Программа воспитательной деятельности детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Большое космическое путешествие"
рабочая программа
Вся программа строится на игре, по программе «Большое космическое путешествие».
Погружение осуществляется с момента начала смены. Формируются отряды (экипажи). Каждый отряд планирует свою работу с учётом общелагерного плана. В первый день ребятам предлагается выбрать девиз отряда, начертить карту лагеря, придумать название объектам, расположенным на территории лагеря и оформить свое отрядное место. В каждом отряде намечается план мероприятий. Проводятся тематические дни, которые являются общими для всех. Объявления о мероприятиях вешаются в уголке лагеря. В конце лагерной смены происходит отчет отрядов о проделанной работе. Оформляются фото-страницы в дневнике лагеря.
Каждый день смены будет посвящен открытию одной из планет .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitatelnoy_deyatelnosti_v_dol.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №2»
Кулундинского района Алтайского края
Программа воспитательной деятельности
детского оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием
«Солнышко»
на базе МБОУ КСОШ №2
«Большое космическое путешествие»
Автор программы:
Вдовина Ю.В.
Кулунда 2021
Паспорт программы лагеря
с дневным пребыванием детей и подростков
Название программы
Программа летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием «Солнышко» - «Большое космическое путешествие».
Цель программы
1.Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период.
2.Укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей. 3.Развитие мотивации личности к познанию и совершенствование лучших черт личности.
4.Выявление способностей ребёнка и его развитие в спорте, туризме, искусстве, художественно – техническом творчестве, в различных видах игровой деятельности.
5.Сохранение, воспитание и развитие патриотических чувств и традиций, формирование позитивного социального опыта растущего человека третьего тысячелетия.
Адресат проектной деятельности
Программа составлена для участников лагерной смены
Возраст детей 6 -15 лет
Сроки программы: 1 смена лагерного сезона (июнь месяц), продолжительность сезона 21 день.
Направление деятельности
-Художественно- эстетическое
- Физкультурно – оздоровительная деятельность
- Музыкально- игровая деятельность
- Экологическое направление
- Трудовая деятельность
- Патриотическое воспитание
Ожидаемый результат
- общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья,
- знакомство детей с разнообразными видами игровой деятельности, умение организовывать и самостоятельно проводить различные игры,
- навыки самоуправления, умение работать в творческих группах, нести ответственность за проводимые дела,
- развитие коммуникативных способностей и толерантности,
- реализация принципов сотрудничества детей и взрослых на позициях самоуважения, самодеятельности,
- творческий рост детей и педагогов,
- максимальная ступень самореализации каждого
Оглавление
2. Нормативно – правовое обеспечение работы детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков 5
6. Принципы реализации программы 7
7. Содержание лагерной смены 7
8. Механизм реализации программы 8
9.Этапы реализации программы. 9
10. Формы реализации программы 10
11. Условия реализации программы. 10
12. Критерии эффективности программы 11
14. Управление и руководство лагерем с дневным пребыванием: 12
15. Финансово – хозяйственная деятельность лагеря: 12
Введение
Приближается самая любимая пора детворы – лето. Лето для детей - это разрядка, накопившейся за год напряжённости, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азарта труда, время новых людей, а самое главное – познание самого себя.
Проблема организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в каникулярный период всегда остаётся в центре внимания не только руководителей образовательных учреждений, но и учреждений дополнительного образования, сотрудников региональных и муниципальных органов власти, социальной защиты населения, Центров занятости и управления образования.
Детский оздоровительный лагерь является учреждением для детей в возрасте от семи до пятнадцати лет. Лагерь существует для организации детей и их оздоровления. Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 21.12.2004. №170 ФЗ. Отдых детей и их оздоровление – это «совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно- гигиенических и санитарно- эпидемиологических требований».
Необходимость создавать лагерь с дневным пребыванием детей на базе общеобразовательных школ обусловлена большой значимостью данных образовательных учреждений.
