Нравственные качества личности и их формирование.
статья

Нравственные качества личности и их формирование в системе воспитания школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennie_kahestva.docx56.14 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 232 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

«Нравственные качества личности и их формирование в системе воспитания школьников»

Масло Ирина Игоревна

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение ……………………………………………………………….  2
  2. Сущность процесса нравственного воспитания……………………… 2
  3. Роль нравственных убеждений ……………………………………….  9
  4. Роль учителя в нравственном воспитании школьников……………..12
  5. Формирование нравственных качеств личности школьников ……...15
  6. Заключение ……………………………………………………………. 21
  7. Список литературы …………………………………………………… 22

Введение

Говоря о воспитании, мы говорим, о том, что на современном этапе развитие общества повышает требования к формированию личности. Обществу необходима личность, которая способна самостоятельно регулировать свое поведение и деятельность, оценивать поступки не только других людей, но и свои собственные, а также намечать пути дальнейшего развития своей личности.

        Нравственные качества являются важным фактором в формировании личности. Именно нравственные качества позволяют человеку регулировать свое поведение, делать выбор в жизненных ситуациях, намечать пути выхода при возникновении трудностей, а также определяют уровень стремлений и ценностей человека, характер его отношений с окружающими людьми.

Сущность процесса нравственного воспитания

 Понятие «нравственность» обладает сложным содержанием. Это очень многоплановое понятие, которое не обладает одним определением. Понятие «нравственность» рассматривается не только историко-философскими науками (философией, социологией, историей педагогических учений), но и психолого-педагогическими (социальной психологией, педагогикой, историей педагогики и др.).

        Проблемой нравственности широко занимались такие ученые как Васильева З.И.,  Зыбковец В.Ф., Рувинский Л.И. и др. С одной стороны исследования психологов, педагогов направлены на определение теоретической основы формирования нравственных форм поведения, а с другой разрабатываются конкретные способы направленные на формирование нравственных качеств личности на различных уровнях возрастного развития. Например, этот вопрос нашел свое воплощение в исследованиях кафедры педагогики и психологии начального обучения РГПУ им А.И.Герцена, в работах Раева А.И. над проблемой формирования и развития младшего школьника как субъекта нравственного поведения, в работах Матвеевой Л.А. раскрывающих проблему формирования нравственных убеждений младших школьников.

        Остановимся подробнее на понятии «нравственность».

        Большая советская энциклопедия дает следующее определение: «Нравственность - один из способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; предмет специального изучения этики»[10].

Понятие «нравственность» термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термину мораль, реже - этика. Так же как понятия "этика" в греческом, "мораль" в латинском, русское слово "нравственность" этимологически восходит к слову "нрав" (характер) и лексически закреплено в Словаре Академии Российской (1793). Концептуальное различие между понятиями морали и нравственности проводил Гегель в "Философии права" (1821). Нравственность представлена как "завершающий этап развития объективного духа в отличие от абстрактного права и морали. Абстрактное право - это сфера частной собственности, формальной свободы и абстрактного добра; мораль - это сфера реальной свободы; нравственность - это сфера практической свободы, субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над субъективным мнением и желанием". Непосредственными проявлениями нравственности являются, по Гегелю, семья, гражданское общество и государство. В советской этической литературе также предпринимались попытки смыслового разделения понятий, во многом близкие гегелевскому. Например, под нравственностью понимались: а) нравы как практикуемые формы поведения, б) мораль, закреплённая традицией и вековой привычкой, в) мораль на уровне её общественных проявлений - в отличие от морали как феномена культуры, формы мотивации индивидуального поведения, личностной установки, совокупности объективных и безусловных норм и т.д.[1]1 Обобщая все выше сказанное, стоит отметить, что понятие «нравственность» социально и очень значимо для человеческих отношений.

Зыбковец В.Ф. в своем труде «Происхождение нравственности» говорит о существовании нравственности в двух аспектах: с одной стороны, как деятельность, сознательно подчиненная какой-либо нравственной цели и здесь выступает, прежде всего, как нравственно - воспитательная деятельность, с другой – как момент или сторона других видов человеческой деятельности: производственной, политической, научной, художественной, и в этом плане она составляет нравственную мотивацию деятельности – желание совершить добро, осуществить определенный нравственный идеал, исполнить нравственный долг, отстоять личную честь и достоинство и тд.[2]2

Говоря о познании процесса нравственного развития личности, стоит говорить о  знании процесса психического развития личности, его основных закономерностей, особенностей. Возрастные периоды – это качественно разные ступени, каждая из которых вносит свой вклад в формирование личности.

Исследователи говорят о том, что развитие ребенка не сводится к усвоению каких-либо норм и правил, оно включает в себя дальнейшую переработку усвоенного, что приводит к целостным изменениям личности. «Нравственное развитие ребенка- это процесс количественных и качественных изменений, происходящих в духовном, нравственном облике ребенка и продвигающих его в нравственной зрелости на более высокую ступень»[32].

