В помощь учителю:родительское собрание на тему: «Прикоснёмся к природе душой. Экологическое воспитание младшего школьника»
статья (3 класс) на тему

«Экологическая тематика родительского собрания выбрана из весьма серьёзных побуждений. Информация, предоставляемая из сухих цифр и рассказывающая об экологическом бедствии Земли, весьма расплывчата в понимании детей. Все далекое, в понимании ученика, не вызывает столько тревог и переживаний, как реальное – рядом. Всё, что касается разрушения природы человечеством и охраны её, описано не раз и не два учеными, писателями, журналистами, - все, кроме одного. Необычайно осязаемо увидеть то, что главный враг природы – мы сами. Данное мероприятие, а главное подготовка к нему, ясно даст понять всем участникам этого мероприятия, что каждый, и я, и ты, и все, кто нас окружает, ответственны за судьбу каждого живого на Земле»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_na_temu.docx34.05 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:
«Прикоснёмся к природе душой. Экологическое воспитание младшего школьника»

Цели: привлечение внимания родителей к вопросу формирования у детей экологической культуры и просвещение родителей на тему "Экологическое воспитание ребенка в семье".

Задачи:

 1. Выявить уровень  экологической культуры в семье путем анкетирования детей и родителей.

2. Повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом с помощью погружения в  музейную среду.

3. Привлечь родителей и общественность к участию в воспитательной работе школы.

4. Воспитывать потребность в охране окружающей среды, учить замечать в поведении людей негативное отношение к природе.

Место проведения: Чувашский национальный музей Чебоксары, пл. Красная, 5/2

Предварительная работа:

  • Приготовить приглашения на родительское собрание.
  • Провести анкетирование родителей «Природа в жизни вашей семьи»
  • Организовать  выставку фотографий из семейного альбома «Мы в согласии с природой».
  • Оформление высказываний:

«Есть такое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету» (А. де Сент-Экзюпери);

«Надо иметь не только глаз, но и чувствовать природу. Надо слышать её музыку, и проникнутся её тишиной» (И. Левитан);

  • Договориться с сотрудниками музея о совместном проведении родительского собрания в здании музея.
  • Подготовить с детьми литературно – музыкальную композицию для выступления перед родителями.

Анкета для родителей «Природа в жизни вашей семьи»

    1. Что для вас экологическая культура?

  • система экологических знаний
  • ответственное и бережное отношение к природе- чувство сопереживания, забота о судьбе планеты
  • затрудняюсь ответить
  • другое

    2. Считаете ли вы необходимым осуществлять экологическое воспитание ребенка в семье?

  • да, считаю необходимым
  • экологическое воспитание должно осуществляться только в школе- затрудняюсь ответить

    3. Каким образом вы осуществляете экологическое воспитание вашего ребенка?

  • провожу беседы на экологическую тему, посещаем семьей краеведческий музе;
  • подаю личный пример - совместно с ребенком принимаем участие в субботниках, днях чистоты;
  • совместно с ребенком осуществляем высадку растений во дворе дома, на даче- совместно с ребенком осуществляем уход за комнатными растениями;
  • не осуществляю экологического воспитания своего ребенка.

Ход собрания:

  1. Вступительное слово классного руководителя 3Т класса Качановой Л.В.:

«В настоящее время каждый человек, независимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Что же такое экологическая культура? Экологическая культура - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе. Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств.

Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяет школьное экологическое воспитание. В семье проходит большая часть жизни человека. Для каждого ее члена – это определенное жизненное пространство, целая экологическая микросистема, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, развивать, реализовать себя и одновременно находится в тесной связи со всеми членами семьи. Ребенок появляется на свет полностью беспомощным. Родители начинают приучать свое крохотное существо жить в окружающем мире. С каждым годом мир детей расширяется, делается разнообразнее. Это не только дом, в котором живет ребенок, это – двор, сад, парк, город, село, речка, поле, т. е. среда обитания людей.

