Семейное чтение как фактор формирования духовно-нравственных качеств личности.
статья по теме
Готовность родителей к семейному чтению как межличностному духовному общению находится в прямой зависимости от уровня их культуры, в том числе от «функциональной и педагогической грамотности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rolknigi_v_zhizni_cheloveka.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества «Звездный»
Роль книги в жизни человека.
Разработала:
Айрумян Гаянэ Сергеевна
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД ЦРТДиЮ «Звездный»
Астрахань 2010
Привейте человеку вкус к чтению
и предоставьте ему возможность читать,
и Вы неизбежно сделаете его счастливым…
Джон Хершел.
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения.
В современном мире меняется роль книги в жизни человека.
Если еще до недавнего времени книга была учебником жизни, то сейчас книга – это, прежде всего, источник информации. Появилась прекрасно иллюстрированная познавательная литература, предлагающая фактическую информацию ребенку (что? где? когда?). Объем информации, который воспринимают дети, увеличился во много раз. Современные дети живут в совершенно ином информационном пространстве по сравнению с предыдущим поколением.
Увеличился объем воспринимаемой информации, но в процентном соотношении уменьшилось количество книг, посвященных морально-нравственным проблемам. Многим социальным аспектам реальности не дается однозначной оценки и у детей не всегда адекватно формируются представления том, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому возрастает роль совместного обсуждения прочитанного ребенком, о том, какие выводы он сделал? Как он видит окружающую реальность?
Современный рынок во многом ориентирован на развлечения, и часто чтиво, предлагаемое читателям, в том числе и детям, носит сиюминутный развлекательный характер. И реклама в этом играет не последнюю роль.
Окружающая среда не всегда формирует у ребенка потребность думать, переживать. Практически исчезли радио- и телепостановки, нет такой культурной среды, в которой ребенок даже из самой неблагополучной семьи имел бы возможность погрузиться в мир качественно литературы.
Родители хотят, чтобы их дети много читали. Но возникает вопрос: а как часто и что читают сами родители? Обсуждают ли взрослые с детьми прочитанное? Как часто родители сами читают детям?
Дети имеют огромную потребность в том, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время. К сожалению, сейчас во многом прочтение книг заменили мультфильмы. Это замечательно, что существует достаточное количество интересных и качественных мультфильмов. Но они не заменяют книгу. Почему?
Не будем останавливаться на том, что длительный просмотр телевизора негативно отражается на здоровье ребенка. В мультфильме образ героя и сюжет однозначно задан, а при прочтении книги существует возможность нахождения собственной версии его толкования.
Но главным в совместном чтении является то, что это важная форма общения ребенка и родителя, которая теряется, когда ребенка оставляют одного для просмотра мультфильма.
Это способ, позволяющий протянуть ниточку от одного к другому, поддержать общение в семье, стремительно сокращающееся в силу огромной занятости родителей. Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, когда внимание уделяется ему полностью, и мама или папа не делает это во время приготовления ужина, разговора по телефону или просмотра программы новостей. Такое общение отличается тем, что с одной стороны родителю легче донести до ребенка свои ценности и взгляды, которые тот не всегда готов почерпнуть в повседневной жизни, с другой стороны оно ведется на темы, важные для самого ребенка.
Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (умение дружить, добиваться целей, разрешать конфликты), которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением того, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, что напугало, а что позабавило. Родители могут помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного в его собственной жизни.
Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг в семье можно рассматривать как показатель благополучия семьи, в них не бывает насилия, отсутствует непонимание.
Список литературы
1. Бугрименко Б.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения», М, 1993.
2. Тихомирова И.И., Психология детского чтения от А до Я., Методический словарь-справочник для библиотекарей. – М.: Школьная библиотека, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с художественными и мультипликационными фильмами как фактор формирования духовно- нравственных ориентиров младшего школьника.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопрос...
Формирование духовно- нравственных, патриотических качеств у детей в условиях дополнительного образования.
Статья о работе СП ГБОУ СОШ "Оц" с.Богатое Центра внешкольной работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения....
: Взаимодействие с семьей, как фактор формирования духовно-нравственной культуры учащихся.
Духовно-нравственное воспитание молодёжи является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой нев...
Разработка родительского собрания во 2 классе на тему:«Семейные традиции как средство формирования духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье»
Цель: достижение оптимального уровня взаимодействия школы и семьи в воспитании и развитии детей....
Формирование духовно - нравственных качеств личности на уроке литературного чтения при изучении были Л.Н.Толстого "Котёнок".
Урок литературного чтения...
Формирование духовно - нравственных качеств личности на уроке литературного чтения при изучении стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
Открытый урок с презентацией по предмету литературное чтение в 3 классе....
Формирование духовно- нравственных качеств личности учащихся на уроках литературного чтения
В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с...