Анализ различных концепций нравственного формирования личности школьника показывает, что механизм этого явления можно раскрыть лишь при структурном подходе к изучению развития и становления личности. Этот подход позволяет увидеть перестройку многих связей в структуре личности, которая есть результат воздействия воспитателя. В зависимости от времени возникновения реакции на это воздействие проявляется воспитательная сила влияния: тем медленнее возникают реакции, чем глубже это влияние, и, наоборот, мгновенные реакции часто вызываются слабыми влияниями.

Механизм процесса нравственного развития личности становится понятным, если рассмотреть его компоненты:

  1. наследственный фонд задатков и способностей;
  2.  выработанный в процессе индивидуальной жизни стереотип поведения;
  3. духовные потребности.

Как известно, поведение человека до определенной степени зависит от наследственного фонда информации. По наследству ребенок получает задатки в виде определенных анатомо-физиологических свойств нервной системы. Переданные по наследству индивидуальные особенности нервной системы находят выражение в способности индивида различным образом реагировать на внешние раздражители.

        Приобретенный стереотип поведения выражается в уровне нравственной воспитанности в данный момент. Уровень нравственной воспитанности сам по себе противоречив: с одной стороны, он устойчив и стабилен, а с другой- изменчив, так как поддается внешним и внутренним воздействиям.

        Те или иные компоненты процесса нравственного развития, взаимодействуя способны оказать друг на друга как стимулирующий, так и тормозящий эффект. Энергия нравственного развития, его движущие силы рождаются при их взаимодействии, в момент возникновения противоречий. Одним из них, например, является противоречие между наследственной информацией и приобретенным опытом поведения.

        Основным, ведущим противоречием процесса нравственного развития является противоречие, возникающее между имеющимся, т.е. приобретенным опытом и новыми духовными потребностями. Субъективно школьник воспринимает это противоречие как неудовлетворенность своим реальным поведением, поскольку оно не соответствует его стремлениям и представлениям о более совершенном поведении. Здоровое недовольство рождает потребность в самоусовершенствовании, побуждает к работе над собой. Большую роль здесь играет способность предвосхищать удовлетворение от разрешения противоречия. Это состояние считается истинным стимулом человеческой жизни.

        В процессе разрешения противоречия между потребностью и возможностью ее удовлетворения участвуют следующие три элемента: надежда, план практических действий и получение обратной информации о результатах этих действий. Надежда также противоречива, так как она слагается из уверенности в достижении цели и сомнения. А сомнение возникает обычно из-за дефицита информации о способах достижения цели.

        Нравственное развитие при ведущей роли воспитания есть, таким образом, процесс перехода элементов из программы идеального поведения в состав реального и означает приведение в соответствие наличного опыта поведения с нравственными целями и потребностями. Если такое соответствие устанавливается, то нравственное развитие прекращается. В действительности же удовлетворение одних потребностей почти всегда рождает новые. Это стимулирует активность человека и содействует его непрерывному совершенствованию.

        Любой из компонентов процесса нравственного воздействия функционирует только в результате прямого или косвенного воздействия факторов внешней среды, что обусловлено постоянным взаимодействием с ней ребенка и связано со стремлением удовлетворить возникающие и постоянно развивающиеся потребности. Однако внешняя среда не всегда беспрепятственно удовлетворяет их, в результате чего и возникают определенные трудности. В умении развивать, регулировать и удовлетворять потребности школьника и состоят основные задачи воспитательного процесса.

        В целом педагоги и психологи сходятся в том, что нравственное  воспитание и развитие должно происходить в системе взаимосвязанных компонентов и эта система должна носить развивающий характер.

В педагогической литературе под нравственным воспитанием понимают целенаправленную деятельность по формированию личности, которая осуществляется учебно-воспитательными учреждениями. В тоже время признается и наличие целенаправленных стихийных влияний. «Нравственное воспитание- это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка»[32].

При разработке теории и практики нравственного  воспитания необходимо учитывать, что это общественное явление должно быть объяснено в научной теории, реализация которой в практике осуществляется с помощью методики воспитательной работы. Таким образом понятие «нравственное воспитание» имеет три функциональных аспекта: социальный, теоретический и практический.

Нравственное  воспитание как социальное явление выполняет общественную функцию. Его задачей всегда является передача подрастающему поколению накопленного опыта.

По мере прогресса в области знания и его дифференциации выделилась область знаний о нравственном воспитании. На этой основе зародилась теория, сущность которой состоит в обосновании системы педагогических закономерностей становления коллектива и личности. Теория указывает на взаимосвязи между педагогическими влияниями, дает им объяснение, выводит основания для постановки проблем, делает возможным анализ и синтез фактов и явлений.

Дальнейшее совершенствование содержания нравственного воспитания неразрывно связано с совершенствованием методики работы по нравственному  воспитанию, раскрывающей ее закономерности и противоречия.

