

       Сроки

 выполнения.

Ответственный.

                                   

                                     Подготовительный этап.

1

Методическая декада:

-Психологическая игра для 4-классников « впереди у нас – 5-ый класс».

-Серия открытых уроков в 4-ых классах.

- Посещение уроков в 4-ых классах

учителями-предметниками.

-Согласование учебных программ:

учителя начальных классов – учителя-предметники.

 - Родительское собрание в 4-ых классах « С гордостью и тревогой».

-Посещение родительского собрания будущим классным руководителем.

-Диагностика сформированности ОУУН-ов.

-Знакомство учащихся 4-х классов с учебным процессом в средней школе: экскурсии в кабинеты, посещение специально подготовленных уроков в 5 классе.

-Диагностика готовности учащихся 4-го класса к переходу в среднее звено.  Изучение личности выпускников начальной

школы.

-Передача материалов диагностик учащихся, характеристики классного коллектива классному руководителю будущего 5-го класса

.

2-3 недели  

      апреля

Заместитель директора по УВР.

Руководитель МО начальных классов.

2

Совместные воспитательные мероприятия с педагогами и родителями, а также с учащимися, оканчивающими начальную школу и учащимися 5-х классов.

Апрель-май

Классные руководители начальной школы и учителя среднего звена

3

Индивидуальные беседы с родителями учащихся 4-кл.

Ознакомление родителей с перспективами обучения детей

 в 5-ом классе.

Предупреждение возможных последствий дезадаптации.


        май

Заместитель директора по УВР,

учитель начальных классов,

педагог-психолог

4

Контрольные работы за курс начальной школы.

Подготовленность учащихся к работе в среднем звене.

2-3 недели мая

Заместитель директора по УВР.

Руководитель МО начальных

классов.

5

Совещание при директоре. Подведение итогов работы по преемственности между начальной и средней школой.

Предварительное комплектование

5-ых классов.

Уточнение адаптационного потенциала детей «группы риска» и распределение детей по степени выраженности факторов риска.

4 неделя мая

Заместитель директора по УВР

педагог-психолог

6

Выпускной вечер

 « До свидания, начальная школа!»

С приглашением учителей-предметников, классного руководителя будущего 5-го класса.

Эстафета поколений.

30 мая

Заместитель директора по ВР.

Учитель начальных классов.

7

Собеседование с классным руководителем 5-го класса:

-комплектование 5-го класса;

-особенности адаптационного периода учащихся 5 го класса;

-роль классного руководителя в

успешной адаптации учащихся.

4 неделя августа

Заместитель директора по ВР,

педагог-психолог.

                               

                                Собственно адаптационный этап.

8

Семинар для педагогов, работающих в 5 классе:

-знакомство с программами, методами и приёмами, по которым работала начальная школа;

-преемственность УМК и единые подходы к уровню требований по предметам в начальной школе и среднем звене;

- возрастные особенности 5-классников;

- проблемы адаптации;

-рекомендации по работе с учащимися в период адаптации;

- активизация обучения младших школьников.

2 неделя сентября

Заместитель директора по УВР

Руководитель МО начальных классов.

9

Родительское собрание

« Ваш ребёнок – пятиклассник».

(-возрастные особенности 5-классников;

- проблемы адаптации;

-рекомендации родителям по снятию напряженности учащихся в период адаптации)

3 неделя сентября

Классный руководитель

 5-го класса,

педагог-психолог.

10

Совместная методическая работа

учителей начальных классов и учителей-предметников:

-методы, приёмы, формы, технологии обучения;

- требования к ученику;

-преемственность в обучении.

сентябрь

Заместитель директора по УВР

Руководитель МО начальных

11

Диагностика учащихся и родителей:

-определение уровня комфортности учащихся в период адаптации;

-изучение психологического климата в классном коллективе;

-определение круга претензий со стороны родителей.

октябрь

Педагог-психолог.

12

Психологическая поддержка учащихся при переходе из начальной школы в среднюю.

Адаптационный период

Педагог-психолог

13

Классно-обобщающий контроль:

-посещение уроков в 5-ых классах;

- контрольные срезы знаний после повторения основных вопросов курса начальной школы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру;

- изучение организации домашней работы ( выявление и предотвращение перегрузки учащихся домашним заданием);

- ведение школьной документации

( тетради и дневники учащихся, классные журналы).

октябрь

Заместитель директора по УВР

Руководитель МО начальных

14

Педагогический консилиум.

