Статья "Младший школьник в процессе межличностного взаимодействия"
статья

Софроний Аурика Игоревна

Статья "Младший школьник в процессе межличностного взаимодействия"

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

        

Статья по психологии на тему: «Младший школьник в процессе межличностного взаимодействия»

Выполнила:

Софроний А.И.,

учитель начальных классов

2021 г.

Содержание

  1. Введение (стр. 2)

  1. Что такое межличностное взаимодействие? (стр. 2)

  1. Особенности межличностного взаимодействия младших школьников? (стр. 2)

  1. Как происходит межличностное взаимодействие? (стр. 2)
  2. Основной круг общения (стр. 2)
  3. Как изменяется межличностное взаимодействие школьника в процессе взросления? (стр. 3)

  1. Критерии и уровни проявления межличностных отношений у младших школьников (стр. 4)

  1. Возможные трудности межличностного общения детей в младшем школьном возрасте (стр. 4-5)

  1. Решение трудностей (стр. 5-6)

  1. Заключение (стр. 6)

  1. Источники (стр. 7)


Введение

Период младшего школьного возраста является значимым для психического развития детей, так как в это время происходит изменение самосознания, переоценка ценностей, закладываются основы школьной дружбы, перестраивается мотивационная сфера каждого ребенка, большую значимость начинают приобретать чувства сопереживания и эмпатии, развиваются и совершенствуются умения взаимодействовать в коллективе.

С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития.

Что такое межличностное взаимодействие?

Межличностное взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

В межличностном взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Эти отношения строятся на основе общения людей и в процессе совместной деятельности.

Особенности межличностного взаимодействия младших школьников

Как происходит межличностное взаимодействие?

Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе. По мере освоения ребенком школьной действительности, у него складывается система личных отношений в классе. Ее основу составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими.

Также взаимоотношения учителей и учащихся в учебной деятельности являются важным условием успешного решения задач воспитания и обучения. Благоприятные взаимоотношения учителей и учащихся на уроке создают необходимую эмоциональную почву для всей совокупности нравственных отношений детей к учению, труду, людям, коллективу, самому себе.

Но не стоит забывать и о родителях. В младшем школьном возрасте контроль со стороны родителей сохраняет свое воспитательное значение, но он должен быть менее опекающим и более тонким. В то же время взаимодействие с родителями, их оценки поведения ребенка, а также образцы их поведения являются для ребенка одним из важнейших источников формирования у него устойчивых форм как действенно-предметного, так и нравственного поведения. Родители - это по-прежнему наиболее авторитетные фигуры в социальном окружении, поэтому для ребенка так важны реакции и оценки с их стороны. 

Основной круг общения.

Из вышеизложенного мы можем установить следующий круг общения младших школьников в процессе обучения:

  1. Одноклассники
  2. Учитель
  3. Родители

Как изменяется межличностное взаимодействие школьника в процессе взросления?

Как показывают результаты исследования, отношение к друзьям и само понимание дружбы для каждого возраста своё. Т.е. для детей 5-7 лет друзья – это те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме и т.п. В этом возрасте дети больше обращают внимание на поведение, чем на качества личности. Характеризуя своих приятелей, они указывают, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними весело». В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться.

Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.

Для общей оценки уровня сформированности у младших школьников навыков общения со сверстниками ориентиром может служить «Шкала развития социальных отношений», разработанная А. Гезеллом. Для детей 6 и 9 лет приведены следующие профили социального поведения.

6 лет: Явный интерес к заключению дружбы и дружеских отношений с соучениками. Ребенок хорошо ладит с друзьями, но их игра не продолжается долго, если она происходит без надзора. Ребенок спорит, физически борется. Каждый из детей хочет настоять на своем. Часто жалуется.

По отношению к некоторым детям ребенок может быть очень властолюбивым. Он часто исключает третьего: «Ты играешь с Мишей? Тогда я с тобой играть не буду!»

8 лет: В игре он не умеет проигрывать и будет жульничать, если это нужно для выигрыша. Он думает, что и его друзья жульничают и не ведут себя как полагается.

9 лет: У большинства детей бывает хороший друг того же возраста и пола, ребенок входит в определенную группу детей. Он хорошо ладит с ними, несмотря на бывающие иногда ссоры и разногласия. Интерес в меньшей степени направляется на собственное отношение к другу, чем на то, что они делают вместе. Важны цели и сама деятельность. Присутствует действительно кооперативная деятельность. Ребенок может подавить свои собственные интересы и требования, чтобы удовлетворить группу. Он старается соблюдать правила (стандарты) группы и критиковать тех, кто их не выполняет.

Критерии и уровни проявления межличностных отношений у младших школьников 

Возможные трудности межличностного общения детей в младшем школьном возрасте

Как правило, в школе дети устанавливают в классе дружеские отношения. Но не со всеми детьми это происходит. И тут возникают трудности межличностного взаимодействия младших школьников.

Основными причинами, которые вызывают проблемы межличностного взаимодействия младших школьников в классном коллективе, являются:

-  трудности, связанные  с неумением вести себя, незнанием,  что и как сказать;

-  трудности, связанные  с непониманием и неприятием партнера общения;

-  трудности, вызванные непониманием партнера общения, т.е. недостаточной сформированностью  собственной перцептивной стороны  общения;

-  трудности, связанные  с переживанием неудовольствия, даже раздражения по отношению к партнеру;

– трудности, вызванные  общей неудовлетворенностью человека общением.

