Преемственность в обучении английскому языку при переходе из начальной школы в среднее звено, УМК «Форвард» под редакцией М.В. Вербицкой
статья по иностранному языку (4 класс)

Красковская Ирина Владимировна

В настоящее время учреждения образования используют коммуникативный метод обучения иностранным языкам, и главной задачей учителя стало обучение общению на иностранном языке. Научить ребёнка свободно владеть иностранным языком к окончанию школы – задача непростая, но осуществимая. Одним из факторов её успешного выполнения является соблюдение преемственности в обучении иностранным языкам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность в обучении английскому языку при переходе из начальной школы в среднее звено, УМК «Форвард» под редакцией М.В. Вербицкой

В настоящее время учреждения образования используют коммуникативный метод обучения иностранным языкам, и главной задачей учителя стало обучение общению на иностранном языке. Научить ребёнка свободно владеть иностранным языком к окончанию школы – задача непростая, но осуществимая. Одним из факторов её успешного выполнения является соблюдение преемственности в обучении иностранным языкам.

В обучении под преемственностью понимается последовательность и системность в расположении учебного материала, связь и согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательной работы, осуществляемой от одного занятия к следующему, от одного года обучения к другому. Преемственность характеризуется осмысливанием пройденного на новом более высоком уровне подкреплением имеющихся знаний новыми, раскрытием новых связей, благодаря чему качество знаний, умений и навыков повышается. Знания делаются более сознательными, дифференцированными и обобщенными, а круг их применения значительно расширяется. Таким образом, преемственность означает процесс развития учащихся путем осмысливания и взаимодействия старых и новых знаний, прежнего и нового опыта.

Целью обучения иностранному языку в начальной школе является формирование способностей самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач на основе осознанного использования средств изучаемого языка.

Целью обучения иностранному языку в средней школе является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации и способной самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности.

Преемственность целей предусматривает раннее обучение иностранным языкам в системе непрерывного образования, что способствует развитию личности ребенка, его общих и языковых способностей, позволяет заложить более прочную основу для успешного изучения иностранного языка в средней общеобразовательной школе и позволяет овладеть иностранным языком как средством общения.

Для успешного достижения поставленной цели необходимо решение комплекса задач:

  • Организовать общение на иностранном языке в рамках опорно-коммуникативного минимума, отражающего мир детства ребенка, в котором живет он сам и его сверстники в стране изучаемого языка. Обеспечить возможность общения, понимание собеседника и воздействие на него своей речью;
  • Увлечь детей предметом «иностранный язык» и сохранить увлеченность на протяжении всего курса обучения иностранному языку, используя игру в процессе обучения;
  • Использовать процесс обучения иностранному языку для актуализации положительных черт характера ребенка и изначально-личностных образований путем включения его в действие, в коллективную игру, и направленное на получение результата, связанного с проявлением душевной доброты, доброжелательности, милосердия и других нравственных категорий.

Основными методами педагогической деятельности в осуществлении преемственности непрерывного обучения являются:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • частично-поисковый;
  • проблемно-поисковый;
  • исследовательско-творческий.

Методические приемы:

  • работа с игрушкой, картинкой;
  • прослушивание магнитофонной записи, просмотр видеофильмов;
  • слушание с опорой на наглядность и без нее;
  • чтение произведений на иностранном языке;
  • беседы о стране изучаемого языка, встреча с его исконными носителями или инсценировки встреч с куклами, одетыми в национальные костюмы;
  • «живые картинки», пантомима;
  • составление диаграмм, ситуативных диалогов;
  • коллаж;
  • фонетические зарядки;
  • физкультминутки.
    Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является игра. Она дает возможность успешно решать основную задачу – обучение общению на иностранном языке посредством общения, поэтому наиболее активно используется на уроках. В плане методической преемственности желательно обеспечить плавный переход детей с одной ступени обучения на другую, избегая потерь сформированных умений и как можно меньше травмируя детей. Легче всего это достичь, если на протяжении всего курса обучения иностранному языку придерживаться единой стратегии обучения, обеспечивающей четкое формулирование и достижение целей обучения каждой ступени при взаимодействии между ними.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета. 

Предметными результатами освоения третьего года изучения учебного предмета «Иностранный язык» является формирование следующих умений: 

Коммуникативные умения

  • общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках следующего тематического содержания речи: 

Мир моего «я». Моя семья. Мой день рождения, подарки. Моя любимая еда. Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). 

Мир моих увлечений. Любимая игрушка, игра. Мой питомец. Любимые занятия. Занятия спортом. Любимая сказка/ история/рассказ. Выходной день (в кино, зоопарке, в парке). Каникулы.

Мир вокруг меня. Моя комната (квартира, дом), предметы мебели и интерьера. Моя школа, любимые учебные предметы. Мои друзья, их внешность и черты характера. Моя малая родина (город, село). Путешествия. Дикие и домашние животные. Погода. Времена года (месяцы). Покупки (одежда, обувь, книги, основные продукты питания).

 

Родная страна и страны изучаемого языка. Россия и страна/страны изучаемого языка. Их столицы, основные достопримечательности и интересные факты. Произведения детского фольклора. Литературные персонажи детских книг. Праздники родной страны и страны/стран изучаемого языка.

