Мастер-класс на тему: «Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников »
план-конспект занятия по окружающему миру по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass2.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников »
Цель: учить сочинять короткие сказки. Продолжать воспитывать бережное отношение к природе. Формировать умение соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой. Развивать мышление, воображение, память.
Задачи: развивать гуманные, эмоционально- доброжелательное и бережное отношение к окружающему миру. Формировать элементарное представление о причинно – следственных связях внутри природного комплекса. Ознакомить детей с природными факторами, влияющими на здоровье человека. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
Предварительная работа: рассмотреть «золотую» рыбку в аквариуме. Рассказать сказки, придумать к ним окончания. Сделать поделку объемной «золотой» рыбки. Подготовить листы бумаги, разделенные линией пополам, цветные карандаши.
1-ый этап. Мастер. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Гуманное отношение к природе, познавательное, эстетическое тесным образом связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического направления регулируют поведение детей в природе. В настоящее время экологическое образование дошкольников стало одним из важных направлений в дошкольной педагогике. Проводятся семинары, конференции, курсы для воспитателей. Современное экологическое образование формируется на основе традиционных подходов, базирующихся на тесном контакте детей с природой, наблюдений, экскурсий. А также народных традиций – фольклора, народных примет, игр, сказок разных народов.
2-ой этап. Вопросы и задания участникам мастер – класса.
Мастер.
А вы любите сказки? Все дети очень любят сказки, а как вы думаете за что? Сказка занимает детей, увлекает в мир фантазий и воображения. Но сказка ещё и ненавязчиво воспитывает ребенка, вот чем хороши сказки. Я тоже их очень люблю. И поэтому в своей работе на занятиях по экологическому воспитанию детей я использую сказки. Учу своих воспитанников сочинять сказки, придумывать окончания к ним.
Малыш приходит в детский сад с большим творческим потенциалом, а реализовать этот потенциал ему должны помочь мы – педагоги. Ведь сказки помогают развивать фантазию ребенка. В основном я использую народные, так как они во многом «экологичны»: в них отражается отношение людей к окружающему миру, взаимоотношение людей со средой обитания. В сказках люди выражают не только свою зависимость от окружающей среды, но и благодарность к природе. Например, землю называют ласково Матерью – кормилицей. Подрастая, дети постепенно теряют интерес к хорошо знакомым сказкам. Они уже способны смотреть на сказку как бы со стороны,
анализировать и даже изменять ее, вставать на позиции героев. В своей работе по экологическому образованию детей я использую метод придумывания сказок самими детьми. Ведь, создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению, уясняют для себя природные взаимосвязи и связи человека с окружающей средой. На начальном этапе этой работы я предлагаю детям придумать окончания той или иной экологической сказки.
3-ий этап. Мастер. Сейчас я постараюсь вам показать, как при помощи экологической сказки доступным образом можно дать детям представление о причинно – следственных связях внутри природного комплекса.
Рассказывание сказки о мальчике Пете и Волшебной Рыбке.
В конце сказки предлагается обсуждение текста, затем Мастер предлагает участникам взять сделанную объемную Волшебную Рыбку и передать её по кругу от участника к участнику. Участник обсуждения, который получает Рыбку, говорит: «Если бы я был Волшебной Рыбкой, я бы попросил у людей…» (далее следует конкретное предложение участника).
4-ый этап. Мастер .«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она не навязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это происходит в не навязчивой форме, а как бы исподволь. Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой). В среднем возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды – пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла. А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», мы даем понятие детям о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т.д.
Уважаемые коллеги, такие экологические сказки помогают усвоить определенный материал. Например, если я хочу выяснить, как мои дети усвоили информацию об обитателях почвы и их приспособленности к окружающей среде и друг к другу, мы придумываем короткую сказку, в которой встречаются крот и дождевой червяк. Как они будут себя везти, что делать? Если же мы изучаем жителей подводного мира, то сказка будет про рыбку или маленького головастика и т.д.
5-ый этап. Мастер. Люди не могут жить без городов, заводов и фабрик, но все делать так, чтобы природа при этом не пострадала. После обсуждения сказки «Волшебная Рыбка», я раздала детям листы бумаги, разделенные линией пополам, и предложила им нарисовать слева природу, какой она была до исполнения желаний Пети, а справа – какой она стала после того, как Волшебная Рыбка выполнила его желания.
Мастер показывает рисунки, выполненные детьми.
«Сказка о мальчике Пете и Волшебной Рыбке»
В одной деревне жил мальчик Петя со своими родителями. Жили они около леса, слушали пение птиц, шелест листьев на деревьях. И был у них огромный сад. А в саду росли плодовые деревья: груши, яблони, сливы. Каждый год Петя собирал с них большой урожай. Воду пили из чистого родника, который находился неподалеку. Разводили пчел, пчелы им давали много меда, а ещё у них было большое хозяйство: коза, коровы, куры. Корова давала много молока. А за лесом протекала широкая река. Вода в реке была такая прозрачная, что если наклонится, то можно было увидеть, как плавают рыбы.
И вот однажды пошел Петя на рыбалку. Взял он удочку, приманку для рыбы и отправился на речку. Идет он лесом, а в лесу воздух свежий, чистый. Пахнет лесными травами, луговыми цветами, шелестят листочки на деревьях, птицы поют, заливаются.
