Формирование нравственных качеств личности во внеурочное время. Из опыта работы по нравственному воспитанию детей-сирот.
статья по теме
Важным структурным компонентом личности является нравственность. В практике работы с детьми с особыми образовательными потребностями это наиболее значимый аспект воспитания. Представленный материал будет полезен специалистам в области коррекционного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_almanakh.docx | 71.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
областное государственное образовательное КАЗЕННОЕ учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа–интернат для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья
с. Илир
665746 Иркутская обл., Братский р-н., с. Илир, ул. Строителей № 1, тел: 408-430, факс: 8 (3953) 408-430, E-mail: ogou@bk.ru
Формирование нравственных качеств личности во внеурочное время.
Из опыта работы по нравственному воспитанию детей-сирот
Важным структурным компонентом личности является нравственность. В практике работы с детьми с особыми образовательными потребностями это наиболее значимый аспект воспитания. Представленный материал будет полезен специалистам в области коррекционного образования.
Что такое нравственность? В чем должна состоять нравственность? В твердом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий.
В. Г. Белинский
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, нравственными, эстетическими, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, гражданственности и патриотизме, справедливости. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности, жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
Современное общественное развитие России поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобретает в сфере нравственного воспитания детей. Обществу исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – гражданина и патриота.
Понятие «нравственное воспитание» очень широко. Суть воспитания - развитие нравственных качеств личности. Когда воспитаны эти качества, человек правильно ориентируется в окружающей жизни. Основная задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы превратить социально необходимые требования, предъявляемые обществом, во внутренние стимулы развития личности ребенка, воспитать такие социально значимые качества, как долг, совесть, достоинство, толерантность, милосердие, активная жизненная позиция, потребность в самосовершенствовании, смелость.
Традиционно в России первостепенной задачей воспитания было формирование духовно-нравственных элементов характера. Человек не может жить вне связи с другими людьми, но вступать в отношения с ними он может по-разному: сотрудничать и соперничать, любить и ненавидеть, заботиться и быть безразличным. Форма этих отношений закладывается в детстве.
А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Всестороннее изучение учащихся, проникновение в их внутренний мир помогает творчески подойти к выбору наиболее эффективных форм и методов воспитательной работы, учесть и оценить ее результаты, обнаружить и устранить недостатки в ее организации и методике, обеспечить индивидуальный подход к учащимся.
В школе – интернате воспитываются особые дети, с особыми нуждами. Чтобы правильно спланировать работу с данной категорией детей, необходимо знать особенности воспитанников. Дети с ОВЗ характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности (особенно в плане словесно-логического мышления) и личностной сфере.
Мыслительные операции развиваются значительно медленнее и в более поздние сроки. Отмечается растянутость этапов становления мышления. Учащиеся коррекционной школы недостаточно критично относятся к результатам своей мыслительной деятельности и далеко не всегда стремятся себя проверить, сравнить с другими. Они удовлетворены достигнутыми успехами и не выражают желания самостоятельно их улучшать. В этом немалую роль играет ограниченность знания и интересов учащихся, а также их интеллектуальная пассивность, сниженная мотивация, равнодушное отношение к выполняемому заданию.
Вместе с тем, все учащиеся с нарушением интеллекта могут адекватно оценить результат своей деятельности в том случае, если ими решаются доступные по содержанию, не очень сложные задачи.
Дети практически здоровы и способны к развитию, что по существу отличает их от слабоумных детей всех форм умственной отсталости. Хотя их развитие осуществляется замедленно, атипично, со многими весьма резкими отклонениями от нормы, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в познавательную деятельность и в их личностную сферу.
Этими изменениями обусловливается возможность социально- трудовой адаптации воспитанников, их интеграции в окружающее общество.
Для продвижения ребенка с ОВЗ в развитии, в умении адаптироваться в окружающей среде важным фактором является не всякое, а специально организованное обучение и воспитание. Его необходимость вызвана своеобразием личности и познавательной деятельности, свойственной этим детям, отчетливо обнаруживается на всех возрастных этапах, в самых различных видах деятельности. Такое обучение и воспитание дает учащимся определенный круг знаний, практических и трудовых умений и навыков, позволяет успешнее находить свое место в окружающем социуме. Передача социального опыта и обучение социальным формам и способам деятельности осуществляется посредством включения воспитанников во все виды деятельности в специально созданной среде воздействия.
