Классный час "Разговор о дружбе" 4 класс
классный час (4 класс)

Носкова Татьяна Витальевна

В настоящее время воспитанию духовно - нравственных ценностей уделяется большое внимание.Учащиеся 4 -ых классов стоят на порге перехода в среднее звено, у ребят меняются приоритеты, духовные ценности и отношение к окружающему миру. Кроме этого, психолого - педагогические особенности 10-11 летних детей вносят свои коррективы в социализацию четвероклассников. Материал, используемый в разработке помогает отличить настоящую дружбу от приятельских отношений, даёт возможность провести параллель с народной педагогикой,  а также помогает озвучить свои мысли, переживания и чувства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл классный час "Разговор о дружбе"25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Разговор о дружбе»

4 класс


Цели:

  1. Обсудить с учащимися смысл слова “дружба”, научить различать настоящую дружбу от простого общения.
  2. Формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
  3. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

Оборудование: эпиграф, наборы пословиц, выставка книг о дружбе

Предварительная подготовка: выставка рисунков о дружбе, выставка книг о дружбе,

 «Дружба – это не только великий дар,

но и великий труд»

 

1.Приветствие

У-В разных странах люди приветствуют друг друга по-разному.Мы поприветствуем друг друга игрой «Здравствуй, друг!» (работа в паре)

Здравствуй, друг! (рукопожатие)

Как ты тут? (хлопают друг друга по плечу)
Где ты был? (грозят пальчиком)
Я скучал! (прикладывают руку к сердцу)
Ты пришел! (разводят руки в стороны)
Хорошо! (обнимаются)

2. Сообщение темы и цели мероприятия.

У- Сегодня мы с вами поговорим о том, что бывает крепкой, долгой, верной. Она бывает между мальчиком и девочкой, детьми и родителями, учениками и учителем. А еще она бывает настоящей. Её труднее найти с годами, но ещё трудней сохранить и поддерживать.

 Ребята, вы догадались, что это?

- Дружба.

- Правильно, это дружба.

- Какое прекрасное слово – “дружба”! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, заниматься спортом, делать уроки вместе, читать новую книгу или посекретничать о чём-то своём.

- Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку.

- Наш классный час называется «Разговор о дружбе». Эпиграфом я выбрала замечательные слова, думаю в их истине мы убедимся с вами.

- Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать, чему должны научиться?

(научится отличать дружбу от зла, понять каким должен быть друг и уметь дружить.)

  1. Работа в группах.
  1. Группа. Кто такой друг? Кого можно назвать другом и почему?
  2. Группа.  Кто такой приятель? Кто является приятелем для вас. Приведите примеры.
  3. Группа. Кого можно назвать товарищем? Чем отличается приятель от товарища и друга? Почему вы так думаете?

Давайте подумаем, чем эти слова отличаются друг от друга?

Дружба и приятельские отношения – это одно и то же?

Может ли быть много друзей?

(дети высказывают свои мнения)

  1. Группа. Найти значение слов.

Вот какое значение этих слов в словаре С.И. Ожегова «Словарь русского языка»

-Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по общности взглядам, деятельности, по условиям жизни;

- Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой.

  - Приятель — человек, с которым, состоят в дружеских, коротких отношениях 

- Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.                                        

5.Работа с пословицами.

- Я приготовила для вас пословицы, которые вы должны сами собрать. Продолжите их, чтобы получилась полная и правильная пословица:

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Большая заслуга – выручить в беде друга.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Где дружба, там и согласие.

Дерево живёт корнями, а человек – друзьями.

Друзья познаются в беде.

Кто любит лгать, того нельзя другом назвать.

Скажи кто твой друг и я скажу, кто ты.

Без беды друга не узнаешь.

Друга за деньги не купишь.

Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

Старый друг лучше новых двух.

Сам пропадай, а товарищей выручай.

Друга легче потерять, чем найти.

У- Ребята, как вы понимаете значение этих пословиц?

Вывод: Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно помнить, что человек живёт один раз на земле, поэтому нужно каждый день творить добро.

6.Анализ ситуаций.

 Ситуация  группа №1.

Друг напомнил мне вчера

Сколько сделал мне добра.

Карандаш мне дал однажды,

Я в тот день забыл пенал.

В стенгазете, чуть не в каждой.

 Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок.

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка.

Откусить мне дал когда -  то,

А теперь представил счёт.

Не, влечёт, меня, ребята,

Больше к другу не влечёт.

-Можно ли назвать этого героя настоящим другом? Если нет, то почему?  (ответы).

 Ситуация группа  №2

Все живут не тужат, а со мной не дружат.

Предлагаю Ильиной : « Ты дружи со мной одной».

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной, стану знаменита.

Все пятёрки до одной у Светловой  Нади.

Я прошу: «Дружи со мной! Подружись хоть на день

Будешь ты меня спасать. Дашь контрольную списать».

А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»»

Не вставать же на колени уговаривать подруг.

Напишу я объявленье: « Срочно требуется друг». 

- Что героиня этого стихотворения ждёт от дружбы?

-Почему она не может найти друзей?

