Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»
классный час (4 класс) по теме
Конспект классного часа, посвящённый празднику Дня Знаний на тему: «Семья и семейные ценности». Данный урок поможет раскрыть значение понятий «семья», «семейные ценности», воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya.docx | 34.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка тематического классного часа
«Семья и семейные ценности»
Подготовила Кунделева О.Е.,
учитель начальных классов
МБОУ ООШ № 279
2012г.
Тема классного часа: «Семья и семейные ценности».
Формы учебной работы: тематический классный час для учащихся 4 класса
Цель:
- Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».
- Формировать желание жить в гармоничной, дружной семье.
Задачи:
- Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности.
- Способствовать укреплению у детей чувства благодарности к родителям, бабушкам и дедушкам.
- Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус.
- Создавать условия для осознания значимости семьи как для самого ребенка, так и для общества.
- Развивать речь, внимание, мышление, память.
- Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.
- Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
- Продолжить работу по сплочению классного коллектива.
Оборудование: планшеты с надписями «Семья», «Дружная семья», признаками дружной семьи, лепестки разноцветные с признаками дружной семьи, карточки с названиями членов семьи; ребус, листочки с нарисованным сердцем (по количеству учеников).
Ход занятия.
1.Организационный момент. Психологический настрой.
Добрый день, мои роднульки!
Мы не виделись давно.
Все такие красотульки,
Вот бы снять вас всех в кино!
Подросли, серьёзней стали,
Но не будем долго ждать.
В нашем доме, в нашем классе
Урок будем начинать!
-Сегодня, 1 сентября – в День знаний, первый день нового учебного года, мы поговорим на очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение.
2. Определение темы занятия. Целеполагание.
-Итак, наш первый урок в этом учебном году.
Отгадайте ребус: 7я (семья)
– Итак, тема нашего урока: «Семья и семейные ценности».
Нам с вами предстоит определить, что такое семья и выяснить, какая семья называется счастливой.
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное -
Домой так и тянет меня.
-Мне бы очень хотелось узнать, как вы провели лето: как отдохнули, где побывали и с кем. (рассказы детей о своем летнем отдыхе).
3. Работа по теме .
1) - Здорово вы провели каникулы, хорошо отдохнули. Знаете, я заметила, что вы все рассказывая о свом отдыхе, употребляли слова «мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, дядя, тетя». А кто это? (члены семьи).
- Совершенно верно, люди с которыми мы вместе живем, отдыхаем, которые рядом и в праздники и в трудную минуту – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надежные друзья.
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
-А как вы считаете, для чего человеку семья? (в семье все друг друга понимают, любят, уважают; заботяться друг о друге, помогают).
2) Я предлагаю сыграть в игру «Лучики». К доске выходят 2 человека. Каждый рисует круг – солнышко, но без лучей. По очереди вы говорите ласковые слова и рисуете лучик за каждое слово. Выигрывает тот, у кого будет больше лучиков. (Игра, подведение итогов)
3) -Я хочу прочитать вам одну легенду. Чтение учителем легенды « Как появилась дружная семья».
Давным – давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:
На доске таблички со словами:
Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба
-Прочтём названия этих качеств. Запомните, ребята, эту легенду.
- Что необходимо вам для того, чтобы было тепло не только в доме, но и в семье?
(Любовь, ласка, добро, уважение, понимание, доверие, забота)
- Это необходимо только вам? (Нет, любовь нужна всей семье).
Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.
- Перед вами лежат листочки с нарисованным сердцем. Представьте, что это ваше сердце. Подумайте, кого бы вы хотели впустить в свое сердце? Это могут быть члены вашей семьи, а может быть кто-то еще. А теперь впишите в сердце кого вы впустили в него, не забудьте про себя.
4) - Кто для вас в семье ближе и дороже всех на свете? (родители, мама и папа).
-А как вы называете своих родителей?
-Почему мама и папа ближе всех на свете? Расскажите, какие же они, ваши мамы? Что делает мама для своих детей?
