Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Мир»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Данная программа имеет цель и задачи, в ней указаны принципы, на которые она опирается, описаны ожидаемые результаты. В программе есть «Устав» лагеря, где прослеживаются правовые взаимоотношения педагогов и детей.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ldp_muksutskaya_oosh.docx | 54.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Муксутская основная общеобразовательная школа»
Программа
детского оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием
«Мир»
Составитель:
Чистова Кристина Владимировна
начальник ДОЛ
Согласовано:
Мартыновский Станислав Сергеевич
директор школы
2022
Содержание:
- Информационная карта программы
- Пояснительная записка
- Цель и задачи программы
- Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены
- Направления и виды деятельности
- Этапы реализации программы
- Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Мир» с социумом
- Условия реализации программы
- Диагностика
- Ожидаемые результаты
- Режим дня ДОЛ
- Примерное календарно-тематическое планирование ДОЛ
- График выхода воспитателей (учителей школы) в ДОЛ
- Список используемой литературы
Информационная карта программы
1 | Полное название программы | Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием «Мир» |
2 | Цель программы | Организация отдыха и оздоровления обучающихся школы в летний период. |
3 | Направление деятельности | Физическое и духовное развитие детей, средствами игры, познавательной и трудовой деятельности. |
4 | Краткое содержание программы | Программа содержит цель и задачи, описание принципов и форм реализации жизнедеятельности ЛДП, календарно-тематическое планирование, ожидаемые результаты, условия реализации мероприятий, график выхода воспитателей (учителей) в ЛДП. |
5 | Авторы программы | Начальник лагеря – Чистова К.В |
6 | Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу | МКОУ Муксутская ООШ, Нижнеудинский район |
7 | Адрес, телефон |
|
8 | Место реализации | Пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием |
9 | Количество, возраст учащихся | 15 обучающихся с 7 до 11 лет |
10 | Срок реализации программы | С 1 июня по 22 июня 2021 года |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе нашей школы. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей, детей, оказавшихся в социально опасном положении. Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
- модернизацией старых форм работы и введением новых;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа имеет цель и задачи, в ней указаны принципы, на которые она опирается, описаны ожидаемые результаты. В программе есть «Устав» лагеря, где прослеживаются правовые взаимоотношения педагогов и детей.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель - организация отдыха и оздоровления учащихся МКОУ Муксутская ООШ в рамках жизнедеятельности ЛДП.
Задачи:
- Способствовать физическому оздоровлению детей в условиях временного коллектива.
- Способствовать формированию у школьников навыков общения и толерантности.
- Формирование цикла мероприятий по развитию нравственной и культурной ценности.
- Способствовать формированию навыков здорового образа жизни, укреплению здоровья.
- Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развивать творческое мышление.
- Развивать и укреплять связи школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.
ПРИНЦИПЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ И ПРОВЕДЕНИИ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ
- Безопасность при проведении ЛДП
- Учет особенностей каждой личности
- Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря
- Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря
- Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.
- Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря
- Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых
- Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне
- Наличие продукта жизнедеятельности ЛДП в конце каждого дня
НАПРАВЛЕНИЯ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Художественно - творческое направление
- Трудовая деятельность
- Физкультурно-оздоровительная деятельность
- Эстетическое направление
- Образовательное направление
- Досуговая деятельность
Физкультурно – оздоровительная работа
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
- вовлекать детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
- развивать и укреплять гигиенические навыки;
- расширять знания об охране здоровья.
Основные формы организации:
- Утренняя гимнастика (зарядка)
- Спортивные игры на стадионе, спортивной площадке.
- Подвижные игры на свежем воздухе.
- Эстафеты (спортивная игра «Веселые старты»).
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Эстетическое направление
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.
Задачи эстетической деятельности:
- пробуждать в детях чувство прекрасного;
- формировать навыки культурного поведения и общения;
- прививать детям эстетический вкус.
В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
Основные формы реализации:
- посещение спектаклей
- экскурсии
- конкурсы.
Художественно – творческая деятельность
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы реализации художественно-творческой деятельности:
- изобразительная деятельность (конкурс стенгазет и рисунков);
- конкурсные программы;
- игровые творческие программы;
- творческие игры («День рекордов»);
- праздники («Здравствуй, лагерь!», «День России»);
- выставки.
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Трудовая деятельность
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений, навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.
Основные формы работы:
- бытовой самообслуживающий труд;
- общественно значимый труд (уборка прилегающей территории, полив деревьев).
Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает в себя уход за одеждой и обувью, уборку помещений от мусора и пыли, создания уюта.
Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории.
Дети привлекаются к самообслуживанию в студиях, кружках, в которых они занимаются.
Образовательная деятельность
В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового и неизвестного. Ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Отсюда основные задачи образовательной деятельности:
- расширить знания детей и подростков об окружающем мире;
- удовлетворить потребности воспитанника в реализации своих знаний и умений.
Основные формы работы:
- экскурсии;
- тематические занятия;
- психологические тесты.
Определенный интерес у детей вызывают психологические тесты, которые помогают ребятам узнать о себе что-то новое.
Досуговая деятельность
Задачи досуговой деятельности:
- вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга.
- организовать деятельность творческих мастерских.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Виды досуговой деятельности:
- Развлечение, так как развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе.
- Отдых, который дает ощущение эмоционального подъема и возможность открытого выражения своих чувств.
- Самообразование, которое направлено на приобщение детей к культурным ценностям (экскурсии, дискуссии, деловые игры)
- Творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности.
- Общение, которое является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
В основу концепции программы легли следующие нормативно-правовые документы:
- Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
- Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
- Программа «Дети России», Указ Президента № 18.08.94.№ 1996г.
- Положение о лагере дневного пребывания.
- Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
- Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
- Приказы отдела образования, администрации школы.
- Должностные инструкции работников.
- Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
- Планы работы.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I этап. Подготовительный (Февраль-апрель)
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности пришкольного летнего детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко»;
- подготовка методического материала для реализации программы ДОЛ;
- отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап. Организационный (июнь)
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- запуск программы «Мир»;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III этап. Практический (июнь)
Основной деятельностью этого этапа является:
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
- работа творческих мастерских.
IV этап. Аналитический (июнь)
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов смены;
- выработка перспектив деятельности организации;
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ «МИР» С СОЦИУМОМ
Условия реализации программы.
- Нормативно-правовые условия:
- Закон «Об образовании РФ»
- Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
- Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
- Устав школы. Положение о лагере дневного пребывания.
- Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
- Приказы отдела образования, администрации школы.
- Должностные инструкции работников.
- Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
- Экспертное и санитарно–эпидемиологического заключения.
- Заявления от родителей.
- Планы работы.
- Материально-технические условия предусматривают:
- Кадровые условия
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
- начальник лагеря,
Кураторы отряда:
- воспитатель (из числа педагогов школы);
Руководители творческих мастерских
- из числа педагогов
- Методические условия предусматривают:
- наличие необходимой документации, программы, плана;
- проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
- коллективные творческие дела
- творческие мастерские
- индивидуальная работа
- тренинги
- деловые и ролевые игры
ДИАГНОСТИКА
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья;
- укрепление физических и психологических сил детей и подростков;
- развитие лидерских и организаторских качеств;
- развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;
- получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности;
- развитие коммуникативных способностей и толерантности;
- повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность;
- приобретение новых знаний и умений в результате занятий в творческих мастерских;
- расширение кругозора детей;
- повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм;
- личностный рост участников смены.
РЕЖИМ ДНЯ ЛДП МКОУ МУКСУТСКАЯ ООШ «МИР»
Время | Элементы режима дня |
08.30 – 08.40 | Прием детей |
08.40 – 08.50 | Утренний фильтр |
08.50 – 09.00 | Зарядка |
09.00 – 09.10 | Утренняя линейка |
09.15 – 09.45 | Завтрак |
09.45 – 10.15 | Общественно - полезный труд |
10.15 – 10.55 | Работа по плану отряда |
10.55 – 11.05 | Второй завтрак |
11.05 – 12.05 | Занятия в кружках допобразования |
12.05 – 13.05 | Спортивные игры и соревнования |
13.05 – 13.45 | Обед |
13.45 – 14.30 | КТД (общелагерное мероприятие) |
14.30 | Уход детей домой |
План-сетка
воспитательно-оздоровительной работы
лагеря с дневным пребыванием
