Cтатья "Роль игры в развитии основ коммуникации детей"
статья
Предварительный просмотр:
«Роль игры в развитии основ коммуникации детей»
«Игра-высшая форма исследования» Альберт Эйнштейн.
Проблема приобщения ребенка к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности. В младшем школьном возрасте очень важно развивать у ребенка коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы ребенок был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей.
На основании данных, полученных в ходе проведения мониторинга («Кактус», «Рисунок семьи», «Несуществующее животное»), наблюдения, бесед, выявлено, что определенная часть детей в классе в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. В классе есть дети, у которых занижена самооценка, некоторые дети эмоционально неустойчивые, агрессивные, конфликтные, застенчивые, замкнутые, к сожалению, все больше детей, имеющих речевые нарушения. Именно поэтому на каждом своём занятии я использую коммуникативные игры.
Во время работы по данной теме, я поставила перед собой следующую цель - развитие социального опыта через коммуникативные игры.
Для достижения цели были сформулированы задачи:
- Создавать в классе условия для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения
- Обогащать игровой опыт детей по формированию коммуникативных навыков и социального доверия
- Знакомить педагогов и родителей с теоретическими и практическими основами коммуникативной деятельности
Для того чтобы развитие игровой деятельности происходило более эффективно, необходимо выполнять несколько условий:
- свободное и добровольное включение детей в игру;
- дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли;
- игра должна положительно воздействовать на эмоционально-волевую, интеллектуальную сферу участников;
- достаточное количество времени для игры и наличие необходимых предметов для осуществления детского замысла;
- при создании игровой среды следует учитывать половое различие детей;
- изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением
В психологической практике игровая деятельность выполнят ряд функций, одна из них - коммуникативная.
Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.
Цель коммуникативной игры: развитие навыков общения.
Задачи, которые выполняет данная игра:
- создает условия для развития психических процессов и социально значимых качеств личности;
- развивает социальные навыки: освоение различных способов решения конфликтных ситуаций;
- воспитывает положительное отношение ребенка к себе, другим людям, окружающему миру.
Существует несколько классификаций коммуникативных игр, я для себя выделила классификацию, предложенную Валентиной Яковлевной Зедгенидзе:
- игры, на сплоченность и сотрудничество (Доброе животное, Дракон)
- игры, обучающие эффективным способам общения (Попроси игрушку, Ты мне нравишься)
- игры, на социальное признание (Король)
- игры, на снятие конфликтности (Коврик примирения)
Ключевым отличием коммуникативных игр является создание условий для спонтанного общения. В процессе игры ребенку приходится сталкиваться с неожиданными ситуациями, вопросами и ответами. Во время таких игр важнее взаимодействовать друг с другом, а не достичь какой-либо цели или решить задачу.
Опытные педагоги и психологи отмечают, что коммуникативные игры очень полезны по следующим причинам:
- обеспечивают быструю адаптацию;
- вызывают эмоциональную разрядку;
- способствуют развитию мимики и жестов;
- улучшают воображение;
- развивают способность концентрироваться;
- развивают умение распознавать собственные чувства;
- развивают склонность к эмпатии;
- формируют умение соблюдать правила;
- помогают позитивно воспринимать окружающий мир;
- ребенок - полноценная часть общества
Какие же требования должен выполнять взрослый, чтобы игра получилась успешной:
- не старайтесь использовать за один раз сразу несколько игр
- используйте для игр время, когда ребенок в хорошем настроении, не перевозбужден, не утомлен, не голоден, но и не сразу после еды, в течение 20 - 25 минут;
- не говорите ребенку, что он что-то сделал неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы;
- помните, что самая правдивая и искренняя информация та, которую ребенок выдает первой без долгих размышлений;
- игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребёнок захочет ими заниматься, поэтому не надо заставлять его играть с вами, лучше уделить ему свое время, когда он сам этого захочет.
Как же я использую в своей работе коммуникативные игры?
Начинаю свою работу с различных игр на знакомство детей друг с другом - «Эхо», «Колокольчик», «Чей голосок» и т.д.
Также использую игры-Приветствия,
например:
Шел по крыше воробей,
Собирал своих друзей,
Много, много, много нас,
Встанут Танечки (Ванечки и т.п.) сейчас…
Затем использую самые простые игры, в которых воспитанники действуют одновременно и одинаково. Общность движений и игровых интересов усиливают радостные переживания и эмоциональный подъем. Дети учатся согласовывать свои действия друг с другом и ориентироваться на пространственные условия для выполнения движений (игры «Ленточка», «Гном и дом», «Веселые ладошки», «Большие ноги», «Карусели», «Лови-лови», «Салют», «Мы капусту рубим»).
Затем перехожу к более сложным играм, в которых нужно действовать по очереди, небольшими группами. «Я по горенке иду», «Завивайся, капустка», «Змейка», «Передача мячей», «Паровоз». Эти игры кладут начало самостоятельности и дружеским контактам детей.
Таким образом, использование коммуникативных игр в период адаптации имеет неоценимое значение для создания жизнерадостного настроения и хорошего отношения друг к другу.
Кроме того, не стоит забывать, что эффективное развитие коммуникативных навыков у детей будет только тогда, когда родители будут принимать активное участие в процессе, поэтому я стараюсь сотрудничать с родителями по этому вопросу. На собраниях с родителями обсуждаю интересующие их вопросы взаимоотношений в детском коллективе, взаимоотношений взрослых с детьми, разыгрываю разнообразные ситуации, предлагаю коммуникативные игры, которые помогут сформировать и поддержать адекватную самооценку у детей, научат вступать в разговор, поддерживать его. Провожу индивидуальные беседы и консультации на различные темы: «Как правильно научить ребенка общаться»; «Застенчивый ребенок»; «Как вести себя с агрессивным ребенком»; «Самооценка ребенка» и др.
Таким образом, использование коммуникативных игр способствует развитию навыков общения, коммуникативных способностей детей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников. Умение любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим - факторы, определяющие судьбу ребенка, дающие ему возможность в будущем стать достойным членом общества, полнее реализоваться как личность.
Список литературы
- Клюева Н.В, Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль: Академия развития, 1996.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996.
- Абраменкова В.В мире детских игр // Воспитание школьников. - 2000 г. - №7. - М. - С.16 - 19.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/11/picture-170858-1457694142.jpg)
Игры для развития речи у детей с ОВЗ на уроках.
На уроках развития речи при изучении темы «Времена года» или на обобщающем уроке этой темы можно использовать дидактическую игры...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/29/picture-792443-1469789924.jpg)
Психологические игры для развития сочувствия у детей
Разработаны игры для разного возраста начиная с 6-7 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/28/picture-1212352-1580219061.jpg)
Методическая разработка. Роль игры в развитии основ коммуникации детей с тяжёлыми нарушениями речи в начальной школе
В разработке представлены формы игровой деятельности, наиболее эффективные в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/28/picture-1212352-1580219061.jpg)
Роль игры в развитие основ коммуникации детей
Одной из важнейших задач в работе с детьми в группе продленного дня являются забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения учебных заданий, заполнялись разумно, интересно, чтобы они были действенн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/11/picture-176371-1357925698.jpg)
Игры на развитие внимания у детей с ТНР
Внимание детей с тяжёлым нарушением речи имеет свои особенности. Примерные игры на развитие произвольного внимания, умения его переключать, развития объёма,устойчивости,распределения...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/15/picture-1304991-1610705104.jpg)
Игры по развитию эмоциональной сферы детей (старшая группа компенсирующей направленности)
Игры по развитию эмоциональной сферы детей (старшая группа компенсирующей направленности)...