Статья С.А. Моисеенко "Современные проблемы духовно-нравственного воспитания старшеклассников"
статья
Воспитание гражданского самосознания молодежи – это нравственная основа государства, залог его успешного будущего, стимул позитивного развития общества. И дополнительное образование - это вектор развития гражданственности и патриотизма в каждом современном школьнике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sovremennye_problemy_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya_starsheklassnikov.docx | 744.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. участника Моисеенко Светлана Александровна
Полное наименование образовательного учреждения Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеский центр космического образования "Галактика" города Калуги.
Тема выступления «Современные проблемы духовно-нравственного воспитания старшеклассников»
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – это основополагающий ресурс развития современного социума, поскольку он входит в состав идеологической базы государственного суверенитета. Формирование гражданской культуры молодежи представляет собой приоритетную задачу современной педагогики. С какими же проблемами сталкивается педагог в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения?
Процесс формирования основ гражданского самосознания подростков должен базироваться на принципах системности, планомерности и постоянства. И особенно актуальны эти принципы сейчас, в условиях работы с молодежью, которая подвергается влиянию мощнейшего информационного потока со стороны всех видов современных средств массовой информации.
Многообразие медиаресурсов характеризуется существованием в пределах информационного пространства противоположных, иногда даже провокационных точек зрения на различные факты, события, проблемы социальной действительности. Задача педагога – помочь подростку правильно расставить акценты в существующих проблемных вопросах, сформировать верное восприятие исторических событий и фактов современной общественной действительности. Одной из наиболее действенных форм воспитания духовно-нравственных чувств старшеклассников в данном случае является социальная акция. Не секрет, что знания о ключевых исторических событиях, сформировавших основы государственности, молодежь может получить только опосредованно, через восприятие самого педагога. Именно поэтому социальная акция – это комплекс воспитательных мероприятий, встроенный в образовательную деятельность и направленный на формирование активной гражданской позиции старшеклассников. Возложение цветов к Могиле Неизвестного Солдата – одна из наиболее значимых акций с точки зрения воспитания патриотических чувств. Но педагогу следует учитывать, что проведение этой акции без серьезной и планомерной подготовки полностью обесценивает ее в глазах современных подростков. Предварительные мероприятия должны быть посвящены историческим событиям времен Великой Отечественной войны. Тщательно продумывая сценарий мероприятия, подбирая фрагменты оригинальной видеохроники, музыкальное сопровождение, педагог таким образом формирует основу живого и непосредственного восприятия подростками событий военного времени, ощущения сопричастности, сопереживания, общности чувств и, как следствие, гордости за свою страну и ее героев. В этом случае акция возложения цветов к Вечному Огню из простой формальности превращается настоящую дань памяти павшим воинам.
Проблемный момент формирования нравственно-патриотических чувств старшеклассников состоит также в том, что сейчас во взрослую жизнь вступает поколение, воспитание гражданской позиции которого долгое время проводилось формально и бессистемно. Неустойчивое мировосприятие подростков, юношеский максимализм, негативизм – это причина появления в подростковой среде противоречащих друг другу идей космополитизма и радикального национализма. В чем же их опасность? Идеи космополитизма очень близки современной молодежи, с ее амбициозностью, стремлением перевернуть весь мир и самоутвердиться любой ценой. На деле же идеология космополитизма – это действенный способ уничтожения государственного суверенитета. В основе государственности всегда лежит общественный идеал, формируемый исторически, на основании цивилизационно-ценностных накоплений. Космополитизм обесценивает понятие идеала, разрушая таким образом связь между народом и его прошлым, дезавуируя само понятие государственности.
Радикальный национализм еще более опасен в среде молодежи, поскольку, в отличие от патриотизма, он базируется не на чувстве любви к своей стране, а на чувстве превосходства по отношению к представителям других национальностей, что недопустимо в многонациональном государстве.
Воспитание гражданского самосознания современной молодежи, формирование ее духовно-нравственных основ должно базироваться прежде всего на приобщении к культурно-историческому наследию родной страны, ознакомлении с ее прошлым, с ее традициями и достижениями. Наиболее действенным проектом в данном случае в сфере дополнительного образования является исследовательская деятельность подростков. Выбирая тему исследования, проводя самостоятельную поисковую работу, анализируя фактический материал и делая выводы, старшеклассники не просто знакомятся с историей и культурой государства, но и начинают ощущать себя частью народа, понимать свою ответственность за судьбу государства. Педагог дополнительного образования, координируя исследовательскую деятельность подростков, должен обращать особое внимание на краеведческий аспект, поскольку исследования, посвященные малой родине – это та стартовая площадка, которая формирует условия для развития патриотических чувств и гражданской инициативы старшеклассников.
Воспитание гражданского самосознания молодежи – это нравственная основа государства, залог его успешного будущего, стимул позитивного развития общества. И дополнительное образование - это вектор развития гражданственности и патриотизма в каждом современном школьнике.
Список литературы
1. Абрамова, С.В. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права [Текст] - М.: Глобус, 2006. - 224 с.
2. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. Начальная школа // Начальная школа. - 2011. - №11. - С.68 - 71.
3. Агапова, И.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия [Текст]: 1-11 классы. - М.: ВАКО, 2010. - 368 с.
4. Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. - 2013. - №6. - С.3 - 7.
5. Александрова, Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий [Текст] - Волгоград: Учитель, 2007. - 203 с.
6. Басаргина, А.А. Музей народной культуры [Текст] - Белгород: КОНСТАНТА, 2006. - 114 с.
7. Батурина, Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях [Текст] - М.: Народное образование, 2002 - 112с.
8. Беспятова, Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков методическое пособие / Н К. Беспятова, Д.Е. Яковлев [Текст] - М.: Айрис Пресс: Айрис дидактика, 2006. - 189 с.
9. Быков, А.К. Событийный подход в патриотическом воспитании школьников // Воспитание школьников. - 2009. - №7. - С.21 - 24.
10. Евладова, Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 192 с.
11. Конасова, Н.Ю. Права детей на дополнительное образование и социально-педагогическую поддержку [Текст]: учеб. - метод. пособие / Н.Ю. Конасова [и др.]. - Санкт-Петербург: КАРО, 2005. - 219 с.
12. О ходе модернизации российского образования // Воспитание школьников. - 2012. - №10. - С.3 - 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Подходы к реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"
Статья раскрывает основные подходы и способы разработки программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях введения ФГОС ...
Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».
Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...
Актуализация проблемы духовно-нравственного воспитания как одного из приоритетных направлений ФГОС НОО второго поколения.
Актуализация проблемы духовно-нравственного воспитания как одного из приоритетных направлений ФГОС НОО второго поколения. ( из опыта работы)...
Проблемы духовно-нравственного воспитания
Статья отражает направления работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников...
Проблемы духовно - нравственного воспитания школьников
Выступление на методическом объединении...
ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы....
Сообщение на тематическом педагогическом совете «Обновление педагогических позиций по проблеме духовно-нравственного воспитания обучающихся в рамках модернизации воспитательного пространства» на тему: «Пути реализации и эффективные формы ра
Сообщение на тематическом педагогическом совете«Обновление педагогических позиций по проблеме духовно-нравственного воспитания обучающихся в рамках модернизации воспитательного пространства&raqu...