Организация воспитательной работы ГПД
методическая разработка

Основой воспитательного процесса является совместная деятельность воспитателя с учениками классов, которая: решает воспитательные и образовательные задачи в их единстве; создает естественную, непринужденную обстановку для развития свободной творческой личности; основывается на потребностях и интересах каждого конкретного ребенка и каждого класса; содействует саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала; создает необходимые и достаточные условия для активизации личности по решению собственных проблем; носит стимулирующий характер; направлена на формирование положительного отношения учеников к социально-культурным ценностям (человеку, обществу, природе и т.д.) и ценностным основам жизни (Добру, Истине, Красоте).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_vospitatelnoy_raboty_gpd.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Организация воспитательной работы ГПД

1. Игровая деятельность

По окончании самоподготовки необходимо организовать игровую деятельность. При работе в одновозрастной группе (I—II классы) рекомендуется широко использовать игрушки и игры, знакомые детям. Это помогает снять эмоциональное и психическое напряжение.

Необходимые условия для успешной игровой деятельности:
* естественность;
* теплая забота и принятие;
* полный эмоциональный контакт.

Организация игровой деятельности планируется на всю учебную неделю. При планировании игровой деятельности нужно учитывать следующие особенности:
* не дублировать деятельность первой половины дня (если на уроках была высокая умственная нагрузка, лучше давать игры на развитие коммуникативных навыков или сюжетно-ролевые);
* игра должна соответствовать возрасту, физическому и психическому состоянию ребенка;
* играющие не должны мешать тем, кто еще не закончил подготовку уроков;
* игра не должна быть подготовкой к клубному часу (если игра носит развлекательный характер, планируется мероприятие другой направленности);
* использовать можно только педагогические игры (психологические тренинги может проводить только специалист).
 
Примеры игровой деятельности в ГПД
 
Задания на сплочение коллектива
 
«Узелки»
Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг.
* Это упражнение дает возможность участвовать всем в выработке стратегии.

«Электрическая цепь»
Команда разбивается на пары. Партнеры садятся напротив друг друга, где соединяют руки и ступни, образуя таким образом электрическую цепь, по которой ток течет по сцепленным рукам и ногам. Задача участников: встать, не разрывая электрической цепи. Теперь объединитесь по две пары друг с другом, чтобы получилась электрическая цепь, состоящая из четырех человек. Задача остается прежней — встать всем вместе, не разрывая цепь. Когда этот этап благополучно завершен, снова объедините группы, чтобы образовать электрическую цепь, состоящую из 8 человек. В конце концов вы получите электрическую цепь, образованную всеми участниками, которые должны подняться.Два главных условия этого упражнения:
* электрический ток должен беспрепятственно течь по замкнутой электрической цепи, образованной сцепленными руками и ногами;
* на каждом этапе участники должны отрываться от земли одновременно.
 
«Биг-мак»
Организуйте большой круг. Разбейте команду на пары и попросите каждую пару выбрать словосочетание из двух слов, которые традиционно употребляются вместе. Например, один партнер говорит «Биг» — другой «Мак»; один «Ореховое» — другой «Масло» и т.д. Затем объясните, что, по условиям игры, нужно закрыть глаза и не открывать их до конца события, и, кроме того, можно произносить только свое выбранное слово.
Теперь ведущий перемешивает команду так, чтобы партнеры были далеко друг от друга. Соучастники с закрытыми глазами, выкрикивая свое слово, находят друг друга. Как только пара воссоединилась, отведите ее с пути тех, у кого глаза еще закрыты. По завершении задания каждая пара сообщает всем участникам свое словосочетание.
* Для этого упражнения очень важную роль играет площадка, которая должна быть большой.

 

«Сидячий круг»
Команда формирует тесный круг (плечи касаются). После этого попросите участников повернуться на 90 градусов направо. Задание: нужно медленно сесть на колени друг к другу и рукой коснуться плеча находящегося сзади человека.
 