В педагогической теории наибольшее распространение получили два подхода к построению системы нравственного воспитания учащихся:

- интеллектуалистический, который придает первостепенное значение формированию у школьников знаний,

- и поведенческий, где главное внимание обращается на выборку у учащихся навыков поведения, накопление опыта жизни в коллективе.[3]1

Однако каждый из этих подходов не может быть взят в качестве основы построения системы нравственного воспитания. Так, если руководствоваться интеллектуалистической концепцией, то вся воспитательная работа сведется к разъяснению знаний о правилах и нормах поведения. Следствием такой односторонности может явиться механическое заучивание учащимися норм и правил нравственности, которое неизбежно приводит к разрыву сознания и поведения, слова и дела, что в конечном счете находит выражение в лицемерии, раздвоении личности.

        Если при интеллектуалистическом подходе к построению системы нравственного воспитания переоценивается роль знаний, то при поведенческом их значение сводится к минимуму. Таким образом, ни один из этих подходов в отдельности не принесет желаемого результата.

        В построении теории нравственного воспитания необходимо учитывать, что суть воспитанной личности составляют знания, навыки и привычки поведения и отношения, в которые личность вступает и, которые вырабатывает самостоятельно в процессе деятельности, общения и накопления опыта общественного поведения.

        При анализе реального процесса воспитания следует обращать внимание на изучение нравственных отношений, т.к. социальная сущность школьника определяется теми отношениями, в которые учащийся вступает в процессе деятельности и общения. В системе нравственного воспитания такой подход должен быть основополагающим.

        «Нравственные отношения есть ряд социальных отношений, в основе которых лежит нравственное начало, т.е. начало, реализующееся в нравственном выборе – в выборе не по соображениям выгоды, а по велению совести: по критерию справедливости и добра»[21].

        Для формирования нравственных отношений важным является осознание личностью нравственных норм и принципов, а также своего поведения. Нравственные отношения как психологическая категория раскрывается как взаимоотношения человека с другими людьми в процессе развития его самосознания, формирования характера. Нравственные отношения проявляются во взглядах, эмоциональных переживаниях, убеждениях. Решающее значение имеют нравственные убеждения, т.к. становясь мотивами личности, они регулируют ее поведение и деятельность.

 Роль нравственных убеждений

        Понятие «нравственное  воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А.Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обоснованно считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание.

        Что побуждает человека к нравственным поступкам? Его сознание, его убеждения. И то, и другое – мощный мотив активности.

        Одним из показателей развития ребенка как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения является формирование у него активности, активного начала. Активность позиции человека, его отношения и взаимодействие с окружающим миром определяются направленностью личности. Решающее значение здесь имеют нравственные убеждения, поскольку они, становясь мотивами личности, регулируют ее поведение и деятельность. Поэтому центральным звеном в процессе нравственного воспитания, в процессе становления ребенка как субъекта учебной деятельности и поведения является формирование у него нравственных убеждений.[4]1

        Проблема формирования нравственных убеждений широко представлена в исследованиях Матвеевой Л.А. Автор рассматривает нравственные убеждения, как сложное комплексное образование, включающее в себя знания соответствующей нравственной нормы и эмоциональное отношение к ней. В структуру убеждений могут входить знания, которые осознаны, и выраженная в них нравственная форма оценена и принята личностью. Нравственные убеждения могут иметь свои функции, но они всегда зависят от субъектных особенностей убеждений данной личности и от условий, в которых возникает процесс взаимодействия человека со средой. Существенной характеристикой знаний в структуре нравственных убеждений является степень осознания их личностью, их оценка и принятие.

        Показателем осознанности знаний выступает степень адекватности применения в различных нравственных ситуациях. Обычно чем разнообразнее характер таких ситуаций, тем шире область применения знаний, выше уровень осознанности и у ребенка больше возможностей проявить себя как субъекта, сознательно строящего свою деятельность и поведение. Учитывая, что младший школьник усваивает нравственные нормы поведения в основном на примере конкретного, но не всегда соотносит их со своим поведением, следует уделять внимание анализу ребенком собственного поведения, что однозначно способствует принятию им нравственных ценностей. Одним из показателей осознанности является способность учащегося вербально изложить тот или иной поступок, в первую очередь свой собственный.

        В работе выделены стадии формирования нравственных убеждений. Первоначально ученик усваивает необходимые знания, затем он использует их в практике поведения, в ходе которой могут возникнуть противоречия между имеющимися представлениями и результатами действий. Анализ и оценка противоречий и служит базисом в формировании убеждений.

        Нравственные убеждения динамичны и имеют тенденцию к изменению и обогащению, что связано с воспитанием, средой и возрастными возможностями самого школьника.