Подведение итогов классно-обобщающего контроля, реализации преемственности в обучении учащихся:

-характеристика класса, проблемы. трудности;

-анализ состояния здоровья учащихся;

-адаптация 5-классников, межличностные отношения в классных коллективах;

-анализ посещённых уроков, рекомендации;

- результаты проверки школьной документации, рекомендации;

-комплектование группы дезадаптивных и «отвергнутых» в коллективе учащихся;

-выводы и предложения по работе иедконсилиума.

1 неделя ноября

Директор

15

Родительское собрание

Подведение итогов классно-обобщающего контроля, реализации преемственности в обучении учащихся.

1 неделя ноября

Заместитель директора по УВР

классный руководитель

 5-го класса,

педагог-психолог.


                                          Пост адаптационный этап.

16

Диагностика учащихся и родителей:

-определение уровня комфортности учащихся в период адаптации;

-изучение психологического климата в классном коллективе;

-определение круга претензий со стороны родителей.

декабрь

апрель

Педагог-психолог.

17

Психолого-педагогическая поддержка учащихся при переходе из начальной школы в среднюю.

Групповые и индивидуальные занятия с дезадаптивными и учащимися группы риска, консультации для  родителей.

В течение года

Педагог-психолог учителя-предметники,

классный руководитель

Сравнительный анализ успеваемости учащихся :

Н/Ш – 1 четверть 5-го класса,

2,3,4,год.

Выявление положительных тенденций и негатива.

Составление плана мероприятий по устранению недостатков.

В течение года

Заместитель директора по УВР

классный рук-ль

18

Работа учителей 5-го класса с учащимися, плохо усваивающими базовый уровень программы.

декабрь

февраль

Заместитель директора по УВР

классный рук-ль,

руководитель МО начальных

19

Работа с одарёнными учащимися.

март

Заместитель директора по УВР

руководитель МО начальных

20

Контрольная диагностика учащихся 5-х классов.

Исследование особенностей поведения и общения, отношения к себе и окружающим, тревожности и мотивации.

3 неделя апреля

Педагог-психолог

21

Проверка ОУУН и предметных знаний и умений учащихся в 5-м классе в соответствии со стандартами.

2-3 недели мая

Заместитель директора по УВР

22

Административное совещание.

Итоги реализации преемственности в обучении учащихся  при переходе из начальной школы в среднюю.

4 неделя мая

Директор

Особая роль в реализации преемственности в обучении учащихся  при переходе из начальной школы в среднюю отводится педагогу-психологу, который оказывает поддержку учащимся во время всего адаптационного периода, а также тесно сотрудничает с учителями, родителями, классным руководителем.

Основная цель психолого-педагогической деятельности в период адаптации – создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений). Цель достигается за счет последовательного решения педагогом- психологом следующих задач:

1.        Выявить особенности психолого-педагогического статуса школьников с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.

2.        Создавать систему психолого-педагогической поддержки всех учащихся в период адаптации, позволяющую им не только приспособиться к новым условиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.

3.        Совершенствовать специальные педагогические и социально-психологические условия, позволяющие осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.

В психолого-педагогической работе в период адаптации пятиклассников к обучению в средней школе реализуются следующие задачи:

-        совершенствовать у учащихся навыки взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других, адекватного отношения к своим успехам и неудачам;

-        знакомить учащихся с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни;

-        создавать условия для снижения тревожности.

Ребенок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, решает определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др. Сопровождающая работа находящаяся рядом с ним взрослых направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психического развития.

Модель психологического сопровождения М.Р. Битяновой

является наиболее целостной, системно-организованной и строится на следующих ценностных принципах:

-        следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе его жизненного пути; сопровождение опирается на те психические, личностные достижения, которые реально есть у ребенка, составляют уникальный багаж его личности;

-        приоритетность целей, ценностей и потребностей развития внутреннего мира самого ребенка;

-        ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые жизненные выборы.

Позиция, занимаемая психологом в соответствии с этими принципами, позволяет ему быть рядом с ребенком на всех этапах школьного обучения, особенно в сложных, переломных условиях, требующих особого осмысления и определенных ценностных выборов.

В рамках психолого-педагогического сопровождения учащихся  педагогом-психологом осуществляются следующие направления деятельности:

Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификации содержания обучения она осуществляется совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого-педагогического статуса учеников.

Профилактическая работа осуществляется психологом и направлена на оказание поддержки каждому ребенку. Наиболее продуктивно и эффективно проходит в форме тренингов.

Коррекционно-развивающая работа проводится с учащимися, испытывающимися трудности в школьной адаптации или самоопределении. Такая работа проводиться с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые формируются на основе сходства проблем,  выявленных у детей на этапе диагностики.

Аналитическая работа направлена на осмысление проводимой психологической работы, оценки эффективности работы и коррекции рабочих планов.