«Отжимания»
Разбейтесь на группы по 4 человека. Ваша задача — отжаться от земли, чтобы в нее упирались только ваши руки, и продержаться не меньше 5 секунд.
* Удобнее всего будет выполнять отжимания, если группа ляжет на землю лицом вниз так, чтобы образовался квадрат, стороны которого образованы телами (ноги одного лежат на спине соседа).
 
«Все на борт»
Оборудование: любая обозначенная площадка (банкетка, стул, брусок).
Задача участников: уместиться всей командой на площадке средней величины. Нужно убрать обе ноги от земли и удержаться минимум пять секунд. Второй этап: нужно сделать то же самое на площади меньшей величины.
 
«Бревно»
Оборудование: любое бревно (дерево, лежащее на земле, гимнастическое бревно и т.п).
Команда выстраивается на бревне. Начиная с первого человека, команда переправляется на противоположный конец бревна. В результате должна получиться та же линия, в том же порядке.
 
«Тролли»
Оборудование: тролли — небольшая дощечка, брусок или другой вспомогательный предмет.
Обозначить две параллельные линии, находящиеся на расстоянии не меньше трех метров друг от друга. Задача команды — переправиться от одной линии до другой, не касаясь земли, используя тролли.
 
«Прогулка слепых»
Пусть каждый участник закроет глаза повязкой. Когда все глаза закрыты, расскажите участникам, что мы собираемся в путешествие по неприкосновенной земле, которой не может коснуться наш взгляд. Попросите положить правую руку на плечо впередистоящего. Медленно начните путешествие по выбранному маршруту, включая залезание на пеньки, возвышенности, пролезание под низко нависшими деревьями и ветками, протискивание между деревьями и т.д. Финишируйте на каком-нибудь тесном (но безопасном!) месте.
* Выполнять это упражнение нужно в полном молчании. Следует выбрать знак для обозначения опасности (пожимание, хлопок по плечу и др.).
 
«Паутина»
Оборудование: заранее сплетенная из веревок вертикальная «паутина». Количество ячеек должно соответствовать количеству участников.
Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой через паутину с одной стороны на другую, не касаясь при этом ни одной ее части. Если вы касаетесь паутины, вся команда возвращается обратно и начинает упражнение снова. Если кто-либо из вас переправился на другую сторону, то он не может вернуться, обойдя паутину, и помочь команде. Каждую ячейку можно использовать только один раз.

2. Клубные часы

Клубный час — это мероприятие, проводимое в воспитательных целях. Воспитатель готовит его заранее, ставит цель, задачи, определяет приемы и методы воспитательного воздействия. При необходимости можно привлечь к участию воспитанников, родителей, членов педагогического коллектива — педагога-организатора, музыкального руководителя, библиотекаря, работника музея и др.
 
Примерная программа занятий клубного типа
 
Занятие 1 «О дружбе, товариществе, о хороших людях»
Здесь идет разговор о дружбе, кого считать своим другом, о ком можно сказать «Это мои товарищи»; что чувствует человек, когда он вместе со всеми делает общее дело, кого мы называем хорошим человеком.
Дети делятся своими мыслями о дружбе, рассказывают случаи из собственного опыта общения со сверстниками. Когда разговор идет активно, учитель дает возможность самостоятельно высказаться. Он слушает и направляет беседу вопросами.
В заключение дети читают стихи, поют песни (задания даются заранее). Можно использовать пословицы, поговорки.
 
Занятие 2 «Мы с товарищем вдвоем замечательно живем»
На занятии продолжается разговор о дружбе и товариществе. Оно начинается с выступлений ребят. Дети читают рассказы и стихи, поют песни, показывают сценки. Краткое обсуждение выступлений переходит в беседу о дружбе всего класса.
 
Занятие 3 «Рассказ о родном городе (селе)»
Главная тема беседы с детьми — «Что ты расскажешь нашим гостям о своем городе (селе) и замечательных людях, которыми гордится наш город (село)». Такая работа закрепляет у детей гражданские чувства, которые возникли в результате экскурсий, бесед о родных местах.
 