Как ребенок поведет себя в окружающем его мире? Это во многом зависит от нас, взрослых, от экологического воспитания в семье. Основной целью экологического воспитания в современной семье является формирование культуры поведения и социальной ответственности своих детей за природу, которая в свою очередь является сама неиссякаемым источником воспитания через ее многообразие и красоту. Именно красота природы в любом уголке нашей планеты, где живет человек, рождает в нем чувство любви к Родине, своему дому, матери, людям.

  1. Анализ анкетирования родителей классным руководителем  4Т класса Степановой  Е.В.

«Экологическая тематика родительского собрания выбрана из весьма серьёзных побуждений. Информация, предоставляемая из сухих цифр и рассказывающая об экологическом бедствии Земли, весьма расплывчата в понимании детей. Все далекое, в понимании ученика, не вызывает столько тревог и переживаний, как реальное – рядом. Всё, что касается разрушения природы человечеством и охраны её, описано не раз и не два учеными, писателями, журналистами, - все, кроме одного. Необычайно осязаемо увидеть то, что главный враг природы – мы сами. Данное мероприятие, а главное подготовка к нему, ясно даст понять всем участникам этого мероприятия, что каждый, и я, и ты, и все, кто нас окружает, ответственны за судьбу каждого живого на Земле»

При подготовке к родительскому собранию было проведено анкетирование родителей, в результате которого были получены следующие результаты:

  • большинство родителей имеют представление о понятии экологическая культура - многие считают необходимым осуществление экологического воспитания ребенка не только в школе, но и в семье.
  • 50 % принимают участие в субботниках и днях чистоты.
  • 80% осуществляют уход за комнатными растениями в домашних условиях - 40% осуществляют высадку растений на дачах и во дворе.
  • 90% проводят беседы на экологические темы со своими детьми, но лишь 12% родителей используют возможности Чувашского  национального музея. Поэтому сегодня родительское собрание проходит в музее.
  1. Иванова Анна Юрьевна, методист по научно – просветительской деятельности музея:

«Мы очень рады видеть вас в стенах нашего музея. Возможности музея как центра экологического воспитания в наше время связаны с теми задачами, которые он выполняет по отношению к обществу и культуре. С изменением культурной парадигмы и выявлением новых актуальных для человеческого сообществ направлений деятельности соответственно меняется, точнее расширяется или совершенствуется и деятельность музея на благо общества, культуры и духовной эволюции. Большую помощь в экологическом воспитании детей может оказать постоянная экспозиция нашего музея «Природа и человек». Предлагаю осмотреть данную экспозицию совместно с вашими детьми».

  1. Экскурсия по экспозиции  музея «Природа и человек»:

Чувашская Республика расположена на востоке Восточно-Европейской равнины, правобережье Волги в междуречье Суры и Свияги. На западе республика граничит с Нижегородской областью, на севере – с Республикой Мари Эл, на востоке – с Республикой Татарстан, на юге – с Ульяновской областью, на юго-западе – с Республикой Мордовия. Чувашия входит в Приволжский федеральный округ, является составной частью Волго-Вятского экономического региона.

Площадь территории республики – 18,3 тыс. кв. км., на которой проживает 1250,5 тыс. человек (на начало 2011 года).

Территория Чувашской Республики относится к Среднерусской провинции серых лесных почв лесостепной зоны. Несмотря на сравнительно небольшую площадь, республика имеет довольно сложный почвенный покров. С севера на юг происходит смена четырех типов почв: подзолистых, дерново-подзолистых, серых лесных и черноземов. По долинам рек сформировались дерново-пойменные аллювиальные почвы.

Растения и животные являются важнейшими компонентами природы. Они существуют в виде закономерных сочетаний природных компонентов, характерных для определенной географической территории. Из-за того, что территория республики расположена в трех географических зонах, у нас разнообразен животный и растительный мир. У нас насчитывается более 1200 видов растений, обитают более 60 видов млекопитающих, 16 видов земноводных и пресмыкающихся, около 4500 видов из мира беспозвоночных.

