В помощь учителю:родительское собрание на тему: «Прикоснёмся к природе душой. Экологическое воспитание младшего школьника»
статья (3 класс) на тему
«Экологическая тематика родительского собрания выбрана из весьма серьёзных побуждений. Информация, предоставляемая из сухих цифр и рассказывающая об экологическом бедствии Земли, весьма расплывчата в понимании детей. Все далекое, в понимании ученика, не вызывает столько тревог и переживаний, как реальное – рядом. Всё, что касается разрушения природы человечеством и охраны её, описано не раз и не два учеными, писателями, журналистами, - все, кроме одного. Необычайно осязаемо увидеть то, что главный враг природы – мы сами. Данное мероприятие, а главное подготовка к нему, ясно даст понять всем участникам этого мероприятия, что каждый, и я, и ты, и все, кто нас окружает, ответственны за судьбу каждого живого на Земле»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_na_temu.docx | 34.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему:
«Прикоснёмся к природе душой. Экологическое воспитание младшего школьника»
Цели: привлечение внимания родителей к вопросу формирования у детей экологической культуры и просвещение родителей на тему "Экологическое воспитание ребенка в семье".
Задачи:
1. Выявить уровень экологической культуры в семье путем анкетирования детей и родителей.
2. Повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом с помощью погружения в музейную среду.
3. Привлечь родителей и общественность к участию в воспитательной работе школы.
4. Воспитывать потребность в охране окружающей среды, учить замечать в поведении людей негативное отношение к природе.
Место проведения: Чувашский национальный музей Чебоксары, пл. Красная, 5/2
Предварительная работа:
- Приготовить приглашения на родительское собрание.
- Провести анкетирование родителей «Природа в жизни вашей семьи»
- Организовать выставку фотографий из семейного альбома «Мы в согласии с природой».
- Оформление высказываний:
«Есть такое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету» (А. де Сент-Экзюпери);
«Надо иметь не только глаз, но и чувствовать природу. Надо слышать её музыку, и проникнутся её тишиной» (И. Левитан);
- Договориться с сотрудниками музея о совместном проведении родительского собрания в здании музея.
- Подготовить с детьми литературно – музыкальную композицию для выступления перед родителями.
Анкета для родителей «Природа в жизни вашей семьи»
1. Что для вас экологическая культура?
- система экологических знаний
- ответственное и бережное отношение к природе- чувство сопереживания, забота о судьбе планеты
- затрудняюсь ответить
- другое
2. Считаете ли вы необходимым осуществлять экологическое воспитание ребенка в семье?
- да, считаю необходимым
- экологическое воспитание должно осуществляться только в школе- затрудняюсь ответить
3. Каким образом вы осуществляете экологическое воспитание вашего ребенка?
- провожу беседы на экологическую тему, посещаем семьей краеведческий музе;
- подаю личный пример - совместно с ребенком принимаем участие в субботниках, днях чистоты;
- совместно с ребенком осуществляем высадку растений во дворе дома, на даче- совместно с ребенком осуществляем уход за комнатными растениями;
- не осуществляю экологического воспитания своего ребенка.
Ход собрания:
- Вступительное слово классного руководителя 3Т класса Качановой Л.В.:
«В настоящее время каждый человек, независимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Что же такое экологическая культура? Экологическая культура - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе. Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств.
Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяет школьное экологическое воспитание. В семье проходит большая часть жизни человека. Для каждого ее члена – это определенное жизненное пространство, целая экологическая микросистема, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, развивать, реализовать себя и одновременно находится в тесной связи со всеми членами семьи. Ребенок появляется на свет полностью беспомощным. Родители начинают приучать свое крохотное существо жить в окружающем мире. С каждым годом мир детей расширяется, делается разнообразнее. Это не только дом, в котором живет ребенок, это – двор, сад, парк, город, село, речка, поле, т. е. среда обитания людей.
Как ребенок поведет себя в окружающем его мире? Это во многом зависит от нас, взрослых, от экологического воспитания в семье. Основной целью экологического воспитания в современной семье является формирование культуры поведения и социальной ответственности своих детей за природу, которая в свою очередь является сама неиссякаемым источником воспитания через ее многообразие и красоту. Именно красота природы в любом уголке нашей планеты, где живет человек, рождает в нем чувство любви к Родине, своему дому, матери, людям.
- Анализ анкетирования родителей классным руководителем 4Т класса Степановой Е.В.