        Организация работы по формированию нравственных понятий и убеждений строится с учетом того, что в структуре убеждений младших школьников доминирующую роль играет эмоциональная сфера. В процессе генезиса нравственных убеждений происходит постепенное перерастание «низших» форм эмоционального отношения в высшую (устойчивое эмоциональное отношение). Показателем только эмоционального фона является внешнее проявление эмоций без их осознания, то есть без возможности объяснить, чем вызвано то или иное переживание, что субъективно переживается. Показателем ситуативной эмоциональной оценки может выступать «соответствие внешнего проявления эмоций и вербального объяснения данного отношения к определенному нравственному явлению в условиях конкретной ситуации» [50] Показателем устойчивого эмоционального отношения является определенное эмоциональное проявление, постоянно повторяющееся в аналогичных ситуациях, и возможность объяснить причины данного отношения с позиции значимости данной нравственной нормы.

Существенным показателем развития нравственных убеждений является готовность к соответствующему нравственному поведению. « О готовности можно судить по соотношению знаний и эмоционального отношения как компонентов структуры нравственных убеждений»- отмечает А.И.Раев. С этой точки зрения в исследованиях С.И. Галяутдиновой[5]1 были выделены три уровня готовности:

- первый уровень характеризуется отсутствием правильных знаний о нравственной норме и проявлением отрицательного эмоционального отношения к ее требованиям.

- второй уровень- уровень потенциальной готовности, характерен для школьников, которые имеют либо правильные знания и отрицательное эмоциональное отношение, либо неправильные знания при положительном отношении к норме.

- третий уровень- уровень актуальной готовности к нравственному поведению, характеризуется наличием правильных знаний и положительного нравственного отношения к нравственной норме.

Однако решающим показателем сформированности нравственных убеждений является само реальное поведение субъекта.

        Все вышесказанное доказывает, что нравственные убеждения являются сложной педагогической категорией, требующей системного подхода в своем развитии и длительного времени. Немаловажную роль в нравственном развитии, в том числе нравственных убеждений, играет семья и школа, в частности, личность педагога.

 Роль учителя в нравственном воспитании школьников

На современном этапе меняется  роль учителя в образовании. Идеи гуманистической педагогики особенно актуальны для нашей страны.  В результате известных социальных причин был нарушен естественный механизм эмоциональных связей между поколениями. Укрепилось понятие дистанции. В результате целые поколения выросли зависимыми, несвободными, не имеющими собственных мыслей, не умеющими принимать собственные решения и за них отвечать. Современное общество требует воспитание личности, которая способна самостоятельно регулировать свое поведение и деятельность, оценивать поступки не только других людей, но и свои собственные, а также намечать пути дальнейшего развития своей личности.

Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, требуется иной подход. Необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно- ориентированное воспитание.

Воспитание, ориентированное на личность, ее жизнь, деятельность, является перспективным только тогда, когда между воспитателями и воспитанниками взаимодействуют такие формы, которые активизируют процесс воспитательной инициативы у детей. От состояния «Я должен» к состоянию «Я хочу» ребенка приводит его личное отношение к тому, что он делает.

Личностно ориентированное воспитание - воспитание, обеспечивающее развитие, саморазвитие и продуктивную самореализацию личности ученика, происходящую с опорой на его индивидуальные особенности как субъекта познания и предметной деятельности [67].

Личностно ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики:

- самоценность личности,

- уважение к личности,

- природосообразность воспитания,

- добро и ласка как основное средство.

Иными словами, личностно ориентированное воспитание - это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса.[6]1 Это формирование целостной, свободной, раскрепощенной личности, осознающей свое достоинство и свободу других людей.

Педагогика строится на принципах сотрудничества и уважения к личности ребенка. Неумение учителя установить с детьми партнерские, подлинно человеческие отношения приводит к тому, что для учителя педагогический процесс становится неуправляемым и неэффективным, а у учеников возникает неприязнь к нему и к школе в целом. Учителем должен быть создан подобающий микроклимат, в котором будут учитываться все факторы и трудности. Учитель различными способами создает такие условия, чтобы ребенок сам пришел к пониманию смысла данного требования лично для себя, признал и принял его, захотел выполнить и выполнил.

Целенаправленное нравственное воспитание в школе возможно лишь при условии взаимного принятия учителя и ученика, взаимопонимания между ними. На усвоение учащимися нравственных норм большое влияние оказывает нравственный облик самого учителя, его отношение к детям.

Роль учителя как нравственного образца очень важна для ученика, как пример нравственного поведения, нравственного человека, особенно для тех детей, которые в семье и других институтах социализации не получают примеров нравственного поведения, лишены теплого и уважительного отношения и поддержки взрослых. Это значит, что работа педагога с учеником невозможна без постоянной работы над самим собой – своим характером, поведением, отношением к окружающим.

Психологической основой примера служит подражательность. О сущности подражательности, о ее роли и месте в процессе воспитания и самовоспитания, о стадиях подражательности пишет А.Г.Ковалев, отмечая, что «…подражание является наиболее характерным способом познания действительности ребенком, а подражательность – основным свойством развивающейся личности»[7]1.

Педагог может выбирать разные формы работы – шефство над пожилыми людьми, взаимопомощь в учебе, уход за живым уголком в классе, - ориентируясь на индивидуальные особенности личности учащихся и уровень развития их нравственных представлений.

Процесс нравственного воспитания становится для школьников значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботится о выполнении следующих условий:

° опирается на положительные возрастные потребности и интересы, создающие «эффект актуальности»;

° обеспечивают эмоциональную насыщенность общественно полезной деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников;

° создает в коллективе атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху;

° утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива;

° учитывает положительное воздействие общественного мнения, выполняющего функцию эмоционального заражения;

° заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.

 Формирование нравственных качеств личности

        Нравственное воспитание ребенка начинается в период дошкольного детства. Но в школе он впервые встречается с системой моральных требований, выполнение которых контролируется. Дети этого возраста уже готовы к выполнению данных требований. Поступая в школу, они стремятся занять новую социальную позицию, с которой и связывают эти требования к ним. Учитель выступает носителем общественных требований.

        Хотя младший школьный возраст и не является возрастом решающих сдвигов в развитии личности, тем не менее, в этот период достаточно заметно происходит формирование личности. Поступление в школу, новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в коллектив, новый вид деятельности - все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к окружающей действительности: к другим людям, коллективу, к учебной деятельности и связанными с ней обязанностями, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, определяет развитие способностей. В свою очередь, взаимодействие с окружающими является основой становления ребенка как субъекта нравственного поведения. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения.

У ученых нет единого мнения, какие из нравственных качеств, формируемых у младших школьников, следует считать основными, а какие второстепенными, т.е. возникающими на их основе.

Каждый раз, когда личность осуществляет свой выбор - вступать или не вступать в те или иные отношения и как именно, человек руководствуется определенными нравственными нормами, которые существуют в обществе и, которые ему следует принять и усвоить. Отсюда следует вывод о том, что нравственные ценности усваиваются человеком в процессе его взаимодействия с социальной средой, т.е. в процессе социализации. Следует отметить то, что у ученых нет единого мнения относительно того, в процессе какой социализации, стихийной или целенаправленной, личность наиболее успешно усваивает нравственные ценности.

Наряду с усвоением нравственных ценностей младший школьник учится также оценивать значение нравственных ценностей в поступках и действиях окружающих и своих собственных.

Божович Л.И. и Конникова Т.Е.[8]1 указывают на то, что процесс нравственного развития личности не изолирован от социального и психического развития и должен протекать вместе с развитием целостной личности.

Как указывалось выше, необходимо, чтобы младший школьник осознал нравственные нормы и ценности общества, в котором он живет. Ученые указывают на то, что усваиваемые нравственные нормы не должны опережать нравственный опыт ребенка. В противном случае они могут носить формальный характер и быть усвоены только "внешне". Следовательно, доведение до сознания ребенка нравственных норм должно быть построено на основе анализа его жизненного опыта и индивидуальных особенностей, Т.е. должна быть опора на нравственные чувства и привычки, приобретенные ребенком. Ученые считают, что именно опора на нравственный опыт младшего школьника позволяет формировать на основе знаний нравственных норм нравственные качества личности. Знания о нравственной норме должны носить характер осознанности младшим школьником для успешности формирования нравственного поведения личности.

При формировании нравственных качеств личности важным остается вопрос о характере формируемых качеств. Характер нравственных качеств личности может быть как позитивный, так и негативный. Данный вопрос связан с вопросом социального контроля личности. Многочисленные исследования показывают, что ребенок, совершая тот или иной поступок, часто ориентируется на отношение взрослых к его поступку. В этом случае, мы считаем, можно говорить об абстрактном усвоении нравственных норм ребенком, Т.е. безотносительно к себе. О сформированности и зрелости нравственных качеств личности можно говорить только в том случае, если все объекты, посредством которых формируются эти качества личности, действительно вызывают определенные эмоциональные переживания.

Исследования указывают на то, что нравственные качества лучше всего формируются на основе предъявления младшим школьникам ситуаций из повседневной жизни, где он может не только дать оценку поведения окружающих его людей, но и оценку собственного поведения, на основании которой можно говорить об усвоении им нравственных норм.

С возможностью у ребенка оценки окружающих и себя связано такое понятие как «нравственный идеал», который формируется у него с раннего детства и воплощается в духовном облике конкретного человека. Ученые считают, что нравственный идеал - это образ, который направляет поведение ребенка и служит критерием оценки других и себя самого. Таким образом, наличие нравственного идеала означает и наличие постоянно действующего мотива. Но следует помнить, что нравственный идеал не остается неизменным, он постоянно уточняется и обогащается новыми чертами из жизненных наблюдений, литературы и других источников.