Пришел Петя на речку, выбрал место поудобнее и «закинул» удочку в воду. Вдруг поплавок задергался, и Петя потянул удочку на себя. Каково же было его удивление, когда на крючке он увидел рыбку удивительной красоты, вся блестит, переливается, но ещё больше он удивился, когда рыбка заговорила. Рыбка просила отпустить и пообещала выполнять любые его желания. Подумал Петя и говорит: «Надоело мне в старом доме жить, на родник с ведром ходить, корову доить. Сделай так, чтобы у меня был большой современный дом со всеми удобствами». Вернулся Петя домой, а вместо его старого дома стоял красивый двухэтажный дом. И хозяйства не стало – ни коровы, ни кур. Как хорошо подумал Петя – корова не мычит, петух не будит по утрам. Через некоторое время Петя подумал: «А попрошу– ка я у Рыбки машину, что бы ездить на рыбалку. А машину буду ставить в гараж, который будит стоять вместо нашего сада. Надоело мне каждый год урожай собирать». Сказано – сделано.
Через некоторое время попросил Петя у рыбки конфетную фабрику. На месте, где стоял красивый лес, появилась огромная фабрика, труб – видимо, невидимо. Одни клубы дыма в воздух пускают, другие потоки грязной воды в реку льют. Шум, грохот. «Ничего, - думает Петя, - привыкну, главное – конфет вдоволь наемся».
Заснул он в тот день счастливым, и приснился ему странный сом. Будто стало все вокруг по – старому. Лес шумит, птицы поют, ходит Петя по своему саду, наливные яблочки срывает с дерева, ягоды собирает, родниковой водой умывается. И так ему хорошо стало во сне, так спокойно.
Проснулся Петя утром, а вокруг – дым, копоть, вздохнуть невозможно. Закашлялся Петя, побежал к крану водички попить. Глядь, вода то из крана грязная бежит. Вспомнил Петя о роднике своем с чистой водой, побежал он к роднику. Бежит, через горы фантиков от конфет перебирается. Еле отыскал родничок. Смотрит – а вода в нем мутная, с неприятным запахом. Огляделся вокруг – дым, смрад, грохот. От деревьев одни пеньки остались.
Вспомнил Петя свой сон. «Что же я наделал? – подумал Петя – Как жить теперь буду?» Побежал к речке Рыбку искать. Звал – звал – нет Рыбки. Только пена по грязной воде плывет. Вдруг у берега блеснуло что-то. Кинулся Петя – а это и впрямь Рыбка…
Задание детям: придумать конец сказки.
1-ый вариант. Только уж золота ее не видно под слоем мазута. Обрадовался Петя, говорит Рыбке: «Не надо мне ничего, верни мне только мой зеленый лес, мой любимый сад с наливными яблочками и чистый родник».
- «Нет, Петя, ничего у меня больше не получится: от грязи пропала сила моя волшебная. Теперь сам думай, что делать будешь».
Сел Петя на берегу, голову руками обхватил и задумался.
2-ой вариант. Взмолился Петя: «Не нужно мне ничего, только верни мне мой зеленый лес, мой любимый сад с наливными яблочками и чистый родник, больше ни о чем просить не буду». Спросила его тогда Рыбка: «А понял ли ты Петя ошибку свою? Прежде чем сделать себе хорошо, подумай о природе, которая тебя окружает» Ответил Петя: «Как глуп я был, теперь мое отношение к природе будет уважительным и бережным».
Обсуждение текста сказки
- Как изменилась природа, после того как Волшебная Рыбка начала исполнять желания Пети.
- Почему Петя так себя вел?
- Правильно ли он поступал? Почему ему вдруг захотелось вновь вернуть свой сад и лес?
- Что в сказке волшебного, а что бывает и в нашей жизни?
- Может ли погибнуть обычная рыбка, если вблизи реки построить фабрики и заводы?
- А как бы вы поступили на месте Пети?
Вывод:
Люди не могут жить без городов, фабрик и заводов, но нужно все делать так, чтобы природа при этом не пострадала.
Список используемой литературы
- Н.А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду». Лекции для абитуриентов.
- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006 г.
- О.А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду». Программа и методические рекомендации.
- М.: Мозаика – Синтез, 2008 г.
- С.А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой». Учебник для учащихся педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание»
- М.: «Просвещение», 1973 г.
- Л.А. Каменева, Л.М. Маневцова «Мир природы и ребенок». Методика экологического воспитания дошкольников.
- СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников.
Доклад для МО. В докладе освещается работа с родителями в ДОУ по формированию экологических знаний у детей....
Проект по экологическому воспитанию дошкольников "Русская берёза"
Проект (основные этапы работы) по экологическому воспитанию дошкольников "Русская берёза".Презентация с демонстрацией итогов проекта....
Экологическое воспитание дошкольников. Занятие-беседа "Что такое природа?"
Перед нами стоит задача – формирование знаний о природе, экологической культуры. Это можно решить воспитав любовь к природе. Бережное отношение начинается с раннего детского возраста. В детском ...
Роль проектной деятельности воспитателя в экологическом воспитании дошкольников
Данным материалом могут воспользоваться воспитатели детских садов....
Доклад на тему: "Роль сказки в воспитании двуязычных детей"
Самым важным, по моему мнению, является то, что рассказывая или читая сказки своему ребёнку и мама, и малыш получают огромное удовольствия от времени, проведенного вместе. Мама находится с малыш...
«Роль родителей в нравственном воспитании дошкольников»
Родительское собрание (подг.гр.)«Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»Форма проведения:- деловая игра Задачи:Сплотить с помощью игры родительский коллектив, чтобы кажд...
Мастер - класс для воспитателей по опытно- экспериментальной деятельности, как элемент экологического воспитания дошкольников
1.Показать, как можно использовать опыты в экспериментальнойдеятельности детей.2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умениеделиться приобретенным опытом с другими людьми....