Занятие 4 «Героев помнят вечно»
Беседа о легендарных личностях, которые в разное историческое время вносили свою героическую лепту в историю нашей страны. Можно использовать грамзаписи песен революции и гражданской войны, рассказы о создании этих песен. Можно провести занятие в форме литературно-музыкальной композиции. Дети могут рассказать, зачитать о подвигах героев. Слушая же воспитателя, они получают полное представление о том или ином человеке, отчетливее осознают прошлое нашей страны.
 
Занятие 5 «Герои любимых книг»
Учитель предлагает провести обсуждение прочитанных книг. Дети рассказывают о своих впечатлениях, что им больше всего понравилось. К выступлениям можно подобрать записи музыкальных произведений, приготовить рисунки о любимых героях книг.
 
Занятие 6» Клуб юных путешественников. Путешествие по родной стране»
За две-три недели до проведения занятия дети получают задания: подобрать плакаты, рассказы о гербе, флаге, городах-героях, замечательных людях нашей страны, первооткрывателях и т. д. Затем подготовленный материал они рассказывают всему классу и все вместе обсуждают.
В конце занятия можно поиграть в разные игры, например: дети по очереди называют города (реки, озера) нашей страны, начинающиеся с одинаковой буквы (или последняя буква названия одного города начинает название другого) и т. д.
Или можно организовать путешествие-игру, то есть «поехать» на север, на юг, на восток, на запад, а на следующих занятиях рассказывать об этих путешествиях: что узнали интересного о растениях и животных и т.д.
 
Занятие 7 «Клуб юных путешественников. Путешествие на восток»
Занятие готовят группы ребят. Материал о природе, растениях, животных. Воспитатель рекомендует детям материал для подготовки:
* «Что такое? Кто такой?».
* Спутник любознательных.
* Детская энциклопедия и др.
В конце занятия подводятся итоги путешествия по Родине.
 
Занятие 8 «Забота о животных»
Внимание к природе, забота о «братьях наших меньших» — один из важнейших вопросов нравственного воспитания детей.
Эти занятия посвящаются заботе о домашних животных. Многие дети имеют дома собаку или кошку. Ребята должны понимать, что, приучив к себе животное, они несут ответственность за него. Нельзя взять щенка или котенка, поиграть с ними — маленькие они забавны, — а как вырастут или потребуют особого ухода, отказаться от них.
За две-три недели до занятия воспитатель дает поручение собрать для всего класса библиотечку книг о животных. Ребята подбирают отрывки из интересных рассказов о жизни животных. На занятии дети обмениваются впечатлениями, рассказывают своим товарищам о повадках домашних и диких зверей, о наиболее интересных случаях дружбы животного и человека, об особенностях приручения и дрессировки зверей (для этого можно использовать книги В. Бианки, Н. Дуровой), рассматривают открытки о разных животных.
 
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

взаимодействия классного руководителя с родителями в организации воспитательной работы учащихся начальной школы

в презинтации освещается взаимодействия классного руководителя с родителями в организации вопитательной работы учащихся начальной школы...

Роль классного руководителя в организации воспитательной работы младших школьников

Эта работа включает в себя методы работы классного руководителя у с учащимися начальной школы....

Организация воспитательной работы в начальной школе (из опыта работы)

Из статьи узнаете, как я организую воспитательную работу в школе, начиная с 1 класса....

Организация воспитательной работы класса по духовно-нравственному направлению (из опыта работы)

В докладе к педагогическому совету представлен анализ работы по проекту "Мой любимый город Белогорск"....

КУРСОВАЯ РАБОТА "Организация воспитательной работы с младшими школьниками в адаптационный период"

СодержаниеВведение….…………………………………………………………………………..31.Теоретические аспекты проблемы организации воспитательной работы в адаптационный период обучения первоклассников..……………………………..51.1. Организация во...

«Организация воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя»

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности....