Классный час : "Разговор о дружбе"
план-конспект занятия (4 класс)

Айбазова Кулина Асламбековна

Конспект классного часа для 4 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час в 4 классе. 

Тема :Разговор о дружбе. 

Цель занятия:

Цель : расширить  систему знаний детей о дружбе, дружеских отношениях. 

Задачи: 

Способствовать формированию у детей таких  нравственных качеств, как умение дружить,

беречь дружбу, общаться в коллективе.  

Способствовать развитию умения анализировать, делать выводы; развитию связной речи.  

Создать  условия  доброжелательного,  уважительного  отношения  друг  к    другу,  так  же

развития  интеллектуальных,  коммуникативных  умений  учащихся,  их  творческого

мышления, формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. 

В результате решения поставленной задачи обучающиеся получили возможность

формирования следующих личностных результатов: 

*определять и высказывать по руководством педагога самые простые общие для всех людей

правила поведения при общении, в дружбе (этические нормы) 

Метапредметные результаты: 

Регулятивные УУД: 

* научатся вместе с педагогом и другими учениками давать оценку деятельности товарищей,

самооценку. 

Познавательные УУД: 

* научатся добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный

опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу. 

Коммуникативные УУД: 

*овладеют навыками сотрудничества в группе в совместном решении проектной задачи. 

Предметные результаты: 

*освоят навыки смыслового чтения, анализа, формулирования вывода, аргументированного

высказывания. 

Оборудование: презентация, большой рисунок дерева, карточки с пословицами, тексты для

групп, карточки для записи правил дружбы, цветные ладошки 

I. Организационный момент. 

1. Вступительное слово учителя. 

- Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас! Уверена, что у вас сегодня хорошее

настроение  и  рассчитываю  на  вашу  поддержку,  помощь,  плодотворное  сотрудничество  и

активное участие в открытом разговоре.  

2. Психологический настрой. 

   Вытяните руки вперед, поднимите вверх, разведите в стороны, положите на плечи вашим

соседям  и скажите: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». 

II. Введение в тему. Постановка проблемы. 

                       «Пословицы недаром молвятся: 

                         Без них прожить никак нельзя 

                         Они великие помощницы 

                         И в жизни верные друзья» 

-  На столах у вас лежат карточки, из них нужно собрать пословицы. 

- Какие пословицы у вас получились?  

Крепкую дружбу и топором не разрубишь                                                                                                                                                                     

Старый друг лучше новых двух. 

Дерево живет корнями, а человек друзьями. 

С кем поведешься, от того и наберешься. 

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 

Дружба дороже золота. 

Друзья познаются в беде. 

Верному другу цены нет. 

Для дружбы нет расстояний. 

Без беды друга не узнаешь. 

Человек без друзей, что дерево без корней. 

Нет друга – ищи, а нашёл – береги. ( По две пословицы у каждой группы.) 

-  Вы    догадались,  о  чём  пойдёт  разговор?  (О  дружбе)  Да,  действительно,  мы  выясним

понятие «дружба»  и выведем правила дружбы.  

- Человек без друзей, что дерево без корней. На доске вы видите дерево. Что с ним? ( Оно без

жизни, голое.) Нам нужно очень хорошо поработать, чтобы это дерево ожило. 

III. Беседа с учащимися по теме. 

-  И  начать наш разговор мне бы хотелось  притчи. (Видео) 

Жил на берегу моря старец. Жил совершенно один, и ни кого у него не было. Однажды

вечером, он услышал стук в дверь. Он спросил: 

- Кто там? 

За дверью ему ответили: 

- Это твоё богатство. 

Но старец ответил: 

- Я был сказочно богат, но это не принесло мне счастья. 

И не открыл дверь! На следующий день он опять услышал стук в дверь. 

- Кто там? - спросил он. 

- Это твоя любовь! - услышал он ответ. 

Но старец ответил: 

- Я был любим, я любил безумно, но мне не принесло счастья! - и не открыл дверь. 

В третий день к нему опять постучали. 

- Кто там? - спросил старец. 

- Это твоя дружба! - услышал он в ответ. Старец улыбнулся и открыл дверь: 

- Друзьям я всегда рад. 

Но вдруг… вместе с дружбой к нему вошли любовь и богатство. И старец сказал: 

- Но ведь я пригласил только дружбу! 

И ответили они ему: 

- Ты столько лет прожил на земле и до сих пор не понял? Только с ДРУЖБОЙ приходят и

ЛЮБОВЬ и БОГАТСТВО!!! 

-  Ребята, какая проблема стояла перед старцем? (Ответы детей: что выбрать?) 

 Какое решение он принял? (Ответы детей: он выбрал дружбу) 

- Как вы думаете, почему он принял такое решение? 