Пришкольные лагеря организуются с целью развития, оздоровления и отдыха детей по месту жительства.
Говоря об особенностях организации деятельности пришкольных лагерей с дневным пребыванием, мы в первую очередь подразумеваем категории детей, которые приходят в лагерь. В наши дни путёвку в загородный лагерь могут позволить не все родители. Именно для семей, которые находятся в трудной жизненной ситуации (неполные семьи, многодетные, малообеспеченные семьи и т. д.) создаётся такой лагерь.
Помимо традиционных направлений появились и новые тенденции в организации пришкольных лагерей: поддержка одаренных детей и подростков; организация активного отдыха детей с девиантным поведением и т. д.
Целями организации воспитательной деятельности с детьми в конкретном макрорайоне (города, села, посёлка) в зависимости от условий (кадровой, материальной базы, сети образовательных учреждений) и типа лагеря могут быть:
социально – педагогическая защита детей;
предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных;
отношение между людьми, развитие способностей и интересов личности, защита её прав;
создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности.
Таким образом, можно отметить. Что цели организации воспитательной работы в лагере весьма разнообразны.
Целеполагание:
- групповое интервью с педагогическими работниками лагеря для решения поставленных задач на летний оздоровительный сезон
- определение воспитателями тематических мероприятий в отрядах
- семинар с вожатыми отрядов для выработки и принятия решения единого плана работы
- предоставление возможности самовыражения предложений каждому ребёнку, развитие творческого потенциала
Цель лагеря с дневным пребыванием:
- создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период,
- укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей,
- развитие художественно – творческих способностей детей.
Задачи лагеря с дневным пребыванием:
- Создание условий для организации отдыха детей и пропаганда здорового образа жизни.
- Организация разнообразной досуговой деятельности, и прежде всего – активного общения с природой.
- Формирование интереса к различным видам деятельности.
- Привлечение к активным формам деятельности учащихся «группы риска»
- Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребёнка.
- Приобщение ребят к разнообразному опыту социальной жизни через участие в игре.
- Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно – гигиеническую культуру.
Ожидаемые результаты:
- Общее оздоровление детей, укрепление их здоровья.
- Укрепление физических психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
- Творческий рост детей и педагогов.
- Максимальная ступень самореализации каждого ребёнка.
- Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
- Программа пришкольного лагеря «Солнышко» - это комплексная программа, которая предусматривает сделать отдых детей более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья детей.
2. Нормативно – правовое обеспечение работы детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков
В основе концепции программы лежат следующие нормативно-правовые документы:
«Закон об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 10.12.1995 №195- ФЗ
«Концепция о правах ребёнка», ООН1991год
Закон «Об образовании РФ»
«Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» 30.09.1990г.
Программа «Дети России», Указ Президента №18.08.94.№1996
«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 №5487 – 1
Организационные документы:
Приказ о открытии детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
Положение лагеря дневного пребывания.
Штатное расписание.
Должностные инструкции
Правила внутреннего трудового распорядка лагеря дневного пребывания.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Акт приёма и сдачи лагеря
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
Документы, регламентирующие воспитательно – оздоровительный процесс
Программа лагеря с дневным пребыванием детей и подростков
3. Визитная карточка
Название лагеря: детский оздоровительный лагерь «Солнышко»
Тип лагеря: лагерь дневного пребывания.
Модель лагеря: разновозрастное объединение школьников
Кадры: начальник лагеря, педагоги - воспитатели, педагоги дополнительного образования, физкультурный работник, медицинский работник школы, вожатые лагеря
Количество смен: одна
Продолжительность смены: 21 день
Возраст участников: 7 -15 лет
Источник финансирования: местный бюджет, администрация школы, родительская добровольная поддержка
Сроки проведения: июнь месяц
Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация
4. Цель программы
1.Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период.
2.Укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей.
3.Развитие мотивации личности к познанию и совершенствование лучших черт личности.