Мама. Она всегда тревожится и заботится о своих детях. В каком бы настроении она не была, как бы не устала, мама всегда вас накормит, напоит, выслушает, приласкает. Даст вам добрый совет. Не так ли?
Вспомните: когда вы больны, и лежите в постели, и у вас высокая температура, как внимательна и заботлива с вами в эти дни мама! Дает вам лекарство. Ставит горчичники и градусник. И шепчет – говорит вам такие добрые – ласковые слова, от которых стихает боль и болезнь уходит.
А сколько всяких разных дел мамы успевают сделать за один только день! Приготовить утром завтрак. Убрать со стола. Проводить вас в школу. Много часов мамы на работе. Но они ещё успевают сходить в магазин и приготовить ужин. Привести всё в порядок в доме. Почитать с вами книжку и поиграть. Помыть и уложить вас в постель. Потом постирать, пошить, и повязать, и посмотреть немного телевизор. Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать столько дел! Хоть у волшебницы есть волшебная палочка… А у мамы такой палочки нет. Впрочем… Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал… Кто? (папы)
5) –Папы – умные, добрые, сильные. Про все на свете знают. Они могут многому научить, что-то подсказать.
Не огорчайте своих мам и пап, берегите их.
- А как вы помогаете своим родителям? (ответы детей).
Молодцы! Замечательные помощники! А если ваши близкие отдыхают, как надо себя вести?
4. Физкультминутка.
-Давайте и мы с вами немного отдохнем (пальчиковая гимнастика).
1,2,3,4,5, -
Начинаю я считать.
Мама, папа, брат, сестра,
А мизинчик – это я!
6). – Каждый из вас обязан своим рождением маме и папе, а они, в свою очередь, появились благодаря бабушкам и дедушкам, а раньше бабушек и дедушек на Земле появились ваши прабабушки и прадедушки. В каждой семье есть старшее поколение. Они прожили гораздо дольше вас и ваших родителей, больше видели и знают.
-Поднимите руки, у кого есть бабушка и дедушка. Как часто вы их видите? Как общаетесь? (ответы учащихся)
-Да. Старших членов своей семьи – бабушек и дедушек, а может и прабабушек и прадедушек, надо любить и уважать, относиться к ним с почтением, не огрчать, заботиться о них. Ведь они очень любят своих внуков.
- Хорошо, когда в вашем сердце живут близкие люди и когда вы живете в их сердцах.
- А может ли человек жить один и называть себя семьей?
Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком.
Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый.
-Куда ты идешь?- спросил старик.
-Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
- Посмотри!- сказал стрик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, весте грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами. Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.
7) Настоящая семья обязательно имеет нравственные принципы, законы, традиции. Мне хотелось бы, чтобы вы назвали те качества, которые очень важны для человека, а воспитываются они именно в семье.
Я приглашаю к доске семь человек. Прикрепите подходящие лепестки к серединке цветка. (На цветных лепестках написаны положительные качества, а на черных – отрицательные)
Что должно быть в настоящей счастливой семье, прочитайте. (Доброта, верность, отзывчивость, взаимопомощь, любовь, уважение, терпение)
- Почему вы не выбрали лепестки чёрного цвета? (Зависть, агрессия, грубость, эгоизм, ненависть).
Пусть этот получившийся цветик – семицветик принесет вашим семьям лишь только хорошее.
8) В прежние времена семьи были очень большие. Вместе жили бабушки и дедушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Вместе трудились, воспитывали детей, заботились о стариках. Жили весело и дружно. Подтверждение этому мы находим даже в сказках, пословицах и поговорках.
Давайте попробуем составить пословицы и поговорки из отдельных слов. (Дети в группах составляют пословицы и поговорки из слов на карточках)
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дом без хозяйки- сиротка.
Не нужен клад, когда в семье лад.
Чем богаты, тем и рады.
Когда семья вместе, так и душа на месте.