До заселения территории наш край почти сплошь был покрыт лесом, только на юго-востоке и юго-западе республики находились степные участки. Впоследствии основные массивы лесов подверглись вырубке. Лесистость нашей республики – 32,1%, что превышает среднемировой показатель – 27%. Это свидетельствует о большой экономической и экологической ценности чувашских лесов. Они выполняют важные противоэрозионные, почвозащитные и водоохранные функции. Леса республики представлены хвойными и лиственными породами деревьев. На территории Заволжья, Присурья и в южной части республики расположены хвойные леса. Здесь бурый медведь, самый крупный хищник республики. Из птиц встречаются глухарь, дятел, клест, сова и другие.

В смешанном лесу встречается самые крупное животное – лось, вес которого достигает до 400 кг. За последние годы из-за запрета на отстрел поголовье лосей значительно увеличилось. В смешанных лесах также обитают еж, волк, заяц-беляк, рысь, барсук и другие животные.

Широколиственные породы представлены дубом, липой, вязом, кленом, ясенем и другими деревьями. Дубовые леса отдельными изолированными участками расположены вдоль правого берега Волги. Наиболее крупные массивы находятся в Мариинско-Посадском, Чебоксарском. Ядринском, Корасночетайском и Шумерлинском районах. За последние десятилетия наблюдается повсеместное засыхание вершин дубов. Причина этого явления до сих пор не выяснена, наиболее вероятная – загрязнение атмосферы.

Первые научные исследования и опытные работы в дубравах республики были начаты в середине 90-х годов XIX века лесничим Ильинского лесничества кандидатом лесоводства Брониславом Ильичем Гузовским. Он родился в 1860 году в г. Ровно на Украине. Окончил Петровско-Разумовскую земледельческую и Лесную академию (ныне Сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева). С 1889 года в течение 24 лет работал в Ильинском лесничестве. Бронислав Ильич занимался интенсивным лесовосстановлением дубрав.

Старейшина чувашских дубрав находится в Опытном лесхозе Моргаушского района. Его возраст 470 лет, высота до повреждения молнией достигала 26 м, диаметр 180 см, окружность 565 см, объем около 34 м3.

На растительных этажах-ярусах живут многочисленные животные. Здесь они находят достаточное количество пищи. Очень много в лесу птиц. Для изготовления гнезд они используют мертвые веточки деревьев, сухие листочки и стебли трав. На верхних этажах строят гнезда зяблики и иволги, а также хищные птицы – ястреб, канюк, подорлик. Стволы для гнездования используют зеленый, большой пестрый и черный дятлы. Старые дупла дятлов используют мухоловки-пестушки, большие синицы, горихвостки. Кустарники являются местом гнездования славок, ближе к земле, иногда прямо на земле строят гнезда дрозды-белобровики и пеночки-веснички.

В юго-восточной части Чувашии сохранилась степная растительность. Сюда входят в основном территории Комсомольского, Яльчикского, Батыревского и Алатырского районов. Представителями степной растительности являются типчак, шалфей, мятлик, ковыль. На остепненных участках животный мир значительно беднее: обитают суслик, тушканчик, сурок-байбак. Батыревский сурковый заповедник образован в 1983 г., площадь – 25 га. Здесь сохранился фрагмент реликтового голоценового степного биогеоценоза. В 1982 г. в эту колонию была завезена партия сурков из Ульяновской области для восстановления ее численности. Скрок-байбак занесен в Красную Книгу России. Из птиц в степи встречаются жаворонок, перепел, серая куропатка, коростель, реже хищные птицы.

В республике насчитывается 2356 рек. Из них 2350 относятся к малым; Кубня, Була, Большой и Малый Цивиль - к средним; Волга и Сура и - к большим. Общая протяженность всех рек составляет 8650 км. Главной рекой Чувашии является Волга -шестнадцатая по длине в мире и первая в Европе. На территории республики е протяженность составляет 127 км. Ограничение свободного течения Волги каскадами гидроэлектростанций обеднило ее ихтиофауну. Раньше в ней обитало до 75 видов рыб, ныне 62 вида рыб, из них более 40 - в Волге. Наиболее ценными из рыб, обитающих в Волге, являются осетровые.