4.Выявление способностей ребёнка и его развитие в спорте, туризме, искусстве, художественно – техническом творчестве, в различных видах игровой деятельности.
5.Сохранение, воспитание и развитие патриотических чувств и традиций, формирование позитивного социального опыта растущего человека третьего тысячелетия.
5. Задачи программы
1.Организация разнообразной досуговой деятельности, прежде всего – активного общения с природой.
2. Пропаганда здорового образа жизни.
3. Вовлекать в систематические занятия физкультурой и спортом всех детей, отдыхающих в лагере.
4. Формирование интереса к различным видам деятельности
5. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребёнка.
6. Приобщение ребят к разнообразному опыту социальной жизни через участие в игре.
7. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.
6. Принципы реализации программы
Личностный подход в воспитании:
- добровольность включения в ту или иную деятельность (игровая, трудовая, познавательная)
- проявлять интерес к новым видам деятельности и способам решения поставленных задач в процессе сотрудничества между вожатыми, воспитателями, сверстниками
Гуманизация межличностных отношений:
- построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку
- уважение и терпимость к мнению детей
- создание ситуаций успеха
- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения
Принцип демократичности:
- участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей
Дифференциация воспитания:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально- психологическими особенностями детей
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня
Принцип творческой индивидуальности:
- творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал
Принцип комплексности и оздоровления и воспитания ребёнка:
- чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы лагеря
- оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач
7. Содержание лагерной смены
Вся программа строится на игре, по программе «Большое космическое путешествие».
Погружение осуществляется с момента начала смены. Формируются отряды (экипажи). Каждый отряд планирует свою работу с учётом общелагерного плана. В первый день ребятам предлагается выбрать девиз отряда, начертить карту лагеря, придумать название объектам, расположенным на территории лагеря и оформить свое отрядное место. В каждом отряде намечается план мероприятий. Проводятся тематические дни, которые являются общими для всех. Объявления о мероприятиях вешаются в уголке лагеря. В конце лагерной смены происходит отчет отрядов о проделанной работе. Оформляются фото-страницы в дневнике лагеря.
Каждый день смены будет посвящен открытию одной из планет под названием:
- Планета встреч
- Планета юмора
- Планета здоровья
- Планета сказок
- Планета спорта
- Планета права
- Планета Земля
- Планета музыки
- Планета безопасности
- Планета театра
- Планета подвижных игр
- Планета экологии
- Планета мультфильмов
- Планета прощания
Структура управления
Экипаж корабля:
Капитан – начальник лагерной смены
Штурман - педагог организатор
Бортпроводники – воспитатели
Начальник орбитальной станции «Космостарты» - физрук
Начальник орбитальной станции «Космическая музыка» - музыкальный руководитель
Космодоктор-медицинский работник
Космококи-работники столовой
Космонавты – дети
Задача капитана, бортпроводников – организация плановой работы лагерной смены. Каждый день на планёрки анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.
Стратегию участия в деле экипажей организуют бортпроводники.
Каждый экипаж создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, выпускает вахтовый журнал, где отражает жизнь экипажа каждый день. В конце лагерной смены будет проводиться конкурс вахтовых журналов.
Основное содержание программы.
Цель: Формирование у детей единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. Массовое привлечение детей к занятиям физической культурой и спортом. Развитие творческого и художественного потенциалов личности детей.
Задачи:
- Формирование в сознании детей современной экологически-ориентированной картины мира, воспитание чувства уважения к своему природному и социальному окружению;
- Прививать любовь к родной природе и краю.
- Формирование творческих способностей личности к саморазвитию, самовыражению
- Расширение и углубление знаний, умений в художественном творчестве, социально-досуговой деятельности
- Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора детей в области физической культуры и спорта;
- Практическое применение полученных умений, навыков в общественной деятельности.
8. Механизм реализации программы
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
Организационный модуль.
