Психологические игры для развития сочувствия у детей
материал на тему
Разработаны игры для разного возраста начиная с 6-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_igry_dlya_razvitiya_sochuvstviya_u_detey1.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Оренбургский санаторный Дом детства
Психологические игры для развития сочувствия у детей
Подготовила и провела педагог-психолог Агеева И.С.
г. Оренбург
Скульптор
(с 8 лет)
Цели: Сочувствие возможно только тогда, когда мы знаем и можем различать свои собственные чувства. Только тогда мы можем уловить то или иное чувство, испытываемое другими. Поэтому очень важно помогать детям (все время по-разному) выявлять и обозначать словами различные свои чувства, говорить о своих чувствах с другими и иногда заниматься анализом испытываемых чувств.
В этой игре дети старшего возраста получат возможность научиться выражать свои чувства невербальным языком — мимикой и пантомимикой. Сначала вы должны будете проработать предложенные здесь чувства; потом дети смогут и самостоятельно предлагать свои варианты. Главное — научиться отделять то, что часто путают — подлинное чувство от минутного настроения.
Это игра замечательно подходит для творческой паузы, например, после долгой умственной работы.
Инструкция: Разойдитесь свободно по комнате, кто куда хочет. Я хотела бы поиграть с вами в игру, которая называется "Скульптор". Я буду вам называть чувство, а ваша задача — изобразить его своим телом. Давайте сначала попробуем изобразить любопытство. Начнем с лица. Какое у вас бывает лицо, когда что-то будит в вас любопытство? Что происходит с вашим лбом? Видели ли вы, как человек, которого что-то заинтересовало, чуть-чуть приоткрывает рот? А что происходит с вашими руками? Как вы держите голову? А ноги? Не хотели бы вы приподняться? У вас минута времени для того, чтобы изобразить любопытство (своим лицом и телом). Потом я обойду вас всех, чтобы рассмотреть все интересные фигуры.
Вы можете помочь отдельным детям найти подходящие экспрессивные жесты, например, Вы можете подсказать: "Покажи мне, что твои руки любопытные" и т.д.
Теперь перейдем к следующему чувству. Расслабьтесь, встряхните руками и ногами. Теперь покажите мне очень усталого человека. Выразите всем телом усталость. Сделайте усталое лицо, усталые руки, ноги, усталую голову. Учтите, что "статуя" не обязательно должна стоять, она может также сидеть или лежать.
Потом дайте детям подобным образом выразить несколько обычных повседневных чувств, используя все главные части тела. Постепенно дети ухватят метод и заметят, что чувство можно выражать очень многими частями своего тела.
Основные чувства, которые Вы можете предложить — радость, ярость, страх, нежность. Если у Вас сложилось впечатление, что дети поняли идею игры, то можно детям самим назвать чувства, которые им хотелось бы изобразить.
А этот вариант игры Вы можете попытаться провести и с восьмилетними детьми...
Разойдитесь по четверкам, встаньте так, чтобы вы могли видеть друг друга. Я хочу, чтобы вы изобразили, как могут меняться чувства. У вас есть минута времени, чтобы попробовать показать такие изменения. Например, сначала вы показываете, что вы устали, а затем усталость покидает ваше тело, и вы выглядите все бодрее и бодрее. (1 минута).
Здесь тоже сначала сами предложите варианты. Очень хороши следующие переходы: любовь — ненависть, скука — интерес, подобострастие — властность, навязчивость — сдержанность и т.п. Когда дети поймут идею, они могут сами, посовещавшись, предложить подобные полярности.
Многоликость чувств
(с 10 лет)
Цели: Очень важно, чтобы дети как можно раньше научились понимать свое окружение. Ведь чувства выражаются преимущественно не впрямую — словами, а опосредствованно — лицом, позой, движением, голосом. Когда дети научатся распознавать чувства другого, им будет легче идентифицировать себя с другой личностью. В этой игре дети учатся замечать чувства другого человека и связывать эти наблюдения с собственными переживаниями.
Материалы: Каждому ребенку понадобится иллюстрированный журнал, бумага для рисования, клейкая лента и карандаши.
Инструкция: Сегодня мы посмотрим, как можно выразить свои чувства с помощью лица и тела. Пролистайте журнал и найдите картинку, изображающую человека, который вас заинтересует. Вырежьте ее и приклейте на бумагу. (10 минут.)
Теперь внимательно изучите картинку и рассмотрите лицо человека. Каким образом это лицо выражает грусть или радость, любопытство или скуку? Затем рассмотрите позу человека: как он держит голову, что он делает со своими руками, ногами, всем телом? И что он этим выражает? Напишите рядом с картинкой, какое чувство испытывает изображенный на ней человек. (10 минут.)
