Программа внеурочной деятельности "Я гражданин России"
рабочая программа (4 класс)

Кильченбаева Александра Салаватовна

Программа внеурочной деятельности "Я гражданин России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_grazhdanin_rossii_.docx35.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 19»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Я – гражданин России»

4 класс

2021-2022 учебный год

Составитель:

 

Кильченбаева А.С.

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

г. Нижневартовск

2021 год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка.
  2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
  3. Содержание учебного предмета.
  4. Тематический план.
  5. Тематическое планирование.
  6. Приложение 1. Календарно-тематическое планирование 4 А класса.
  7. Приложение 2. Календарно-тематическое планирование 4 Б класса.
  8. Приложение 3. Календарно-тематическое планирование 4 В класса.
  9. Приложение 4. Календарно-тематическое планирование 4 Г класса.
  10. Приложение 5. Календарно-тематическое планирование 4 Д класса.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа предмета внеурочной деятельности для 4 класса составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373
  2. Приказ МОиН РФ от 22.09.2011г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом МОиН РФ от 6 октября 2009г. №373»;
  3.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373" Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  4.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936).
  5. Программа составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования».
  6. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ №19».

    Программа “Я – гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.  Направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.  

Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

Формы организации внеурочной деятельности:

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

  • Беседы
  • Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
  • Классный час  
  • Сообщения
  • Встречи с интересными людьми
  • Литературно – музыкальные композиции
  • Просмотр и обсуждение видеоматериала  
  • Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
  • Поездки, походы по историческим и памятным местам.

Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

  • Творческие конкурсы
  • Выставки декоративно-прикладного искусства
  • Коллективные творческие дела
  • Соревнования
  • Показательные выступления
  • Праздники
  • Викторины
  • Интеллектуально-познавательные игры
  • Трудовые дела
  • Тренинги
  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
  • Заочные путешествия
  • Акции благотворительности, милосердия
  • Творческие проекты, презентации
  • Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
  • Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ результаты освоения курса 

У выпускника будут сформированы:

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;

• умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;

• чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;

• понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;

• уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;

• начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;

• самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;

• эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;

• этические чувства, доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;

• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;

• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий; Выпускник получит возможность для формирования:

• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

• выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения; • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения курса

Регулятивные УУД

Выпускник научится:

• понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;

• сохранять учебную задачу в течение всего занятия;

• ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом занятия;

• выделять из темы занятия известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);

• планировать свои действия;

• фиксировать по ходу занятия и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;

• самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности

Выпускник получит возможность научиться:

• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

• вырабатывать в диалоге с учителем критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД

Выпускник научится:

• осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет) для выполнения учебных заданий;

• выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);

• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей;

• осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;

• строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

• проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов творческих работ;

• ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;

Выпускник получит возможность научиться:

• пользоваться словарями, справочниками, атласами-определителями;

• осуществлять анализ и синтез;

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

• включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

• слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

• аргументировать свою позицию;

• понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;

• признавать свои ошибки, озвучивать их;

• понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

• готовить сообщения, выполнять проекты по теме;

• составлять рассказ на заданную тему;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

• достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.

Выпускник получит возможность научиться:

• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

ПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения курса

Выпускник научится:

• понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;

• называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;

• называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;

• объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;

• раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;

• называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;

• анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;

 • приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;

• оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;

• рассказывать об охране природы в своём крае;

• соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;

• называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;

• находить в домашнем архиве исторические свидетельства;

• раскрывать связь современной России с её историей;

• использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны

Организация работы по программе “Я – гражданин России” в 4 классе рассчитан на 1 час в неделю на 4 –ой ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4 класс «Я – гражданин России» - 34ч

1. “Я и я” (4ч)

Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов

2. “Я и семья” (5ч)

День пожилого человека. Забота о родителях – дело совести каждого. Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.

3. “Я и культура” (4ч)

Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины. О красоте, моде и хорошем вкусе. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».

4. “Я и школа” (6ч)

Продолжаем изучать Школьный Устав. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе. Конкурс рисунков о школе.

5. “Я и мое Отечество” (9ч)

Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения.

Права ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети».

Я – гражданин России. Есть такая профессия – Родину защищать. О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Города – герои. Конкурс рисунков о войне.

6. “Я и планета” (6ч)

В ответе за тех, кого приучили. Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Я - житель планеты Земля. Берегите природу. Конкурс экологических сказок, стихов.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел программы

Кол-во часов

1.

« Я и я»

4

2.

« Я и семья»

5

3.

« Я и культура»

4

4.

« Я и школа»

6

5.

« Я и моё Отечество»

9

6.