9) Как повезло каждому из нас, что у нас есть семья. О какой семье мы еще не поговорили? (О школьной семье)
- А как вы думаете, наш класс можно назвать семьей? (мнения детей).
Вы верно считаете, что и наш класс можно назвать семьей. Конечно, мы не родственники,но мы видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаем что-то новое, радуемся победам и огорчаемся из-за неудач. Не зря учителей называют классными мамами. Нам повезло, есть у нас и еще одна семья – это наш класс. Мы вместе проводим много времени, трудимся, учимся, занимаемся полезными делами, веселимся и отдыхаем. Наша классная семья очень успешная. В прошлом году мы стали заняли____ призовых мест во всероссийских конкурсах, есть ____ призовых места в предметных Олимпмадах. (Сопровождаетя слайдами.) Хочется, чтобы наш класс остался такой семьей до окончания школы и стал еще дружнее.
И в нашей большой классной семье пополнение. У нас три новых ученика. Давайте познакомимся. (Представление детей, самопрезентация детей)
Добро пожаловать в наш класс!
10) А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду начинать четверостишие, а вы заканчивать словами: «Это мы – четвертый «В», но в последнем четверостишие будьте внимательны!
Класс наш в школе самый умный,
Есть отличники всегда!
Мы вам скажем без стесненья:
Это мы – четвертый «В»!
Класс наш в школе самый шумный,
Идет кругом голова!
Мы вам скажем честно-честно:
Это мы – четвертый «В»!
Класс наш в школе всех активней
И при деле он всегда!
Мы вам скажем откровенно:
Это мы – четвертый «В»!
Класс наш в школе самый дружный,
Не пугает нас беда!
Мы вам скажем без сомнений:
Это мы – четвертый «В»!
А какой веселый самый?
Улыбается всегда!
Мы вам громко все воскликнем:
Это мы – четвертый «В»!
Класс наш в школе самый лучший,
Мы – надежные друзья!
Вам секрет откроем дружно:
Потому что мы – семья!
5. Обобщение.
- Итак, о чем мы сегодня говорили? (о семье).
-Что же такое семья? А почему 7 я? (мама, папа, я, 2бабушки, 2 дедушки).
-Но количество членов семьи может быть разным. Семья может быть многодетной, где больше трех детей. У нас в классе есть такие семьи? Может быть неполной, где кроме детей, только мама или только папа. Есть такие?
-А какую семью можно назвать счастливой? Да, главное, чтобы в семье царили лад, дружба, взаимопонимание, доброта,…. – тогда и будет в этой семье все хорошо. Тогда и назовут ее счастливой.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!
6. Творческая работа.
-А сейчас я хочу попросить вас, чтобы вы нарисовали свою семью. Дети рисуют на тему «Моя семья».
7. Итог урока.
-Вы придёте домой, что вы расскажете о нашем уроке? О чём мы сегодня говорили? Что нового вы узнали?
В работе использованы материалы:
- Разработка классного часа учителя начальных классов МБОУ «СОШ №4» п. Чернянка Белгородской области Редченко С. В.
- Разработка классного часа учителя начальных классов МАОУ СОШ №42 Октябрьского района г. Уфа Нуруллиной Т.П.
- Разработка классного часа учителей начальных классов МОУ НОШ № 43 п. Взлётный, Тюменскаой области Бирюковой А. А., Басмановой Е. Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов предлагает во всех школах России провести 1 сентября 2012г «Уроки семьи и семейных ценностей». Представляю мето...
Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»
Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»...
Методическая разработка тематического классного часа«Семья и семейные ценности»
Цели и задачи:- формирование убеждения о важности и роли семьи и школы в жизни человека;- воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;- формирование духовных и н...
Методическая разработка классного часа «Семья и семейные ценности"
Методическая разработка классного часа «Семья и семейные ценности" ...
Методическая разработка тематического классного часа "Семья и семейные ценности"
Данный тематический классный час был проведен в 1 классе. Цель классного часа - определить понятие семья и счастливая семья....
Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»
Тематический классный час для учащихся 3 класса....