Для установления дружеских отношений со сверстниками большое значение имеет наличие у ребенка таких качеств, как самостоятельность, уверенность в себе, инициативность. Их основой является позитивная самооценка. В младшем школьном возрасте у ребенка, как правило, складывается определенная самооценка как в отношении своих учебных способностей, так и общих возможностей. Наиболее благополучный вариант,  когда самооценка является достаточно высокой и адекватной. Условием этого является знание ребенком своих способностей и наличие возможности для их реализации. Очень важно, чтобы ребенок знал: я могу и умею это и вот это я могу и умею лучше всех.

Важно понимать, что негативный опыт общения в целом ряде случаев не побуждает, а «отвращает» ребенка от стремления к утверждению себя в мире человеческих отношений, может привести к возникновению защитных механизмов – «стены» между собой и человеческим миром, «слепоты на окружающий мир».

Решение трудностей

Очень важно поддерживать потребность младшего школьника в положительной самооценке, способствовать развитию веры в себя, свои силы («Я могу!»), самостоятельности («Я сам!»). Необходимо развивать адекватную конкретную самооценку высказываний и поступков, определяющих успешность межличностного общения и поведения, а также оценку учеником собственных возможностей и достижений в различных видах деятельности (общения, игровой, изобразительной, музыкальной, театральной и др.).

В формировании представления о себе, своих возможностях важную роль по-прежнему играет оценка взрослых (педагога, членов семьи). Она зависит от социальной компетентности учителя, его умения понять ученика, стремления находить хорошее в поведении, возможности предвидеть эмоциональные проблемы, связанные с занижением или завышением самооценки. Для образования адекватных, точных представлений о своих возможностях и качествах личности необходимо, чтобы оценка, которую ученик приобретает в индивидуальном опыте, сочеталась с оценками и знаниями о себе, которые он накапливает в общении со сверстниками и взрослыми.

Линия поведения учителя в каждом конкретном случае должна строиться сугубо индивидуально, исходя из особенностей сложившейся ситуации, своеобразия личностных характеристик самого ребенка, уровня развития межличностных отношений в классе и пр. Наиболее общие рекомендации состоят в следующем:

♦   вовлечение изолированного ученика в интересную деятельность;

♦  помощь в достижении успеха в той деятельности, от которой, прежде всего, зависит положение ребенка (преодоление неуспеваемости и т. д.);

♦ преодоление аффективности ребенка (вспыльчивость, драчливость, обидчивость), которая часто является не только причиной, но и следствием психологической изоляции;

♦  у некоторых детей рекомендуется вырабатывать уверенность в себе, отсутствие которой делает их слишком застенчивыми;

♦   использование косвенных мер: например, предложить авторитетным сверстникам поддерживать робкого ребенка.


Заключение

Таким образом, можно сказать, что межличностное взаимодействие играет очень важную роль в жизни младшего школьнику. В основе данного процесса находятся его сверстники, т.к. они являются ближайшим кругом общения. В основе развитии взаимоотношений в группе лежит потребность в общении, и эта потребность изменяется с возрастом. Она удовлетворяется разными детьми неодинаково. Поэтому очень важно, чтобы учить мог видеть такие проблемы, возникающие в классе, и предотвратить их.


        Источники:

  • Казанцева В. А. Возможные трудности межличностного общения детей в младшем школьном возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 9. – С. 36–40.
  • Шамухаметова Е.С. Особенности межличностного эмпатического взаимодействия младших школьников // Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 1 – 2015.
  • МухинаВ.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: «Академия», 2000. - 456 с.
  • Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 442 с.
  • Блонский П.П. Психология младшего школьника: Избран.психолог. труды / Под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковской.- М.; Воронеж: МПСИ: НПО"МОДЭК", 2006.- 631 с.
  • Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред.В.В. Давыдова. М.: 1999.- 560с
  • Практическая психология образования / Под редакцией И. В. Дубровиной. –  СПб - 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование межличностных отношений школьника в процессе социализации

Проблема формирования межличностных отношений школьников актуальна для многих учителей. Педагог ставит непростые задачи: изучение отношений учащихся, применение форм и методов организации совместной д...

Цикл занятий по коррекции межличностного взаимодействия между членами замещающей семьи "Ты и я - одна семья"

Из всех трудностей, с которыми сталкивается человек, 80% занимают проблемы общения и взаимодействия. Они же являются основными и в детско-родительских отношениях. Извечная тема “отцов и детей” трево...

Деятельность учителя по формированию межличностных отношений школьников в процессе их социализации

Всем известно, что человек как личность проявляется только через систему отношений с другими людьми.Одной из важнейших  задач социального воспитания  и обучения является организация це...

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Под термином социализация чаще всего понимают процесс, который необходим человеку, для получения определенных навыков, для достижения полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, ч...

Практическая работа по формированию межличностных отношений младших школьников в процессе образования

При проведении коллективных работ на уроках изобразительного искусства и художественного труда мы стремились активизировать как можно больше возможностей и способностей учащихся; вовлечь всех в общени...

Программа тренинга «Межличностное взаимодействие младших школьников»

Программа тренинга «Межличностное взаимодействие младших школьников» предназначена для 2 класса начальной школы и рассчитана на 10 занятий. Мы знаем, что отношения с другими людьми за...