Проблемы духовно-нравственного воспитания
статья на тему
Статья отражает направления работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_gumannosti_u_mladshih_shkolnikov.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание гуманности у младших школьников.
Классный руководитель 4 «Б» класса МБОУ СОШ с.Таремское
Шишкина Ирина Владимировна
В последние десятилетия произошли существенные изменения в системе отношений ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Значительно снизилась ценность других людей и степень участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирования себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности. Настало время серьезно задуматься над содержанием воспитательного процесса, позволяющего развить в ребенке лучшие качества человека, гражданина , патриота Родины.
Одной из основных задач школы в настоящее время становится ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, а выпускник школы, как указано в стандартах второго поколения, должен быть носителем ценностей гражданского общества.
Идеологической основой ФГОС начального общего образования является Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где особое внимание уделено решению задач социализации современного школьника, созданию условий для социально- педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Решению этих важнейших задач способствует гуманизация образовательного пространства. Гуманизация выступает условием гармонического развития личности, обогащения ее творческого потенциала, установления гармонического взаимодействия с миром.
Гуманизация имеет в своей основе такое понятие, как гуманность. Гуманность –это человечность, любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости (толерантности), мягкость в человеческих отношениях, уважение к личности и ее достоинству, любовь ко всему живому.
Гуманность как нравственное качество, является сложным психическим образованием, которое включает осознание и понимание норм морали, наличие гуманных чувств и нравственного поведения.
Воспитание гуманности у детей связано с принципами гуманности:
- создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, чести и достоинстве личности ребенка
- развитие таких ценностей и приоритетов, как сохранение и развитие жизни на Земле, разумное отношение к природным богатствам
- формирование человеческих взаимоотношений на основе дружелюбия, доброжелательности, сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности, справедливости, порядочности
Большую роль в воспитании гуманности играют:
1)предметы гуманитарного цикла
2)поведение учителя, стиль и культура его взаимоотношений с учениками
3)этика отношений детей в коллективе
4)внеклассная работа, связанная с объединением детей и взрослых
5)проявление заботы о природе и о животных
Одним из важных проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между людьми. И главная роль в формировании таких качеств, как отзывчивость, взаимоуважение, сострадание, толерантность, доброжелательность принадлежит учителю. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой главный для детей пример нравственного и гражданского личностного поведения. Гуманный педагог , приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними как образец человечности. Именно через любовь к своему учителю, ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. Гуманный педагог должен обладать следующими качествами:
1) любить детей такими, какие они есть, доброта и любовь к детям не позволяет грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство
2)найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие
3)создавать «ситуацию успеха»,оказывать ребенку позитивную словесную поддержку
4)необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания
5)педагогу должно быть присуще все лучшее, что людям нравиться в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость , и общительность, и любовь к жизни, и порядочность.
Именно учитель вводит ребенка в богатую палитру норм человеческого общения. Эта интересная и ответственная роль принадлежит учителю начальных классов. Он приобщает детей к нормам воспитанности, знакомит с этикой отношений в коллективе, развивает стремление общаться со сверстниками.
Младший школьный возраст является наиболее оптимальным периодом для воспитания гуманности, ребенок становится способным произвольно управлять собственным поведением, подчинять его сознательному контролю, преодолевать импульсивность. В данный возрастной период происходит интенсивное усвоение ребенком этических правил, норм и принципов, нравственных привычек поведения и нравственных чувств личности .
Формирование гуманности у младших школьников осуществляется в многообразных видах деятельности, в различных вариантах межличностных отношений.
Младшие школьники проявляют склонность к добрым делам. Многие из них хотят помочь старшим в труде, с большим усердием выполняют их поручения. Сколько нежности, ласки и заботы проявляют дети по отношению к своим родителям и близким, если родители правильно строят свои взаимоотношения с детьми. Многие дети этого возраста отзывчивы, готовы помочь своим ровесникам, умеют сопереживать. Они любят животных, с удовольствием ухаживают за ними, сердятся, когда кто-то причиняет им боль. Это и есть та база, на которой строится воспитание гуманности. у младших школьников.