  • употреблять в устной и письменной речи в соответствии с поставленной коммуникативной задачей следующие речевые образцы: 

Английский язык

  • What time is it? – It’s four o’clock. / It’s a quarter to three. / It’s ten (minutes) past four. / It’s half past seven.
  • It’s 7am. / It’s 7.10pm.
  • What time/ When do you usually get up?
  • When did you get up yesterday?
  • What are you doing? - I’m watching TV.
  • It’s raining. / It’s snowing.
  • The sky is grey. It’s going to rain.
  • There are no clouds, I don’t think it will rain.
  • What is your father? / What does your father do? - He’s a doctor.
  • Who’s Tim? – Tim is / Tim’s Ann’s brother.
  • What does your sister look like? – She’s tall and pretty.
  • What is she like? – She’s kind and friendly.
  • Are you hungry? – No, I’m not. I’m thirsty.
  • Is there any bread at home? - Yes, there’s some but there’s no butter.
  • Let’s go to the zoo. – It’s a good idea.
  • We are going to write a test tomorrow.
  • I don’t like to get up early but I have to.
  • I must read this book, it’s very interesting.
  • Russia is bigger than the USA. Lake Baikal is the largest lake in the world.
  • Jim is my best friend.
  • Hello! This is Tim speaking. Can I speak to Ann? – I’m afraid she’s out.
  • Can I help you? What would you like? – I’d like some fruit.
  • How much does it cost? – It costs 5 dollars.
  • Here you are. - Thank you. – You are welcome. 

Говорение

  • вести разные виды диалога (в том числе разговор по телефону) с опорой на картинки, фотографии и/или ключевые слова объемом 4–5 реплик со стороны каждого собеседника в стандартных ситуациях неофициального общения, с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране/ странах изучаемого языка;
  • создавать устные связные монологические высказывания (описание, в том числе характеристика, повествование) объемом 4–5 фраз в рамках тематического содержания речи с опорой на картинки, фотографии и/или ключевые слова, план, вопросы;
  • создавать устные связные монологические высказывания по аналогии; выражать свое отношение к предмету речи;
  • передавать в объеме 4–5 фраз основное содержание прочитанного текста с опорой на картинки, фотографии и/или ключевые слова, план, вопросы;
  • устно представлять результаты простой проектной работы. 

Аудирование

  • воспринимать на слух и понимать звучащие до 1 минуты учебные и адаптированные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: c пониманием основного содержания и с пониманием запрашиваемой информации фактического характера, с опорой на иллюстрации и без опоры, а также с использованием языковой и контекстуальной догадки. 

Тексты для аудирования: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, диалог (беседа), сообщение информационного характера, рассказ, сказка.

Чтение

  • читать вслух и понимать учебные и адаптированные аутентичные тексты объемом до 80 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией;
  • читать про себя и понимать адаптированные аутентичные тексты объемом до 160 слов, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания и с пониманием запрашиваемой информации фактического характера, с использованием языковой и контекстуальной догадки;
  • прогнозировать содержание текста на основе заголовка;
  • читать нелинейные тексты (простые таблицы) и понимать представленную в них информацию. 

Тексты для чтения: диалог (беседа) в ситуациях повседневного общения; рассказ-описание, рассказ-повествование; сказка; стихотворение; считалка; текст научно-популярного характера; сообщение информационного характера; сообщение личного характера; объявление. 

Письмо

  • заполнять анкеты и формуляры с указанием личной информации: имя, фамилия, возраст, место жительства (страна проживания, город), любимые занятия, домашний питомец и т.д.;
  • писать электронное сообщение личного характера объемом до 40 слов с опорой на образец;

Языковые знания и навыки

  • правильно писать изученные слова;
  • правильно расставлять знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки в начале и в конце предложения, запятая при обращении и перечислении);
  • различать на слух и правильно произносить слова и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей;
  • читать новые слова согласно основным правилам чтения;
  • распознавать и употреблять в устной и письменной речи не менее 500 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), включая 350 лексических единиц, освоенных в предшествующие годы обучения; 

Английский язык

  • распознавать и образовывать родственные слова с использованием основных способов словообразования: аффиксации (суффиксы -er/or, -ist teacher, actor, artist), словосложения (blackboard), конверсии (to play – a play);
  • распознавать и употреблять в устной и письменной речи синтаксические конструкции и морфологические формы английского языка с учетом тематического содержания речи: глаголы в видо-временных формах действительного залога в изъявительном наклонении (Present Continuous Tense в утвердительных, вопросительных (общий и специальный вопрос) и отрицательных предложениях); конструкцию to be going to и Future Simple Tense для выражения будущего действия; модальные глаголы долженствования must и have to; отрицательное местоимение no; степени сравнения прилагательных, образованные по правилу, и исключения (good – better – (the) best, bad – worse – (the) worst); наречия времени; обозначение даты (число и месяц), обозначение времени. 

Социокультурные знания и умения

  • использовать отдельные социокультурные элементы речевого поведенческого этикета страны/стран изучаемого языка в некоторых ситуациях общения (в том числе разговор по телефону);
  • кратко представлять свою страну и страну/страны изучаемого языка в рамках изучаемой тематики.

  Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Овладение познавательными универсальными учебными действиями:

  • использовать наблюдение для получения информации о признаках изучаемого объекта;
  • проводить по предложенному плану опыт/простое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
  • сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения;
  • объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; 
  • определять существенный признак для классификации; классифицировать
  • изучаемые объекты; 
  • формулировать выводы по результатам проведенного исследования
  • (наблюдения, опыта, измерения, классификации, сравнения);
  • создавать несложные модели изучаемых объектов с использованием знаково-
  • символические средств;
  • осознанно использовать межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира (в рамках изученного);
  • Овладение регулятивными универсальными учебными действиями:
  • понимать учебную задачу, удерживать ее в процессе учебной деятельности; планировать способы решения учебной задачи, намечать операции, с помощью которых можно получить результат; выстраивать последовательность выбранных операций;
  • оценивать различные способы достижения результата, определять наиболее эффективные из них;
  • контролировать и оценивать результаты и процесс учебной деятельности; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок;
  • овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:
  • осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля – определять тему, главную мысль, назначение текста (в пределах изученного);
  • использовать языковые средства, соответствующие учебно-познавательной задаче, ситуации повседневного общения;
  • строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание; составлять устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на темы, доступные младшему школьнику;
  • участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать свое мнение) с соблюдением правил речевого этикета;
  • готовить небольшие публичные выступления;
  • Овладение умениями участвовать в совместной деятельности:
  • понимать и принимать цель совместной деятельности;
  • обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата; распределять роли в совместной деятельности, проявлять готовность быть лидером и выполнять поручения;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело;
  • проявлять готовность толерантно разрешать конфликты;
  • овладение умениями работать с информацией:
  • выбирать источник для получения информации (печатные, цифровые электронные средства);
  • анализировать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
  • использовать и самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации;
  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
  • соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в Интернете.

      Личностными результатами освоения основной образовательной программы начального общего образования являются формирование следующих умений и качеств:

  • ценностного отношения к своей Родине – России; понимания своей этнокультурной и российской идентичности, сопричастности к настоящему и будущему своей страны и родного края; уважения к другим народам (патриотическое воспитание);
  • первоначальных представлений о человеке как члене общества (о правах и ответственности; об уважении и достоинстве), о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений; готовности к конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, к приобретению позитивного опыта повседневного этикета, дисциплины в образовательной организации; способности к сопереживанию, доброжелательности, толерантности; неприятию любых форм поведения, направленного на причинение физического и морального вреда другим людям (духовно-нравственное воспитание);
  • позитивного опыта участия в творческой деятельности, интереса обучающихся к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов (эстетическое воспитание);
  • понимания важности научных знаний для жизни человека и развития общества; формирование предпосылок к становлению внутренней позиции личности;
  • познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности, умения организовывать самостоятельное познание окружающего мира (формирование первоначальных представлений о научной картине мира);
  • готовности соблюдать правила здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережного отношения к физическому и психическому здоровью; понимания важности физического развития, здорового питания, занятий физической культурой и спортом (физическое воспитание и формирование здорового образа жизни);
  • понимания ценности труда в жизни человека и общества; уважения к труду и людям труда, бережного отношения к результатам труда; навыков самообслуживания; понимания важности добросовестного и творческого труда; интереса к различным профессиям (трудовое воспитание);
  • первоначальных представлений о ценности жизни на Земле и необходимости сохранения живой планеты; бережного отношения к природе; нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред природе, к жестокому обращению с животными (экологическое воспитание).

Литература:

Проблемы преемственности начальной и средней школы в обучении иностранному языку., Иванцова М.А./Первое сентября

Рабочая программа к УМК Форвард 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация преемственности при переходе из начальной школы в среднее звено. Методическая разработка.

Методическая разработка посвящается проблеме адаптации учащихся начальной школы к средней школе. Раскрывает проблемы преемственности и возможные пути их решения, вопросы организации преемственности в ...

Психологическое сопровождение учащихся 4-х классов в период перехода из начальной школы в среднее звено старшей школы.

Анализируя  результаты адаптации  учащихся 5 классов к обучению в СШ, исследуя научно-методическую литературу, а также опыт своей работы по психологическому  сопровождению учащихс...

Программа тренинговых занятий "Профилактика дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено"

Данная программа направлена на предупреждение дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено....

Преемственность при переходе из начальной школы в среднее звено

Преемственность при переходе из начальной школы в среднее звеноПоступление  в  пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника, так как в этот период осуществляетс...

Трудности перехода из начальной школы в среднее звено

Переход из начальной школы в среднее звено – одна из наиболее  сложных  педагогических проблем.Какие же трудности возникают у школьников при переходе в 5 класс?Смена социальной обстано...

Статья "Проблемы перехода из начальной школы в среднее звено"

        Переход из начальной в среднее звено школы традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – од...

Преемственность в воспитании при переходе из начальной школы в среднее звено.

В материале говорится о  трудностях перехода из начальной школы в среднее звено и о пути решешия этой проблемы....