Программа внеурочной деятельности "Я гражданин России"
рабочая программа (4 класс)
Программа внеурочной деятельности "Я гражданин России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_grazhdanin_rossii_.docx | 35.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 19»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Я – гражданин России»
4 класс
2021-2022 учебный год
Составитель:
Кильченбаева А.С.
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
г. Нижневартовск
2021 год
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета.
- Содержание учебного предмета.
- Тематический план.
- Тематическое планирование.
- Приложение 1. Календарно-тематическое планирование 4 А класса.
- Приложение 2. Календарно-тематическое планирование 4 Б класса.
- Приложение 3. Календарно-тематическое планирование 4 В класса.
- Приложение 4. Календарно-тематическое планирование 4 Г класса.
- Приложение 5. Календарно-тематическое планирование 4 Д класса.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа предмета внеурочной деятельности для 4 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373
- Приказ МОиН РФ от 22.09.2011г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом МОиН РФ от 6 октября 2009г. №373»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373" Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936).
- Программа составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования».
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ №19».
Программа “Я – гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни. Направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Формы организации внеурочной деятельности:
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
- Беседы
- Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
- Классный час
- Сообщения
- Встречи с интересными людьми
- Литературно – музыкальные композиции
- Просмотр и обсуждение видеоматериала
- Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
- Поездки, походы по историческим и памятным местам.
Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
- Творческие конкурсы
- Выставки декоративно-прикладного искусства
- Коллективные творческие дела
- Соревнования
- Показательные выступления
- Праздники
- Викторины
- Интеллектуально-познавательные игры
- Трудовые дела
- Тренинги
- Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Заочные путешествия
- Акции благотворительности, милосердия
- Творческие проекты, презентации
- Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
- Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ результаты освоения курса
У выпускника будут сформированы:
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
• умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
• чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
• понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;
• уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
• начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;
• самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;
• эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
• этические чувства, доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий; Выпускник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения; • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения курса
Регулятивные УУД
Выпускник научится:
• понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
• сохранять учебную задачу в течение всего занятия;
• ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом занятия;
• выделять из темы занятия известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
• планировать свои действия;
• фиксировать по ходу занятия и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности
Выпускник получит возможность научиться:
• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
• вырабатывать в диалоге с учителем критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет) для выполнения учебных заданий;
• выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей;
• осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
• строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
• проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов творческих работ;
• ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться словарями, справочниками, атласами-определителями;
• осуществлять анализ и синтез;
Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
• включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
• слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
• аргументировать свою позицию;
• понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
• признавать свои ошибки, озвучивать их;
• понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
• готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
• составлять рассказ на заданную тему;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
• достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.
Выпускник получит возможность научиться:
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
ПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения курса
Выпускник научится:
• понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
• называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
• называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
• объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
• раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
• называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
• анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
• приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;
• оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
• рассказывать об охране природы в своём крае;
• соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
• называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
• находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
• раскрывать связь современной России с её историей;
• использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны
Организация работы по программе “Я – гражданин России” в 4 классе рассчитан на 1 час в неделю на 4 –ой ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 класс «Я – гражданин России» - 34ч
1. “Я и я” (4ч)
Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов
2. “Я и семья” (5ч)
День пожилого человека. Забота о родителях – дело совести каждого. Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.
3. “Я и культура” (4ч)
Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины. О красоте, моде и хорошем вкусе. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».
4. “Я и школа” (6ч)
Продолжаем изучать Школьный Устав. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе. Конкурс рисунков о школе.
5. “Я и мое Отечество” (9ч)
Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения.
Права ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети».
Я – гражданин России. Есть такая профессия – Родину защищать. О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Города – герои. Конкурс рисунков о войне.