 Какой вывод сделаем?  ( Дружба каждому человеку просто необходима.)  

- А  что, по – вашему, означает слово «дружба»? 

- Обсудите это  в  группах.  (  Ответы  детей) (Это  когда  люди  хотят  быть  вместе,  когда  они

доверяют что-то друг другу, помогают друг другу,  радуются за друзей, у них есть секреты и

т. п.) 

- В словаре С.И. Ожегова дано такое объяснение слову «дружба».  «Дружба»- это близкие

отношения,  основанные  на  взаимном  доверии,  привязанности,  общности  интересов.  (

Ученик) 

-  Ребята, а у вас есть друзья? Поднимите руки, у кого есть.  

- А как вы думаете, у человека может быть много друзей? (Ответы детей.)  

- Есть еще такие понятия как «товарищи или одноклассники», «приятели».  

- Как вы  понимаете эти понятия? Обсудите с партнером по лицу. 

(  Одноклассник,  товарищ  -  человек,  который  учится,  работает  вместе  с  кем-нибудь,

помогающий ему, делающий с ним общее дело, связанный с ним общим занятием. Приятель, состоящий в коротких отношениях, близкий знакомый.). Друг – это дорогое, личное, близкое 

и  уже  более  длительные  и  глубокие  отношения.  Настоящий  друг  умеет  поддержать  в

трудную минуту, умеет прощать, радоваться за успехи друга. 

-  А  вы  можете  объяснить,  почему  свои  отношения  называете  дружбой?  Обсудите  это  с

партнером по плечу.  Кто поделится своими мыслями? (Высказывания учащихся). 

-  И    сейчас,  я    бы  хотела,  чтобы  вы  поработали  в  группах.  На  листочках  у  вас  есть

поучительные рассказы.  Прочитайте их и выполните задания. 

 Текст для 1 группы. 

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ 

Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал. 

 Мама, что это за птицы? – спросил он. 

 Наши друзья, – ответила орлица сыну. – Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но

и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь

внизу, – наши верные друзья. 

Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за

полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал: 

 Ай-ай, они украли у нас еду! 

 Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и

навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен

поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они

не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать. 

Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя

внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и

готовностью поделиться с нуждающимся последним куском. 

 

- Обсудите в группах.  Запишите ответы на листочках. Записывает участник под номером 1. 

1. О чём это произведение. ___________________________________

2. Какие правила дружбы можете вывести из притчи? 

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

 

Текст для 2 группы. 

 

Одинаковые. 

  Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга. Обеих мамы одевали в

одинаковые  платья, обе учились на пятерки. 

- Мы во всем одинаковые,- с гордостью говорили девочки. 

Но однажды Соня прибежала домой и сказала маме: 

- Я получила по математике пять, а Вера три. Мы с ней стали не совсем одинаковые… 

Мама внимательно посмотрела на нее и сказала: 

- Да, ты стала хуже. 

- Я! – удивилась Соня. – Но ведь тройку получила Вера. 

-  Тройку получила Вера, но она получила ее, потому что недавно болела. А ты обрадовалась,

что значительно хуже. 

- Обсудите в группах  эту ситуацию. 

- Поделитесь своими мыслями.  

Текст для 3- группы. 

Притча 

Раны, которые мы оставляем 

 

   Жил-был юноша с плохим характером и не было у него друзей. Отец дал ему

полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо». 

   В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. 

   В последующие недели научился контролировать количество забитых гвозд ей,

уменьшая его изо дня в день: 

   Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.  

   Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота

сада. 

   Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. 

   Тогда отец сказал юноше: «Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда

не потеряешь терпения». 

   Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все

гвозди. 

   Отец подвел сына к садовым воротам: 

   “Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на

воротах!” 

   Никогда они уже не будут такими как раньше. 

   Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи,  ты оставляешь

ему раны как те, что на воротах. 

   Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, 

   Но всегда останется рана. 

   И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется.  

   Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая.  

   Друзья – это редкое богатство! 

   Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают. 

   Они готовы всегда выслушать тебя. 

   Они поддерживают и открывают тебе свое сердце. 

 

Текст для 4- группы. 

Рассказ 

Друзья 

Однажды Саша принес в школу электронную игру "Футбол”. К нему тут же подбежал

Максим и закричал: "Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”. 

- Давай! – согласился Саша. Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру. 

- Я – Сашин друг! – гордо сказал он. 

 Я буду с ним играть. На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым

возле него оказался Максим. 

- Я – твой друг! – опять произнес он. 

 Будем вместе играть. Но тут подошел Саша. 

- И меня примите. - Нет, не примем, - сказал Максим. 

 - Почему? – удивился Саша. 