Переход в пятый класс – это своеобразное испытание, и не только для учащихся, но и для педагогов.

Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником.

Учителю начальных классов предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками, как учебными, так и общеучебными.

Учителям-предметникам предстоит выполнить целую программу действий:

- индивидуальное собеседование с заместителем директора и учителем 4-го класса;

- посещение уроков в 4-ом классе и знакомство с учащимися;

- изучение программно-методического комплекта по начальному обучению;

- изучение системы контрольно-оценочной деятельности в начальной школе;

- участие в родительских собраниях 4-х классов;

- проведение консультаций для учащихся и родителей 4-х классов;

- приглашение учителя начальных классов на свои уроки в 5-9 классах;

-планирование работы по обеспечению будущих пятиклассников учебниками;

- участие в заполнении карты готовности 4-классников к обучению в 5-ом классе;

- координация работы с учителями-предметниками;

- создание условий для успешной адаптации учащихся 5-х классов к средней школе.

Итак, проблема преемственности и адаптации учащихся начальной школы к средней школе является актуальной и требует больших затрат времени, общих усилий педагогического коллектива, административного состава, психологической службы общеобразовательного учреждения при поддержке родителей учащихся и готовности самих учащихся принять новые условия школьной жизни.

«Помощь обучающимся в этот трудный период связана

с серьёзной подготовительной работой учителей, приступающих к работе с пятиклассниками. Необходимо:

-  иметь чёткие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях;

-наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в начальной школе ( 4 класс) и первого этапа обучения в основной школе ( 5 класс).;

- знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителей и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника.» I МО РФ Департамент общего и дошкольного образования.21.05.2004.№ 14-51-140/13 I

 

                                                Список литературы.

1. Барылкина Л.П., Королёва Н.А . Завуч начальной школы..- М: ВАКО,2008.

( Педагогика. Психология. Управление.).

2. Н.А.Богачкина, Т.К. Инусилова,  Ю.В. Щербакова. Настольная книга завуча начальной школы. – 2-ое изд.,  - М.: Глобус, 2009.

( Управление школой).

3. М.Б.Крылова. Проблемы преемственности. Завуч начальной школы. №4,2006.

4.  Школьный психолог. № 30, 2004. Об обеспечении успешной адаптации ребёнка при переходе со ступени начального общего образования на основную.

5.  Маклаков А.Г  Общая психология. Учебник для вузов. – Спб. ИМАТОН, 1999.

6.  Начальная школа. № 4, 2004. Психологическая диагностика готовности младших школьников к переходу на вторую ступень обучения.

7. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый  класс: программа адаптации детей к средней школе. М.: генезис,2003.

8. Сомова Н.Л. В пятый класс – в первый раз. Пособие для родителей, спецмальной службы сопровождения, психологов школ и гимназий. – Спб.6 Каро,2001.

9.  Психолого-педагогическое сопровождение процессов адаптации учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов. Методические рекомендации  для руководителей и педагогов-психологов ОУ. Приложение № 2 к письму ДО от 04.06.2008.

№ ДО- 2397 – 04 - 07

10. Адаптация учащихся 5-х классов к процессу обучения в средней школе.

Сайт http: //www. vako. ru.

                                                                       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение учащихся 4-х классов в период перехода из начальной школы в среднее звено старшей школы.

Анализируя  результаты адаптации  учащихся 5 классов к обучению в СШ, исследуя научно-методическую литературу, а также опыт своей работы по психологическому  сопровождению учащихс...

Программа тренинговых занятий "Профилактика дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено"

Данная программа направлена на предупреждение дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено....

Преемственность при переходе из начальной школы в среднее звено

Преемственность при переходе из начальной школы в среднее звеноПоступление  в  пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника, так как в этот период осуществляетс...

Трудности перехода из начальной школы в среднее звено

Переход из начальной школы в среднее звено – одна из наиболее  сложных  педагогических проблем.Какие же трудности возникают у школьников при переходе в 5 класс?Смена социальной обстано...

Статья "Проблемы перехода из начальной школы в среднее звено"

        Переход из начальной в среднее звено школы традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – од...

Преемственность в воспитании при переходе из начальной школы в среднее звено.

В материале говорится о  трудностях перехода из начальной школы в среднее звено и о пути решешия этой проблемы....

Преемственность в обучении английскому языку при переходе из начальной школы в среднее звено, УМК «Форвард» под редакцией М.В. Вербицкой

В настоящее время учреждения образования используют коммуникативный метод обучения иностранным языкам, и главной задачей учителя стало обучение общению на иностранном языке. Научить ребёнка свободно в...