(ответы)

Ситуация группа  №3

А. Барто “Требуется друг”.

Все живут – не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: – Дружи со мной,
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы, как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу: – Но ты учти – 
Ты во всём должна идти
Другу на уступки.

-Да, девочка ищет не друзей. А выгоду для себя: привлечь внимание к себе с помощью чужих заслуг. Стать хорошей ученицей за счёт чужих способностей.

Ситуация  группа №4

Валентина Осеева «Три товарища»

Витя потерял завтрак. На большой перемене все завтракали, а Витя стоял в стороне.

Коля спросил у товарища, почему он не ест, Витя объяснил, что случилось. Коля пожалел Витю: до обеда далеко.

Миша спросил, где Витя потерял завтрак, и посоветовал в другой раз класть его не в карман, а в сумку.

А Володя ничего не спросил. Он разломил пополам пирожок и протянул товарищу.

·У Почему Витя не завтракал?

·  Кто из ребят оказался настоящим другом? Почему вы так думаете?

-Послушайте мысли вслух

 («Монолог о дружбе»): Читают дети.

Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?


Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,


Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год...


Если друг твой что-то, к сожаленью.
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.


Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.


Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.


Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей — и белых, и цветных.


Дружба - это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба — это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.

7.Игра-тренинг «Сердечное дерево дружбы»


Учитель. Посмотрите, какое необычное дерево выросло у нас в классе.  сердечное дерево дружбы. Чтобы оно не засохло, нам нужно укрепить его нашими именами, именами ваших друзей.
Дети пишут имена друзей на  сердечках и прикрепляются к веткам дерева

– А с кем вы дружите?                                                                              

– Дружите ли вы со своими родителями?

– Как вы думаете, дружить можно только с людьми?

 - Дружите ли вы с животными, природой, книгами?

                                                                                                       

У-О дружбе написано много книг. Читая эти книги, вы приобретёте себе ещё и литературных друзей. Работа с выставкой книг

Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы.

8.Основные законы дружбы.                                                      

Читают ученики по очереди.

1. Один за всех и все за одного.

2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

3. Радуйтесь вместе с друзьями.

4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко

– Если вы будете выполнять эти законы, то станете настоящими друзьями.

V. Рассказ детей о своих друзьях.

- А у вас есть друг? Расскажите, какой он? Почему вы считаете его другом?

- Ребята, вы уже четвертый год учимся в одном классе. Вместе считаем, читаем, вместе спорим, иногда договариваемся. Все это время мы учимся многим наукам. Но самая важная из них – это наука дружить.  Много лет назад древний философ Сократ сказал: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».

- Ребята, а как вы думаете, какие поступки способствуют укреплению дружеских отношений в классе?

( ответы детей).

- Да это – Взаимовыручка

               Взаимопонимание

                  Сочувствие

2) Игра «Рука Дружбы» (Предлагается на пальчиках написать свои достоинства и хорошие качества).

- А теперь свои ладошки подарите друг другу. Мы все протянули руку дружбы друг другу, составили хоровод дружбы.

- Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познаётся в беде. В этом случае особенно проявляются такие качества, как бескорыстие, доброта, взаимовыручка и ответственность.

 

- Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника. Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.

9. Подведение итога классного часа.

- Вот и подошёл к концу наш классный час

Завершить классный час я хочу притчей  «Гвозди»

Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37гвоздей. 

В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди... 

Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошел к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения. Дни шли за днями, и наконец мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди.

Отец привел сына к ограде и сказал: "Сын мой, ты хорошо вел себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой.

Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная.

Друзья - это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце".

-Спасибо вам за вашу работу, вы очень хорошо работали, а помогла нам в этом дружба!

Всего вам доброго! Хороших и верных вам друзей!

   

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование классного коллектива (из опыта работы классного руководителя 1-4 классов)

«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов. Перефразируя классика, я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сд...

Классный час во 2 классе на тему «Классный коллектив»

Классный час способствует воспитанию в духе коллективизма, формированию и сплочению детского коллектива....

Классный час во 2 классе на тему «Классный коллектив»

Классный час во 2 классе на тему «Классный коллектив»Подготовила Мухина М.С.Цели: дать учащимся представление о том, каким должно быть отношение одноклассников друг к другу, как созда...

Подборка классных часов для 2 класса. Классные часы 2 класс.

Уникальная помощь классному руководителю начальной школы. Различная тематика классных часов во 2 классе: о дружбе, о книге, о правилах поведения в библиотеке, о правде и лжи, о добре, ... и многое дру...

Подборка классных часов для 3 класса. Классные часы в 3 классе.

Подбор материала классных часов в 3 классе. Различная тематика: о правилах дорожного движения в занимательной, доступной игровой форме; о цене хлеба!; о правилах поведения в столовой; о зависти, ...Бе...

Подборка классных часов в 4 классе. Классные часы в 4 классе.

Тематическая подборка классных часов для 4-классников. Различная тематика: тренировка памяти, ты и твои друзья, вредные привычки, добрые дела, ... и много полезной информации. В помощь классному руков...