На территории Чувашии расположены 754 озера с площадью более 1 га. Ни на одной карте России и мира не отмечены озера нашей республики, что связано с их малыми размерами. Самое большое озеро Черное расположено в Порецком районе и имеет площадь 40 га. Самое длинное озеро Долгое, расположенное так же в Порецком районе, протянулось на расстояние 7 км. Наши озера и по глубине не выделяются. Максимальная глубина самого глубокого озера в республике составляет около 16,75 м. Это озеро Сюткюль Моргаушского района. Многие озера являются памятниками природы (Астраханка, Тени, Кюльхири и др.).

На озерах встречаются бобры. Бобр – крупный грызун семейства бобровых, селится на лесных речках и озерах. В XVII–XVIII вв. на территории Чувашии вид почти полностью был истреблен. После проведения реакклиматизации в 1951 г. бобры широко расселены в прибрежных зонах водоемов республики.

Наша республика расположена в зоне, благоприятной для образования болот. Всего у нас около 400 болот различной величины и площади. Наиболее заболоченные участки находятся в Заволжье и в долине Суры. Болота занимают всего около 0,5 % площади территории республики болота, но вносят существенное разнообразие в природу Чувашии. Животный мир болот не богат. Самый заметный житель – серый журавль. Встречаются также чайки, крачки, утки.

Найти путь спасения животных – одна из задач активных защитников природы. Сейчас уже известно: для сохранения одних животных достаточно запретить на них охотиться, для спасения других необходимо создавать заказники, заповедники, для восстановления третьих требуется разработать специальные программы. При этом люди будут продолжать использовать растительный и животный мир. Однако использовать разумно, не нанося невосполнимого ущерба. Ибо современное понимание охраны природы предполагает именно разумное, рациональное использование ее богатств с последующим восстановлением. Так возникла идея составить списки животных и растений Земли, нуждающихся в охране в первую очередь. В 1978 году Красная книга появилась в нашей стране, называлась Красная книга СССР. В 2001 году вышел на свет первый том Красная книга Чувашии, 2011 году – второй том. Красная книга Чувашской Республики - официальный юридический документ. Она учреждена постановлением Совета Министров Чувашской Республики, списки растений и грибов официально зарегистрированы в Министерстве юстиции Чувашской Республики. Красная книга должна быть постоянно обновляющимся документом, в нее должны поступать новые материалы.

В целях сохранения биологического разнообразия также сформирована единая сеть особо охраняемых природных территорий. В нашей республике имеются 3 ООПТ федерального значения: ГПЗ «Присурский», национальный парк «Чăваш варманĕ», Чебоксарский филиал Главного ботанического сада Российской Академии Наук. К ООПТ местного значения (их 100) относятся противоэрозионные леса и лесопосадки, зоны санитарной охраны источников водоснабжения, зеленые зоны вокруг городов и населенных пунктов, городские леса, скверы, сады, бульвары, зеленые насаждения, парки, особо ценные участки леса, лесопарки, дендрарии. На территории Присурского заповедника встречается русская выхухоль, реликтовый зверь, живший на земле вместе с динозаврами. В экспозиции представлены следы этого животного.

В природе все тесно связано между собой. И человек, который сам часть Природы, тоже связан с окружающей средой: с землей, реками, воздухом и всеми живущими вокруг другими существами. Увы, в наши дни почти нет таких животных, которым не угрожало бы вымирание по вине людей.

Вмешательство человека в жизнь Природы нельзя остановить. Но всем нам надо стремиться к тому, чтобы не причинять ей вред, чтобы она как можно меньше страдала от нашего вмешательства. А для этого надо знать и любить Природу, знать животных, которые живут на нашей планете рядом и одновременно с нами, их повадки, привычки, образ жизни. Знать, чтобы сохранить и сберечь.