«Экологическая тематика родительского собрания выбрана из весьма серьёзных побуждений. Информация, предоставляемая из сухих цифр и рассказывающая об экологическом бедствии Земли, весьма расплывчата в понимании детей. Все далекое, в понимании ученика, не вызывает столько тревог и переживаний, как реальное – рядом. Всё, что касается разрушения природы человечеством и охраны её, описано не раз и не два учеными, писателями, журналистами, - все, кроме одного. Необычайно осязаемо увидеть то, что главный враг природы – мы сами. Данное мероприятие, а главное подготовка к нему, ясно даст понять всем участникам этого мероприятия, что каждый, и я, и ты, и все, кто нас окружает, ответственны за судьбу каждого живого на Земле»
При подготовке к родительскому собранию было проведено анкетирование родителей, в результате которого были получены следующие результаты:
- большинство родителей имеют представление о понятии экологическая культура - многие считают необходимым осуществление экологического воспитания ребенка не только в школе, но и в семье.
- 50 % принимают участие в субботниках и днях чистоты.
- 80% осуществляют уход за комнатными растениями в домашних условиях - 40% осуществляют высадку растений на дачах и во дворе.
- 90% проводят беседы на экологические темы со своими детьми, но лишь 12% родителей используют возможности Чувашского национального музея. Поэтому сегодня родительское собрание проходит в музее.
- Иванова Анна Юрьевна, методист по научно – просветительской деятельности музея:
«Мы очень рады видеть вас в стенах нашего музея. Возможности музея как центра экологического воспитания в наше время связаны с теми задачами, которые он выполняет по отношению к обществу и культуре. С изменением культурной парадигмы и выявлением новых актуальных для человеческого сообществ направлений деятельности соответственно меняется, точнее расширяется или совершенствуется и деятельность музея на благо общества, культуры и духовной эволюции. Большую помощь в экологическом воспитании детей может оказать постоянная экспозиция нашего музея «Природа и человек». Предлагаю осмотреть данную экспозицию совместно с вашими детьми».
- Экскурсия по экспозиции музея «Природа и человек»:
Чувашская Республика расположена на востоке Восточно-Европейской равнины, правобережье Волги в междуречье Суры и Свияги. На западе республика граничит с Нижегородской областью, на севере – с Республикой Мари Эл, на востоке – с Республикой Татарстан, на юге – с Ульяновской областью, на юго-западе – с Республикой Мордовия. Чувашия входит в Приволжский федеральный округ, является составной частью Волго-Вятского экономического региона.
Площадь территории республики – 18,3 тыс. кв. км., на которой проживает 1250,5 тыс. человек (на начало 2011 года).
Территория Чувашской Республики относится к Среднерусской провинции серых лесных почв лесостепной зоны. Несмотря на сравнительно небольшую площадь, республика имеет довольно сложный почвенный покров. С севера на юг происходит смена четырех типов почв: подзолистых, дерново-подзолистых, серых лесных и черноземов. По долинам рек сформировались дерново-пойменные аллювиальные почвы.
Растения и животные являются важнейшими компонентами природы. Они существуют в виде закономерных сочетаний природных компонентов, характерных для определенной географической территории. Из-за того, что территория республики расположена в трех географических зонах, у нас разнообразен животный и растительный мир. У нас насчитывается более 1200 видов растений, обитают более 60 видов млекопитающих, 16 видов земноводных и пресмыкающихся, около 4500 видов из мира беспозвоночных.
До заселения территории наш край почти сплошь был покрыт лесом, только на юго-востоке и юго-западе республики находились степные участки. Впоследствии основные массивы лесов подверглись вырубке. Лесистость нашей республики – 32,1%, что превышает среднемировой показатель – 27%. Это свидетельствует о большой экономической и экологической ценности чувашских лесов. Они выполняют важные противоэрозионные, почвозащитные и водоохранные функции. Леса республики представлены хвойными и лиственными породами деревьев. На территории Заволжья, Присурья и в южной части республики расположены хвойные леса. Здесь бурый медведь, самый крупный хищник республики. Из птиц встречаются глухарь, дятел, клест, сова и другие.
В смешанном лесу встречается самые крупное животное – лось, вес которого достигает до 400 кг. За последние годы из-за запрета на отстрел поголовье лосей значительно увеличилось. В смешанных лесах также обитают еж, волк, заяц-беляк, рысь, барсук и другие животные.
Широколиственные породы представлены дубом, липой, вязом, кленом, ясенем и другими деревьями. Дубовые леса отдельными изолированными участками расположены вдоль правого берега Волги. Наиболее крупные массивы находятся в Мариинско-Посадском, Чебоксарском. Ядринском, Корасночетайском и Шумерлинском районах. За последние десятилетия наблюдается повсеместное засыхание вершин дубов. Причина этого явления до сих пор не выяснена, наиболее вероятная – загрязнение атмосферы.
