Cтатья "Роль игры в развитии основ коммуникации детей"
статья
Предварительный просмотр:
«Роль игры в развитии основ коммуникации детей»
«Игра-высшая форма исследования» Альберт Эйнштейн.
Проблема приобщения ребенка к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности. В младшем школьном возрасте очень важно развивать у ребенка коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы ребенок был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей.
На основании данных, полученных в ходе проведения мониторинга («Кактус», «Рисунок семьи», «Несуществующее животное»), наблюдения, бесед, выявлено, что определенная часть детей в классе в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. В классе есть дети, у которых занижена самооценка, некоторые дети эмоционально неустойчивые, агрессивные, конфликтные, застенчивые, замкнутые, к сожалению, все больше детей, имеющих речевые нарушения. Именно поэтому на каждом своём занятии я использую коммуникативные игры.
Во время работы по данной теме, я поставила перед собой следующую цель - развитие социального опыта через коммуникативные игры.
Для достижения цели были сформулированы задачи:
- Создавать в классе условия для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения
- Обогащать игровой опыт детей по формированию коммуникативных навыков и социального доверия
- Знакомить педагогов и родителей с теоретическими и практическими основами коммуникативной деятельности
Для того чтобы развитие игровой деятельности происходило более эффективно, необходимо выполнять несколько условий:
- свободное и добровольное включение детей в игру;
- дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли;
- игра должна положительно воздействовать на эмоционально-волевую, интеллектуальную сферу участников;
- достаточное количество времени для игры и наличие необходимых предметов для осуществления детского замысла;
- при создании игровой среды следует учитывать половое различие детей;
- изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением
В психологической практике игровая деятельность выполнят ряд функций, одна из них - коммуникативная.
Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.
Цель коммуникативной игры: развитие навыков общения.
Задачи, которые выполняет данная игра:
- создает условия для развития психических процессов и социально значимых качеств личности;
- развивает социальные навыки: освоение различных способов решения конфликтных ситуаций;
- воспитывает положительное отношение ребенка к себе, другим людям, окружающему миру.
Существует несколько классификаций коммуникативных игр, я для себя выделила классификацию, предложенную Валентиной Яковлевной Зедгенидзе:
- игры, на сплоченность и сотрудничество (Доброе животное, Дракон)
- игры, обучающие эффективным способам общения (Попроси игрушку, Ты мне нравишься)
- игры, на социальное признание (Король)
- игры, на снятие конфликтности (Коврик примирения)
Ключевым отличием коммуникативных игр является создание условий для спонтанного общения. В процессе игры ребенку приходится сталкиваться с неожиданными ситуациями, вопросами и ответами. Во время таких игр важнее взаимодействовать друг с другом, а не достичь какой-либо цели или решить задачу.
Опытные педагоги и психологи отмечают, что коммуникативные игры очень полезны по следующим причинам:
- обеспечивают быструю адаптацию;
- вызывают эмоциональную разрядку;
- способствуют развитию мимики и жестов;
- улучшают воображение;
- развивают способность концентрироваться;
- развивают умение распознавать собственные чувства;
- развивают склонность к эмпатии;
- формируют умение соблюдать правила;
- помогают позитивно воспринимать окружающий мир;
- ребенок - полноценная часть общества
Какие же требования должен выполнять взрослый, чтобы игра получилась успешной:
- не старайтесь использовать за один раз сразу несколько игр
- используйте для игр время, когда ребенок в хорошем настроении, не перевозбужден, не утомлен, не голоден, но и не сразу после еды, в течение 20 - 25 минут;
- не говорите ребенку, что он что-то сделал неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы;
- помните, что самая правдивая и искренняя информация та, которую ребенок выдает первой без долгих размышлений;
- игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребёнок захочет ими заниматься, поэтому не надо заставлять его играть с вами, лучше уделить ему свое время, когда он сам этого захочет.
Как же я использую в своей работе коммуникативные игры?
Начинаю свою работу с различных игр на знакомство детей друг с другом - «Эхо», «Колокольчик», «Чей голосок» и т.д.
Также использую игры-Приветствия,
например:
Шел по крыше воробей,
Собирал своих друзей,
Много, много, много нас,
Встанут Танечки (Ванечки и т.п.) сейчас…
Затем использую самые простые игры, в которых воспитанники действуют одновременно и одинаково. Общность движений и игровых интересов усиливают радостные переживания и эмоциональный подъем. Дети учатся согласовывать свои действия друг с другом и ориентироваться на пространственные условия для выполнения движений (игры «Ленточка», «Гном и дом», «Веселые ладошки», «Большие ноги», «Карусели», «Лови-лови», «Салют», «Мы капусту рубим»).
Затем перехожу к более сложным играм, в которых нужно действовать по очереди, небольшими группами. «Я по горенке иду», «Завивайся, капустка», «Змейка», «Передача мячей», «Паровоз». Эти игры кладут начало самостоятельности и дружеским контактам детей.
Таким образом, использование коммуникативных игр в период адаптации имеет неоценимое значение для создания жизнерадостного настроения и хорошего отношения друг к другу.
Кроме того, не стоит забывать, что эффективное развитие коммуникативных навыков у детей будет только тогда, когда родители будут принимать активное участие в процессе, поэтому я стараюсь сотрудничать с родителями по этому вопросу. На собраниях с родителями обсуждаю интересующие их вопросы взаимоотношений в детском коллективе, взаимоотношений взрослых с детьми, разыгрываю разнообразные ситуации, предлагаю коммуникативные игры, которые помогут сформировать и поддержать адекватную самооценку у детей, научат вступать в разговор, поддерживать его. Провожу индивидуальные беседы и консультации на различные темы: «Как правильно научить ребенка общаться»; «Застенчивый ребенок»; «Как вести себя с агрессивным ребенком»; «Самооценка ребенка» и др.
Таким образом, использование коммуникативных игр способствует развитию навыков общения, коммуникативных способностей детей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников. Умение любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим - факторы, определяющие судьбу ребенка, дающие ему возможность в будущем стать достойным членом общества, полнее реализоваться как личность.
Список литературы
- Клюева Н.В, Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль: Академия развития, 1996.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996.
- Абраменкова В.В мире детских игр // Воспитание школьников. - 2000 г. - №7. - М. - С.16 - 19.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры, способствующие развитию творческой активности детей.
Дидактические игры...
Игры для развития речи у детей с ОВЗ на уроках.
На уроках развития речи при изучении темы «Времена года» или на обобщающем уроке этой темы можно использовать дидактическую игры...
Психологические игры для развития сочувствия у детей
Разработаны игры для разного возраста начиная с 6-7 лет...
Методическая разработка. Роль игры в развитии основ коммуникации детей с тяжёлыми нарушениями речи в начальной школе
В разработке представлены формы игровой деятельности, наиболее эффективные в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи....
Роль игры в развитие основ коммуникации детей
Одной из важнейших задач в работе с детьми в группе продленного дня являются забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения учебных заданий, заполнялись разумно, интересно, чтобы они были действенн...
Игры на развитие внимания у детей с ТНР
Внимание детей с тяжёлым нарушением речи имеет свои особенности. Примерные игры на развитие произвольного внимания, умения его переключать, развития объёма,устойчивости,распределения...
Игры по развитию эмоциональной сферы детей (старшая группа компенсирующей направленности)
Игры по развитию эмоциональной сферы детей (старшая группа компенсирующей направленности)...