  1. Литературно – музыкальная композиция «Прикоснёмся к природе душой»

(Включается запись со звуками природы)

1ученик:

 «Я сорвал цветок, и он завял.

Я поймал жука,

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял:

Прикоснуться к природе

Можно только душою!»…

2 ученик: «Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев, песнь кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе. Услышал, и затаил дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

 Детская песня (из м/ф КОАПП) «У природы много дней…»

3 ученик:

«Лесная тишь полна своих чудес.

Ты перед сказкою стоишь,

А сказка – это лес.

Ты эту сказку сохрани:

Не рви, не мни и не спугни»

4 ученик:

В ясный полдень, на исходе лета, 
Шел старик дорогой полевой; 
Вырыл вишню молодую где-то 
И, довольный, нес ее домой. 
5 ученик:
Он глядел веселыми глазами 
На поля, на дальнюю межу 
И подумал: «Дай-ка я на память 
У дороги вишню посажу. 
6 ученик:
Пусть растет большая-пребольшая, 
Пусть идет и вширь и в высоту 
И, дорогу нашу украшая, 
Каждый год купается в цвету. 
7 ученик:
Путники в тени ее прилягут, 
Отдохнут в прохладе, в тишине, 
И, отведав сочных, спелых ягод, 
Может статься, вспомнят обо мне. 
8 ученик:

А не вспомнят — экая досада, — 
Я об этом вовсе не тужу: 
Не хотят — не вспоминай, не надо, — 
Все равно я вишню посажу!

Ребята, а можем мы с вами как-то помочь природе?

9 ученик:

На городском субботнике 
Отличные работники. 
Прибрать сегодня город 
Пришли и стар и молод. 


10
ученик:
Собрали́сь пенсионеры 
Чистить улицы и скверы. 
– Вам помощники нужны? 
Предложения слышны. 

11 ученик:
Это вышел третий класс 
На уборку в первый раз. 
Только слышится: – Давай! 
На работу налетай! 
12
 ученик:
Кто-то мусор собирает, 
Кто-то деревца сажает, 
Кто-то в клумбах копошится, 
Всюду радостные лица. 
13
ученик:
На городском субботнике 
Все дворники, все плотики. 
Даже беспокойный мэр 
Помогать пришёл в наш сквер. 
14
 ученик:
Никто ни с кем не ссорится, 
У всех работа спорится. 
Третий класс решил на «пять» 
Город к празднику прибрать.

15 ученик:

Всё – от старой сосны у забора 
До большого тёмного бора 
И от озера до пруда – 
Окружающая среда. 
16
 ученик:
А ещё и медведь, и лось, 
И котёнок Васька небось? 
Даже муха – вот это да! – 
Окружающая среда. 
17
 ученик:
Я люблю на озере тишь, 
И в пруду отраженья крыш, 
Рвать чернику люблю в лесу, 
Барсука люблю и лису... 
Я люблю тебя навсегда, 
Окружающая среда!

Детская песня «Горе, море и холмы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Доклад на экологическое воспитание младших школьников «Учим детей любить природу»

Актуальность темы состоит в том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, её решение должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности. Че...

Родительское собрание на тему "Прикоснёмся к природе душой"

             Экологическая тематика родительского собрания выбрана из весьма серьёзных побуждений. Информация, предоставляемая из сухих цифр и рассказыв...

Экологическое воспитание младших школьников. Люби природу,человек.

·        Сформировать основы экологической грамотности и чувства ответственности у каждого   за судьбу России и планеты Земля в целом.·...

Родительское собрание "Экологическое воспитание младших школьников"

Родительское собрание "Экологическое воспитание младших школьников"...

Материалы к родительскому собранию "Экологическое воспитание младших школьников"

Презентация к родительскому собранию по теме "Экологическое воспитание младших школьников"...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....