Мотивы, как обоснование выбора варианта нравственного поведения являются совокупностью причин и доводов, итогом сложного комплекса побуждений и переживаний личности. По мотивам можно определить уровень нравственного сознания и намерения ученика, но наиболее полным критерием его нравственной зрелости следует считать единство морально ценного мотива и полезного обществу поведения. В связи с этим в развитии мотивационной сферы у школьников важную роль играет положительный результат в поведении и деятельности, правильная оценка и учет реальных возможностей для успеха в данной деятельности.

Основу поступка составляет мотив, а устойчивость поведения обеспечивает система мотивов. В каждой группе мотивов ведущее положение занимают доминирующие, которые определяют направленность личности. В связи с этим преобладание социально ценных мотивов побуждает личность совершать нравственные поступки, а наличие эгоистических приводит к действиям, игнорирующим установленные нормы и оценки.

В основе взаимоотношений младших школьников с другими людьми лежат такие нравственные качества как ответственность, уверенность, отзывчивость, чуткость. В свою очередь, взаимодействие с окружающими является основой становления ребенка как субъекта нравственного поведения.

Изучение ранее проведенных исследований ( Божович Л.И., Высотина Л.А.) свидетельствуют о том, что, разрабатывая технологию развития нравственных качеств личности, необходимо обеспечить:

  1. усвоение знаний о формируемых нравственных категориях;
  2. формирование мотивов, обеспечивающих положительное отношение к поведению;
  3. овладение способами поведения в конкретной ситуации;
  4. закрепление способа поведения путем упражнений;
  5. обобщение и перенос способов поведения в другую жизненную ситуацию.

Ученые указывают на целесообразность реализации данной структуры через реальный жизненный опыт младших школьников. В реальном опыте младших школьников ответственность проявляется в форме принятия решения при выборе способа деятельности, в организации и планировании собственной деятельности. Уверенность проявляется в твердости при решении каких-либо вопросов, как в учебной деятельности, так и во вне учебной деятельности. Отзывчивость в реальном опыте выражается в готовности помочь (Товарищу, пожилому человеку и тд.), иногда в ущерб собственным интересам. Чуткость проявляется в стремлении к внимательному, заботливому отношению к другим людям.

Божович Л.И., Высотина Л.А. подчеркивают значимость самовоспитания младших школьников для усвоения моральных норм и принципов поведения. Для этого необходимо комплексное усвоение нравственных качеств личности в процессе воспитания и обучения.

Формирование нравственных качеств в поведении через решение нравственных задач дает возможность подойти к рассмотрению этого процесса на разных уровнях. Несомненно, что представленные качества в нравственном поведении в различных нравственных задачах могут проявляться по-разному.

В психологии показателями проявления любого нравственного качества личности считают:

- знания о данном качестве;

- наличие эмоционально положительного отношения к формируемому нравственному качеству личности;

- проявление волевой активности при совершенствовании нравственных поступков и действий.

Значение первого компонента достаточно очевидно. Действительно, для того, чтобы стать ответственным, уверенным, отзывчивым и чутким, необходимо получить знания о данных качествах. При всей кажущейся простоте понимания значения этих слов есть определенные трудности.

Во-первых, ребенок часто слышит подобные слова применительно к конкретным и очень разным ситуациям. Умение вычленить общее в них – для младшего школьника непростая задача. Непросто также преодолеть житейское, в некоторой степени искаженное, понимание этих слов. Вторая трудность приобретения знания о нравственном качестве связана с тем, что словесное его обозначение не всегда полностью выражает сущность того или другого качества. Эти два момента предъявляют определенные требования к педагогическому воздействию.

Наиболее сложным в плане формирования является отношение личности к тому или иному качеству. Для того чтобы было сформировано нравственное качество личности, необходимо положительное отношение к соответствующему качеству. Очень сложно бывает добиться положительного эмоционального отношения. Во-вторых, эмоциональное отношение не поддается прямой волевой регуляции. В-третьих, истинное отношение может маскироваться соответствующим качеству поведением. Без осознания значения нравственного качества не может быть положительного эмоционального отношения к нему, а, следовательно, не может быть сформировано и само нравственное качество.

Третий компонент структуры нравственного качества - это способы его реализации. Важно не только знать, что такое ответственность, уверенность, отзывчивость, чуткость, не только положительно эмоционально относиться к этим и другим нравственным качествам личности, но не менее важно уметь проявлять  ответственность, отзывчивость, чуткость, уверенность в себе в реальном поведении.

Известно, что любой способ поведения требует упражнений. Если таких упражнений мало, то способ поведения оказывается несовершенным. Если их излишне много, то притупляется, приобретает слишком обыденный характер само качество. Эмоции часто вызываемые, притупляются, а длительно не проявляющиеся – затухают. Определение меры упражнений в формировании нравственных качеств – одна из сложнейших педагогических проблем.