Содержание воспитательной работы в нашей школе включает несколько направлений, позволяющих конкретизировать работу по нравственному воспитанию, ориентированную на «Модель выпускника». Каждое направление реализуется через различные виды деятельности.
В школе разработано направление «Личностное развитие», которое включает в себя следующие блоки: «Россия- Родина моя», «Страницы истории», «Страна в которой мы живём», «Мои права - моя свобода», «Я - гражданин», «Правовая азбука», «Традиции народной культуры». «Что такое семья», «Обязанности членов семьи», «Семья и семейные ценности», «Брак и семья», «Семейный бюджет», в полной мере отражают сущность данной проблемы.
Чем быстрее ребёнок освоит, поймёт нормы правильного поведения в обществе, тем быстрее он адаптируется в нашем многообразном мире и тем быстрее будет заметен процесс становления личности. Занятия на темы: «Школа вежливых наук», «Азбука поведения», «Мои эмоции», «Я в окружении людей», «Достоинства и недостатки», «Этика и этикет», формируют умения чувствовать и понимать других людей, уметь адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях. Также мы включаем в свою работу игры и упражнения на основу социализации и общения: «Волшебный стул», «Тумба честности», «Панорама поступков», «Оцени ситуацию», «Рыцарский турнир» и многие другие. С помощью тренингов по личностному развитию, семинаров- практикумов снижается агрессивность поведения учащихся, происходит профилактика неврозов, и невротических реакций, успешная социальная адаптация развития. Формирование навыков межличностных отношений является одним из трудных направлений в нашей работе. Процесс формирования межличностных отношений включает в себя, прежде всего коррекцию недостатков характера каждого ребёнка в отдельности и коррекцию его поведения при взаимодействии с другими детьми. Наилучший результат исследования межличностных отношений имеет метод наблюдения в процессе игр детей и различных видов их контактов. Для целостного поведения детей при их общении можно использовать результаты исследований по опросным листам, анкетам, тематическим таблицам.
Многие факторы влияют на поведение человека: воспитание, условия жизни, его ближайшее окружение и другие. Путём наглядности можно объяснить подрастающему поколению, как и в каком случае себя нужно вести, чтобы суметь быть приятным во всех отношениях человеком, поэтому в своей работе мы широко используем, существующую в нашей школе социальную рекламу по следующим темам: «Радость», «Бракосочетание», «Верность», «Жизнерадостность», «Благодарность», «Заботливость», и многие другие, которые в полной мере раскрывают сущность понятий нравственных ценностей.
Следующее направление затрагивает фольклор, который является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической ценностью. В направлении «Творческое развитие» знакомим детей с различными видами декоративной росписи (Хохлома, Гжель, рисование матрёшек, различные поделки с бросового материала.), подготовка костюмов к различным театрализованным представлениям, изготовление различных открыток и газет к праздникам.
Одной из нравственных составляющих в нашей работе являются занятия по экологии. Направление «Мир вокруг нас» включает такие разделы: «Животные», «Птицы», «Растения», «Сохраним мир таким, какой он есть» о редких и исчезающих видах флоры и фауны, формируют у учащихся экологическую культуру, воспитывают любовь к природе, ведь только то, что мы любим, мы обязаны сохранить. Участие детей в ежегодном конкурсе «Как прекрасен этот мир», в празднике Урожая мотивирует в детях желание создавать прекрасное своими руками, развивает дух соперничества и формирует навыки коллективного взаимодействия. Самостоятельная трудовая деятельность чрезвычайно важна для воспитания гражданина. Труд ребёнка невелик и сложен, однако он необходим для формирования его личности. Мы поощряем такую трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для школы. Например, участвуя в деловой экономической игре «Илир», дети понимают значимость их помощи, видят результаты своего труда. Вот так, шаг за шагом, в ненавязчивой форме дети постигают законы человеческого бытия, приобщаются к нравственному опыту, накопленному людьми. Как показывает педагогический эксперимент такие игры, и конкурсы способствуют успешной реализации и закреплению нравственных ценностей, умению самостоятельно принимать решения в нестандартной ситуации.