Воспитанию взаимопонимания, взаимоуважения, отзывчивости, взаимопомощи, сотрудничества способствуют следующие виды и формы работы:
- создание воспитывающих ситуаций, ролевые игры, их обсуждение
- тренинги для выработки коммуникативных умений
- поручения, поощрения
- чтение рассказов и сказок, их обсуждение
- классные часы с такой тематикой: «Спешите делать добро», «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть», «Поговорим о дружбе», «Я среди людей», «Плохо одному», «Я- личность», «Вежливость и этикет» и др.
- коллективные творческие работы (оформление класса к новогодним праздникам, оформление стенгазеты)
- «Праздник вежливости»
- анкетирование «Какой я друг»
Красной нитью через все виды деятельности проходит «золотое» правило нравственности: поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе.
Одним из направлений работы по воспитанию гуманности является формирование у детей уважительного отношения к пожилым людям. Каждый год в сентябре во многих школах проходит благотворительная акция для пожилых людей «Урожай». С детьми проводится беседа о том, что некоторые пожилые люди часто болеют, живут далеко от своих родственников, поэтому у них нет возможности выращивать урожай в огородах и садах. Эти люди нуждаются в нашей заботе и с удовольствием примут подарки от ребят. Младшие школьники нашей школы принимают в этой акции самое активное участие. Дети соревнуются не только в количестве собранных овощей, но и в оформлении урожая. Невольно вовлекаются в эту работу и родители. Они помогают детям проявить фантазию и представить часть урожая в виде сказочных героев и животных. Впечатляет детей и количество собранных овощей, среди которых много овощей- великанов.
Гуманное отношение к пожилым людям формируется на таких мероприятиях, как
- классный час, посвященный Дню пожилого человека
- фоторепортажи о бабушках и дедушках
- ролевые и ситуационные игры
- приглашение ветеранов на школьные праздники, концерты
- изготовление поздравительных открыток для ветеранов
- уроки Мужества
Дети очень любят общаться с ветеранами, с интересом слушают рассказы о событиях военных лет и, как правило ,задают много вопросов. Встречи с ветеранами проходят с особой теплотой, они нужны и детям, и взрослым. Мы должны пробуждать в каждом ребенке чувство благодарности к пожилым людям, вызвать у детей желание оказывать им помощь и поддержку.
Очень важно воспитывать у младших школьников уважение и интерес к своей семье, формировать внимательное отношение к близким людям, прежде всего к матери. Доброй традицией стало поздравлять наших мам 29 ноября. Праздник этот - своеобразная дань благодарности мамам за их заботу и любовь. К Дню матери можно приурочить много интересных мероприятий:
- конкурсно- игровые программы
- конкурс стихов о маме
- конкурс пословиц и поговорок о маме
- фоторепортаж «Моя мама- самая лучшая»
- концерт для мам
- выставка маминых работ
- изготовление подарков для мам
- классный час «При солнышке тепло, при матери добро»
- конкурс рисунков « Моя мама- самая красивая»
- создание презентаций, посвященных маме
Очень интересно у нас проходят семейные праздники. На праздник «Трудовые династии нашей семьи» дети приносят альбомы с фотографиями членов семьи, рассказывают о профессиях родителей, бабушек и дедушек. Это воспитывает гордость за родных людей, вызывает у детей желание продолжать добрые семейные традиции.
Один из любимых семейных праздников – праздник «Увлечения нашей семьи». На празднике мамы и папы знакомят детей со своим хобби, организуется выставка работ. Мамы обычно удивляют ребят своими кулинарными способностями, угощают всех выпечкой. Заканчивается этот праздник чаепитием в теплой дружеской обстановке.
Необходимо привлекать младших школьников к участию в районных конкурсах, направленных на воспитание патриотизма, уважения к близким родственникам. В прошлом и в этом учебном году ученики нашего класса принимали участие в районном конкурсе «Судьба моей семьи в истории страны». Они собирали материал о судьбе своих бабушек и дедушек, узнали об их героическом прошлом, о семейных традициях и реликвиях. На конкурс были представлены работы «Судьба моей бабушки» и «Боевые награды моего прадедушки». Обе работы заняли призовые места.
