Цикл занятий по коррекции межличностного взаимодействия между членами замещающей семьи "Ты и я - одна семья"
учебно-методический материал на тему
Из всех трудностей, с которыми сталкивается человек, 80% занимают проблемы общения и взаимодействия. Они же являются основными и в детско-родительских отношениях.
Извечная тема “отцов и детей” тревожит добрую половину человечества уже давно, а в современном мире дети отдаляются от родителей все быстрее и все дальше. Не являются исключением данной темы и замещающие семьи. Может быть, даже вопросы теплых и дружеских отношений в данных семьях стоят намного острее и глубже, чем в кровных. Замещающие родители и приемные дети далеко не всегда бывают сразу приятны друг для друга, поняты и приняты друг другом, но зато всегда полезны, если, конечно, захотят понять, чему можно друг у друга научиться. Иногда это взаимное обучение сопровождается конфликтами, столкновениями мнений, несовпадением ценностей, однако, эти конфликты и противоречия все-таки служат их обоюдному развитию.
Нужно работать над отношениями, ведь они бессмысленны, если лишены понимания. Именно для этого разработан данный цикл занятий.<?xml:namespace prefix = o /??>
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cikl_zanyatiy.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл занятий по коррекции межличностного взаимодействия между членами замещающей семьи "Ты и я - одна семья"
Из всех трудностей, с которыми сталкивается человек, 80% занимают проблемы общения и взаимодействия. Они же являются основными и в детско-родительских отношениях.
Извечная тема “отцов и детей” тревожит добрую половину человечества уже давно, а в современном мире дети отдаляются от родителей все быстрее и все дальше. Но правда заключается в том, что родители и дети могут развивать теплые, дружеские отношения, основанные на любви, доверии и взаимном уважении, забыв о проблеме “отцов и детей”, как в стихотворении Эдуарда Асадова:
Не верьте. Нет никакой на свете
Нелепой проблемы “отцов и детей”,
Есть близкие люди: отцы и дети!
...
Не являются исключением данной темы и замещающие семьи. Может быть, даже вопросы теплых и дружеских отношений в данных семьях стоят намного острее и глубже, чем в кровных. Замещающие родители и приемные дети далеко не всегда бывают сразу приятны друг для друга, поняты и приняты друг другом, но зато всегда полезны, если, конечно, захотят понять, чему можно друг у друга научиться. Иногда это взаимное обучение сопровождается конфликтами, столкновениями мнений, несовпадением ценностей, однако, эти конфликты и противоречия все-таки служат их обоюдному развитию.
Нужно работать над отношениями, ведь они бессмысленны, если лишены понимания. Именно для этого разработан данный цикл занятий, интегрирующий элементы курса конструктивного общения с элементами арт-терапии. Использование некоторых техник арт-терапии способствует включению родителей и детей в совместную психологическую работу, формированию позиции партнерства и сотрудничества между членами замещающей семьи. Совместная деятельность, обсуждение результатов творчества позволяют родителям и детям лучше узнать друг друга, способствуют их эмоциональному сближению и углублению взаимопонимания между ними.
Цель: содействовать созданию эмоционально благоприятного психологического пространства в замещающей семье посредством оптимизации межличностного взаимодействия в диаде “родитель-ребенок” через развитие у родителей и детей чувств принятия, доверия и толерантности по отношению друг к другу.
Задачи:
- установление доверительных отношений между родителями и детьми из замещающих семей;
- увеличение взаимной открытости между родителями и детьми;
- обучение родителей и детей эффективным приемам общения между собой;
- развитие способности сотрудничать друг с другом;
- развитие у родителей и детей эмпатии и способности оказывать поддержку;
- усиление взаимного интереса и принятия друг друга;
- развитие конструктивных способов взаимодействия в паре “родитель-ребенок”;
- выработка и закрепление навыков адаптивного поведения у родителей и детей.
Адресат: родители и дети из замещающих семей.
