Тематический классный час: «Я и моя Семья».
Цель: раскрыть роль семьи в жизни каждого человека; обратить внимание учащихся на значение слова «семья» в их жизни; сделать совместные выводы о семейных отношениях. УУД: 1. Воспитание духовных потребностей: любовь и уважение к окружающим; этические; познавательные; эстетические. 2. Формирование умение соизмерять свои потребности с потребностями окружающих: отказываться от материальных благ, ради здоровья, комфорта родных людей. 3. Помочь сформировать правильное отношение к семье, её членам, их взаимоотношениям. Помочь ребенку оценить свое место в семье. Вопросы для обсуждения: 1. Что такое – семья. 2. Взаимопонимание в семье и пути его достижения. 3. Что такое эмоции и их влияние на отношения в семье. 4. Что самое трудное в семейной жизни. 5. Что такое – конфликт. Оборудование: Цитаты: «Любовь и родители – основа всех добродетелей» Цицерон. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н. Толстой. Пословицы: «Дружная семья гору сдвинет». Русская «Мой дом — моя крепость». Английская Плакат: «Сосуд человеческих эмоций». Буклет: «Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию» Эпиграф: «Семья вся вместе – душа на месте» Основные понятия: Конфликт – противоборство, столкновения, серьёзное разногласие. Эмоции – волнения, реакция на внутренние и внешние раздражители, имеют ярко выраженную субъективную окраску и связаны с переживаниями, волнениями. Этические черты – бескорыстие, сыновья почтительность, верность, жертвенность, уважение, терпимость, демократичность, сотрудничество, сочувствие, умение прощать, умение разрешать конфликты, доброта, готовность помочь. Понимать – значит, с полуслова или вовсе без слов знать, что чувствует и хочет сказать собеседник. Ход мероприятия: Классный руководитель: Дорогие ребята! Сегодня мы будем говорить о самых дорогих и близких людей, тех, кого называете нежно и ласково: мама, папа, бабушка, дедушка. И пусть этот союз детей и родителей будет крепким, счастливым и мирным долгие – долгие годы. «Могущество народа – в семье. Силен тот народ, который имеет крепкие семьи, живущие в согласии, мирно и доброжелательно». Ученик 1: В семейном кругу мы с вами растем, Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты входил из семьи. Классный руководитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о семье, доме, о взаимопонимании, об отношение в семье). А что такое - семья? Высказывание детей. Слово — это понятно всем, как слово «хлеб», «вода». Оно впитывается нами с первых сознательных мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это муж и жена, это дети, бабушки и дедушки. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции. А еще — это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь. Я вам напомню одну старинную притчу. В ней речь идет об удивительном доме, за порогом которого никогда не раздавались слова вражды и осуждения. В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушивавшиеся на нее как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. «Как это им удается жить, не ссорясь и не обижая друг друга?» — удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и стал терпеливо писать на нем одно и то же слово — «понимание», — пока не написал его сто раз. «Так вот из чего вырастают любовь, и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!» — обрадовался правитель и с миром отпустил гостя. Как вы думаете, ребята, неужели тому старику из притчи ни разу не захотелось грубо окрикнуть своих детей, хлестко отшлепать баловников, разбивших тарелку во время застолья или ненароком опрокинувших самовар? Как это было бы просто, взять да и выпустить накопившийся внутри пар: «Не шали, не балуйся! Вот тебе, вот тебе!» Но он никогда не позволял себе и слова, произнесенного от неспокойного или злого сердца. Он был воспитанным человеком. По-моему, главная черта его характера — мужество, ведь он всю жизнь умел придерживаться выбранной линии поведения. А еще — доброта и милосердие... Что можно еще о нем сказать с уверенностью? Высказывание детей. Конечно же, то, что он был любящим и терпеливым отцом, дедом, мужем и соседом. Родительская любовь неразрывно связана с чувством ответственности за жизнь, за судьбу ребенка. Нет ничего дороже семьи. Семья – это то, что мы делим на всех, Всем понемножку: и слезы и смех, Взлет и падение, радость, печаль, Дружбу и ссоры, молчанья печать. Семья – это то, что с тобою всегда. Пусть мчатся секунды, недели, года, Но стены родные, отчий твой дом – Сердце навеки останется в нем! Классный руководитель: Семья, дом — это крепость, которая не поддается волнениям самого лихого времени. Это мир, где сохранились и царят в отношениях людей бескорыстие, преданность, самопожертвование. Это спасательный круг, который помогает нам не потонуть в океане хаоса и беспредела, с помощью которого мы каждый вечер прибиваемся к спокойной и надежной гавани, где царят уют, радость, душевный покой. Что же держит « на плаву» нашу семейную крепость, не позволяет рухнуть ей в этом непрочном мире? Что самое трудное в семейной жизни? Высказывание детей. Классный руководитель: Это взаимопонимание, любовь, уважение… А самое трудное в семейной жизни это будничный, прозаический быт, ссоры, конфликты. Особенно «бурлит жизнь» в семье, когда дети, подрастая, начинают считать, что имеют право на собственное слово и на собственный поступок. «Трудный» возраст... Вечная проблема отцов и детей. Она существовало во все времена и у всех народов. Родители – люди одного поколения, дети - другого. Разные взгляды на одни и те же вещи и жизненные ситуации, различные убеждения, моральные и нравственные принципы. Все это не редко приводит к непониманию, столкновению мнений, конфликтам. На слайде изображен «Сосуд человеческих эмоций». Ребята, на слайде изображен «Сосуд человеческих эмоций». Он имеет форму кувшина. В верхнюю часть сосуда поместим такие эмоции, как гнев, злоба, агрессия. Эти чувства можно считать разрушительными, т. к. они разрушают психику человека, его здоровье, его взаимоотношения с людьми. Эти эмоции во внешнем поведении проявляются так: обзывания, оскорбления, ссоры, телесные наказания. Посмотрим от чего гнев, агрессия, злоба? Оказывается, эти чувства вторичные, а происходят они от переживаний другого рода, таких как боль, страх, обида. Эти чувства страдательные (смотри 2-й слой кувшина). А их причина в неудовлетворении потребностей (смотри 3-й слой кувшина) в любви, взаимопонимании, уважении, свободе и т.д. Вывод: Любить родителей, уважать их, беречь, понимать, не заставлять нервничать, всегда стараться позвонить, предупредить, если задерживаешься и тогда в отношениях не будет места боли, страху, обидам, а значит не будет места и гневу, злобе, агрессии. Классный руководитель: Строить взаимоотношения в семье необходимо по законам человечности: И чтобы после себя не корить В том, что сделал кому-то больно, Лучше добрым на свете быть Злого в мире и так довольно. Учащимся предлагается памятки на них написаны правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию. Учащиеся зачитывают их вслух. ПАМЯТКА Настоящий сын бережет покой родителей. Настоящая дочь заботится о благе своей семьи. Нельзя бездельничать, когда родители трудятся. Не вступай в пререкания с взрослыми. Не выражай недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи. Не допускай, чтобы родители отдавали тебе все то, в чем они сами нуждаются. Старайся не делать того, что осуждают старшие, - ни на глазах у них, ни где-то в стороне. Не собирайся в дорогу, не предупредив старших. Нельзя оставлять родного человека в одиночестве, особенно если у него нет никого, кроме тебя. Классный руководитель: Подумайте, от вас зависят отношения в семье и отношение к вам. Вывод: Научишься жить с близкими – будешь жить в мире с другими людьми. Старайся никого не обижать. Ученица 4: Счастье – родину иметь Да о ней всю жизнь болеть! Вечно помнить свет села, Дом родной, святые сени И заветные ступени, По которым в мир сошла Классный руководитель: Конечно в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, – это любовь к Дому своему. Рождение этой любви – тайна великая требующая размышлений. А когда строится Дом? Высказывание детей. Дом строят, когда надо где-то жить. Дом строят, когда создается семья. Так что же такое дом? Высказывание детей. Дом – это вся жизнь, радость, воспоминания... В современной песне поется: Родительский дом – начало начал, Ты в жизни моей надежный причал. Родительский дом! Пускай много лет Горит в твоих окнах добрый свет. Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть уютного Дома, где тебя поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой Дом? С чего начать? Предлагаю вам поиграть в «строителей». ИГРА: «Дом счастья» 1. Задание для первой бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые «приходят вам в голову» в связи с данным словом «Дом». Дом – это ….(крепость, очаг, защита, надежность, красота, любовь, тепло, уют, опора….) 2. Задание для второй бригады: предложить несколько этических понятий, которые составляют «фундамент» Дома (записать на «кирпичиках»). Что вы можете предложить для крепости семейных отношений? Взаимопонимание, бескорыстие, верность, уважение, терпимость, сочувствие, доброта, почтительность, жертвенность, демократичность, сотрудничество, традиции, дружба, хорошее настроение, преданность …. 3. Задание для третьей бригады: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье, ведь их тем больше, чем индивидуальнее люди. Нынешняя жизнь ждет от нас куда больше усилий, куда больше отказа себе в чем-то, куда больше внимания к каждому, самому мелкому шагу семьи. Итак, что можно (быть внимательным, ласковым, заботливым, добрым, уверенным в себе, ответственным, преданным, великодушным,….) что нельзя (вступать в пререкания с взрослыми, грубить, повышать голос в споре, бездельничать, когда родители трудятся, причинять боль, оставлять родного человека в одиночестве, ставить свои интересы выше других, быть агрессивным, выплескивать свой гнев, злобу, обиду,….) Классный руководитель: А теперь, когда наш «строительный материал» готов, построим «Дом счастья». Учащиеся прикрепляют «кирпичики» на плакат с контуром Дома. Счастье человека в семье — наибольшая нравственная ценность. Где, как не в семье, получает человек то, к чему он стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим и любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят... Ученица 5: Дом, как известно всем давно, Это не стены, не окно, Это не стулья со столом; Это не дом. Ученик 6: Дом — это то, куда готов Ты возвращаться вновь и вновь, Яростным, добрым, нежным, злым, Еле живым. Ученик 7: Дом — это там, где вас поймут, Там, где надеются и ждут, Где ты забудешь о плохом, Это твой дом. Е. Куменко Классный руководитель: Я желаю каждому из вас построить такой же «Дом счастья» для своей семьи . Дом, состоящий из мудрых мыслей, добрых слов, хорошего настроения. И этот Дом будет всегда отличается от других домов, хотя конструкции строительства могут быть схожи. Разница будет заключаться в самой атмосфере семьи, семейных привычках, традициях — культуре семьи. Ребята, у меня в руке ромашка с одним лепестком. (Предлагается вспомнить сказку «Цветик-семицветик».) Если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в своей семье? Если бы у вас было одно желание, что бы вы загадали? Высказывание детей. Надо беречь и щадить здоровье самых близких вам людей. И как бы вы ни пытались заменить их друзьями и подругами, в самые трудные и горькие дни вы все равно обратитесь к своим родителям. Сколько бы не было ситуаций, как бы вы их ни решали, помните вам обязательно нужно оставаться хорошими помощниками и заботливыми детьми. «Мать и отец – первые и главные воспитатели. Они учат сына и дочь понимать людей, ценить жизнь. Они передают детям лучшее. Общество – огромный дом, сооруженный из маленьких кирпичиков – семей. Крепкие кирпичики – крепкий дом. Счастья вашему дому!» Будьте здоровы и счастливы! |