6. “Я и планета” (6ч)
В ответе за тех, кого приучили. Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Я - житель планеты Земля. Берегите природу. Конкурс экологических сказок, стихов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Раздел программы | Кол-во часов |
1. | « Я и я» | 4 |
2. | « Я и семья» | 5 |
3. | « Я и культура» | 4 |
4. | « Я и школа» | 6 |
5. | « Я и моё Отечество» | 9 |
6. | « Я и планета» | 6 |
Итого: | 34 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Примечания |
Раздел: «Я и я» (4ч.) | |||
1 | Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. | 1 | |
2 | Правила жизни. Правила счастливого человека. | 1 | |
3 | «Можно» и «нельзя» в жизни. | 1 | |
4 | Мир моих интересов. | 1 | |
Раздел: « Я и семья» (5ч.) | |||
5 | День пожилого человека. | 1 | |
6 | Забота о родителях – дело совести каждого. | 1 | |
7 | Моя семья. | 1 | |
8 | Наша домашняя коллекция. | 1 | |
9 | Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности. | 1 | |
Раздел: « Я и культура» (4ч.) | |||
10 | Знаменитые писатели и поэты | 1 | |
11 | Сто великих женщин. | 1 | |
12 | Образ русской женщины. О красоте, моде и хорошем вкусе. | 1 | |
13 | Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». | 1 | |
Раздел: «Я и школа» (6ч.) | |||
14 | Продолжаем изучать Школьный Устав. | 1 | |
15 | Самое сильное звено. | 1 | |
16 | Мой лучший школьный друг. | 1 | |
17 | Наши классные обязанности. | 1 | |
18 | Зачем нужно учиться в школе. | 1 | |
19 | Конкурс рисунков о школе. | 1 | |
Раздел: «Я и моё Отечество» (9ч.) | |||
20 | Поговорим о толерантности. | 1 | |
21 | Геральдика – наука о гербах. Символика России. | 1 | |
22 | Символы нашего края. | 1 | |
23 | Государственный праздник – День Согласия и примирения. | 1 | |
24 | Права ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети». | 1 | |
25 | Я – гражданин России. | 1 | |
26 | Есть такая профессия – Родину защищать. О подвигах женщин в военное время. | 1 | |
27 | Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. | 1 | |
28 | Города – герои. Конкурс рисунков о войне. | 1 | |
Раздел: «Я и планета» (6ч.) | |||
29 | В ответе за тех, кого приучили. | 1 | |
30 | Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены. | 1 | |
31 | Знаешь ли ты страны мира? | 1 | |
32 | Семь чудес света. | 1 | |
33 | Я - житель планеты Земля. | 1 | |
34 | Берегите природу. Конкурс экологических сказок, стихов. | 1 |
Приложение 1. Календарно-тематическое планирование 4 Г класс
Учитель Кильченбаева А.С.
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Примечания | ||
План | Факт | |||||
Раздел: «Я и я» (4ч.) | ||||||
1 | Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. | 1 | ||||
2 | Правила жизни. Правила счастливого человека. | 1 | ||||
3 | «Можно» и «нельзя» в жизни. | 1 | ||||
4 | Мир моих интересов. | 1 | ||||
Раздел: « Я и семья» (5ч.) | ||||||
5 | День пожилого человека. | 1 | ||||
6 | Забота о родителях – дело совести каждого. | 1 | ||||
7 | Моя семья. | 1 | ||||
8 | Наша домашняя коллекция. | 1 | ||||
9 | Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности. | 1 | ||||
Раздел: « Я и культура» (4ч.) | ||||||
10 | Знаменитые писатели и поэты | 1 | ||||
11 | Сто великих женщин. | 1 | ||||
12 | Образ русской женщины. О красоте, моде и хорошем вкусе. | 1 | ||||
13 | Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». | 1 | ||||
Раздел: «Я и школа» (6ч.) | ||||||
14 | Продолжаем изучать Школьный Устав. | 1 | ||||
15 | Самое сильное звено. | 1 | ||||
16 | Мой лучший школьный друг. | 1 | ||||
17 | Наши классные обязанности. | 1 | ||||
18 | Зачем нужно учиться в школе. | 1 | ||||
19 | Конкурс рисунков о школе. | 1 | ||||
Раздел: «Я и моё Отечество» (9ч.) | ||||||
20 | Поговорим о толерантности. | 1 | ||||
21 | Геральдика – наука о гербах. Символика России. | 1 | ||||
22 | Символы нашего края. | 1 | ||||
23 | Государственный праздник – День Согласия и примирения. | 1 | ||||
24 | Права ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети». | 1 | ||||
25 | Я – гражданин России. | 1 | ||||
26 | Есть такая профессия – Родину защищать. О подвигах женщин в военное время. | 1 | ||||
27 | Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. | 1 | ||||
28 | Города – герои. Конкурс рисунков о войне. | 1 | ||||
Раздел: «Я и планета» (6ч.) | ||||||
29 | В ответе за тех, кого приучили. | 1 | ||||
30 | Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены. | 1 | ||||
31 | Знаешь ли ты страны мира? | 1 | ||||
32 | Семь чудес света. | 1 | ||||
33 | Я - житель планеты Земля. | 1 | ||||
34 | Берегите природу. Конкурс экологических сказок, стихов. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельностиЯ гражданин России
Программа внеурочной деятельности Я гражданин России...
Программа внеурочной деятельности "Моя Россия".
Данная программа разработана и осуществлена в июне 2020 года....
Программа внеурочной деятельности Орлята России
Программа разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с целью уд...
Программа внеурочной деятельности "Орлята России"
Рабочая программа «Орлята России» предназначена для организации внеурочной деятельности направленности коммуникативная деятельность в 1-4 классах....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Орлята России" /2 класс/
Это программа воспитания детей младшего школьного возраста, созданная на принципах патриотизма и гражданственности, способствующая приобщению детей к традиционным ценностям российского общества, разви...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Орлята России" 1-4
Программа предлагает школьникам разнообразные возможности для реализации их потенциала, помогая им научиться работать в команде, преодолевать трудности и достигать поставленных целей. Участие в «...
Программа внеурочной деятельности " Патриоты России"
Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса в рамках реализации духовно-нравственного направления «Патриоты России&ra...