Цикл состоит из 15 занятий, которые интегрируют элементы курса конструктивного общения и элементы арт-терапии. Использование данных элементов делает процесс коррекции межличностного взаимодействия более целостным, способствует включению родителей и детей в совместную работу, формирует позиции сотрудничества у всех участников занятий, а также развивает различные стороны общения. Кроме этого, работа по данному циклу занятий служит профилактикой конфликтных ситуаций и барьеров общения.
Структура занятий:
- ритуал приветствия;
- установление контакта;
- основная часть;
- заключительная часть (обмен впечатлениями, подведение итогов).
Условия проведения занятий:
1. Возрастной диапазон детей: школьники.
2. Число участников тренинга: пять-шесть семейных диад (родитель- ребенок).
3. Ведущие: занятия проводят одновременно два человека.
4. Время проведения занятий: один раз в неделю.
5. Продолжительность каждого занятия: 2 академических часа.
Занятие № 1
1. Упражнение “Давайте поздороваемся”.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, создать эмоциональный настрой на дальнейшую работу.
Материалы: не требуются.
Содержание: все участники встают в круг. Ведущий предлагает поздороваться как можно с большим количеством участников разными способами: словами, улыбкой, ладонью, коленом, спиной и др.
Анализ: какие впечатления, эмоции?
2. Упражнение “Знакомство друг за друга”.
Цель: познакомить участников семинара друг с другом.
Материалы: не требуются.
Содержание: родитель и ребенок представляют друг друга участникам семинара: называют имя и все что хотят рассказать дополнительно (можно назвать возраст, профессию, где учится, описать некоторые особенности характера и т.д.). Оформление бейджиков.
Анализ: трудно ли было представляться за родителя (ребенка)?
3. Упражнение “Хрустальный шар”.
Цель: определить эмоциональный настрой группы на начало тренинга, установление контакта между участниками.
Материалы: коробочка с хрустальным шаром.
Содержание: из волшебной коробочки ведущий достает хрустальный шар. Он просит участников, передавая его по кругу, рассказать о том, как они себя чувствуют.
Анализ: трудно ли было говорить о своих чувствах.
4. Упражнение “Совместный рисунок”.
Цель: актуализировать опыт сотрудничества между родителями и детьми.
Материалы: листы белой бумаги, цветные карандаши.
Содержание: родитель и ребенок сидят рядом. Перед ними лежит чистый лист белой бумаги, ориентированный горизонтально, и пачка цветных карандашей (или фломастеров). Ведущий дает следующую инструкцию: “Я попрошу вас нарисовать картинку. Рисовать нужно молча, не разговаривая друг с другом. Каждый из вас будет рисовать только одним карандашом или фломастером, который выберет сейчас”.
Дальше психолог предлагает родителю и ребенку выбрать по одному карандашу. После этого еще раз напоминает о том, что рисовать нужно молча, и предлагает начать работу.
Психологу следует обратить внимание на следующие моменты: кто какой карандаш выбрал; кто первым взял карандаш; был ли выбор, сделанный каждым из участников, полностью самостоятельным; кто первым начал рисунок; кто первым закончил рисунок; как и кем было принято решение об общем окончании работы; были ли паузы при выполнении задания у родителя или ребенка; как распределялось пространство листа между рисующими; было ли невербальное взаимодействие между родителем и ребенком.
Анализ: После того как задание выполнено, и участники закончили рисовать, психолог просит рассказать каждую пару о том, что изображено на рисунке, не обращаясь ни к кому конкретно: “Расскажите, пожалуйста, что нарисовано на вашем рисунке?”
При этом важно проследить за тем, кто больше говорит, как начинается рассказ: по инициативе самого рассказчика или партнер его просит, заставляет, подталкивает. Важно отмечать моменты диалога в процессе рассказа, моменты согласия (несогласия), а также вносятся ли дополнения в рассказ, кем и какого рода.