Важное значение в приобщении детей к народной культуре и формированию нравственных ценностей, имеют народные праздники и развлечения. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения, за характерными особенностями времён года, поведением жизни птиц и насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Очень интересно проходят праздники: «День знаний», «День Учителя»,«Осенняя ярмарка», «Покров», «Новый год», «Рождество», «Святки», «Масленица» »,«23-февраля», праздник Пасхи, « «День Земли»,»День победы», «Последний звонок». Для повышения интереса к занятиям по нравственному воспитанию, заинтересованности учащихся в улучшении результатов и других видов деятельности имеет значение: оформление экрана соревнований, стенда «Лучший класс года», с фотографиями воспитанников; награждение грамотами детей участников. Высокую целительную силу, настрой на жизнеутверждающий лад, хорошее настроение детей, вызывают массовые мероприятия и праздники, организация выставок детского творчества, рисунков, аппликаций, а также постановки спектаклей кукольного театра, проигрывание различных ситуаций и выход из них, проведение целевых прогулок, экскурсий, турпоходов и субботников.
Теперь мы видим, какое большое значение в специальной коррекционной школе 8 вида имеет воспитательная работа, целью которой является социализация воспитанников, а основными задачами – выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим.
Важно выявить, что повлияло на развитие личности, какие произошли изменения в сознании и поведении, какие качества сформированы, какие изменения наметились в их поведении в результате воспитательных влияний, какие формы и методы воспитания оказались наиболее эффективными, а от каких следует отказаться, или их усовершенствовать. Без этого невозможно объективно оценить эффективность и качество проведённой воспитательной работы, влияние её на ученический коллектив, на каждого ученика. В настоящее время существует множество диагностических программ и методик, позволяющих усовершенствовать диагностический инструментарий изучение, как нравственной воспитанности учащихся, так и воспитательного процесса в целом. В нашей школе таким критерием является «Уровень воспитанности учащихся». Критерии воспитанности – это теоретически разработанные учёными показатели уровня сформированности различных качеств личности. Выявление уровня воспитанности, разумеется не может быть одноактным, одномоментным. Оно требует длительного времени и применения разнообразных методов и приёмов. Воспитанность – это не отвлечённое понятие. Она проявляется в повседневном поведении ученика, в его поступках и делах, высказываниях, в отношении к окружающим людям и самому себе. Конечно, очень трудно проникнуть во внутренний мир учащихся, узнать, что происходит в их умах и сердцах, в сознании и чувствах. Но надо стремиться к этому. Уровень воспитанности проявляется ежедневно, ежечасно. Любой поступок ученика, его поведение, отношение к старшим, к товарищам характеризуют уровень его воспитанности. Правильно оценить уровень воспитанности – это значит дать объективную оценку поведения в различных жизненных условиях на уроке, во внеурочное время, в процессе КТД.(уровень воспитанности см. приложение ). По результатам мониторинга можно сделать вывод, что уровень нравственной воспитанности по школе растёт. Индивидуальный мониторинг показывает, что у каждого ребёнка в отдельности наблюдается нравственный рост.
Заключение
Итак, мы видим, что поле для коррекционной работы воспитателя очень широкое: от развития и коррекции высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления до коррекции недостатков характера, поведения неуравновешенности, противоречивости, импульсивности, пугливости и неразумного бесстрашия, пессимизма и чрезмерной весёлости, безучастия и повышенной возбудимости, лжи и воровства, замкнутости и бродяжничества). Все эти особенности должны быть приняты во внимание при проведении воспитательной работы. Каждое занятие должно быть построено и проведено с опорой на душевную теплоту взрослого, т.е. воспитателя, чуткость и уважение к ребёнку, способность оценить любой вывод, сделанный детьми. И только тогда мы можем достичь положительных результатов.
Взвешенное сочетание индивидуального и коллективного педагогического воздействия, применение различных форм и видов внеучебной деятельности коррекционной – педагогической работы с проблемными детьми, усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и отклонений в поведении учащихся реально действенным, а задачи по формированию положительных качеств личности, интеграции в социум вполне осуществимы.