Выберите теперь сами какое-нибудь чувство, которое вам интересно, нарисуйте человека, испытывающего это чувство. Вы можете найти себе образец или придумать что-нибудь сами. Не страшно, если ваша картинка не очень красива; главное, чтобы было показано, как лицом и телом выражается это чувство. (5 минут.)
Подумайте, пожалуйста, что вы ощущаете, когда испытываете это чувство:
— как изменяется ваше лицо?
— как вы дышите?
— в каком состоянии находятся ваши мышцы?
— что вы ощущаете в теле?
— какие движения вы делаете при этом?
— какие мысли или образы приходят вам в голову, когда вами овладевает это чувство?
— что вам больше всего хочется сделать, когда вы испытываете это чувство?
Опишите, как вы справляетесь с этим чувством. (10 минут.)
Теперь приклейте это описание под вашу картинку. Разойдитесь по тройкам и покажите друг другу свою работу. Спросите, что переживают другие, когда испытывают выбранное вами чувство. (10 минут.)
Составьте затем из всех эскизов с текстами небольшой альбом. Дайте детям при случае рассмотреть все картинки. (5 минут.)
Анализ упражнения:
— Легко ли тебе заметить чувства другого человека?
— На что ты обращаешь особенное внимание — на звуки голоса, на движение, на выражение лица?
— Про кого из детей в классе ты можешь сказать, что тебе легко понимать, какое чувство он испытывает?
— Про каких детей ты можешь сказать, что тебе сложно угадать, какое чувство они испытывают?
— Насколько хорошо ты можешь оценить чувства учителя?
— Хорошо ли другие люди понимают твои чувства?
— Какие чувства тобой владеют, когда ты испытываешь желание помочь другим людям?
— Какие чувства тобой владеют, когда ты испытываешь желание уйти?
— Какие чувства тебе чужды или неприятны?
— Веришь ли ты, что животные (например, собаки) могут понимать чувства человека?
— Почему люди так часто скрывают свои чувства?
Забота о животном.
(с 6 лет)
Цели: В этой игре у детей есть возможность идентифицироваться с существующим или воображаемым домашним животным, о котором они должны заботиться. Такое вхождение в жизнь иного существа развивает у детей способность к сочувствию.
Инструкция: Думали ли вы когда-нибудь о том, что для вас в жизни самое необходимое? А как вы думаете, что необходимо для жизни растению? А что — животному?
Мы все нуждаемся друг в друге. Все, что живет, нуждается в каких-то веществах или живых существах. Растениям нужна земля, чтобы они могли питаться. Яблоне нужны пчелы, чтобы опылить цветы. Нам нужен воздух, чтобы мы могли дышать... Назовите мне еще вещи, которые необходимы вам для чего-нибудь.
Теперь давайте подумаем, как наши домашние животные нуждаются в нас. Кто из вас заботится о домашних животных? Сейчас я хотела бы вам предложить одну воображаемую игру. Представьте себе, что в вас нуждается собака, кошка, птичка или хомячок.
Сядьте поудобней, закройте глаза и глубоко вздохните три раза...
Теперь представь себе, что ты больше не ребенок, а какое-нибудь твое собственное домашнее животное. Если у тебя нет дома животного, то представь себе то, которое ты охотно завел бы... Представь себе, какое оно на ощупь — собака... или кошка... или другой домашний зверек, который живет в вашем доме... Представь себе, что ты и есть этот зверек. Вот ты обходишь свой дом или клетку. Представь, каково это — сидеть в клетке в жаркий день, когда мех и так теплый. Как ты себя чувствуешь, когда у тебя жажда? Ты с удовольствием попил бы воды? Иди к своей миске. Есть там вода? Кто ее налил для тебя? А корм на месте? Кто тебя кормит, когда ты голоден? Наконец, кто-то пришел, чтобы тебя покормить. Ты нуждаешься в человеке, который дает тебе еду. Ты не можешь себе сам найти пропитание и воду. Ты не можешь сам открыть кран или холодильник. Как домашнему животному тебе нужен и сам по себе человек — чтобы играть с ним, чтобы он тебя погладил и приласкал, чтобы он с тобой поговорил, погулял или выпустил из клетки... (30 секунд.)
Теперь подумай о том, что ты как домашнее животное делаешь для человека, который о тебе заботится. Как ты показываешь ему, что ты его любишь? Приглашаешь его поиграть? Мурлыкаешь ему прекрасные песни? Даешь ему себя потискать и погладить? Ты хороший друг?
А теперь ты снова ребенок, ты здесь... Возвращайся назад, потянись немного. Открывай глаза и будь снова здесь, бодрый и свежий. Давайте теперь поговорим о том, как мы нуждаемся в наших домашних животных, а они — в нас.
Анализ упражнения:
— Веришь ли ты, что животные испытывают чувства?
— Почему люди ответственны за животных?
