Статья "Младший школьник в процессе межличностного взаимодействия"
статья
Статья "Младший школьник в процессе межличностного взаимодействия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mladshiy_shkolnik_v_protsesse_mezhlichnostnogo_vzaimodeystviya.docx | 721.21 КБ |
Предварительный просмотр:
|
Статья по психологии на тему: «Младший школьник в процессе межличностного взаимодействия» |
Выполнила:
Софроний А.И.,
учитель начальных классов
2021 г. |
Содержание
- Введение (стр. 2)
- Что такое межличностное взаимодействие? (стр. 2)
- Особенности межличностного взаимодействия младших школьников? (стр. 2)
- Как происходит межличностное взаимодействие? (стр. 2)
- Основной круг общения (стр. 2)
- Как изменяется межличностное взаимодействие школьника в процессе взросления? (стр. 3)
- Критерии и уровни проявления межличностных отношений у младших школьников (стр. 4)
- Возможные трудности межличностного общения детей в младшем школьном возрасте (стр. 4-5)
- Решение трудностей (стр. 5-6)
- Заключение (стр. 6)
- Источники (стр. 7)
Введение
Период младшего школьного возраста является значимым для психического развития детей, так как в это время происходит изменение самосознания, переоценка ценностей, закладываются основы школьной дружбы, перестраивается мотивационная сфера каждого ребенка, большую значимость начинают приобретать чувства сопереживания и эмпатии, развиваются и совершенствуются умения взаимодействовать в коллективе.
С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития.
Что такое межличностное взаимодействие?
Межличностное взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.
В межличностном взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Эти отношения строятся на основе общения людей и в процессе совместной деятельности.
Особенности межличностного взаимодействия младших школьников
Как происходит межличностное взаимодействие?
Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе. По мере освоения ребенком школьной действительности, у него складывается система личных отношений в классе. Ее основу составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими.
Также взаимоотношения учителей и учащихся в учебной деятельности являются важным условием успешного решения задач воспитания и обучения. Благоприятные взаимоотношения учителей и учащихся на уроке создают необходимую эмоциональную почву для всей совокупности нравственных отношений детей к учению, труду, людям, коллективу, самому себе.
Но не стоит забывать и о родителях. В младшем школьном возрасте контроль со стороны родителей сохраняет свое воспитательное значение, но он должен быть менее опекающим и более тонким. В то же время взаимодействие с родителями, их оценки поведения ребенка, а также образцы их поведения являются для ребенка одним из важнейших источников формирования у него устойчивых форм как действенно-предметного, так и нравственного поведения. Родители - это по-прежнему наиболее авторитетные фигуры в социальном окружении, поэтому для ребенка так важны реакции и оценки с их стороны.
Основной круг общения.
Из вышеизложенного мы можем установить следующий круг общения младших школьников в процессе обучения:
- Одноклассники
- Учитель
- Родители
Как изменяется межличностное взаимодействие школьника в процессе взросления?
Как показывают результаты исследования, отношение к друзьям и само понимание дружбы для каждого возраста своё. Т.е. для детей 5-7 лет друзья – это те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме и т.п. В этом возрасте дети больше обращают внимание на поведение, чем на качества личности. Характеризуя своих приятелей, они указывают, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними весело». В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться.
Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.
Для общей оценки уровня сформированности у младших школьников навыков общения со сверстниками ориентиром может служить «Шкала развития социальных отношений», разработанная А. Гезеллом. Для детей 6 и 9 лет приведены следующие профили социального поведения.
6 лет: Явный интерес к заключению дружбы и дружеских отношений с соучениками. Ребенок хорошо ладит с друзьями, но их игра не продолжается долго, если она происходит без надзора. Ребенок спорит, физически борется. Каждый из детей хочет настоять на своем. Часто жалуется.
По отношению к некоторым детям ребенок может быть очень властолюбивым. Он часто исключает третьего: «Ты играешь с Мишей? Тогда я с тобой играть не буду!»
8 лет: В игре он не умеет проигрывать и будет жульничать, если это нужно для выигрыша. Он думает, что и его друзья жульничают и не ведут себя как полагается.
9 лет: У большинства детей бывает хороший друг того же возраста и пола, ребенок входит в определенную группу детей. Он хорошо ладит с ними, несмотря на бывающие иногда ссоры и разногласия. Интерес в меньшей степени направляется на собственное отношение к другу, чем на то, что они делают вместе. Важны цели и сама деятельность. Присутствует действительно кооперативная деятельность. Ребенок может подавить свои собственные интересы и требования, чтобы удовлетворить группу. Он старается соблюдать правила (стандарты) группы и критиковать тех, кто их не выполняет.
Критерии и уровни проявления межличностных отношений у младших школьников
Возможные трудности межличностного общения детей в младшем школьном возрасте
Как правило, в школе дети устанавливают в классе дружеские отношения. Но не со всеми детьми это происходит. И тут возникают трудности межличностного взаимодействия младших школьников.
Основными причинами, которые вызывают проблемы межличностного взаимодействия младших школьников в классном коллективе, являются:
- трудности, связанные с неумением вести себя, незнанием, что и как сказать;
- трудности, связанные с непониманием и неприятием партнера общения;
- трудности, вызванные непониманием партнера общения, т.е. недостаточной сформированностью собственной перцептивной стороны общения;
- трудности, связанные с переживанием неудовольствия, даже раздражения по отношению к партнеру;
– трудности, вызванные общей неудовлетворенностью человека общением.