В тоже время, следует максимально использовать и те реальные ситуации, с которыми постоянно сталкивается ребенок.

Таким образом, анализ структуры нравственных качеств личности показывает, сколь сложным и многогранным является каждое качество, насколько тесно связаны его компоненты, как труден путь формирования любого из нравственных качеств.

Исследования Божович Л.И. показывают, что при правильном воспитании учащихся младшего школьного возраста удается добиться формирования в этот период достаточно устойчивых нравственно- психологических качеств личности, составляющих необходимое условие успешного выполнения ребенком различных видов деятельности.[9]1

Заключение

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости нахождения новых форм, методов, способов, обеспечивающих эффективное формирование нравственных качеств личности как ответственность, уверенность, отзывчивость и чуткость.

Современная система российского образования должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Современное общество требует перехода к принципиально новому уровню доступности высококачественного образования. Происходит поиск новых более эффективных технологий в образовании, и поскольку особое внимание сейчас уделяется информационным технологиям, то происходит переосмысление содержания на современном этапе и определение места и включения в него информационных технологий, соотношение традиционных составляющих образовательного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений учащихся, учителя и образовательной среды.

Нравственные качества являются важным фактором в формировании личности. Именно нравственные качества позволяют человеку регулировать свое поведение, делать выбор в жизненных ситуациях, намечать пути выхода при возникновении трудностей, а также определяют уровень стремлений и ценностей человека, характер его отношений с окружающими людьми.

        В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения. Нравственные качества  целесообразно формировать по трем направлениям: знание о нравственном качестве, мотивация к нравственной деятельности, волевая активность личности, необходимая для преодоления трудностей при проявлении нравственного качества в поведении.