 Ты же мой друг, сам вчера говорил. 

- То вчера, - объяснил Максим. 

 Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу! 

Текст для 5- группы. 

Как-то раз решил я друга в тайну посвятить свою. 

Взял да и сказал я другу, 

Что мечтаю просто к югу, 

Словно птица улететь. 

Все моря, конечно, страны сверху повидать. 

Наказал, что эту тайну надо ото всех скрывать. 

Только был я удивлён, очень сильно огорчён, 

Когда о моей мечте говорили в классе все. 

Все смеялись, издевались, птицей стали называть. 

Я, конечно, догадался кто источник моих бед, По секрету всему свету он успел всем рассказать.

Не подумал лишь о том, как ему мне доверять. 

Понял я тогда одно: 

 Друзья бывают лишь в кино. 

 

-  Возможно, вы предложите еще и другие правила дружбы? ( высказывания детей.) 

- Спасибо вам за работу, поблагодарите друг- друга. 

-  Мы с вами выяснили о том, что такое дружба, вывели правила дружбы.  

На экране 

Основные правила дружбы   

1.  Один за всех, и все за одного. 

2.  Дружите, не обижайте друзей и всех, кто вас окружает. 

3.  Уважайте друг друга и помогайте друг другу. 

4.  Радуйтесь вместе с друзьями. 

5.  В  беде  не  оставляйте  друзей,  не  подводите  их,  не  предавайте,  не  обманывайте,  не

нарушайте своих обещаний. 

6.  Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух. 

 

-  А каким же должен быть друг, какими качествами он должен обладать? Вот это нам

предстоит выяснить. Сейчас поработаем по структуре « Стё зе класс».  

Проверка работы. Записываю на доске. 

- Молодцы, надеюсь, вы все будете развивать эти качества. 

 

IV.  Подведение итогов.   

- Сейчас мы с вами составим Синквейн- стихотворение-миниатюра из 5 строк. 

Первая строка— тема синквейна. 1 существительное в начальной форме. 

Вторая строка – характерные признаки предмета(2 прилагательных) 

Третья строка – характерные действия предмета(3 глагола) 

Четвертая строка— что думает автор ( фраза из четырёх слов ) 

Пятая строка— 1 слово. Синоним слову данной темы.

Участники 1и 2 столов составляют синквейн по теме « Друг», 3 и 4 стол по теме « Дружба» 

Дружба. 

Искренняя, взаимная. 

Сближает, связывает, выручает. 

Позитивные взаимоотношения между

людьми.                                                                                                                                                                  

Друг. 

 

Дружба 

взаимная открытая 

доверять терпеть помогать 

бескорыстные личные

взаимоотношения между людьми 

взаимопонимание 

 

Друг. 

Верный, настоящий. 

Выручает, помогает, понимает. 

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 

Дружба. 

Друг. 

Хороший, близкий. 

Дружит, доверяет, уважает. 

Друг — это одна душа, живущая в

двух телах. 

Доверие. 

 

V.  Рефлексия.  

- Что-то наше дерево никак не оживёт. Давайте ему поможем. 

На доске голое дерево. В конце дети приклеивают свои ладошки. На ладошках  

пишут………… ( над какими качествами им нужно поработать, кому хотят

предложить дружбу,  за какие качества дорог вам ваш друг)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Разговор о дружбе"

Классный час в 3 классеТема: «Поговорим о дружбе»Автор: Пылина Ирина Михайловна. Цели:выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;способство...

Классный час "Разговор о дружбе"

Данный классный час разработан для учащихся 2 класса. Тема очень важная для детей. Здесь раскрываются такие понятия как друг, дружба,  товарищ.  Классный час с презентацией....

Классный час "Разговор о дружбе"

классный часЦели: формировать нравственные качества, умение дружить и дорожить дружбой; дать понятие таких слов как дружба, товарищ, приятель; развивать умение рассуждать, аргументировать ...

Тематический классный час "Разговор о дружбе"

Классный час  "Разговор о дружбе" разработан в виде игры . Дети работают сначала индивидуально, потом парами, а затем группами: четверками, восьмерками.  В конце игры дети формулируют поняти...

Классный час "Разговор о дружбе"

                Классный час  «Разговор о дружбе»Цели:1.      Формировать нравственные качества,  умение д...

Классный час "Разговор о дружбе" 4 класс

В настоящее время воспитанию духовно - нравственных ценностей уделяется большое внимание.Учащиеся 4 -ых классов стоят на порге перехода в среднее звено, у ребят меняются приоритеты, духовные ценности ...

Классный час: РАЗГОВОР О ДРУЖБЕ

Развитие навыков эффективного общения и повышения коммуникативной компетентности....