5. Упражнение “Слепой и поводырь”.
Цель: способствовать развитию чувства доверия между родителями и детьми.
Материалы: стулья.
Содержание: участвую пары “родитель-ребенок”. Один из участников пары закрывает глаза. Он “слепой”. Второй будет водящим. “Поводырь” бережно берет “слепого” за плечи и водит очень аккуратно, так, чтобы “слепой” ничего не задел и не ударился. Затем родители и дети меняются местами. Каждый участник должен побывать в обеих ролях.
Анализ: участники возвращаются в круг и рассказывают о том, что пережили, что чувствовали, в роли кого им было комфортнее.
6. Упражнение “Конкурс хвастунов”.
Цель: развивать позитивное восприятие у родителей и детей по отношению друг к другу.
Материалы: не требуются.
Содержание: сейчас мы с вами проведем необычный конкурс – конкурс хвастунов. Чем или кем мы будем хвастаться? Сначала соседом справа (родитель хвалит ребенка), а затем соседом слева (ребенок хвалит родителя). Подумайте, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается. Выигрывает та пара, которая лучше всех похвалит друг друга. После того, как упражнение будет закончено, сами участники определяют лучшую пару хвастунов.
Анализ: кому, что понравилось больше: рассказывать-хвастаться о родителе (ребенке) или слушать, как о нем рассказывают. Ведущий подводит участников к тому, что надо говорить друг другу больше положительных слов, хвалить друг друга как можно чаще.
7. Упражнение “Зеркало”.
Цель: способствовать достижению понимания на визуальном уровне в паре “родитель-ребенок”.
Материалы: не требуются.
Содержание: родители и дети в парах повторяют движения, мимику, позу и т.п. своего партнера.
Анализ: трудно ли было справиться с заданием.
8. Упражнение “Семейный герб”.
Цель: содействовать сплочению родителей и детей, заставить их сконцентрироваться на главном и общем, что они ценят в жизни.
Материалы: краски, кисти, стаканчики для воды.
Содержание: ведущий рассказывает участникам о том, что с давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые в лаконичной форме жизненную философию, главную ценность семьи. Участникам в парах “родитель – ребенок” предлагается нарисовать свой герб. Это не обязательно должно быть что-то конкретное, может быть сочетание цветов, геометрических фигур, цветовых пятен и т.д.
Анализ: все рисунки выкладываются в центр круга на полу и ведущий предлагает каждому рассказать про свой герб, что он символизирует. Ведущий спрашивает участников об их чувствах во время рассказа о своем гербе.
9. Упражнение “Я дарю тебе это сердце, потому что ... ”.
Цель: способствовать позитивному отношению друг к другу, развитию чувства поддержки в паре “родитель-ребенок”.
Материалы: шаблон “сердечко”, ручки.
Содержание: участники на шаблоне “сердечко” заканчивают фразу “Я дарю тебе это сердце, потому что ... ”. Когда все участники будут готовы, они возвращаются на свои места и происходит процесс дарения сердечек в паре “родитель-ребенок”. Родитель дарит ребенку сердечко, произнося написанную не нем фразу. И наоборот.
Анализ: трудно ли было закончить фразу и произнести ее вслух. Что было труднее: дописать или произнести.
10. Упражнение “Впечатления и пожелания”.
Цель: подвести итог занятия.
Материалы: не требуются.
Содержание: наша сегодняшняя встреча подходит к концу, и хотелось бы услышать от вас, что вам сегодня больше всего понравилось, с какими чувствами вы сегодня уйдете домой. Участники делятся своими впечатлениями, а также желают друг другу что-нибудь приятное.
Занятие № 2
1. Упражнение “Приветствие”.
Цель: приветствие друг друга и заряд положительными эмоциями.
Материалы: не требуются.
Содержание: сейчас мы с вами будем приветствовать друг друга как европейцы, японцы и африканцы. Европейцы пожимают руку, японцы кланяются, африканцы трутся ногами.