Материалы подготовлены:
Воспитатель Наприенко Л.Б.
Воспитатель Воронович Р.В.
Список литературы
1.Божович, Л.И., Нравственное формирование личности школьника в коллективе [Текст]/Л.И. Божович. - Москва, 2000.-468с.
2.Каиров, И.А. Азбука нравственного воспитания [Текст]/И. А. Каиров. – Москва, 2006.- 201с.
3.Марьенко, И.С. Нравственное становление личности [Текст]/И.С. Марьенко. - Москва, 2005.219с.
4. Натанзон, Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика [Текст]/Э.Ш. Натанзон. – Москва, 2001.-349с.
5.Толкачёва, Л. Всех выше должно стоять образование нравственное [Текст]/ Л.Толкачева.- Минск, - 2002.-291с.
6.Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной(коррекционной )школе – интернате, детском доме[Текст ]/Е.Д.Худенко.- Москва, 2005г.
7.Щербакова А.М. Воспитание ребёнка с нарушениями развития[ Текст ]/А.М.Щербакова.- Москва, 2004г.
8.Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности [Текст]/М.Г.Яновская. СПб., - 2003.-413с.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
проведенного исследования уровня воспитанности учащихся школы
Сентябрь, 2013г
Определить уровень воспитанности учащихся школы с целью организации с ними индивидуальной работы.
Общий уровень воспитанности учащихся определялся на основе выведения среднего оценочного балла, складывался из общей оценки воспитателя.
Анализ результатов:
В целом, по итогам диагностики, уровень воспитанности учащихся школы – средний (составляет – 3,6 б)
Общий уровень воспитанности по классам:
2 класс - средний уровень (3,1 б.)
3 класс – средний уровень (3,3 б.)
4 класс – средний уровень (3,4 б.)
5 класс – средний уровень (3,7 б.)
6 класс – средний уровень (3,5 б.)
7 класс – средний уровень (3,7 б.)
8 класс - средний уровень (3,9 б.)
9 «а» класс – средний уровень (3,3 б.)
9 «б» класс – высокий уровень (4,3б.)
Педагог-психолог: Зарубина М.В.
Приложение 1
Показатели воспитанности/Класс | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | 5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9 «а» кл. | 9 «б» кл. | Общ. уровень |
Сформированность уровня нравственных умений и навыков обучающихся | 2,8б н | 3,2б с | 3,4б с | 3,8б с | 3,4б с | 3,6б с | 3,8б с | 3,3б с | 3,8б с | 3,4б с |
Сформированность уровня познавательных умений и навыков обучающихся | 3,9б с | 3,8б. с | 3,4б с | 3,9б с | 3,2б с | 3,7б с | 3,3б с | 3,3б с | 4,6б в | 3,7б с |
Сформированность уровня культурных умений и навыков обучающихся | 3,0б с | 3,2б с | 3,1б с | 3,4б с | 3,5б с | 3,4б с | 4,0б в | 3,2б с | 4,2б в | 3,4б с |
Сформированность уровня физических умений и навыков обучающихся | 2,9б н | 3,0б с | 3,4б с | 3,5б с | 3,4б с | 3,6б с | 4,0б в | 3,1б с | 4,2б в | 3,4б с |
Сформированность уровня бытовых умений и навыков обучающихся | 3,1б с | 3,4б с | 3,5б с | 3,9б с | 4,0б в | 4,0б в | 4,3б в | 3,4б с | 4,6б в | 3,8б с |
Общий уровень воспитанности по классу | 3,1б с | 3,3б с | 3,4б с | 3,7б с | 3,5б с | 3,7б с | 3,9б с | 3,3б с | 4,3б в | 3,5б с |
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
проведенного исследования уровня воспитанности учащихся школы
Январь, 2014г.
Педагог - психолог: Зарубина М.В.
Определить уровень воспитанности учащихся школы с целью организации с учащимися индивидуальной работы.
Общий уровень воспитанности учащихся определялся на основе выведения среднего оценочного балла, складывался из общей оценки классного руководителя, воспитателей.
