Роль проблемного обучения в экологическом образовании и воспитании младших школьников.
статья на тему
Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции, а в совершенно ином гармоничном сосуществовании с природой, психологической готовности оберегать природные ценности всегда и везде. Это и составляет основу экологического образования и воспитания, направленного на формирование ответственного отношения к окружающей природной среде.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль проблемного обучения в экологическом образовании и воспитании младших школьников.
Автор: Шадрина Наталья Дмитриевна (учитель МБОУ СОШ № 24 им. Бутаева К. С. г. Владикавказ РСО - Алания)
Наша планета становится все меньше для человека. Могущество человека постоянно возрастает. Современные средства связи позволяют быстро достичь любой точки планеты. Земля становится для современного, технически оснащенного человека планетой весьма маленького размера.
К мысли об охране природы человек пришел очень давно, еще в 11-12 вв. Но в наши дни эта проблема приобрела глобальный характер. Стали редкими многие когда-то растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами природные угодья, смываются водой и уносятся в воздух плодородные частицы почвы. Загрязнены вода, воздух, почва. Требуемые для восстановления экологического благополучия затраты подчас исчисляются миллиардами.
Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции, а в совершенно ином гармоничном сосуществовании с природой, психологической готовности оберегать природные ценности всегда и везде. Это и составляет основу экологического образования и воспитания, направленного на формирование ответственного отношения к окружающей природной среде.
Сейчас уже ни кого не нужно убеждать в том, что решение экологических проблем невозможно без серьезным образом организованного экологического образования и воспитания, поскольку действенность любых мер, принимаемых по защите природы, в конечном счете, определяется поведением людей, которые взаимодействуют с ней, их отношением к природе.
Развитие и воспитание экологически культурной личности достигается через непрекращающийся на протяжении всей жизни человека процесс – экологическое образование.
На состоявшемся в 1987 году конгрессе ЮНЕСКО – ЮНЕТ по экологическому образованию и подготовке специалистов было достигнуто согласие в понимании того, что подразумевается по экологическим образованием:
«Экологическое образование должно содействовать распространению знаний об окружающей среде и ее состоянии, предлагать критерии, стандарты, рекомендации по принятию решений в сфере охраны природы и решению экологических проблем, представлять возможности для формирования:
- экологического сознания;
- бережного отношения к природе;
- соответствующих ценностных ориентаций;
- приверженности активной гражданской позиции;
- этической ответственности за рациональное использование природных ресурсов.
Экологическое образование нацелено, как на познавательное, так и эмоциональное поведения».
Экологическое образование – процесс, помогающий учащимся понять взаимосвязи между человеком, культурной и природной средой.
Оно предполагает формирование целостного восприятие окружающей среды, которое достигается на основе принципов междисциплинарного подхода и проблемного обучения.
Педагоги, особенно начальных классов, не могут чувствовать себя не причастными к проблемам общества, которое поставило ответственную задачу: выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей.
Проблемное обучение является непреложным фундаментом экологического образования и воспитания школьников. Если говорить о роли проблемного обучения, то при правильной организации этого обучения оно способствует:
- развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задумываться, искать выход из проблемной ситуации, ситуации затруднения);
- самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения и т.д.);
- развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действия, поиск самостоятельного решения).
Оно вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности, способствует развитию познавательной активности, осознанности знаний, предупреждает появление формализма, бездумности.
Проблемное обучение обеспечивает:
- более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно, лучше усваивается и надолго запоминается);
- развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений);
- логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации);
- способно сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на преодолении значительных, но посильных трудностей;
- оно ориентирует на комплексное использование знаний.
Проблемное обучение – одно из средств более полной реализации дидактического принципа активности и сознательности обучения. Важно подчеркнуть и тот факт, что проблемное обучение, разбираться в них, искать пути решения является одним из средств формирования диалектического мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Экологическое образование и воспитание младших школьников
В данной программе предлагаются различные способы и средства воспитания и образования учащихся начальных классов, тематическое планирование с 1-го по 4-й классы на факультативных зан...
Экологическое образование и воспитание младших школьников.
Экологическое образование и воспитание - это специальный, целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знани...
Экологическое образование и воспитание младших школьников на уроках окружающего мира.
Статья о роли экологического воспитания младших школьников....
Статья "Экологическое образование и воспитание младших школьников. Социально – экологический проект «Вода без границ».
Конкурс «Образование: взгляд в будущее»Номинация: научно-исследовательская деятельность учащихся....
Экологическое образование и воспитание младших школьников в процессе внеклассной работы
В современном мире человек должен быть экологически образованным. Наиболее эффективным звеном экологического образования является школьное образование, а именно, обучение в начальной школе....
Проект по экологическому образованию и воспитанию младших школьников «Сбережем природу Донского края»
В процессе экологического образования и реализации проекта «Сбережем природу Донского края» будет происходить не только сообщение учащимся определенных знаний, но и применение, развитие умений и навык...
Экологическое образование и воспитание младших школьников
В работе освещается роль начальной школы в экологическом образовании и воспитании....