Роль уголка природы в экологическом воспитании
материал
Роль уголка природы в экологическом воспитании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_ugolka_prirody_v_ekologicheskom_vospitanii_doshkolnikov.docx | 17.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль уголка природы в экологическом воспитании дошкольников
В системе дошкольного воспитания многие задачи экологического образования можно решать через организацию деятельности детей в уголке природы. Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам) позволяет увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребенка, благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики. Играя с растениями и животными, дошкольник учится распознавать настроение живого существа, его своеобразие, что также способствует формированию чуткости и душевной отзывчивости. Наконец, художественно-творческая деятельность, слушание, чтение и рассматривание книг с рисунками о природе помогают детям закрепить полученные знания, умения и навыки, расширяют их продуктивные, созидательные возможности в мире.
Итак, правильно организованная деятельность детей в уголке природы позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер. К сожалению, воспитатели зачастую не полностью используют все многообразие методов и приемов организации деятельности детей в уголке природы, ограничиваясь лишь таким приемом, как дежурства.
Кроме того, совместная работа по изготовлению природных композиций, кормушек, заготовлению корма для животных, уход за ними сближает детей и их родителей, дает ребенку ощущение, что он делает что-то правильное и нужное, поскольку в жизни ребенка главным примером для подражания являются все-таки родители, а не воспитатель и сверстники.
Одним из важнейших условий решения задач экологического образования мы считаем организацию развивающей предметной среды. Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т. е. обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности. Чтобы предметный материал, предложенный детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности, мы формируем у них максимум знаний и способов действий, на которые можно опереться: знакомим их с природой, воспитываем любовь к ней через доступные средства.
При организации предметно-развивающей экологической среды мы предусматриваем:
- подбор неопасных и хорошо контактируемых с детьми животных, являющихся типичными представителями эколого-систематических групп, имеющих выраженные признаки живого, яркие индивидуальные характеристики, дифференцированные потребности, интересные особенности поведения, вызывающие у ребенка желание вступать в общение; несложный уход, что позволяет дошкольнику почувствовать ответственность за их состояние и свою значимость (попугаи, аквариумные рыбки, черепахи, улитки, морская свинка);
-содержание живых существ в условиях, близких к естественным, при которых они остаются здоровыми, что вызывает у ребенка положительные эмоции: клетки для попугаев, оборудованные поилками, емкостями для корма и песка, зеркалами; просторная клетка для морской свинки с импровизированным домиком, чтобы зверек в любой момент мог спрятаться; террариумы для улиток и черепах и т. д. ;
-наличие постоянного и удобного для детей места хранения инструментов и материалов для осуществления деятельности в природе;
-подбор дидактического материала для решения задач экологического образования детей (календарь погоды, наглядный иллюстративный материал, дидактические игры, гербарии, муляжи животных, фруктов и овощей и др.);
— возможность практикования детьми освоенного опыта, проявления заботы о живых существах, самостоятельного получения знаний (материал для проведения элементарных опытов, развития трудовых навыков).
Содержание уголка природы
Календари природы:
— по времени года;
— месяцам;
— дням недели;
— частям суток.
Дневники наблюдений:
— за состоянием погоды;
— птицами;
— ростом растений на огороде на окне, в уголке природы;
— протеканием эксперимента, связанного с растениями
Мини- лаборатория:
— прозрачные пластмассовые емкости разных размеров;
— ситечки;
— воронки;
— пипетки;
— мерные ложечки;
— клизмочки;
— разные по емкости шприцы;
— краски пищевые;
— магниты и железные стружки;
- лупы;
- микроскоп и т. д.
Муляжи, модели:
— овощи;
— фрукты;
— насекомые;
— животные и птицы Краснодарского края, пустыни, леса, морские животные и животные Полярного края.
Модели среды обитания:
— аквариум;
— лес;
— степь;
— пустыня;
— тундра
Природный материал:
— шишки разных хвойных растений;
— ракушки;
— камушки;
— веточки;
— соломка;
— желуди;
— косточки абрикосов и слив;
— скорлупки разных орехов;
— яичная скорлупа,
— семечки арбуза, дыни, кабачков
Огород на окне:
— минитеплицы;
— ящики;
— кашпо;
— тазики;
— дендрарий;
— прозрачные емкости с водой, опилками, песком, черноземом
для наблюдений за ростом растений в разных условиях;
— растения (свекла, помидор, морковь, чеснок, лук, салат и др.)
Инструменты для трудовой деятельности:
— лейки;
— грабельки;
— лопаточки;
—пульверизаторы;
— тряпочки;
— кисточки;
— тазики;
— ножницы;
— емкости для хранения корма для животных и рыб;
— фартуки для детей;
— повязки для дежурных
Дидактический материал:
Развивающие игры:
«Живая и неживая природа», «Как зовут тебя, деревце?», «Чей малыш?», «Фрукты-овощи», «Вершки и корешки», «Садоводы и овощеводы», «Зоологическое лото» и др.
Альбомы для рассматривания:
«Красная книга Забайкалья», «Наши меньшие братья» (домашние питомцы, «Живая планета» (изображения животных, с жизнью которых познакомили детей) и др.
Различные панно, сделанные совместно с детьми из серии «А мыс ними знакомы».
Альбомы с тематической подборкой стихотворений, пословиц, поговорок, загадок, примет (по временам года, животные, птицы, растения и т. д.).
Оформленные в виде альбомов картотеки экологических игр, опытов, лекарственных и комнатных растений.
«Витаминные азбуки» (оформленные в виде книжек, кубов с рисунками продуктов, в которых содержатся витамины А, В, С)
Систематическая, последовательная, целенаправленная работа с детьми в уголке природы приводит к формированию основ экологического миропонимания. Об устойчивости проявления осознанно-правильного отношения к природе можно говорить только тогда, когда большая работа по экологическому образованию, осуществляемая в детском саду, будет продолжена в начальной школе на основе преемственных образовательных программ и педагогических технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Роль игры в экологическом воспитании"
В жизни младших школьников игра занимает сильные позиции развивающей и развивающейся деятельности. При условии методически корректного отношения к ней, она способна стать в руках педагога универсальны...
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Тематическое планирование по разделу программы ДНВиР (ФГОС); путешествие по острову "Родная сторонка"; ценности и планируемые результаты....
Мастер-класс на тему: «Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников »
Цель: учить сочинять короткие сказки. Продолжать воспитывать бережное отношение к природе. Формировать умение соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой. Развивать м...
Роль проектной деятельности воспитателя в экологическом воспитании дошкольников
Данным материалом могут воспользоваться воспитатели детских садов....
Роль проблемного обучения в экологическом образовании и воспитании младших школьников.
Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции, а в совершенно ином гармоничном сосуществовании с природой, психологической готовности оберегать природные ценности всегда и ...
В помощь учителю:родительское собрание на тему: «Прикоснёмся к природе душой. Экологическое воспитание младшего школьника»
laquo;Экологическая тематика родительского собрания выбрана из весьма серьёзных побуждений. Информация, предоставляемая из сухих цифр и рассказывающая об экологическом бедствии Земли, весьма расплывч...
Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе в семье»
Консультация по экологическому воспитаниюна тему: «Воспитание любви к природе в семье»...