Список литературы

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: Российская академия образования, 1994
  2. Башмаков М., Поздняков С., Резник Н. Информационная среда обучения.- Спб., 1997
  3. Бехтерева Н.В. Нравственное воспитание младших школьников средствами изобразительной деятельности в процессе обучения. – Иркутск,  2000
  4. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах.- М., 1980
  5. Богословский В.И., Извозчиков В.А., Потемкин М.Н. Информационно - образовательное пространство – область функционирования педагогических информационных технологий // Наука и школа. 2000, №-5
  6. Баженова  А.М.Формирование  основ  экранной  грамотности как средство
    художественного  воспитания  //  Начальная  школа, 1991, № 8
  7. Баженова Л.М. Обсуждение фильмов с детьми // Начальная школа, 1995, №3
  8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М., 1968.
  9. Божович Л.И., Конникова Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. 1975, №1.
  10. Большая советская энциклопедия./Под ред. А.М. Прохорова – М., 1975
  11. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград, 2001
  12. Васильева З.И. и др. Воспитание дисциплинированности и ответственности у школьников в учебном процессе.- Л., 1983
  13.  Воронов В.В. Технология воспитания. – М., 2000
  14. Галяутдинова С.И. Потенциальная и актуальная готовность младших школьников к нравственному поведению./ Психологические проблемы нравственных убеждений. –Л., 1987
  15.  Гликман И.З. Теория и методика воспитания. – М., 2002
  16.  Готская И.Б. Методология разработки современных информационных технологий на основе общего системного подхода// Информационные технологии в системе непрерывного образования. – СПб., 1996
  17.  Зайцева И.А. Воспитание нравственной активности младших школьников.- Минск, 1983
  18.  Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М., 2003
  19.  Зимина М.С. Азбука этикета: пособие для начальной школы.- Спб., 1998
  20.  Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности // педагогика. 1992, №11/12
  21.  Зыбковец В.Ф. Происхождение нравственности. – М., 1974
  22.  Иванов В.Н., Сергеев В.К. Аудиовизуальные формы и средства культурного воздействия. – М., 2003
  23.  Иванова Т.Ф. Изучение и формирование ответственности у младших школьников. http://psychology.net.ru/articles/content/1088978822.html#pages
  24.  Калинин О.Д. Природа нравственных убеждений. – М., 1974
  25.  Ковалев А.Г. О стадии подражательной деятельности ребенка // Вопросы психологии личности / Под ред. Е.И. Игнатьев. М, 1960.
  26.  Коваленко Ж.В., Губанова Е.Н. Урок нравственности // Начальная школа. 2002, №6
  27.  Козлов К.П., Смольникова Е.К. Информационные технологии на начальном этапе школьного образования.// Информационные технологии в системе непрерывного образования. – СПб., 1996
  28.  Марьенко И.С. Ответственность школьника: пути воспитания // Советская педагогика. 1987, №5
  29. Матвеева Л.А. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения.- Л., 1989
  30.  Методические проблемы применения аудиовизуальных средств в обучении. – М., 1982
  31.  Минкина Н.А. Воспитание ответственностью. – М., 1990
  32.  Младший школьник как субъект педагогического воздействия. Межвузовский сборник научных трудов. –Л., 1989
  33.  Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Часть 1 – Владивосток, 2004
  34.  Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. М., 1983
  35.  Мультимедиа. Возможности использования в учебном процессе./ Сост. Сенаторова Т.П.- Казань, 2001
  36.  Немов Р.С. Психология. – М., 1995
  37.  Новиков С.П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе // Педагогика. 2003, №9
  38.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под.ред. Е.С. Полат- М., 2002
  39.  Носкова Т.Н. Аудиовизуальные технологии в образовании. – СПб., 2004
  40.   Носкова Т.Н. о роли визуализации в современных информационных образовательных технологиях. http://www.ict.edu.ru/vconf/files/7350.doc
  41.  Нравственное воспитание младших школьников / ред. Макаровская А.П. – Иркутск, 1989
  42.  Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой – М., 1979
  43.  Обучение и воспитание в современной школе. / Под ред. Валеева И.И. – М., 1999
  44.  Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. С.П. Обнорского.- М., 1952  
  45.  Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Рапацевич - Минск., 2005
  46.  Педагогический энциклопедический словарь. / Под ред. Б.М. Бим-Бада. – М., 2002
  47.  Петрова А.И. Воспитание у младших школьников готовности к нравственному самоопределению. – СПб., 2001
  48.  Петрова Л.М. Информационные технологии и развитие личности http://www.ito.edu.ru/2000/index.html
  49.  Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М., 2000
  50.  Раев А.И. Матвеева Л.А. Психологические основы формирования нравственных убеждений учащихся. –Л., 1985
  51.  Романенко Н.М. Особенности восприятия телеинформации школьниками // Педагогика, 2003, №4
  52.  Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. – М., 2004
  53.  Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. – М., 1981
  54.  Селевко Г.К.. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса"Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.- М., 1998
  55.  Средства дистанционного обучения: Методика, технология, инструментарий/ Под.ред. З.О. Джалиашвили- С-Пб., 2003
  56.  Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М., 1989
  57.  Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. - М., 1998
  58.  Тараканова Е. Н. Информационные технологии в начальной школе http://ito.edu.ru/2000/I/1/120.html
  59. Теоретико-методологические основы учебно-воспитательного процесса в школе и вузе. Сборник научных трудов /ВГПИ. - Волгоград, 1984
  60.  Трофимова Л.Н. Использование видеозаписи во внеклассной воспитательной работе. – М., 1985
  61.  Уроки нравственности: кн. учителя // разр. Шемшурина А.И. – М., 2004
  62.  Фомичева О.С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. – М., 2000
  63.  Формирование нравственных отношений в учебной и внеклассной работе младших школьников. / Под ред. Ю.П. Сокольникова. – М., 1984
  64.  Франко Г.Ю. Использование видеозаписей киноматериалов во внеклассной работе. – М., 1991
  65.  Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1991
  66.  Харламов И.В. Педагогика. Минск., 1998
  67.  Хуторской А.В. Личностно-ориентированное направление модернизации образования в российской школе. \\ Ученик в обновляющейся школе. М., 2002
  68.  Шутова В.А. Педагогические основы воспитания милосердия у детей. – Смоленск, 2003
  69.  Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994
  70.  Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. – М., 1988
  71.  Яновская М.Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания. – Киров, 1998
  72.  Янковская М.Г. Этические игры.//Классный руководитель, 1999, №6


[1]1 Педагогический энциклопедический словарь. / Под ред. Б.М. Бим-Бада — М., 2002. С. 172

[2]2 Зыбковец В.Ф. Происхождение нравственности. – М., 1974

[3]1 Бехтерева Н.В. Нравственное воспитание младших школьников средствами изобразительной деятельности в процессе обучения. Иркутск, 2000

[4]1 Матвеева Л.А. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения.- Л., 1989

[5]1 Галяутдинова С.И. Потенциальная и актуальная готовность младших школьников к нравственному поведению./ Психологические проблемы нравственных убеждений. –Л., 1987

[6]1 Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М., 2000

[7]1 Ковалев А.Г. О стадии подражательной деятельности ребенка // Вопросы психологии личности / Под ред. Е.И. Игнатьев. М, 1960.

[8]1 Божович Л.И., Конникова Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. 1975, №1.

[9]1 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М., 1968.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейное чтение как фактор формирования духовно-нравственных качеств личности.

Готовность родителей к семейному чтению как межличностному духовному общению находится в прямой зависимости от уровня их культуры, в том числе от «функциональной и педагогической грамотности»....

Пример учителя в формировании духовно-нравственных качеств личности

В статье раскрывается вопрос о формировании духовно-нравственных качеств личности...

Формирование нравственных качеств личности во внеурочное время. Из опыта работы по нравственному воспитанию детей-сирот.

Важным структурным компонентом личности является нравственность. В практике работы с детьми с особыми образовательными потребностями это наиболее значимый аспект воспитания. Представленный материал бу...