Первые научные исследования и опытные работы в дубравах республики были начаты в середине 90-х годов XIX века лесничим Ильинского лесничества кандидатом лесоводства Брониславом Ильичем Гузовским. Он родился в 1860 году в г. Ровно на Украине. Окончил Петровско-Разумовскую земледельческую и Лесную академию (ныне Сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева). С 1889 года в течение 24 лет работал в Ильинском лесничестве. Бронислав Ильич занимался интенсивным лесовосстановлением дубрав.
Старейшина чувашских дубрав находится в Опытном лесхозе Моргаушского района. Его возраст 470 лет, высота до повреждения молнией достигала 26 м, диаметр 180 см, окружность 565 см, объем около 34 м3.
На растительных этажах-ярусах живут многочисленные животные. Здесь они находят достаточное количество пищи. Очень много в лесу птиц. Для изготовления гнезд они используют мертвые веточки деревьев, сухие листочки и стебли трав. На верхних этажах строят гнезда зяблики и иволги, а также хищные птицы – ястреб, канюк, подорлик. Стволы для гнездования используют зеленый, большой пестрый и черный дятлы. Старые дупла дятлов используют мухоловки-пестушки, большие синицы, горихвостки. Кустарники являются местом гнездования славок, ближе к земле, иногда прямо на земле строят гнезда дрозды-белобровики и пеночки-веснички.
В юго-восточной части Чувашии сохранилась степная растительность. Сюда входят в основном территории Комсомольского, Яльчикского, Батыревского и Алатырского районов. Представителями степной растительности являются типчак, шалфей, мятлик, ковыль. На остепненных участках животный мир значительно беднее: обитают суслик, тушканчик, сурок-байбак. Батыревский сурковый заповедник образован в 1983 г., площадь – 25 га. Здесь сохранился фрагмент реликтового голоценового степного биогеоценоза. В 1982 г. в эту колонию была завезена партия сурков из Ульяновской области для восстановления ее численности. Скрок-байбак занесен в Красную Книгу России. Из птиц в степи встречаются жаворонок, перепел, серая куропатка, коростель, реже хищные птицы.
В республике насчитывается 2356 рек. Из них 2350 относятся к малым; Кубня, Була, Большой и Малый Цивиль - к средним; Волга и Сура и - к большим. Общая протяженность всех рек составляет 8650 км. Главной рекой Чувашии является Волга -шестнадцатая по длине в мире и первая в Европе. На территории республики е протяженность составляет 127 км. Ограничение свободного течения Волги каскадами гидроэлектростанций обеднило ее ихтиофауну. Раньше в ней обитало до 75 видов рыб, ныне 62 вида рыб, из них более 40 - в Волге. Наиболее ценными из рыб, обитающих в Волге, являются осетровые.
На территории Чувашии расположены 754 озера с площадью более 1 га. Ни на одной карте России и мира не отмечены озера нашей республики, что связано с их малыми размерами. Самое большое озеро Черное расположено в Порецком районе и имеет площадь 40 га. Самое длинное озеро Долгое, расположенное так же в Порецком районе, протянулось на расстояние 7 км. Наши озера и по глубине не выделяются. Максимальная глубина самого глубокого озера в республике составляет около 16,75 м. Это озеро Сюткюль Моргаушского района. Многие озера являются памятниками природы (Астраханка, Тени, Кюльхири и др.).
На озерах встречаются бобры. Бобр – крупный грызун семейства бобровых, селится на лесных речках и озерах. В XVII–XVIII вв. на территории Чувашии вид почти полностью был истреблен. После проведения реакклиматизации в 1951 г. бобры широко расселены в прибрежных зонах водоемов республики.
Наша республика расположена в зоне, благоприятной для образования болот. Всего у нас около 400 болот различной величины и площади. Наиболее заболоченные участки находятся в Заволжье и в долине Суры. Болота занимают всего около 0,5 % площади территории республики болота, но вносят существенное разнообразие в природу Чувашии. Животный мир болот не богат. Самый заметный житель – серый журавль. Встречаются также чайки, крачки, утки.
