формирование межличностных отношений школьника в процессе социализации
статья по теме

Трубачева Наталья Петровна

Проблема формирования межличностных отношений школьников актуальна для многих учителей. Педагог ставит непростые задачи: изучение отношений учащихся, применение форм и методов организации совместной деятельности, целенаправленное обучение младших школьников общению, сотрудничеству. Необходимо обеспечить соответствующие условия для реализации данных возможностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование межличностных отношений школьников в процессе социализации.

Социализация – процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения  с обществом.

Социализация личности начинается с первых лет жизни. Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения.

Эстафету социализации личности принимает школа.  Всем известно, что человек  как личность проявляется только через систему отношений с другими людьми.

Младший школьный возраст – это самоценный период наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в это время ребенок осознает отношение между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, хороший ученик, начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. Он начинает задумываться над своим «я».  Проблема формирования межличностных  отношений актуальна для всех учителей.  Поэтому педагог ставит непростые задачи: изучение межличностных отношений учащихся, применение методов и форм организации совместной деятельности, как на уроке, так и во внеурочное время; целенаправленное обучение младших школьников общению и сотрудничеству. Следует признать возможность негативных явлений в процессе развития детей.  Однако необходимо понимать, что в каждом ребенке есть внутренние силы и возможности для конструктивного разрешения  встающих перед ним проблем.   Необходимо обеспечить соответствующие условия для реализации этих возможностей.

  1. Изучение детского коллектива с помощью психолого–педагогических диагностик.

Определить эмоционально – психологический климат в коллективе, а также насколько комфортно ученику в классе, школе можно проверить с помощью диагностической  методики: «Солнце, туча, дождик».

Каждый ученик получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, туча, дождик в трех вариантах.  Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений.

Диагностическая  методика «Кораблик»

Ребятам предлагается лист бумаги, на котором  необходимо нарисовать кораблик, на котором весь наш класс отправиться в путешествие. Необходимо расселить весь наш класс в каюты по два человека.  В каждую каюту вписываются имена одноклассников по степени значимости  для себя.

Диагностическая  методика «Портретная галерея нашего класса».

Детям предлагается нарисовать свой портрет на память учителю, а рамка для портрета выполняется различными рисунками, по которым можно определить самооценку учащегося, определение его роли в классе.

Большую помощь для проведения углубленной диагностики коллектива, социально-психологических тренингов учеников и родителей, подготовка и проведение родительских собраний, обеспечивающих  успешную социализацию младших школьников, оказывает школьный психолог.

Вот  тематика некоторых родительских собраний:

*Дать почувствовать труд;

*Нравственное воспитание в семье;

*Поощрения и наказания детей в семье;

*Влияние родительских установок на развитие детей;

*Как повысить самооценку ребенка и почему это важно.

     2.   Большое значение по формированию межличностных отношений отводится  классным часам, тренингам, беседам, тематика которых зависит от проблем класса.

Включение ребят в совместную деятельность на основе делового общения, организовывая работу в парах, группе, классе, между классами, направленную на развитие коммуникативных возможностей детей по  преодолению неуверенности в подготовке публичного выступления, ответственности за себя перед другими, понимание значимости коллектива в жизни человека.

Вот тематика некоторых классных часов цель проведения, которых формирование межличностных отношений.

Правовая культура – важнейший фактор социализации личности: классный час «Права и обязанности»

Создание благоприятного микроклимата и микросоциума, в котором развивается ребенок: устный журнал «Волшебные слова», «Будем учиться спорить», «Лучшее слово о дружбе», где в заключении, работая в группах, создали «Правила дружбы», которые отразили в классной газете.

Традиции, обычаи, первые представления о Родине, о значимости себя для  своей страны, своего края, города, уважение к своим близким, в частности к маме, в рамках этого было подготовлено видео поздравление для мам ко Дню Матери, классный час «Мой город», посвященный дню рождения г.Новохоперска. Силами родителей и детей были организованы мини – выставки: «Я – будущее моего города», где были отмечены достижения ребят нашего класса в спорте, искусстве.

Выставка рисунков, посвященная городу Новохоперску. Порадовали гостей стихами собственного сочинения   о  своем городе.

Дети знают правила гостеприимства. Главное из них – уважение. Умение слушать и слышать, задавать вопросы, высказывать свое мнение, проявлять уважение к собеседнику, на основе этого организовали деловое общение между классами на тему: «Где и как встречают Новый год».

  1. Для детей, основными агентами социализации являются: родители (семья), школа, сверстники, средства массовой информации. Значительное большинство детей приобретают знания и опыт, осваивают образцы поведения, этические и моральные нормы не только на моделях семьи или школы, но и благодаря средствам массовой информации.

Для большей части ребят  телесмотрение, прослушивание музыкальных записей, работа с компьютером,  становятся своеобразной компенсацией дефицита межличностных контактов, средством отвлечения при возникновении осложнений в общении со сверстниками.

Отсюда вытекает потребность в формировании у детей информационной культуры. Дозированное  применение в воспитании и обучении разнообразной информации, учить ее грамотно воспринимать, понимать, анализировать.

Хочется надеяться, что  деятельность учителя по формированию межличностных отношений школьников в процессе социализации  будет соответствовать строкам их стихотворения:

Созреет разум, окрылится мысль.

И эти годы будут, как фундамент,  

Тот самый, на котором строят жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный подход к формированию межличностных отношений младших школьников

Работа предназначена для учителей начальных классов общеобразовательной школы. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений я...

Деятельность учителя по формированию межличностных отношений школьников в процессе их социализации

Всем известно, что человек как личность проявляется только через систему отношений с другими людьми.Одной из важнейших  задач социального воспитания  и обучения является организация це...

Доклад Тема: «Формирование межличностных отношений в процессе трудовой деятельности в условиях школы – интернат»

  Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребе...

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Под термином социализация чаще всего понимают процесс, который необходим человеку, для получения определенных навыков, для достижения полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, ч...

Практическая работа по формированию межличностных отношений младших школьников в процессе образования

При проведении коллективных работ на уроках изобразительного искусства и художественного труда мы стремились активизировать как можно больше возможностей и способностей учащихся; вовлечь всех в общени...