Для установления дружеских отношений со сверстниками большое значение имеет наличие у ребенка таких качеств, как самостоятельность, уверенность в себе, инициативность. Их основой является позитивная самооценка. В младшем школьном возрасте у ребенка, как правило, складывается определенная самооценка как в отношении своих учебных способностей, так и общих возможностей. Наиболее благополучный вариант, когда самооценка является достаточно высокой и адекватной. Условием этого является знание ребенком своих способностей и наличие возможности для их реализации. Очень важно, чтобы ребенок знал: я могу и умею это и вот это я могу и умею лучше всех.
Важно понимать, что негативный опыт общения в целом ряде случаев не побуждает, а «отвращает» ребенка от стремления к утверждению себя в мире человеческих отношений, может привести к возникновению защитных механизмов – «стены» между собой и человеческим миром, «слепоты на окружающий мир».
Решение трудностей
Очень важно поддерживать потребность младшего школьника в положительной самооценке, способствовать развитию веры в себя, свои силы («Я могу!»), самостоятельности («Я сам!»). Необходимо развивать адекватную конкретную самооценку высказываний и поступков, определяющих успешность межличностного общения и поведения, а также оценку учеником собственных возможностей и достижений в различных видах деятельности (общения, игровой, изобразительной, музыкальной, театральной и др.).
В формировании представления о себе, своих возможностях важную роль по-прежнему играет оценка взрослых (педагога, членов семьи). Она зависит от социальной компетентности учителя, его умения понять ученика, стремления находить хорошее в поведении, возможности предвидеть эмоциональные проблемы, связанные с занижением или завышением самооценки. Для образования адекватных, точных представлений о своих возможностях и качествах личности необходимо, чтобы оценка, которую ученик приобретает в индивидуальном опыте, сочеталась с оценками и знаниями о себе, которые он накапливает в общении со сверстниками и взрослыми.
Линия поведения учителя в каждом конкретном случае должна строиться сугубо индивидуально, исходя из особенностей сложившейся ситуации, своеобразия личностных характеристик самого ребенка, уровня развития межличностных отношений в классе и пр. Наиболее общие рекомендации состоят в следующем:
♦ вовлечение изолированного ученика в интересную деятельность;
♦ помощь в достижении успеха в той деятельности, от которой, прежде всего, зависит положение ребенка (преодоление неуспеваемости и т. д.);
♦ преодоление аффективности ребенка (вспыльчивость, драчливость, обидчивость), которая часто является не только причиной, но и следствием психологической изоляции;
♦ у некоторых детей рекомендуется вырабатывать уверенность в себе, отсутствие которой делает их слишком застенчивыми;
♦ использование косвенных мер: например, предложить авторитетным сверстникам поддерживать робкого ребенка.
Заключение
Таким образом, можно сказать, что межличностное взаимодействие играет очень важную роль в жизни младшего школьнику. В основе данного процесса находятся его сверстники, т.к. они являются ближайшим кругом общения. В основе развитии взаимоотношений в группе лежит потребность в общении, и эта потребность изменяется с возрастом. Она удовлетворяется разными детьми неодинаково. Поэтому очень важно, чтобы учить мог видеть такие проблемы, возникающие в классе, и предотвратить их.
Источники:
- Казанцева В. А. Возможные трудности межличностного общения детей в младшем школьном возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 9. – С. 36–40.
- Шамухаметова Е.С. Особенности межличностного эмпатического взаимодействия младших школьников // Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 1 – 2015.
- МухинаВ.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: «Академия», 2000. - 456 с.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 442 с.
- Блонский П.П. Психология младшего школьника: Избран.психолог. труды / Под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковской.- М.; Воронеж: МПСИ: НПО"МОДЭК", 2006.- 631 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред.В.В. Давыдова. М.: 1999.- 560с
- Практическая психология образования / Под редакцией И. В. Дубровиной. – СПб - 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование межличностных отношений школьника в процессе социализации
Проблема формирования межличностных отношений школьников актуальна для многих учителей. Педагог ставит непростые задачи: изучение отношений учащихся, применение форм и методов организации совместной д...
Цикл занятий по коррекции межличностного взаимодействия между членами замещающей семьи "Ты и я - одна семья"
Из всех трудностей, с которыми сталкивается человек, 80% занимают проблемы общения и взаимодействия. Они же являются основными и в детско-родительских отношениях. Извечная тема “отцов и детей” трево...
Деятельность учителя по формированию межличностных отношений школьников в процессе их социализации
Всем известно, что человек как личность проявляется только через систему отношений с другими людьми.Одной из важнейших задач социального воспитания и обучения является организация це...
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Под термином социализация чаще всего понимают процесс, который необходим человеку, для получения определенных навыков, для достижения полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, ч...
Практическая работа по формированию межличностных отношений младших школьников в процессе образования
При проведении коллективных работ на уроках изобразительного искусства и художественного труда мы стремились активизировать как можно больше возможностей и способностей учащихся; вовлечь всех в общени...
Программа тренинга «Межличностное взаимодействие младших школьников»
Программа тренинга «Межличностное взаимодействие младших школьников» предназначена для 2 класса начальной школы и рассчитана на 10 занятий. Мы знаем, что отношения с другими людьми за...
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ
Дипломная работа на тему...