— Есть ли у вас домашнее животное, и кто за ним ухаживает?
— Ты хотел бы иметь дома животное?
— Что дают животные человеку?
— Что даешь ты пожилому человеку... своему другу... просто ребенку, такому как ты?
— Почему люди раньше, а порой и сейчас, верили, что некоторые животные священны?
Благодарность
(с 9 лет)
Цели: Можно сказать, что сочувствие — другая сторона благодарности. Ребенку, который чувствует себя одиноким и лишенным заботы и внимания, достаточно трудно испытывать или высказывать сочувствие другим. Поэтому мы в этой игре обратим внимание детей на всех тех, кто в жизни относится к ним с сочувствием и заботой. Мы предложим детям всю их благодарность выразить в едином "благодарственном письме".
Материалы: Бумага и карандаши каждому ребенку.
Инструкция: Пожалуйста, подумай о человеке, который тебе помогает, делает для тебя то, что важнее всего для тебя, кто понимает тебя. Подумай обо всех этих взрослых и детях и сделай маленькую зарисовку, в которой будут все эти люди. Нарисуй в середине листа кружок и напиши там свое имя. Потом нарисуй другие кружки и впиши имена людей, о которых ты подумал. Соедини свой кружок с этими кружками линиями. Напиши под каждым кругом, что этот человек для тебя сделал... Теперь напиши каждому из них по предложению, в котором ты его благодаришь...
Возьми новый лист бумаги и подумай, кого ты долгое время не благодарил. Напиши короткое письмо, в котором ты ему или ей скажешь, что ты очень рад, что он или она тебе помогают. Вырази ему (ей) словами свою благодарность...
Теперь сядьте по двое и покажите друг другу картинки и письма. Послушайте, что другие дети думают об этом.
Анализ упражнения:
— Почему очень важно, чтобы и дети, и взрослые учились выражать вслух свою благодарность?
Счастье
(с 6 лет)
Цели: Если большинство Ваших детей находятся в хорошем настроении, Вы можете провести эту игру, чтобы всем стало еще лучше и радостнее. Конечно, ни один человек не может быть счастливым постоянно, но настоящее сочувствие мы можем ожидать только от того человека, который чувствует себя счастливым — тогда у него достаточно энергии, чтобы замечать, как идут дела у других.
'Материалы: Бумага для рисования и карандаши каждому ребенку.
Инструкция: Знаете ли вы какую-нибудь историю про счастливое животное? Знаете ли вы какого-нибудь человека, который практически всегда счастлив? Когда вы сами счастливы, что вы испытываете?
Я хочу, чтобы вы нарисовали картинку, которая покажет, что бывает, когда вы счастливы. Используйте краски и линии, формы и образы, которые выразят ваше понимание счастья...
Помогите детям рисовать символами и абстракциями.
А теперь давайте обсудим, что делает вас счастливыми. Диктуйте, я буду записывать.
Запишите слова на доске и дайте детям продолжить эту запись. Если Вы работаете со старшими детьми, которые хорошо пишут сами, то можно разложить разные листы по следующим категориям: люди, места, вещи, работа... Десятилетние могут перед этим описать что-то, что их осчастливило вчера. Они могут даже помимо этого сочинить стишок, в котором каждая строка начинается со слов: "Счастье — это...". Строки рифмовать не надо.
Анализ упражнения:
— Почему мы не можем все время чувствовать себя счастливыми?
— Что ты делаешь, чтобы после какой-нибудь неприятности снова стать радостным?
— Когда ты испытываешь большое-большое счастье?
— Делаешь ли ты иногда что-то, что делает счастливым другого?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры, способствующие развитию творческой активности детей.
Дидактические игры...
Игры для развития речи у детей с ОВЗ на уроках.
На уроках развития речи при изучении темы «Времена года» или на обобщающем уроке этой темы можно использовать дидактическую игры...
Психологические игры на сплочение коллектива для детей - групповая сплоченность
Цели: Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отношений между детьми. Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это — проблема. В этой игре все участники получа...
Методическая разработка. Роль игры в развитии основ коммуникации детей с тяжёлыми нарушениями речи в начальной школе
В разработке представлены формы игровой деятельности, наиболее эффективные в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи....
Роль игры в развитие основ коммуникации детей
Одной из важнейших задач в работе с детьми в группе продленного дня являются забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения учебных заданий, заполнялись разумно, интересно, чтобы они были действенн...
Игры на развитие внимания у детей с ТНР
Внимание детей с тяжёлым нарушением речи имеет свои особенности. Примерные игры на развитие произвольного внимания, умения его переключать, развития объёма,устойчивости,распределения...
Игры по развитию эмоциональной сферы детей (старшая группа компенсирующей направленности)
Игры по развитию эмоциональной сферы детей (старшая группа компенсирующей направленности)...