Анализ результатов:
В 2 классе обучаются вновь прибывшие учащиеся. Классные руководитель: Сорочинская О.В. и воспитатели: Порошина С.В., Лосова А.М. отмечают, что уровень сформированности воспитанности учащихся имеет средний уровень (3,1б). Без изменений показатели воспитанности учащихся.
Во 3 классе уровень сформированности воспитанности учащихся имеет средний уровень, что составляет 3,3 б. Без изменений показатели воспитанности учащихся.
В 4 классе уровень сформированности воспитанности учащихся имеет средний уровень (3,4б). Без изменений показатели воспитанности учащихся.
Уровень сформированности воспитанности учащихся 5класса имеет средний, что составляет – 3,7 б. Без изменений показатели воспитанности учащихся.
Уровень сформированности воспитанности учащихся 6 класса имеет средний уровень, что составляет – 3,5б. У Горемыкина В. незначительно улучшились показатели по нравственному компоненту.
Уровень сформированности воспитанности учащихся 7 класса имеет средний уровень, что составляет – 3,7 б, незначительно увеличился. У Барадакой Л., Разъяконова М. улучшились показатели по нравственному компоненту. Сформированность уровня познавательных умений и навыков воспитанников составляет 3,8б. на начало года был 3,7б. У Деминой А. был средний уровень познавательных умений и навыков стал теперь высокий, у Раздъяконова М. увеличился уровень сформированности познавательных умений и навыков на 0,3б., остался на среднем уровне. Также у Весельевой М. и Раздъяконова М. немного увеличились показатели по сформированности культурных умений и навыков.
Уровень сформированности воспитанности учащихся 8 класса имеет средний уровень, что составляет – 3,9 б. У Белевой Т. и Вантеева И. повысились показатели по сформированности физических умений и навыков. У остальных воспитанников без изменений.
Уровень сформированности воспитанности учащихся 9«а» класса имеет средний уровень, что составляет – 3,3 б. У Манькова Д. и Касимова Сю повысились показатели по сформированности физических умений и навыков с низкого на средний уровень. И Манькова Д. общий уровень воспитанности оценен воспитателям как средний. У остальных воспитанников без изменений.
Уровень сформированности воспитанности учащихся 9«б» класса имеет высокий уровень, что составляет – 4,3 б. Без изменений показатели воспитанности учащихся.
В целом, по итогам диагностики, уровень воспитанности учащихся школы имеет средний уровень, составляет – 3,6 б (Приложение 1).
Приложение 1
Показатели воспитанности учащихся январь, 2013-2014 уч.г. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | 5кл. | 6 кл. | 7кл. | 8 кл. | 9 «а» кл. | 9 «б» кл. | Средняя оценка по школе |
Сформированность уровня нравственных умений и навыков обучащихся | 2,8 н | 3,2 с | 3,4 с | 3,8 с | 3,4 с | 3,6 с | 3,9 с | 3,3 с | 3,8 с | 3,5 с |
Сформированность уровня познавательных умений и навыков обучащихся | 3,9 с | 3,8 с | 3,4 с | 3,9 с | 3,2 с | 3,8 с | 3,4 с | 3,3 с | 4,6 в | 3,7 с |
Сформированность уровня культурных умений и навыков обучащихся | 3,0 с | 3,2 с | 3,1 с | 3,4 с | 3,5 с | 3,5 с | 4,0 в | 3,2 с | 4,2 в | 3,4 с |
Сформированность уровня физических умений и навыков обучащихся | 2,9 н | 3,0 с | 3,4 с | 3,5 с | 3,4 с | 3,6 с | 4,0 в | 3,2 с | 4,2 в | 3,5 с |
Сформированность уровня бытовых умений и навыков обучащихся | 3,1 с | 3,4 с | 3,5 с | 3,9 с | 4,0 в | 4,0 в | 4,3 в | 3,4 с | 4,6 в | 3,8 с |
Общий уровень воспитанности учащихся | 3,1 с | 3,3 с | 3,4 с | 3,7 с | 3,5 с | 3,7 с | 3,9 с | 3,3 с | 4,3 в | 3,6 с |
Диагностическая карта воспитанности учащихся 7 класса, январь 2013-2014уч.г. | ||||||||||||||
Показатели воспитанности | Критерии | Бардакова Л | Баитов Б | Демина А | Карпович Т | Кудряшов М | Носков В | Новиков А. | Раздъяконов М | Сергиенко В | Хворов В | Весельева М. | Тимошенко Г | Средний балл |
Сформированность уровня нравственных умений и навыков обучающихся | Умеет подчинять свои интересы общему делу, искать компромисс | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 |
|
Осознает ценность понятия «Родина», чувства гордости за Родину и народ | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
| |
Имеет понятие о способах создания материальных ценностей | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 |
| |
Знает ценности семьи, института брака, материнства, отцовства | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 |
| |