В младшем школьном возрасте интересен детям и такой вид деятельности, как проектная деятельность. В целях воспитания у детей уважения к своим родным и близким, интереса к своей семье предлагаю выполнить проекты «Моя родословная», «Моя семья». Очень сближают детей и родителей такие мероприятия, как конкурсы «Мама, папа, я- дружная семья», « Мама, папа, я- спортивная семья». Традиционным мероприятием в школе стал конкурс «Мы с папой- настоящие мужчины».
В этом конкурсе принимают участие мальчики со своими папами. Здесь участники проявляют не только свои физические возможности, но и интеллектуальные способности.
Также сближают детей и родителей совместные походы , поездки, экскурсии.
Туристические походы, поездки в лес, в зоопарк способствуют воспитанию гуманного отношения ко всему живому, к животным, к окружающей среде. Нужно неторопливо и бережно вводить детей в мир природы, пробудить интерес к познанию, учить любить, оберегать природу, разумно ее использовать. Очень нравятся детям такие мероприятия, как
- организация в классе живого уголка
- игры- прогулки «Лекарственные растения»
- игры- викторины
- решение задач экологического содержания
- сочинение экологической сказки и ее инсценировка
Очень нравится детям составлять Правила друзей природы и рисовать к ним экологические знаки «Не будем ломать ветки деревьев и кустарников», «Не будем обижать лягушек и жаб» и др. Полюбилась проектная деятельность по составлению своей Красной книги, в которой дети собирают информацию о животных и растениях Нижегородской области. С большим интересом участвуют ребята и в проекте «Поможем зимующим птицам». Дети собирают материал о птицах, организуют птичьи «столовые», обеспечивают подкормку птиц зимой.
Интересна младшим школьникам и исследовательская деятельность. Дети сами или с моей помощью выбирают вопросы для исследования, выдвигают гипотезы, подбирают материал, ищут информацию, оформляют в виде реферата и выступают на мини- конференции «Маленькие тайны большой природы»
Дети очень любят животных, особенно своих домашних питомцев, им хочется о них заботиться, рассказывать. Они с удовольствием готовят о них фоторепортажи, пишут сочинения, сочиняют загадки и стихи.
Озеленение класса, пришкольного участка - один из любимых видов деятельности младших школьников. В апреле мы с детьми сеем цветочную рассаду в ящике , поливаем, рыхлим, а в мае высаживаем на свою клумбу. С какой радостью ребята ухаживают за своими растениями.
Приобщаю детей и к участию в экологических акциях, например, «Сохраним в чистоте березовую рощу», к коллективным природоохранным проектам.
Участвуют ребята и в краеведческой деятельности. В этом учебном году они принимают участие в районном конкурсе «Вокруг света с книжкой под мышкой» в номинации «Любимые уголки родного края». В своих сочинениях дети делятся впечатлениями о красоте природы родного села и высказывают свои переживания о том, что природа в опасности и нуждается в нашей помощи и заботе.
Тема бережного отношения к природе проходит красной нитью на всех перечисленных мероприятиях.
Таким образом, при воспитании гуманности задача педагога заключается в том, чтобы обеспечить в ученическом коллективе атмосферу эмоционального комфорта, доверительности, творения добра, а также суметь организовать практическую деятельность в природе, основанную на общении ребенка с окружающей средой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».
Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...
Актуализация проблемы духовно-нравственного воспитания как одного из приоритетных направлений ФГОС НОО второго поколения.
Актуализация проблемы духовно-нравственного воспитания как одного из приоритетных направлений ФГОС НОО второго поколения. ( из опыта работы)...
Проблемы духовно - нравственного воспитания школьников
Выступление на методическом объединении...
ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы....
Проблемы духовно--нравственного развития младших школьников
Презентация с элементами мастер-класса....
Сообщение на тематическом педагогическом совете «Обновление педагогических позиций по проблеме духовно-нравственного воспитания обучающихся в рамках модернизации воспитательного пространства» на тему: «Пути реализации и эффективные формы ра
Сообщение на тематическом педагогическом совете«Обновление педагогических позиций по проблеме духовно-нравственного воспитания обучающихся в рамках модернизации воспитательного пространства&raqu...
Статья С.А. Моисеенко "Современные проблемы духовно-нравственного воспитания старшеклассников"
Воспитание гражданского самосознания молодежи – это нравственная основа государства, залог его успешного будущего, стимул позитивного развития общества. И дополнительное образование - это вектор...