Семейное чтение как фактор формирования духовно-нравственных качеств личности.
статья по теме

Готовность родителей к семейному чтению как межличностному духовному общению находится в прямой зависимости от уровня их культуры, в том числе от «функциональной и педагогической грамотности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rolknigi_v_zhizni_cheloveka.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей  «Центр развития творчества детей и юношества «Звездный»

Роль книги в жизни человека.

Разработала:

 Айрумян Гаянэ Сергеевна

педагог дополнительного образования

 МОУ ДОД ЦРТДиЮ «Звездный»

Астрахань 2010 

Привейте человеку вкус к чтению

и предоставьте ему возможность читать,

и Вы неизбежно сделаете его счастливым…

Джон Хершел.

        Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения.

В современном мире меняется роль книги в жизни человека.

Если еще до недавнего времени книга была учебником жизни, то сейчас книга – это, прежде всего, источник информации. Появилась прекрасно               иллюстрированная познавательная литература, предлагающая фактическую информацию ребенку (что?  где? когда?). Объем информации, который воспринимают дети, увеличился во много раз. Современные дети живут в совершенно  ином информационном пространстве по сравнению с предыдущим поколением.

        Увеличился объем воспринимаемой информации, но в процентном соотношении уменьшилось количество книг, посвященных морально-нравственным проблемам. Многим социальным аспектам реальности не дается однозначной оценки и у детей не всегда адекватно формируются представления том, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому возрастает роль совместного обсуждения прочитанного ребенком, о том,  какие выводы он сделал? Как он видит окружающую реальность?

        Современный рынок во многом ориентирован на развлечения, и часто чтиво, предлагаемое читателям, в том числе и детям, носит сиюминутный развлекательный характер. И реклама в этом играет не последнюю роль.

        Окружающая среда не всегда формирует у ребенка потребность думать, переживать. Практически исчезли радио- и телепостановки, нет такой культурной среды, в которой ребенок даже из самой неблагополучной семьи имел бы возможность погрузиться в мир качественно литературы.

        Родители  хотят, чтобы их дети  много читали. Но возникает вопрос: а  как часто  и что читают  сами родители? Обсуждают ли взрослые с детьми прочитанное? Как часто родители сами читают детям?

        Дети имеют огромную потребность  в том, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не  только  пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети  с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время. К сожалению, сейчас во многом прочтение книг заменили мультфильмы. Это  замечательно, что существует достаточное количество интересных и качественных мультфильмов. Но они не заменяют книгу. Почему?

        Не будем останавливаться на том, что длительный просмотр телевизора негативно отражается на здоровье ребенка. В мультфильме образ героя и сюжет однозначно задан, а при прочтении книги существует возможность нахождения собственной версии его толкования.

        Но главным в совместном чтении является то, что это важная форма общения ребенка и родителя, которая  теряется, когда ребенка оставляют одного для просмотра мультфильма.

        Это способ, позволяющий протянуть ниточку от одного  к другому, поддержать общение в семье, стремительно сокращающееся в силу огромной занятости родителей. Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, когда внимание уделяется ему полностью, и мама или папа не делает это во время приготовления ужина, разговора по телефону или просмотра программы новостей.  Такое общение отличается тем, что с одной стороны родителю легче донести до ребенка свои ценности и взгляды, которые тот не всегда готов почерпнуть в повседневной жизни, с другой стороны оно ведется на  темы, важные для самого ребенка.

        Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (умение дружить, добиваться целей, разрешать конфликты),  которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект  может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением  того, кто и  что вынес для себя, что понравилось, что было близко, что напугало, а что позабавило. Родители могут помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного в его собственной жизни.

        Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг в семье можно рассматривать как показатель благополучия семьи, в них не бывает насилия, отсутствует непонимание.

Список литературы

 1. Бугрименко Б.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения», М, 1993.

 2. Тихомирова И.И.,  Психология детского чтения от А до Я., Методический словарь-справочник для библиотекарей. – М.: Школьная библиотека, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с художественными и мультипликационными фильмами как фактор формирования духовно- нравственных ориентиров младшего школьника.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопрос...

Формирование духовно- нравственных, патриотических качеств у детей в условиях дополнительного образования.

Статья о работе СП ГБОУ СОШ "Оц" с.Богатое  Центра внешкольной работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения....

: Взаимодействие с семьей, как фактор формирования духовно-нравственной культуры учащихся.

  Духовно-нравственное воспитание молодёжи является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном  воспитании наносят обществу такой нев...

Формирование духовно- нравственных качеств личности учащихся на уроках литературного чтения

В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с...