Тактичен. Трудолюбив. Способен проявить чуткость, реально оценить ситуацию | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
| |
Дает нравственную оценку чужим поступкам | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
| |
Имеет нравственную самооценку | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
| |
Сформировано уважение к женщине, матери, старшему поколению | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 |
| |
Средний балл | 3,6 | 3,8 | 3,8 | 3,6 | 3,5 | 3,5 | 3,3 | 3,6 | 3,6 | 3,8 | 3,8 | 3,3 | 3,6 | |
Уровень | с | с | с | с | с | с | с | с | с | с | с | с | с | |
Сформированность уровня познавательных умений и навыков обучающихся | Владеет техникой постановки различных вопросов и развернутых ответов на них | 4 | 5 | 5 | 3 | 2 | 4 | 3 | 3 | 4 | 5 | 4 | 2 |
|
Умеет разбираться в содержании и структуре понятий, анализирует различные источники | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 5 | 3 | 4 | 5 | 5 | 5 | 3 |
| |
Систематизирует знания в виде опорных сигналов, логических схем, плана, таблиц | 4 | 5 | 4 | 4 | 2 | 3 | 2 | 3 | 5 | 5 | 4 | 3 |
| |
Анализирует прослушанное. Отвечает на вопросы | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 5 | 4 | 3 |
| |
Владеет основами планирования работы | 4 | 5 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 4 | 5 | 4 | 3 |
| |
Выполняет контроль по образцу | 4 | 5 | 4 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 4 | 5 | 3 | 2 |
| |
Умеет оценить качество работы в соответствии с принятыми требованиями | 5 | 5 | 5 | 4 | 3 | 3 | 2 | 3 | 4 | 5 | 4 | 2 |
| |
Выполняет функции ассистента воспитателя и консультанта | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | 2 | 3 | 5 | 5 | 5 | 3 |
| |
Скорость списывания- 40-50- знаков в минуту. Скорость чтения 40-50-60-70-слов в минуту. Скорость вычисления- согласно программе | 5 | 5 | 5 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 |
| |
Умеет писать изложение, написать отзыв на прочитанную книгу, телепередачу | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 |
| |
Имеет навыки логического, объяснительного чтения | 5 | 5 | 5 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 5 | 5 | 4 |
| |
Умеет сравнивать, обобщать | 4 | 5 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 |
| |
Умеет записать мысль | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 |
| |
Имеет навыки сжатого пересказа | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 5 | 4 | 3 |
| |
Ведет диалог на несложные темы | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 |
| |
Средний балл | 4,6 | 4,9 | 4,3 | 3,7 | 2,9 | 3,6 | 2,7 | 3,3 | 3,8 | 4,9 | 4,1 | 2,9 | 3,8 | |
Уровень | в | в | в | с | н | с | н | с | с | в | в | н | с | |
Сформированность уровня культурных умений и навыков обучающихся | Выполняет правила поведения, участвуя в культурно- массовых мероприятиях | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
|
Умеет выбрать подарок, оформить поздравление, приготовить передачу больному | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 |
| |
Умеет беречь вещи, имущество. Аккуратно и в порядке содержит свои вещи | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
| |
Применяет этикетные стереотипы в зависимости от цели общения | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
| |
Умеет вести диалог по телефону со знакомыми, незнакомыми | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
| |
Вежлив. Умеет не вступать в конфликт, выходить из конфликтной ситуации. Владеет Культурой общения | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 |
| |
Умеет составить повседневное, праздничное, диетическое меню, оформить блюдо | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
| |
Имеет понятие о моде, стиле, классике в одежде | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
| |
Имеет интерес к определенному виду деятельности, участвует в выступлениях | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 |
| |
Имеет достаточный объем знаний и представлений о жизни и обществе | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 |
| |
Знает народное творчество | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
| |
Имеет определенную информацию о произведениях искусства | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 |
| |
Имеет потребность в культурном содержательном досуге. | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 |