Найти путь спасения животных – одна из задач активных защитников природы. Сейчас уже известно: для сохранения одних животных достаточно запретить на них охотиться, для спасения других необходимо создавать заказники, заповедники, для восстановления третьих требуется разработать специальные программы. При этом люди будут продолжать использовать растительный и животный мир. Однако использовать разумно, не нанося невосполнимого ущерба. Ибо современное понимание охраны природы предполагает именно разумное, рациональное использование ее богатств с последующим восстановлением. Так возникла идея составить списки животных и растений Земли, нуждающихся в охране в первую очередь. В 1978 году Красная книга появилась в нашей стране, называлась Красная книга СССР. В 2001 году вышел на свет первый том Красная книга Чувашии, 2011 году – второй том. Красная книга Чувашской Республики - официальный юридический документ. Она учреждена постановлением Совета Министров Чувашской Республики, списки растений и грибов официально зарегистрированы в Министерстве юстиции Чувашской Республики. Красная книга должна быть постоянно обновляющимся документом, в нее должны поступать новые материалы.
В целях сохранения биологического разнообразия также сформирована единая сеть особо охраняемых природных территорий. В нашей республике имеются 3 ООПТ федерального значения: ГПЗ «Присурский», национальный парк «Чăваш варманĕ», Чебоксарский филиал Главного ботанического сада Российской Академии Наук. К ООПТ местного значения (их 100) относятся противоэрозионные леса и лесопосадки, зоны санитарной охраны источников водоснабжения, зеленые зоны вокруг городов и населенных пунктов, городские леса, скверы, сады, бульвары, зеленые насаждения, парки, особо ценные участки леса, лесопарки, дендрарии. На территории Присурского заповедника встречается русская выхухоль, реликтовый зверь, живший на земле вместе с динозаврами. В экспозиции представлены следы этого животного.
В природе все тесно связано между собой. И человек, который сам часть Природы, тоже связан с окружающей средой: с землей, реками, воздухом и всеми живущими вокруг другими существами. Увы, в наши дни почти нет таких животных, которым не угрожало бы вымирание по вине людей.
Вмешательство человека в жизнь Природы нельзя остановить. Но всем нам надо стремиться к тому, чтобы не причинять ей вред, чтобы она как можно меньше страдала от нашего вмешательства. А для этого надо знать и любить Природу, знать животных, которые живут на нашей планете рядом и одновременно с нами, их повадки, привычки, образ жизни. Знать, чтобы сохранить и сберечь.
- Литературно – музыкальная композиция «Прикоснёмся к природе душой»
(Включается запись со звуками природы)
1ученик:
«Я сорвал цветок, и он завял.
Я поймал жука,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял:
Прикоснуться к природе
Можно только душою!»…
2 ученик: «Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев, песнь кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе. Услышал, и затаил дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
Детская песня (из м/ф КОАПП) «У природы много дней…»
3 ученик:
«Лесная тишь полна своих чудес.
Ты перед сказкою стоишь,
А сказка – это лес.
Ты эту сказку сохрани:
Не рви, не мни и не спугни»
4 ученик:
В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.
5 ученик:
Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу.
6 ученик:
Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.
7 ученик:
Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.
8 ученик:
А не вспомнят — экая досада, —
Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят — не вспоминай, не надо, —
Все равно я вишню посажу!
Ребята, а можем мы с вами как-то помочь природе?
9 ученик:
На городском субботнике
Отличные работники.
Прибрать сегодня город
Пришли и стар и молод.
10 ученик:
Собрали́сь пенсионеры
Чистить улицы и скверы.
– Вам помощники нужны?
Предложения слышны.
11 ученик:
Это вышел третий класс
На уборку в первый раз.
Только слышится: – Давай!
На работу налетай!
12 ученик:
Кто-то мусор собирает,
Кто-то деревца сажает,
Кто-то в клумбах копошится,
Всюду радостные лица.
13 ученик:
На городском субботнике
Все дворники, все плотики.
Даже беспокойный мэр
Помогать пришёл в наш сквер.
14 ученик:
Никто ни с кем не ссорится,
У всех работа спорится.
Третий класс решил на «пять»
Город к празднику прибрать.
15 ученик:
Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
16 ученик:
А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.
17 ученик:
Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису...
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда!
Детская песня «Горе, море и холмы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
Доклад на экологическое воспитание младших школьников «Учим детей любить природу»
Актуальность темы состоит в том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, её решение должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности. Че...
Родительское собрание на тему "Прикоснёмся к природе душой"
Экологическая тематика родительского собрания выбрана из весьма серьёзных побуждений. Информация, предоставляемая из сухих цифр и рассказыв...
Экологическое воспитание младших школьников. Люби природу,человек.
· Сформировать основы экологической грамотности и чувства ответственности у каждого за судьбу России и планеты Земля в целом.·...
Родительское собрание "Экологическое воспитание младших школьников"
Родительское собрание "Экологическое воспитание младших школьников"...
Материалы к родительскому собранию "Экологическое воспитание младших школьников"
Презентация к родительскому собранию по теме "Экологическое воспитание младших школьников"...
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....