формирование межличностных отношений школьника в процессе социализации
статья по теме
Проблема формирования межличностных отношений школьников актуальна для многих учителей. Педагог ставит непростые задачи: изучение отношений учащихся, применение форм и методов организации совместной деятельности, целенаправленное обучение младших школьников общению, сотрудничеству. Необходимо обеспечить соответствующие условия для реализации данных возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
формирование межличностных отношений школьников актуальны для многих учителей | 17.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование межличностных отношений школьников в процессе социализации.
Социализация – процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.
Социализация личности начинается с первых лет жизни. Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения.
Эстафету социализации личности принимает школа. Всем известно, что человек как личность проявляется только через систему отношений с другими людьми.
Младший школьный возраст – это самоценный период наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в это время ребенок осознает отношение между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, хороший ученик, начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. Он начинает задумываться над своим «я». Проблема формирования межличностных отношений актуальна для всех учителей. Поэтому педагог ставит непростые задачи: изучение межличностных отношений учащихся, применение методов и форм организации совместной деятельности, как на уроке, так и во внеурочное время; целенаправленное обучение младших школьников общению и сотрудничеству. Следует признать возможность негативных явлений в процессе развития детей. Однако необходимо понимать, что в каждом ребенке есть внутренние силы и возможности для конструктивного разрешения встающих перед ним проблем. Необходимо обеспечить соответствующие условия для реализации этих возможностей.
- Изучение детского коллектива с помощью психолого–педагогических диагностик.
Определить эмоционально – психологический климат в коллективе, а также насколько комфортно ученику в классе, школе можно проверить с помощью диагностической методики: «Солнце, туча, дождик».
Каждый ученик получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, туча, дождик в трех вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений.
Диагностическая методика «Кораблик»
Ребятам предлагается лист бумаги, на котором необходимо нарисовать кораблик, на котором весь наш класс отправиться в путешествие. Необходимо расселить весь наш класс в каюты по два человека. В каждую каюту вписываются имена одноклассников по степени значимости для себя.
Диагностическая методика «Портретная галерея нашего класса».
Детям предлагается нарисовать свой портрет на память учителю, а рамка для портрета выполняется различными рисунками, по которым можно определить самооценку учащегося, определение его роли в классе.
Большую помощь для проведения углубленной диагностики коллектива, социально-психологических тренингов учеников и родителей, подготовка и проведение родительских собраний, обеспечивающих успешную социализацию младших школьников, оказывает школьный психолог.
Вот тематика некоторых родительских собраний:
*Дать почувствовать труд;
*Нравственное воспитание в семье;
*Поощрения и наказания детей в семье;
*Влияние родительских установок на развитие детей;
*Как повысить самооценку ребенка и почему это важно.
2. Большое значение по формированию межличностных отношений отводится классным часам, тренингам, беседам, тематика которых зависит от проблем класса.
Включение ребят в совместную деятельность на основе делового общения, организовывая работу в парах, группе, классе, между классами, направленную на развитие коммуникативных возможностей детей по преодолению неуверенности в подготовке публичного выступления, ответственности за себя перед другими, понимание значимости коллектива в жизни человека.
Вот тематика некоторых классных часов цель проведения, которых формирование межличностных отношений.
Правовая культура – важнейший фактор социализации личности: классный час «Права и обязанности»
Создание благоприятного микроклимата и микросоциума, в котором развивается ребенок: устный журнал «Волшебные слова», «Будем учиться спорить», «Лучшее слово о дружбе», где в заключении, работая в группах, создали «Правила дружбы», которые отразили в классной газете.
Традиции, обычаи, первые представления о Родине, о значимости себя для своей страны, своего края, города, уважение к своим близким, в частности к маме, в рамках этого было подготовлено видео поздравление для мам ко Дню Матери, классный час «Мой город», посвященный дню рождения г.Новохоперска. Силами родителей и детей были организованы мини – выставки: «Я – будущее моего города», где были отмечены достижения ребят нашего класса в спорте, искусстве.
Выставка рисунков, посвященная городу Новохоперску. Порадовали гостей стихами собственного сочинения о своем городе.
Дети знают правила гостеприимства. Главное из них – уважение. Умение слушать и слышать, задавать вопросы, высказывать свое мнение, проявлять уважение к собеседнику, на основе этого организовали деловое общение между классами на тему: «Где и как встречают Новый год».
- Для детей, основными агентами социализации являются: родители (семья), школа, сверстники, средства массовой информации. Значительное большинство детей приобретают знания и опыт, осваивают образцы поведения, этические и моральные нормы не только на моделях семьи или школы, но и благодаря средствам массовой информации.
Для большей части ребят телесмотрение, прослушивание музыкальных записей, работа с компьютером, становятся своеобразной компенсацией дефицита межличностных контактов, средством отвлечения при возникновении осложнений в общении со сверстниками.
Отсюда вытекает потребность в формировании у детей информационной культуры. Дозированное применение в воспитании и обучении разнообразной информации, учить ее грамотно воспринимать, понимать, анализировать.
Хочется надеяться, что деятельность учителя по формированию межличностных отношений школьников в процессе социализации будет соответствовать строкам их стихотворения:
Созреет разум, окрылится мысль.
И эти годы будут, как фундамент,
Тот самый, на котором строят жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный подход к формированию межличностных отношений младших школьников
Работа предназначена для учителей начальных классов общеобразовательной школы. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений я...
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Статья поможет воспитателям в работе с детьми....
Деятельность учителя по формированию межличностных отношений школьников в процессе их социализации
Всем известно, что человек как личность проявляется только через систему отношений с другими людьми.Одной из важнейших задач социального воспитания и обучения является организация це...
Доклад Тема: «Формирование межличностных отношений в процессе трудовой деятельности в условиях школы – интернат»
Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребе...
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Под термином социализация чаще всего понимают процесс, который необходим человеку, для получения определенных навыков, для достижения полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, ч...
Практическая работа по формированию межличностных отношений младших школьников в процессе образования
При проведении коллективных работ на уроках изобразительного искусства и художественного труда мы стремились активизировать как можно больше возможностей и способностей учащихся; вовлечь всех в общени...
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ
Дипломная работа на тему...