| |
Средний балл | 3,5 | 3,5 | 3,7 | 3,5 | 3,5 | 3,3 | 3,4 | 3,6 | 3,5 | 3,8 | 3,8 | 3,4 | 3,5 | |
Уровень | с | с | с | с | с | с | с | с | с | с | с | с | с | |
Сформированность уровня физических умений и навыков обучающихся | Выполняет правила личной гигиены | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
|
Выполняет физические упражнения для формирования фигуры, осуществляет самоконтроль за осанкой | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
| |
Имеет информацию о режиме питания, диете | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
| |
Знает симптомы распространенных заболеваний. Осуществляет контроль за состоянием своего здоровья | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 |
| |
Знает возрастные физиологические изменения, профилактические меры при функциональных нарушениях | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
| |
Знает о влиянии алкоголя, никотина, наркотиков на организм. Соблюдает правила ТБ в трудовой деятельности | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
| |
Выполняет возрастные нормы по физической подготовке | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
| |
Умеет составить режим дня, корректировать его | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
| |
Средний балл | 3,6 | 3,6 | 3,6 | 3,6 | 3,6 | 3,6 | 3,5 | 3,8 | 3,6 | 3,6 | 3,6 | 3,6 | 3,6 | |
Уровень | с | с | с | с | с | с | с | с | с | с | с | с | с | |
Сформированность уровня бытовых умений и навыков обучающихся | Умеет делать покупки одежды, обуви по сезону, комплектовать гардероб, варьировать его из имеющегося набора вещей | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
|
Делает генеральную уборку помещений, умеет ухаживать за мебелью. Использует специальные средства | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
| |
Ухаживает за домашними животными, растениями. | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
| |
Средний балл | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | |
Уровень | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | |
| Общий средний балл | 3,9 | 4,1 | 3,9 | 3,6 | 3,4 | 3,5 | 3,2 | 3,6 | 3,7 | 4,1 | 3,9 | 3,3 | 3,7 |
| Уровень | с | в | с | с | с | с | с | с | с | в | с | с | с |
Уровень сформированности воспитанности учащихся 7 класса имеет средний уровень, что составляет – 3,7 б, незначительно увеличился. У Барадакой Л., Разъяконова М. улучшились показатели по нравственному компоненту. Сформированность уровня познавательных умений и навыков воспитанников составляет 3,8б. на начало года был 3,7б. У Деминой А. был средний уровень познавательных умений и навыков стал теперь высокий, у Раздъяконова М. увеличился уровень сформированности познавательных умений и навыков на 0,3б., остался на среднем уровне. Также у Весельевой М. и Раздъяконова М. немного увеличились показатели по сформированности культурных умений и навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие духовной личности во внеурочное время (из опыта работы)
Доклад к педагогическому совету о духовно-нравственном воспитании школьников...
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани).
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани).ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИС...
Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника через организацию внеклассной работы
В этой статье раскрывается, каким образом происходит формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка через внеклассную работу...
Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему воспитательной работы с детьми и родителями.
Проблема духовно-нравственного воспитания в современное время становится актуальной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, просходящими в общественном сознании и поведении. Восп...
Духовно-нравственное развитие личности во внеурочное время
Обобщение опыта по духовно-нравственному воспитанию личности ребёнка во внеурочное время...
Курсовая работа "Формы трудового воспитания детей - сирот в приёмной семье"
Под воспитательным процессом в процессе приобщения к трудовой деятельности понимается целенаправленное воздействие приемных родителей на ребенка-сироту, направленное на формирование позитивного отноше...
Патриотическое воспитание во внеурочное время ( из опыта работы)
Патриотическое воспитание во внеурочное время ( из опыта работы)...