Формы работы:
планирование;
подготовка к лагерной смене;
оформление лагеря;
подготовка материальной базы;
определение обязанностей;
подготовка лагеря к сдаче приёмной комиссии;
организация питания в школьном оздоровительном лагере.
Оздоровительный модуль.
Формы работы:
утренняя зарядка;
встречи с медицинским работником лагеря;
влажная уборка, проветривание игровых комнат;
беседы о вредных привычках;
организация здорового питания лагеря; спортивные праздники.
Творческий модуль.
Формы работы:
коллективно – творческие дела;
участие в сельских мероприятиях;
конкурсы;
викторины;
экскурсии.
Патриотический модуль.
Формы работы:
посещение мемориала Воинской славы;
беседы.
Нравственно – экологический модуль.
Формы работы:
экскурсии в природу;
викторины, конкурсы;
беседы о нравственности;
работа в библиотеке;
конкурс рисунков на асфальте;
отрядные огоньки;
конкурсы загадок.
Социально – психологический модуль.
Формы работы:
работа педагога – психолога школы;
работа социального педагога школы;
диагностика; тестирование;
индивидуальные беседы; анкетирование;
обработка результатов.
9.Этапы реализации программы.
Подготовительный (апрель, май)
Этот этап характеризуется тем, что за два месяца до открытия летнего пришкольного оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказов о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Радуга здоровья»;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план – сетка, положение, должностные обязанности, инструкции);
- подбор кадров для работы в пришкольном лагере;
- подбор и обучение вожатского состава вожатского состава;
- инструктивное совещание с работниками лагеря;
- подготовка методических материалов;
- подготовка материально-технической базы.
Организационный этап (1-2 дня)
Этот период самый короткий по количеству дней. Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча детей, формирование отрядов;
- проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- знакомство с режимом работы лагеря и его правилами;
- оформление отрядных комнат.
Основной этап (10 дней)
Основной деятельностью этого этапа является:
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно – творческих дел;
- методическая работа с вожатыми;
- экологическая работа по плану;
- использование здоровьесберегающей технологии, направленной, на физкультурно – оздоровительные мероприятия лагеря.
Заключительный этап (13-14 день)
Основной идеей этого этапа является:
- закрытие лагерной смены;
- сбор отчётного материала;
- подведение итогов смены;
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесёнными по деятельности летнего оздоровительного пришкольного лагеря в будущем;
- выпуск фотоочета.
10. Формы реализации программы
- организация и проведение традиционных лагерных мероприятий.
- игровые и оформительские практикумы;
- конкурсы;
- викторины;
- библиотечный час;
- посещение музеев, кинотеатров;
- дискотека;
- трудовые десанты; отрядные огоньки;
- праздник здоровья;
- спортивные эстафеты;
- работа с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре.
11. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение предусматривает:
- игровые комнаты с набором игр различного направления
- спортивная площадка для игр
- спортивный стадион
- актовый зал
- библиотечно информационный центр
- школьная библиотека
Кадровое обеспечение предусматривает:
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы лагерной смены.
Начальник лагеря - обеспечивает функционирование лагеря
Физкультурный работник - организует спортивно- оздоровительную работу
Кураторы отрядов.
Воспитатели отрядов (из числа педагогов школы)
Вожатые - помощники воспитателей (из числа учащихся школьного самоуправления)
Педагогические условия предусматривают:
Соответствие направления и формирования работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребёнка через участие общелагерных мероприятий по интересам.
Отбор педагогических приёмов и средств с учётом возрастных особенностей детей.
Обеспечение единства и взаимосвязи управления самоуправления.
Единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.
Методические условия предусматривают:
Подготовка школьным библиотекарем для воспитателей и вожатых лагеря методических пособий
Проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены Обучение вожатых лагеря
Наличие необходимой документации:
Программа лагеря «Солнышко», план работы воспитателей с отрядом.
12. Критерии эффективности программы
На сегодняшний день нет универсальных критериев и показателей, которые бы однозначно подтвердили успешность того или иного воспитательного деяния.