Анализ: какие ощущения?
2. Разогрев “Шеренга”.
Цель: напомнить участникам имена друг друга, сплочение группы, закрепить знакомство участников друг с другом.
Материалы: не требуются.
Содержание: сначала участники по кругу называют свои имена. Затем ведущий предлагает встать тем, чьих имен больше всего, затем следующие, чьих чуть меньше и т.д., пока не встанут все участники. После этого ведущий предлагает участникам встать и построиться в шеренгу по цвету волос, начиная с самого светлого, затем – по росту. Когда участники только расслабятся, ведущий предлагает им задание построиться в шеренгу по начальной букве имени, не разговаривая между собой, т.е. в полной тишине. После того, как участники построятся, ведущий проверяет: каждый участник, начиная с первого, говорит свое имя вслух. Участники садятся и оформляют бейджики.
Анализ: какие ощущения? Что чувствуете?
3. Игра “Найди сходство”.
Цель: выразить отношение к своей семье, осознание и принятие своего отношения.
Материалы: мешочек с разными предметами.
Содержание: каждая пара “родитель-ребенок” по кругу достает из мешочка (на ощупь) предмет и определяет, чем данный предмет может напомнить его семью. Обязательно высказывается каждый член пары, т.е. и родитель и ребенок.
Анализ: трудно ли было найти в фигурке то, что напоминает семью?
4. Игра “Прогулка с компасом”.
Цель: способствовать развитию чувства доверия между родителями и детьми.
Материалы: стулья.
Содержание: в каждой паре один человек “турист” (ведомый), а второй – “компас” (ведущий). “Турист” закрывает (или ему завязывают) глаза, а “компас” становится сзади него и кладет ему руки на плечи. Задача “туриста” – передвигаться по комнате (можно расставить стулья, как на полосе препятствий), задача “компаса” – направлять его движение. Затем родители и дети меняются местами. Каждый участник должен побывать в обеих ролях.
Анализ: участники возвращаются в круг и рассказывают о том, что пережили, что чувствовали, в роли кого им было комфортнее.
5. Упражнение “Булавка”.
Цель: способствовать достижению понимания на телесном уровне в паре “родитель-ребенок”.
Материалы: булавки по количеству пар.
Содержание: на одежде ребенка прячется булавка и родитель должен ее найти, ощупывая ребенка с закрытыми глазами. Затем участники меняются местами.
Анализ: трудно ли было справиться с заданием.
6. Упражнение “Два зеркала”.
Цель: способствовать осознанию родителями и детьми тех моментов, которые радуют и огорчают в общении друг с другом.
Материалы: листы с изображением двух зеркал, карандаши, фломастеры, краски, кисти, стаканчики с водой.
Содержание: на листе изображены 2 зеркала. Представьте, что в одном из них отражается то, что вас огорчает, когда вы общаетесь с ребенком (с мамой или папой), а в другом – то, что радует. Изобразите это.
Анализ: каждый член пары рассказывает о том изображении, о котором хочется. Вопрос ведущего после того, как выскажутся все участники: “Узнали ли вы что-то новое друг о друге?”
7. Игра “Фигуры”.
Цель: развитие способности сотрудничать друг с другом.
Материалы: веревки, связанные в кольцо.
Содержание: каждый участник игры берется за веревку, связанную в кольцо; задача – с закрытыми глазами, переговариваясь, построить из этой веревки некую фигуру. Сначала ведущий дает задание построить более простую, геометрическую фигуру – квадрат, круг, прямоугольник, треугольник. Когда участники справляются, дается задание построить более сложную, требующую согласования внутренних образов – дерево (какое дерево – лиственное, елку?), собаку и т.д. Более сложный вариант игры: игроки закрывают глаза и не имеют права переговариваться.
Анализ: трудно ли было справиться с заданием.
8. Упражнение “Футболка с надписью”.