« Я и планета»

6

Итого:

34


 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Примечания

Раздел: «Я и я» (4ч.)

1

Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо.

1

2

Правила жизни. Правила счастливого человека.

1

3

«Можно» и «нельзя» в жизни.

1

4

Мир моих интересов.

1

Раздел: « Я и семья» (5ч.)

5

День пожилого человека.

1

6

Забота о родителях – дело совести каждого.

1

7

Моя семья.

1

8

Наша домашняя коллекция.

1

9

Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.

1

Раздел: « Я и культура» (4ч.)

10

Знаменитые писатели и поэты

1

11

Сто великих женщин.

1

12

Образ русской женщины. О красоте, моде и хорошем вкусе.

1

13

Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».

1

Раздел: «Я и школа» (6ч.)

14

Продолжаем изучать Школьный Устав.

1

15

Самое сильное звено.

1

16

Мой лучший школьный друг.

1

17

Наши классные обязанности.

1

18

Зачем нужно учиться в школе.

1

19

Конкурс рисунков о школе.

1

Раздел: «Я и моё Отечество» (9ч.)

20

Поговорим о толерантности.

1

21

Геральдика – наука о гербах. Символика России.

1

22

Символы нашего края.

1

23

Государственный праздник – День Согласия и примирения.

1

24

Права ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети».

1

25

Я – гражданин России.

1

26

Есть такая профессия – Родину защищать. О подвигах женщин в военное время.

1

27

Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны.

1

28

Города – герои. Конкурс рисунков о войне.

1

Раздел: «Я и планета» (6ч.)

29

В ответе за тех, кого приучили.

1

30

Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены.

1

31

Знаешь ли ты страны мира?

1

32

Семь чудес света.

1

33

Я - житель планеты Земля.

1

34

Берегите природу. Конкурс экологических сказок, стихов.

1

Приложение 1. Календарно-тематическое планирование 4 Г класс

Учитель Кильченбаева А.С.        

№ п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Примечания

План

Факт

Раздел: «Я и я» (4ч.)

1

Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо.

1

2

Правила жизни. Правила счастливого человека.

1

3

«Можно» и «нельзя» в жизни.

1

4

Мир моих интересов.

1

Раздел: « Я и семья» (5ч.)

5

День пожилого человека.

1

6

Забота о родителях – дело совести каждого.

1

7

Моя семья.

1

8

Наша домашняя коллекция.

1

9

Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.

1

Раздел: « Я и культура» (4ч.)

10

Знаменитые писатели и поэты

1

11

Сто великих женщин.

1

12

Образ русской женщины. О красоте, моде и хорошем вкусе.

1

13

Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».

1

Раздел: «Я и школа» (6ч.)

14

Продолжаем изучать Школьный Устав.

1

15

Самое сильное звено.

1

16

Мой лучший школьный друг.

1

17

Наши классные обязанности.

1

18

Зачем нужно учиться в школе.

1

19

Конкурс рисунков о школе.

1

Раздел: «Я и моё Отечество» (9ч.)

20

Поговорим о толерантности.

1

21

Геральдика – наука о гербах. Символика России.

1

22

Символы нашего края.

1

23

Государственный праздник – День Согласия и примирения.

1

24

Права ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети».

1

25

Я – гражданин России.

1

26

Есть такая профессия – Родину защищать. О подвигах женщин в военное время.

1

27

Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны.

1

28

Города – герои. Конкурс рисунков о войне.

1

Раздел: «Я и планета» (6ч.)

29

В ответе за тех, кого приучили.

1

30

Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены.

1

31

Знаешь ли ты страны мира?

1

32

Семь чудес света.

1

33

Я - житель планеты Земля.

1

34

Берегите природу. Конкурс экологических сказок, стихов.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельностиЯ гражданин России

Программа внеурочной деятельности Я гражданин России...

Программа внеурочной деятельности "Моя Россия".

Данная программа разработана и осуществлена в июне 2020 года....

Программа внеурочной деятельности Орлята России

Программа разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с целью уд...

Программа внеурочной деятельности "Орлята России"

Рабочая программа «Орлята России» предназначена для организации внеурочной деятельности направленности коммуникативная деятельность в 1-4 классах....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Орлята России" /2 класс/

Это программа воспитания детей младшего школьного возраста, созданная на принципах патриотизма и гражданственности, способствующая приобщению детей к традиционным ценностям российского общества, разви...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Орлята России" 1-4

Программа предлагает школьникам разнообразные возможности для реализации их потенциала, помогая им научиться работать в команде, преодолевать трудности и достигать поставленных целей. Участие в «...

Программа внеурочной деятельности " Патриоты России"

           Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса в рамках реализации  духовно-нравственного направления   «Патриоты России&ra...