Адаптированная комплексная программа пришкольного оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей и подростков придерживается следующих критериев:
Воспитательно – образовательные:
1. Охват программой детей (количество детей лагеря – 72 человека, возраст 7 – 15 лет, отряд вожатых).
2. Динамика показателей уровня развития детей по принципу: не умел – научился, не знал – узнал.
3.Косвенные (количество победителей в различных состязаниях, характер и число реализованных инициатив, количество занятий, огоньков, поделок, газет).
Социально – экономические:
1. Состояние здоровья детей и взрослых.
2. Показатели социальной адаптации (активность, успеваемость, правонарушения)
3. Психологический комфорт участников лагеря.
4. Количество привлечённых средств
Выявляются и определяются эти показатели при помощи психолого – педагогических диагностик: анкеты, беседы, наблюдение, продукты детского творчества.
Отчёта школьного медицинского работника.
13. Ожидаемые результаты:
В ходе данной программы ожидается:
- общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья,
- знакомство детей с разнообразными видами игровой деятельности, умение организовывать и самостоятельно проводить различные игры,
- навыки самоуправления, умение работать в творческих группах, нести ответственность за проводимые дела,
- развитие коммуникативных способностей и толерантности,
- реализация принципов сотрудничества детей и взрослых на позициях самоуважения, самодеятельности,
- творческий рост детей и педагогов,
- максимальная ступень самореализации каждого.
14. Управление и руководство лагерем с дневным пребыванием:
- непосредственное руководство лагерем осуществляет начальник лагеря, назначенный руководителем образовательного учреждения (начальник лагеря осуществляет свою деятельность на основе должностной инструкции)
- воспитательную работу лагеря осуществляют воспитатели отрядов (из числа педагогов школы), вожатые - помощники воспитателей (из числа учащихся школьного самоуправления)
15. Финансово – хозяйственная деятельность лагеря:
Источники формирования финансовых ресурсов лагеря с дневным пребыванием:
- Бюджетные средства села
- Родительская добровольная поддержка на проведение культурно – массовых мероприятий в рамках запланированных расходов
Литература:
- Скобелкин В. Любовь тебе и жизнь тебе, Россия. – СПб.: Питер, 2006. – 192с.
- Корнеева Е.И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании школьников. – М., 2003. – 48с.
- Психология воспитания / Под редакцией В.А. Петровского. – М., 1997. – 200с.
- Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Ибр. Пед. Соч. –М., 1997. – Т.2.
- Гришина Г. Н. Народная игра как средство развития взаимоотношений между родителями и детьми в семье. – Ростов – на – Дону, 1995. -80с.
- Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности в загородном лагере. –М.:Айрис Пресс, 2005. – 105с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа лагеря дневного пребывания "Космическое путешествие"
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических система...
программа деятельности детского оздоровительного лагеря дневного пребывания «Ромашка»
Летние каникулы – лучшее время для развития творческого потенциала и совершенствования возможностей ребёнка, его приобщения к новым культурным ценностям, вхождения в систему новых социальных связей и ...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ - 2015
Июль 2015 - ссылка на страницу сайтаНачальник лагеря: Боровкова Елена Анатольевна. Организатор мероприятий: Дворецкая Свелана Валерьевна В последнее время общество осознало необходимост...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ - 2016
Июнь 2016 - ссылка на страницу сайтаНачальник лагеря: Боровкова Елена Анатольевна. Организатор мероприятий: Дворецкая Свелана Валерьевна Родной край – частица нашей огромной страны. Обр...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ - 2015
В последнее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних л...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ - 2016
Родной край – частица нашей огромной страны. Образ того места, где человек родился, вырос, он до конца жизни проносит в своём сердце, так как любовь к Родине – одно из самых прекрасных человечес...
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Космическое путешествие"
Название программы лагеря дневного пребывания «Космическое путешествие». Такой выбор был сделан не случайно – в 2021году 12 апреля исполнилось ровно 60 лет со дня первого полета чело...