«Мир» при МКОУ «Муксутская ООШ»
ДЕНЬ | МЕРОПРИЯТИЕ |
День первый «Планета встреч» | Общелагерный сбор. Праздничная программа «Здравствуй, лето красное, веселое, прекрасное!» Беседа «Будь осторожен на дороге». Игра «Кто хозяин на дороге» Конкурс рисунков на асфальте «Лето – это маленькая жизнь» |
День второй «Планета трудоголиков» | Открытие сезона. Праздничная линейка. Самоуправление. Выбор актива, оформление отрядных уголков: название отряда, речёвка, девиз, эмблема. Беседа «Правила поведения в столовой». Организация дежурства Мероприятие с использованием ИКТ: «Рисовалка Paint» |
День третий «Планета подвижных игр» | Выставка рисунков «Вот такое СОЛНЫШКО!» Спортивный конкурс: «Весёлые старты с мячом и шарами» Беседа «Правила безопасности на стадионе Игры на сплочение. «Веселый космодром». |
День четвертый «Планета интеллектуалов» | Литературно – музыкальный час: Игра «Что? Где? Когда?» Эрудит-шоу. Игровая программа «Полет в космос». |
День пятый «Планета сказок» | Конкурсно - игровая программа: «Лягушка – путешественница» Беседа «Правила поведения в библиотеке» Конкурс «Мульти-пульти» - чудесная страна» Викторина «В мире сказок». Развлекательная программа «По дорогам сказок». |
День шестой «Планета спорта» | Шоу «Мальчишек-шалунишек». Космостарты. Шахматно-шашечный турнир. Познавательно - развлекательная программа «Кошки – это кошки» Беседа «Будь осторожен с домашними животными» |
День седьмой «Планета юмора» | Литературно – познавательная игра «В поисках Эльдорадо» Спортивно – игровой праздник «Юный пожарный» Беседа «Правила поведения при пожаре» Развлекательная программа «День улыбки» |
День восьмой «Планета героев» | Экскурсия: Моя малая родина» Беседа «Будь внимателен на водоемах» Конкурс «Дорожный марафон» Конкурс рисунков «Страна СВЕТОФОРИЯ» |
День девятый «Планета юный эколог» | Конкурс рисунков «Цветик- семицветик» Беседа «Будь осторожен, избегай травм». «Медицинская помощь при ушибах» Экологическая игра «Паутина». Развлекательная программа «Язык цветов». Игра «Земноводные, пресмыкающиеся, птицы». |
День десятый «Планета рекордов» | Конкурсно – игровая программа: «Ловись, рыбка, большая и маленькая» Развлекательная программа: «О сказках в шутку и всерьёз» Беседа «Правила поведения в автобусе» Игра «Мы пассажиры» Спортивное состязание «Приглашаем на космодром». Книга рекордов лагеря. |
День одиннадцатый «Планета танца» | Конкурсно – игровая программа: Стартинейджер «Танцуй пока молодой» Конкурс «Танцы народов мира» Беседа «Правила этикета» |
День двенадцатый «Планета «Очумелые ручки»» | Конкурс поделок из природного материала Конкурсно - игровая программа «Зов джунглей» Беседа «Первая медицинская помощь при солнечном ударе» Клуб веселых мастеров. Игра – лотерея «Семь раз отмерь, один раз отрежь». |
День тринадцатый «Планета талантов» | Конкурсно – игровая программа: «Дары леса» Беседа «Осторожно, колющие предметы» Выпуск стенгазеты от отряда на тему: «Космоновости» Конкурс рисунков «Мир, в котором я живу». |
День четырнадцатый «Планета игр, игрушек, шариков и бантиков» | Конкурсно – игровая программа: «Волшебный бантик» Конкурс рисунков «Страна РАЗНОЦВЕТИЯ» Спортивное состязание: «Мы вместе» |
День пятнадцатый «Планета неожиданностей» | Закрытие сезона. Праздник закрытия лагерной смены «До свидания, Веснушка!» Вручение Оскара за самый лучший рисунок сезона. |
Дополнения:
Каждая неделя открывается линейкой. Оформляется стенд на первом этаже с учетом тематики каждой недели (общая тема недели и каждого дня, картинки, загадки и т.д.).
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
- Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
- Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
- Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2007 г.
- Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной деятельности детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Я и Другие»
Программа воспитательной деятельности детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Я и Другие»по развитию коммуникативных способностей. Цель: создание благоприятных условий,...
Программа «Организация детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием при МБОУ «Камызякская СОШ №4»
Каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения...
Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Зелёный островок»
Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний ...
Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей спортивно-оздоровительного направления...
Программа воспитательной деятельности детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Большое космическое путешествие"
Вся программа строится на игре, по программе «Большое космическое путешествие».Погружение осуществляется с момента начала смены. Формируются отряды (экипажи). Каждый отряд планирует свою р...
Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "ИСТОК"
Программа ДОЛ "Радость лета" с дневным пребыванием детей "ИСТОК"...
Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Летняя Петровская академия»
В основе программы лежит ролевая игра между двумя факультетами (отрядами) «Путешествие во времени» и экскурс в эпоху Петра I, к его Указу «Юности честное зерцало». Участни...