Цель: предоставить ребенку и родителю возможность совместного решения поставленной задачи; создать условия для определения жизненного кредо семьи, семейных установок и семейных ценностей.
Материалы: футболки, вырезанные из листа А3 по количеству пар участников, карандаши, фломастеры, краски, кисти, стаканчики с водой.
Содержание: задание выполняется в парах “родитель-ребенок”. Инструкция ведущего: “Вам предложили принять участие в семейном конкурсе “Моя семья”. Участниками команды являются члены вашей семьи. На футболках, в которые вы будете одеты, необходимо сделать надпись, отражающую жизненное кредо вашей семьи. Сейчас вашей семье необходимо оформить макет футболки, т.е. так как она будет выглядеть на соревнованиях”.
Анализ: каждая семейная диада знакомит других участников со своим макетом. Рассказывает о том, что у них получилось. Нравится ли каждому члену пары “родитель-ребенок” то, что у них получилось. Может быть что-то хотели изменить. Важно, чтобы оба члена пары приняли то, что у них получилось изобразить.
9. Упражнение “Здорово, что мы вместе ...”.
Цель: способствовать эмоциональному сближению детей и родителей.
Материалы: бланки с незаконченными предложениями, ручки.
Содержание: каждый участник составляет 5 предложений, адресованных своему родителю или ребенку, которые начинаются ловами: “Здорово, что мы вместе ...”. Далее каждый озвучивает на группу то, что он написал.
Анализ: насколько легко было выполнить задание; трудно ли было закончить предложения и произнести их вслух. Что было труднее: дописать или произнести.
10. Упражнение “Впечатления и пожелания” (см. занятие 1).
Список литературы:
- Васина Е.Н., Бабырина А.В. «Я и Ты», «Ты и Я» – арт-альбомы для семейного консультирования. Комплект (2 арт-альбома + методическое пособие). М.: Генезис. 2010.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: АСТ: Астрель. 2010. 238 с.
- Громова Т. Царство-государство. Методика как средство диагностики и коррекции межличностных отношений // Школьный психолог. № 11. 2003.
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь. 2012. 160 с.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь. 2011. 190 с.
- Павлов И.В. Общение с ребенком: тренинг взаимодействия. СПб.: Речь. 2008. 87 с.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: Издательство ГНОМ. 2012. 160 с.
- Пилипко Н., Диянкова И. Работа для троих. Коррекционная работа с детско-родительской парой в процессе психологического консультирования // Школьный психолог. № 36, № 39. 2002.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М.: Генезис. 2010. 541 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл занятий "Коррекция дисграфии"
Цикл рассчитан на детей 4 класса....
Цикл занятий "Интегративная игровая коррекция эмоциональных нарушений младших школьников"
Актуальность разработки цикла игровых сеансов связана с большой распространённостью нарушений в эмоциональной сфере школьников.Психокоррекционный эффект игровых занятий достигается благода...
Упражнения для учителей по усовершенствованию навыков межличностного взаимодействия «Учитель – ученик»
Упражнения для учителей по усовершенствованию навыков межличностного взаимодействия «Учитель – ученик»...
Упражнения по развитию навыков межличностного взаимодействия учеников
Упражнения по развитию навыков межличностного взаимодействия учеников...
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ КАК ЗАЛОГ УСПЕХА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ
Нравственное воспитание младшего школьника - это процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка....
План оказания индивидуальной помощи ученику с трудностями межличностного взаимодействия
План оказания индивидуальной помощи ученику с трудностями межличностного взаимодействия (пример – составляется для конкретного ученика)...
Система работы воспитателя по формированию межличностных отношений между учащимися в условиях группы продленного дня
В современной ситуации прогрессивных изменений в образовательном процессе проблема формирования межличностных отношений обучающихся в младшей школе рассматривается в педагогической теории и образовате...
Комментарии
Больше спасибо! Очень
Больше спасибо! Очень полезная информация!!!